Экологический проект "Звенит родник водой студеной"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

лилиана ринатовна тимофеева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

БАВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект

для детей подготовительной к школе группы.

 

 

 

Подготовила и провела

воспитатель Лилиана Ринатовна Тимофеева

 

 

 

 

 

2013 год

Актуальность проекта:

Заставить полюбить Родину,

природу нельзя, но помочь полюбить можно.

                                                                                                             Н.Сладков

Каждый хотя бы раз в жизни пил родниковую воду. В старину существовало поверье, что напившись родниковой воды, человек способен почерпнуть силу самой земли. Родниковые источники испокон веков почитались на Руси. Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый обрядовый комплекс почитания воды. Особой силой наделяли наши далекие предки родники - студенцы и относились к ним с особым благоговением. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.
Зимой родниковая вода не замерзает, так как у родниковой воды плюсовая температура.
Вода является самым полезным ископаемым. Человек на две трети состоит из воды. При помощи воды в организм человека поступают все жизненно важные питательные вещества и выходят продукты метаболизма.

Родниковая вода имеет правильную структуру живой воды, т.к. она проходит в родниковой жиле многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется, приобретая правильную структуру живой воды. Температура родниковой (ключевой) воды в родниковой жиле около 4 град.С, что не позволяет в ней поселяться болезнетворным бактериям.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Веками доказано, что чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни.

В отличие от других городов республики жителям нашего города повезло - мы пьём природную, а  не хлорированную воду. Это большой плюс. Например: воду из природного родника « Ак Чишма», можно пить в сыром виде. Рядом нет ферм и  человеческих построек. Главное – не хранить её долго. У нашего родника « Ак Чишма» можно встретить много людей и все они приходят сюда за чистой водой, потому что считают, что она вкусная, полезная, ею умываются, поливают комнатные растения. Говорят, что она обладает лечебными свойствами.

Основная идея проекта:

Познакомить детей с родником « Ак Чишма», со свойствами воды этого родника, в процессе поисково-исследовательской работы.

Участники проекта:

 Педагоги ДОУ, родители, дети подготовительной к школе группы.

Продолжительность проекта:

5 дней (1 неделя).

Тип проекта: краткосрочный.

Цель:

*      Формировать экологическую воспитанность дошкольников;

*      Активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей.

 Задачи:

*      Познакомить детей с одним из  родников Бавлинского района -  «Ак Чишма».

*      Прививать любовь к родной природе, родникам -  источникам чистейшей святой воды.

*      Формировать бережное отношение к воде.

*      Развивать творческие способности в процессе исследовательской деятельности.

*      Привлечь родителей к совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

*      «Познание»

*      «Коммуникация»

*      «Здоровье»

*      «Социализация»

*      «Безопасность»

*      «Чтение художественной литературы»

*      «Художественное творчество»

*      «Труд»

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

ü  Обсуждение  цели, задач с детьми и родителями.

ü  Создание необходимых условий для реализации проекта.

ü  Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

*      Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о родниках.

III этап - заключительный

*      Оформление результата проекта в виде презентации.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

*      Тематические беседы с детьми:

1) Сказочный мир воды.

Планета наша  «голубая»

Такая разная большая

Звенит родник водой студеной
Сияет струйками своими
И капельки игрой веселой

Смеяться просят вместе с ними.

«Тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое», - обращался к воде Антуан де Сент - Экзюпери. Тот самый, что написал прекрасную сказку о маленьком принце. И там вода играла не последнюю роль: принц постоянно помнил, что надо поливать свою единственную розу, оставленную на далекой родной планете. Вода - активный созидатель нашей планеты, один из ее основных "строительных материалов". Без воды мы не мыслим ни дня. Всю свою жизнь человек имеет дело с водой. Мы используем её для пищи и питья, для умывания, для наших растений и для всего остального и зимой и летом

 

2)Родники нашего края и природоохранная работа.

Бавлы - город чистейших, святых родников. Целебные капли родниковой воды, приходят в каждый дом, благодаря людям, стоящим на страже охраны родников, благодаря детям, школьникам, которые ежегодно выходят на очистку родников. Среди множества родников и тот, о котором мы будем говорить, это - родник « Ак Чишма».

 

*      Изготовление макета «Родник Ак Чишма».

*      Игровое занятие « Волшебница водица».

*      Слайд – экскурсия к родникам.

Сегодня мы поговорим о том, без чего не может быть жизнь на Земле. Для этого мы должны разгадать загадку:

Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (ручеек)

Стук в дверь:  «Дети! а кто там пришел». (Звучит музыка)

«Это я, ручеек, пришел к вам поиграть и про себя рассказать»

«Ребята а вы знаете, что скоро отмечается  Всемирный день воды. А воду называют - волшебницей. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень разной. Она может быстро - быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная!

Ручеёк: А что вы ребята можете рассказать о воде, наверное вы многое о ней знаете (ответы детей)

Правильно вода нужна и для питья и для умывания и не только человеку, но и животным и растениям. Давайте встанем в круг и поиграем. Мы превратимся в маленькие роднички и под музыку будем сначала медленно, потом быстрее повторять движения бегущей из родника воды на своем месте, а когда большая река мама позовет вас к себе под слова «Буль - буль» капельки быстро  должны собраться в большую реку и дружно обняться.

Ручеёк: Ребята, а может вы проведёте экскурсию по группе и расскажете мне, как в группе вы используете воду.

Экскурсия по группе: уголок природы (дети говорят о том, что поливают здесь цветы, протирают листья, опрыскивают их);  умывальная комната (здесь мы моем лицо и руки, а после занятий рисования кисточки) и т.д.

Ручеёк: А теперь нарисуйте меня пожалуйста, а я заберу ваши рисунки с собой и покажу моим братьям родничкам. Они будут очень рады

Дети делают зарисовки и прощаются с родничком.

Молодцы ребята. А как вы думаете за что родничок может похвалить вас перед своими братишками

*      Познавательные игры « Вода – источник жизни».

*       Составление рассказов о воде.

*      Рассматривание картин, альбомов о роднике.

*      Рассказы воспитателя и воспитанников:

Воспитатель Л.Р.Тимофеева.

Как-то летним днем мама с сыном отправились на прогулку к горе, они часто бывали там. И  все вроде им было там знакомо, но вдруг сынок прибежал к маме и с удивлением произнес:

- Мамочка там из горы появилась водичка, что это?

Когда они подошли  поближе, увидели только пробившийся из земли родничок, он был таким слабеньким, тоненьким. Мама рассказала сыну, что это родничок и он так необходим всем, кто живет возле этой горы:  животным, насекомым, и, конечно  же, нам, людям. «Мы будем, сынок, приходить сюда и помогать  родничку становиться крепче…» (вопросы  детям: Как мы можем помогать родникам?  Ответы  детей)

Воспитанница подготовительноё к школе группы Савченко Катя (6 лет):

-Жил был маленький родничок, он был таким веселым, добрым, он понимал, что всем нужен и все обитатели в лесу очень его любили, ведь он никогда никого не обидел и делился своей прохладной водичкой со всеми. Но, однажды, сильный ветер толкнул с горы большой камень и закрыл дорогу родничку. Прибежал зайчик к роднику, а его нет,

И тут, он услышал, как плачет родничок, просит помощи. Зайка позвал из леса всех, кому помогал родничок и, все вместе, они помогли роднику освободиться.

 

*      Экскурсия на родник совместно с родителями.

*      Беседа, наблюдения

Поход на родник начался с подготовки в группе. Вспомнили правила поведения на дороге, в лесу,  на роднике.

Родник встретил нас веселым журчанием, как будто улыбался, приветствуя нас. «Ребята, вот она чистая водица нашего Бавлинского родника «Ак Чишма», что в переводе означает «Белый родник». (воспитатель рассказывает историю, возникновения родника) Посмотрите, какая в нем чистая, прозрачная, холодная вода. А как мы можем понять, что она холодная? (ответы детей). А хотите узнать, как он появился?

Родничку стало тесно под горой, ведь он понимал, что он должен помогать всему живому и поэтому он, раздвигая землю, глину, песок, добрался до поверхности земли. И произнес: «А вот и я, пейте воду и будете здоровыми». А теперь давайте посмотрим, куда же побежал наш родничок. А родничок захотел встретиться со своими братиками, и есть место, где они встретятся, обнимутся и сольются в речку Бавлинку. Вот мы и узнали о нашем роднике, а теперь давайте наберем водицы и в группе, будем проводить эксперименты и опыты с родниковой водой. Ребята, попрощаемся с родничком, скажем ему до встречи, мы обязательно придем к нему летом в гости.

*      Опытно-экспериментальная работа « Что покажет нам вода».

Экспериментальное занятие.

Во время занятия детям было показано, каким образом образуются на поверхности земли родники. Пробиваясь сквозь слои гравия и песка, вода проходит естественную фильтрацию. Ребята сами принимали участие в изготовлении фильтров. Фильтр из песка и камушков и фильтр из слоя ваты и марли. Дети убедились, что фильтры, изготовленные нами, лишь частично очищают воду от примесей. А чтобы вода стала безупречно чистой , необходима очень тщательная фильтрация. Именно такую фильтрацию проходят, пробиваясь на поверхность земли, родники. Фото нашего эксперимента прилагаем.

*      Проведение конкурса. Родители и дети представляют свои работы:

ü  фото ребенка рядом с родником;

ü  опиши место возле родника;

Савченко Катя ( 6 лет) с мамой Галиной Ивановной.

Родничок бежит из земли. Водичка прозрачная вкусная. Он поет свою песенку, тихонечко журча. Из маленького родника , получается большая речка.

 

 

 

Гимаева Самира (6 лет) с мамой Гульфирой Газисовной

В детском садике я всегда узнаю, что то новое. И вот вчера мы со своей воспитательницей Лилианой Ринатовной, ходили на родник. Я так была удивлена, что такая чистая вода течет в роднике .Лилиана Ринатовна  обьяснила нам , что родник называется « Ак Чишма» -белый родник. Мы взяли воду с собой, а в группе сравнили воду из крана и из родника.

 

 

Тимофеевы Ксения (11 лет) и Арсений(6 лет)

Город наш Бавлы

Славен родниками

Радуют людей

Чистыми ключами

Ходим к родникам

За святой водицей

И растем здоровыми

Парнем и девицей.

 

Автор стихотворения «Бавлинские родники» Никулина Валентина Николаевна.

«Бавлинские родники».

Над мельничной горою рассветает,

И травы умываются росой,

Стрекозы над Бавлинкою летают,

А я иду по берегу босой.

Березовая роща на мельничной горе,

Полощет ветер белые косынки,

А под горой, на ласковой заре,

Родники целуются с Бавлинкой.

Омоет ивы лист хрустальная вода,

Над берегом расстелятся туман,

Но встанет солнце над Бавлами, и тогда,

Рассвета краски ярче всех румян!

Так пролетают в этой жизни день и ночь

И только город вечно молодой!

Святой родник, любовь нам напророчь,

И окропи бавлинскою водой!

Березовая роща на мельничной горе,

Полощет ветер белые косынки,

А под горой на ласковой заре

Родники целуются с Бавлинкой.

 

Автор стихотворения «Бавлинский родник» Валера Степанов.

«Бавлинский родник»

 

Под горой течет родник,

Он немал и невелик.

В нем прозрачная вода,

Её и пьют люди всегда.

Тут отец, и сын и дочь

Утолить жажду не прочь.

Каждый рад ему помочь,

Чтоб журчал и день и ночь.

Пусть журчит он много лет,

Его краше в мире нет.

Всем бавлицам дорог он

Любо слышать его звон.

 

Формы работы в процессе реализации проекта.

Походы

 

викторины

 

Занятия

 

Познавательные игры

 

эксперименты

 

Игры-путешествия

 

Праздники, развлечения

 

Экологическо-исследовательские тренинги

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timofeeva_rabota.docx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Берегите воду!"

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Берегите воду!»        Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о том, как человек использует вод...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник».

Конспект  занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник»....

Экологический проект "Родники"

Главная задача проекта - воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края....

экологическая сказка "Родник"

Сказка для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Экологическая сказка «Родник»

ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимания единства и взаимосвязи человека и природы, бережно относится к природным ресурсам (к воде), беречь воду, закрепление п...

Создание экологического центра «Родник»

Цель: Организация работы по обновлению развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей детей, самостоятельности и инициативности.  Создание экологического ц...


 

Комментарии

Сунгатуллина Райса Фахрисламовна

Лилиана Ринатовна,ваши работы очень интересные,познавательные и так много стихов наших земляков.