Нуждаемся в вашей защите.
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

познакомить детей с Красной Книгой животных РФ, с видами редких (исчезающих) животных; с понятиями «среда обитания», «пищевая цепь», с работой зоопарков и заповедников по сохранению редких видов животных; дать представление о том, что природа – единый живой организм, в котором важны все животные и растения (в ней нет плохих и хороших); воспитывать бережное отношение к природе: природа разнообразна, но хрупка и не безгранична, ее надо беречь и сохранять. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhdaemsya_v_vashey_zashchite.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Нуждаемся в вашей защите»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с Красной Книгой животных РФ, с видами редких (исчезающих) животных; с понятиями «среда обитания», «пищевая цепь», с работой зоопарков и заповедников по сохранению редких видов животных; дать представление о том, что природа – единый живой организм, в котором важны все животные и растения (в ней нет плохих и хороших); воспитывать бережное отношение к природе: природа разнообразна, но хрупка и не безгранична, ее надо беречь и сохранять.

 

Занятие № 1«Открывая Красную книгу».

Задачи: знакомство с Красной книгой, понятие «редкое животное».

Просмотр презентации «Животные из Красной книги».

На занятии мы с ребятами посмотрели презентацию и провели беседу.  Дети были удивлены тому, как много животных, которых они знают, попали в Красную книгу. Объяснялся термин «редкое животное». Перед детьми ставился проблемный вопрос: почему животных становится меньше? (У животных мало еды, животным негде жить, на животных охотятся). В конце занятия делался вывод, что редких животных надо спасать.

Вечером просмотр мультфильма «Красная книга» (мультсериал «Смешарики»).

Занятие № 2«Среда обитания».

Задачи: знакомство с понятием «среда обитания», какой она бывает; объяснить, почему животные живут только в определенной среде обитания, почему исчезает среда обитания, как люди могут помочь животным выжить.

Просмотр презентации «Среда обитания».

На занятии во время показа презентации детям объяснялся термин «среда обитания» (место, где животное живет, охотится, выводит потомство). Среда обитания может исчезнуть, тогда животным негде жить и нечего есть. Среда обитания может исчезать из-за стихийных бедствий (например, пожар в лесу) или из-за разрушительной деятельности человека (загрязнение воздуха, воды; вырубка лесов и на их месте строительство домов, дорог). Вывод: к среде обитания животных надо относиться бережно: оценить вред и пользу, которую может принести изменение среды обитания.

Во второй части занятия детям были показаны картинки с разнообразными средами обитания: лес, болото, море, поле, тундра (вечная мерзлота) и т.д. После этого проводилась игра «Кто где живет?»

На доске выставлялись картинки с разными средами обитания животных, а ребенок должен был «поселить» животное с картинок в его среду обитания.

Проведение дидактической игры «Кто где живет?» (луг-бабочка, Арктика – морж, болото – цапля, лес – барсук).

Занятие № 3 «Пищевые цепи».

Задачи: познакомить детей с понятиями «хищное животное», «травоядное животное», объяснить взаимосвязь между хищными и травоядными животными, взаимную пользу; объяснить понятие «пищевая цепь»; во время проведения игры подвести детей к выводу о том, что если исчезает одно из звеньев пищевой цепи, то вся цепь разрушается.

Просмотр презентации «Хищные и травоядные животные. Пищевые цепи».

Во время просмотра презентации детям объяснялось, что хищных и травоядных животных можно отличить по зубам: у хищного зверя зубы острые (клыки), так как им нужно охотиться, у травоядных – тупые, они ими пережевывают траву, кору, листья. Травоядные животные – пища для хищных животных. Но в природе нет «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых» животных, все они приносят пользу. Травоядные животные способствуют росту растений, а хищные охотятся прежде всего на старых и слабых животных, помогая выживать сильным и здоровым. Растения, травоядные и хищные животные объединяются в пищевую цепь: растения – пища для травоядных, травоядные – пища для хищников.

Во второй половине занятия проводилась игра «Составь пищевую цепь». На столы детям давались картинки с прикрепленными к ним скрепками (звенья цепи). Дети должны были определить, кто чем (кем) питается и правильно соединить цепь. После составления цепей дети, по просьбе воспитателя, закрывали рукой одну из картинок животных и объясняли, что произойдет, если то или другое животное исчезнет (если не станет комаров, то лягушки будут голодать и т.д.). Таким образом дети подводились к мысли, что в природе нет «лишних», «плохих» животных. Они все важны и все друг другу приносят определенную пользу.

В конце занятия детям были предложены модели для обозначения хищных (треугольник в круге – острый зуб) и травоядных (прямоугольник в круге – тупой зуб) животных.

Пищевые цепи, собранные детьми.

Занятие № 4  «Как люди спасают редких животных».

Задача: дать детям представление о работе в зоопарках и заповедниках по сохранению  редких видов животных; понятия «заповедник», «кольцевание птиц», «отлов животных».

Просмотр презентации «Как люди спасают редких животных».

Во время просмотра презентации детям рассказывалось о работе людей в зоопарках и заповедниках. В зоопарке разводят животных в неволе. Их уже нельзя вернуть в дикую природу, но они могут выжить рядом с людьми. Заповедник – огромная территория дикой природы, где запрещена какая-либо деятельность человека по ее изменению (вырубка лесов, осушение болот, строительство домов и т.д.). В заповедниках ученые изучают диких животных и помогают им выжить (проводятся подсчет животных, зимой их подкармливают, следят, чтобы животные не болели). Когда животных становится много в заповеднике, их отлавливают и перевозят в другой заповедник, где таких животных мало. Птиц ученые окольцовывают, чтобы проследить, куда улетают эти птицы зимой, где приносят потомство.  Затем детям объяснялись правила поведения в зоопарке (не кормить животных, не стучать по стеклу, не шуметь) и в заповеднике (нельзя рвать растения, нужно ходить по дорожках, нельзя шуметь и т.д.).

В конце занятия детям были показаны модели, которые будут в Нашей Красной книге обозначать: «нельзя охотиться», «животное охраняется в заповеднике».

На протяжении всего проекта по вечерам шел просмотр документального фильма ВВС «Климатические пояса Земли. Среда обитания».

Знания, полученные детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, поддерживались на занятиях по продуктивной деятельности.

Аппликация – «Белые медведи на льдине».

Конструирование – «Мы строим зоопарк».

Лепка – «Мое любимое животное из Красной книги».

Итог проектной деятельности – создание Красной книги животных для группы.

Цель: создать пособие, которым могли бы пользоваться дети и воспитатели группы.

Для того, чтобы дети могли самостоятельно «читать» книгу, использован метод моделирования. Все модели объяснялись детям в течение всего проекта на занятиях. Для воспитателей про каждое животное сделана страница с необходимым материалом.

Дети «читают»  Нашу Красную книгу.

Воспитатель делает объявление громким голосом.

Воспитатель: “Внимание, внимание! Всем детям необходимо собраться на важное собрание, чтобы провести расследование”. Когда дети рассаживаются на свои места, воспитатель показывает Красную книгу и говорит, что в группе появился новый объект, как вы думаете коллеги, что это?

Ответы детей. Воспитатель следит, чтобы дети старались отвечать фразами: “Я думаю”, “Моя версия”, “Мне кажется”.

Воспитатель: Правильно - это красная книга, где собраны виды животных, которые бесследно исчезают с лица земли. В Красной книге 5 категорий охраны.

Первая категория – виды, которые находятся под прямой угрозой и необходимы экстренные меры по их спасению. Воспитатель показывает карточку ! Выставляет ее.

Так мы будем обозначать эту категорию.

Вторая категория – виды, которые еще достаточно многочисленны, однако их вид сокращается катастрофически быстро !! Третья категория – виды, которым прямое исчезновение пока не грозит, но они встречаются в природе редко на ограниченной территории. Выставляется следующая карточка!!! Четвертая категория – неопределенные виды, которые еще изучены недостаточно. Выставляется аналогичная карточка!!!!.

Пятая категория – виды, которые спасены от гибели благодаря принятым мерам. Так же показывается карточка !!!!!.

Презентация Красной книги

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли такая книга? Для чего? А что вам хотелось бы узнать о животных, которые помещены в эту книгу? А чтобы нам все это лучше запомнить, давайте придумаем условные знаки. Первые три пункта для подготовительной группы:

Класс (звезда)

Семейство (нарисованы схемы человечков)

Категория !

Где живет (дом)

Внешний вид (лицо)

Чем питается (тарелка)

Интересные факты (книга)

Воспитатель предлагает сделать Красную книгу ля группы. Обложку для этой книги воспитатель изготавливает сам или с детьми в свободное время.

Вы все превращаетесь в спасателей.

Для этого каждый ребенок выбирает себе картинку животного, о котором он хотел бы узнать что-то новое. Эта картинка приклеивается ребенком на лист А4. Если картинка черно-белая, ребенок ее раскрашивает. Когда все картинки приклеены, воспитатель предлагает детям перевернуть лист бумаги, и сделать кармашки-подсказки. В эти кармашки вы будете класть свои схемы, которые помогут вам рассказать о любом животном, которые вы хотели бы спасти.

Дети изготавливают из бумаги кармашки и рисуют на них условные знаки, которые были обговорены до этого. Эти заготовки дети забирают домой и готовят рассказ о своем животном к пятнице.

Вторник

Воспитатель читаем детям рассказ Пришвина “Филин”.

Воспитатель: Ребята, о какой птице говорится в том рассказе. Эта птица тоже занесена в Красную книгу. И так, вас всех приглашают на ученый совет. Мы поговорим об этой прекрасной птице. Дети пересаживаются за столы, На которых лежат приготовленные листы А4 с кармашками подсказками. Маленькие листочки, простые и цветные карандаши. На доске такой же образец. Ученые начинают работать.

Воспитатель рассказывает: “Филины исчезают из природы, т.к. люди раньше видели в них опасность. Эта птица хищник и на них разрешалась охота. Внешний вид .

Воспитатель показывает на кармашек. Перья ржаво-желтого цвета. На голове над глазами есть перьевые “уши”. Они то торчат вверх, то опущены вниз. Это зависит от настроения птицы. Глаза птицы завораживают, они ярко оранжевые или красные. Напоминают взгляд дикой кошки”. Ребята, что мы узнали о внешнем виде филина. Дети отвечают, а воспитатель пытается их ответы зарисовывать условными знаками: перо, желтые глаза. Дети рисуют такие же знаки на своих бумажках и вкладывают их в нужный кармашек. Воспитатель показывает на кармашек . Рассказывает: “Филин обитает в лесах, степях, горах, Главное, чтобы в месте их обитания, было как можно меньше шума. Дети пытаются сделать зарисовки сами. Листочек помещается в нужный кармашек. Так же воспитатель прорабатывает с детьми условные обозначения для всех кармашков. Когда все кармашки заполнены, воспитатель объявляет перерыв.

Во второй половине дня делается поделка филина (пластлинография). Затем достаются листы с кармашками-подсказками, которые дети заполняли в первой половине дня. На обратную сторону приклеивается поделка с филином. Дети опираясь на кармашки-подсказки рассказывают о филине.

Среда

Воспитатель читает загадку: Полосатый рыжий зверь, самый редкий он теперь.

Воспитатель показывает игрушку Тигра. Тигра просит рассказать детей о своем внешнем виде.3-4 ребенка рассказывают, а один заполняет листочки для кармашков.

Тигр хвалит детей и рассказывает им о себе. Обитает на Дальнем Востоке, на берегах рек Амур и Уссури в кедровых лесах. Вызывается еще один ребенок, он заполняет листочек для нужного кармашка. Относится тигр ко !! категории охраны. На животе тигр носит пяти сантиметровый слой жира, который защищает его от низких температур. Хищник отлично различает цвета, и ночью видит в пять раз лучше человека. Он очень быстро может бегать по мокрому снегу. Детьми так же делаются зарисовки для кармашков.

Физкультминутка (см. средняя группа) Воспитатель предлагает сделать картинку для красной книги. Ребята обводят приготовленный заранее шаблон, раскрашивают его гуашью, А полоски рисуют черной толстой ниткой. Готовая страничка добавляется в Красную книгу.

Четверг

Художественное творчество.

Материалы: Лист А4, акварельные краски, кисти, баночки с водой.

Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель включает музыку. Детям предлагают закрыть глаза и представить, что они находятся на берегу Атлантического океана. Волны льются оберег. Лицо обдувает ветер Атлантики. Откройте глаза и нарисуйте море, которое вам представилось. Дети рисуют море, волны. Когда все дети выполнили задание, воспитатель предлагает всем сесть на корабль и отправиться в плаванье по Атлантическому океану. Дети собираются группой и представляют, что они плывут на корабле. Высаживаются на маленьком островке. Все рассаживаются на ковре. Появляется игрушка или картинка дельфина. Дельфин рассказывает о себе:

Класс: Млекопитающих.

Отряд: Китообразные.

Семья: Дельфиновые.

!!!! категория охраны. В России встречаются крайне редко, отдельные особи встречаются в Баренцевом и Балтийском море. Дельфины водятся там, где температура не опускается ниже 7,5 градусов. Голова, спина, плавники окрашены в черный цвет, а нижняя часть головы и живота белая. Дельфины путешествуют группами. Питаются рыбой.

Физмультминутка

К речке быстро мы спустились

 Наклонились и умылись

 Раз, два, три, четыре

 Вот как славно освежились

 А теперь поплыли дружно

 Вместе – раз, это брасс.

 Одной, другой – это кроль.

 Все, как один, плывем,

 Как дельфин.

 Вышли на берег крутой

 И отправились домой.

Дети дорисовывают дельфина на свою картинку.

Во второй половине дня дети заполняют кармашки для рассказа. Выслушивается 4-5 рассказов детей. Дельфин так же помещается в Красную книгу группы. Детям раздаются приглашения на пятницу на “Ученый совет”.

Пятница

Собирается ученый совет.

Дети рассаживаются по местам.

Воспитатель: Внимание, внимание, сегодня собрались ученые на заседание. Они хотят поделиться своими знаниями о редких животных, которых они изучали. И так приглашается первый рассказчик.

Выслушиваются рассказы детей, приготовленные дома. Если докладчиков очень много, то доклады слушаются и во второй половине дня.

Все изготовленные детьми странички помещаются в красную книгу группы.

Подводится итог. Силами наших ученых, благодаря их исследованиям у нас в группе появилась своя Красная книга, которая будет нам напоминать о том, что человеку, надо внимательней относиться к природе и животным, живущим в ней. Что это наш общий дом.

Все выступающие награждаются по желанию воспитателя медалями или грамотами.

Конспект занятия расширяет представления детей о растениях (садовых, комнатных, дикорастущих), занесенных в Красную книгу. Закрепляет знания детей о профессиях, связанных с выращиванием и уходом за растениями, показывает результаты труда и их общественную значимость и развивает внимание, мышление, умение классифицировать и обобщать.  

Программное содержание:

Расширять представления детей о растениях (садовых, комнатных, дикорастущих) занесенных в Красную книгу.

Закреплять знания детей о профессиях, связанных с выращиванием и уходом за растениями, показывать результаты труда и их общественную значимость.

Активизировать словарь по теме “Цветы”, развивать связную речь.

Развивать внимание, мышление, умение классифицировать и обобщать.

Уметь рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.

Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

Оборудование: конверты с заданиями, карточки с цветами, сборник стихов о цветах.

Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях и животных, находящихся на грани исчезновения; экскурсия в лес, библиотеку, Краеведческий музей.

Ход занятия

Перед началом занятия воспитатель и дети обращают внимание на вопросительный знак, который появился в книжном уголке. Подходят к столу и видят картинки с разнообразными цветами.

Воспитатель. Ничего не понимаю, откуда у нас эти картинки. И что же нам с ними делать?

(Рассуждения детей)

Дети. Это цветы, их необходимо разложить.

(Если дети затрудняются, то воспитатель задает наводящие вопросы: Какие цветы нарисованы? Что с ними необходимо сделать?)

Воспитатель и дети приходят к выводу, что цветы надо сгруппировать.

(Рассуждения детей о том, на какие группы надо поделить цветы)

Дети. Комнатные, садовые, дикорастущие.

Воспитатель. Молодцы ребята! Правильно! А почему решили разделить именно так?

(Предлагает детям объяснить свой выбор)

Дети. Мы их разделили на группы, потому что они отличаются тем, что растут в разных местах;

Воспитатель. Правильно вы заметили.

(По ходу работы дети обращают внимание на знакомые карточки с красной каймой, потому что знают, что эти карточки свидетельствуют о том, что данные цветы занесены в Красную книгу).

Воспитатель. Верно ребята! А вы знаете, почему карточки именно с каймой красного цвета?

Дети. Да! Красный цвет – сигнал тревоги, опасности!

Воспитатель. Почему растения и животные заносят в Красную книгу, вы знаете?

Дети. (Рассуждения детей)

– Потому, что их мало осталось.

– Многие виды совсем исчезли.

Воспитатель. Молодцы! Быстро справились с заданием.

Ребята, но если мы оставим карточки так же, то они опять перепутаются. Что же делать?

(Дети. предлагают свои варианты решения:

– сделать книжки

– приклеить на альбомные листы)

Воспитатель. Верно, правильно думаете, только не на листы, а наклеим каждую группу цветов в свой альбом.

Сколько альбомов придется нам сделать?

Дети. Четыре:

– для комнатных растений;

– для садовых;

– для дикорастущих;

– для цветов занесенных в Красную книгу.

(Работа с карточками: дети выбирают цветы и приклеивают каждую группу в свой альбом)

Воспитатель. Молодцы, как быстро мы с вами справились с заданием!

А теперь поставим их на полку в уголке природы.

(Ставят альбомы и находят там же два конверта, на которых так же нарисован большой знак вопроса, рассматривают их).

Воспитатель. Посмотрим, что же в первом из них?

(Открывают конверт, из которого достают карточки с изображенными на них цветами)

– Что бы это значило?

Кажется, я догадалась, а вы?

(Высказывания детей о том, какую игру напоминают им эти карточки)

Воспитатель. Конечно. Это игра “четвертый лишний”. Необходимо найти лишний цветок.

(Детям предлагаются карточки)

1 карт. – астра, хлорофитум, тюльпан, бархатцы

2 карт. – василек, ландыш, ромашка, клевер

3 карт.– алоэ, гладиолус, фикус, сансивьера

Воспитатель. Молодцы! Можно переходить к следующему конверту.

(В конверте записка, в которой говорится, как надо выполнить задание, т.е назвать место положение данного цветка по отношению к другим цветам: например,

– в середине листа находится астра, необходимо назвать какой цветок находится левее, а затем правее от астры;

– цветы в два ряда: назвать цветы первого ряда, затем второго, какой цветок выше и так далее ).

Воспитатель. Какие вы молодцы! Все правильно назвали. Ребята, посмотрите появилась картинка с тремя восклицательными знаками. Как вы думаете, о чем она говорит?

Дети высказывают свои мнения

Воспитатель. Да, верно! Со всеми заданиями мы справились. Посмотрите, что это у нас тут?

(Находят книгу, пытаются ее открыть, но она не открывается)

Воспитатель. Как же нам ее открыть?! Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили!

Дети. О цветах!

Воспитатель. А вы знаете, люди каких профессий занимаются цветами?

(Рассуждения детей: цветовод, садовник, флорист)

Книга открывается на странице со стихотворением:

Я иду по цветущему лугу,

 Высыхает на листьях роса,

 Ветер травы качает упруго,

 И мне чудятся их голоса.

 Они шепчут: “Не рви нас, не надо,

 Наши гибкие стебли не мни.

 Мы для глаз и для сердца – отрада,

 Украшенье родимой земли!”

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто нам приготовил эти задания, прислал эту удивительную книгу?

(Рассуждения детей)

Дети. Садовник!

Воспитатель. Правильно, ребята. Что мы должны запомнить?

Дети. Цветы надо беречь! Не рвать зря!

Воспитатель. Молодцы, нужно беречь не только цветы, но и все живые существа, живущие на Земле. Надеюсь из вас выйдут хорошие натуралисты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в младшей группе "Слова, в которых нуждаются наши дети"

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня! И так, начнём. 1. Озвучить итоги анкетирования детей на тему «Вежливые слова» 2. Проводится анкета для родител...

Дети нуждаются в защите

«До пяти лет ребенок – Бог, с пяти до 15-ти – раб, а после 15-ти – друг». Так утверждает древняя японская мудрость.Первой частью этого народного педагогического постулата часто апеллируют некоторые пс...

Дети нуждаются в защите

Поставить обеспечение прав ребенка на мировой уровень смогла Организация Объединенных Наций, приняв в 1989 году Конвенцию ООН о правах ребенка. ...

Дети нуждаются в защите

Основные права для каждого ребенка, декларируемые Конвекцией ООН...

10.10.2023 статья ОНИ НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ + фотоотчёт

10.10.2023 статья ОНИ НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ + фотоотчёт[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28934991","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...

Группа "Озорные бабочки". В нашей группе прошло занятие по окружающему миру по теме: " Они нуждаются в нашей защите "

В нашей группе прошло занятие по окружающему миру по теме: " Они нуждаются в нашей защите "...