МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - МОРДОВИЯ МОЯ! НОД для детей старшей-подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кучерова Татьяна Петровна

Старинная мудрость напоминает:

 «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитания. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, развивается внутренний мир человека.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_mordovii.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Старинная мудрость напоминает:

 «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитания. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, развивается внутренний мир человека.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент.

Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так  подгруппами и индивидуально. В разных разделах учитываются темы по народной культуре. Например, цикл НОД «социальный мир»: одно занятие в месяц посвящается традиционной культуре, при этом конкретный выбор темы определяется ритмом народного календаря. Приобщение детей к истокам народной культуры проблемно связываются с НОД «Художественно-творческая деятельность» (рисование, лепка, аппликация).

Таким образом, данная система работы позволяет формировать, у детей дошкольного возраста, знания о культурном наследии мордовского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ -  МОРДОВИЯ МОЯ!

Подготовила Кучерова Татьяна Петровна

Цель:

Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка с применением ИКТ.

Программное содержание: Познакомить с глобусом, с географической картой, с картой Мордовии, учить «читать» ее;

Формировать у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине; закрепить понятие «мордовский край»; познакомить детей с мордовским национальным бытом, культурой, этносом.

Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей; создавать радостное настроение.

Развивать интерес к истории родного города, любознательность, расширять кругозор; развивать знания детей о богатствах Мордовии, её природе и животном мире,

Воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем, интерес и уважение к национальным традициям.

Обогащать и активизировать словарь, продолжать развивать связную речь детей. (глобус, макет, материк, страна, символика).

Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, перевоплощение, рассматривание, беседа по вопросам, рассматривание глобуса, карты Мордовии; мордовская народная игра «В горшки»; дидактическая игра «Собери герб», аппликационная работа «Флаг республики Мордовия»

Оборудование: глобус, карта Мордовии, символика Республики Мордовия; презентация с изображением природы Мордовии, историческими фото; старинные предметы быта и обихода; кукла в мордовском национальном костюме; элементы узора; музыкальные инструменты; сказка «Благородный медведь». Дидактическая игра «Сложи герб», материал на каждого ребёнка для аппликации, атрибуты для игры «В горшки».

Предварительная работа: экскурсии в природу. Рассматривание альбомов о Мордовии, о г. Саранске. Беседа с детьми на тему «Природа Мордовии, разучивание мордовских народных игр, беседы о нашей стране, чтение мордовских сказок, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии.

Коррек. задачи: расширить словарный запас детей, совершенствовать умение использовать в речи сложных предложений, закрепить умение отвечать на вопросы.

Ход НОД

(дети стоят около карты России»)

В. Скажите, как называется наша Родина? (ответы)

Да, дети, наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие народы: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие.

(показываю детям картинки на компьютере людей (кукол) в национальных одеждах)

У каждой народности есть своя малая Родина. Мы с вами живем в Мордовии – это наша малая Родина – это республика. Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей)

Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке, и если мы живем в Мордовии, то и разговаривать можем на мордовском языке. Давайте научимся здороваться по мордовски:

- Шумбратадо! (дети отвечают: Шумбратадо)

- Ребята, скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (мордовском)

- Правильно!

(у воспитателя в руках кукла, одетая в мордовский костюм. От ее имени воспитатель здоровается с детьми на мордовском языке. (повторение слова «Шумбратадо! »)

В. К нам в гости пришла девочка - эрзянка, зовут ее Татуня. Сегодня Татуня хочет поговорить с вами о нашей малой Родине, о крае, в котором мы родились. Татуня приглашает вас отправиться в путешествие.

(воспитатель и дети проходят к карте Мордовии, рассматривая которую находят город Саранск)

- Еще раз вспомним, как называется республика, в которой мы проживаем? (Мордовия)

В. Послушайте стихотворение о нашей малой Родине и рассмотрите репродукции картин мордовских художников, которые изобразили природу мордовского края.

Воспитатель:

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.

(рассматривают картинки с изображением мордовской природы в разное время года под музыку.)

- Природа Мордовии довольна разнообразна. Здесь есть леса и луга, реки и озера, низменности и возвышенности. Все времена года в Мордовии непохожи друг на друга. На смену теплой весне приходит жаркое лето. Дождливая осень сменяется морозной зимой.

Мария Филатова

Мордовия моя!

Республика родная.

Горжусь тобою я,

Красоты восхваляя.

Здесь солнце ярче светит,

Здесь небо голубее

И нет на всей планете

Земли моей роднее.

Леса твои бескрайние,

Озёра светло-синие,

Люблю тебя, Мордовия,

Моя непобедимая.

Ты с Русью благородной

Идёшь одной дорогой

Уж тысячу годов.

В войне и в мире верная,

Земля моя любимая!

Живи, цвети, Мордовия,

В святой Руси ценимая.

В. - Скажите, как называется столица Мордовии? (Саранск)

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ.

Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Давным-давно, там где сейчас находится Саранск, располагалась деревенька. Вокруг нее были леса, где люди собирали мед и охотились. Первые поселенцы умели выращивать зерно и печь хлеб, держали овец, коров, кур, свиней. Мирный труд крестьян, охотников нарушали набеги кочевых племен, которые жгли дома и уводили жителей в плен. И тогда мордовский народ решил объединиться с русским народом для защиты от набегов и строительства.

И путь врагу преградили заграждения из поваленных деревьев и остроги (крепости). Один из острогов был построен Саввой Козловским на месте мордовской деревеньки, где сливались две реки: Саранка и Инсар. Так возник острог Саранск в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь.

-Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней – возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны.

Не всякому врагу было под силу завоевать такую крепость. Город рос и развивался.

В 1651 году Саранск получил статус уездного города.

В течение двух столетий уездный город был торгово-ремесленным центром сельскохозяйственной округи.

- Каждый город имеет свой герб. На старинном гербе Саранска изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.

- Посмотрите – это герб и флаг Республики Мордовия. Из каких цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)

Герб Республики Мордовия — государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995года.

Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдический щита с гербом города Саранска — изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, на фоне флагa Республики Мордовия в середине. Герб обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна это национальное украшение женщин. Ha гривнe нaxoдитcя семь орнаментов, означающих 7 городов республики: Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Темников. В верхней части восьмиконечнaя розеткa красного цвета — солярный знак, символ солнца.

Автор герба – Чикринев Николай Дмитриевич. На щите повторяются цвета флага РМ: в центре его на белой полосе помещен щиток с изображением древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз.

Вспомните, пожалуйста, какой герб у Саранска, из предложенного материала выберите нужные детали и сложите герб Саранска.

(Дети садятся за столы.)

Игра «Собери герб Саранска».

Восп. : А теперь посмотрите на картинку с гербом и проверьте, правильно ли вы сложили

В. Посмотрите – вот еще один символ Мордовии.

Флаг Республики Мордовия принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.

Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.

Важную роль в флаге играет цвет: белый - чистоту, мудрость, невинность, мир; красный – право, силу, мужество, любовь, храбрость;

- Почему именно эти цвета используются на флаге России? (Они говорят о мужестве, верности, правде)

Цвета российского флага: белый, синий, красный – издревле почитались на Руси.

Художественная деятельность «Мордовский флаг»

(дети проходят к своим столам и выполняют аппликативную работу. »

- На сегодняшний день, Саранск представляет собой культурный, (перечислить театры, промышленный (перечислить предприятия, чем они занимаются) спортивный, студенческий центр. Расскажите, каким вы видите свой город, чем он вам нравится.

(высказывания детей)

-У каждого города, большого или маленького, старинного или только что возникшего, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной резьбой, другие- каменными особняками, памятниками архитектуры, третьи- древними монастырями и церквами, четвёртые- современными проспектами, прекрасными парками, набережными.

Давайте полюбуемся своим городом! (дети подходят к выставке картин о Саранске, рассматривают, обсуждают знакомые места.)

В. -Ребята, а что привлекает вас в облике родного города?

- Какие музеи вы посещали с родителями?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

-Назовите спортсменов, прославивших нашу Республику?

- Ребята, мы с вами любим наш город, и куда бы мы не уехали, всегда будем помнить его.

В. В заключении нашего занятия предлагаю вам поиграть в мордовскую игру

«В горшки».

(объясняю детям правила и играем)

В: Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья.

Мы, твои дети, славим тебя!

В. Вот такими замечательными словами мы закончим наше занятие. Нам осталось с вами попрощаться.

В.: Вастомазонок!                                          (дети повторяют)

Литература.

Близкий сердцу край, Т. С. Багрова, Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002г. ;

Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей; Н. М. Арсентьев, Т. С. Багрова, К. И. Шапкарин. - Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г. ;

Мы в Мордовии живем - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

Фото: флаги, гербы, мордовский костюм. http://www.google.ru/.