План - конспект по ОО "Познавательное развитие" (Экология) "Путешествие Золотой Рыбки", старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Муфтиева Елена Фанисовна

Формирование представлений детей о болагоприятных условиях жизни рыб и растений  аквариума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_puteshestvie_zolotoy_rybki.doc25.55 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по экологии «Приключения маленькой рыбки» для детей старшей группы

МАДОУ «Детский сад  № 398» Советского района

                                                               Муфтиева Е.Ф.

г. Казань

Цель:        сформулировать представление о том, как рыбы

приспосабливаются к жизни в природных условиях; сформировать представление о благоприятных условиях для жизни рыб и водных растений в аквариуме. Воспитывать интерес к водным обитателям, учить наблюдать за ними. Развивать воображение, логическое мышление. Продолжать знакомить с противоречиями, их разрешением. Дать понятие «ресурсы».

Методические приемы: беседа, м.ш., моделирование с помощью м.ч., опыты, загадки, противоречия, способы их разрешения.

Предварительная работа: наблюдения за аквариумными рыбками, беседы на темы: что такое водоем, кто в нем обитает. Провести опыт: что произойдет с листком бегонии, если поместить ее в воду? Что произойдет, если водоросли оставить без воды?

Материал к занятию: иллюстрации с изображением речного дна, щуки, окуня, плотвы; 2 банки с чистой и мутной водой; 2 игрушечные рыбки; сгнившая бегония в банке; золотая рыбка в банке; стеклянный аквариум, галька, ракушки, водоросли, вода, корм для рыбки. Листы бумаги и карандаши.

Ход занятия;

  •  Сегодня я хочу рассказать вам необычную историю. О ком? Догадайтесь:

«Вильнет хвостом

Туда - сюда -

И нет ее, и нет следа»

Дети: Это раба.

  •  А сейчас послушайте: Мальчику Роме подарили золотую рыбку. Возвращаясь домой вдоль берега реки, он любовался подарком, а рыбка спокойно плавала в банке. Рома так увлекся, что не заметил корягу, споткнулся и упал. Банка разбилась, рыбка исчезла в реке. Как ни старался он ее разглядеть в воде, не смог. А золотая рыбка никак не могла понять, куда она попала.
  •  Итак, золотая рыбка попала в реку. Это хорошо. Почему?

Версии детей: Она не порезалась осколками стекла, осталась живой.

Узнает обитателей реки, подружится с кем-нибудь.

  •  Золотая рыбка попала в реку. Это и плохо. Почему?

Версии детей: в реке вода холодная, сильное течение, нужно все время работать плавниками; река глубокая, темно, много неизвестного, незнакомого.

  •  Значит для рыбки в этой ситуации, что-то хорошо, а что-то плохо. Давайте вспомним, когда в одном и том же объекте есть и хорошие, и плохие стороны, как называется это свойство?

Дети: противоречие.

  •  Правильно, это свойство называется противоречием. Если мы внимательно присмотримся, то все окружающее состоит из противоречий. Люди научились разрешать противоречия, т.е. находить выход из трудной ситуации, т.е. находить ресурсы.

Мы с вами сегодня постараемся увидеть противоречия и найти ресурсы.

  •  Итак, как вы думаете, где жила рыбка раньше?

Дети: в аквариуме.

  •  А хорошо ей там было?

Дети: хорошо. Там тепло, светло. В аквариуме вода чистая, теплая.

  •  А в реке есть места с теплой водой?

Дети: около берега, где мелко, и солнце прогревает воду.

  •  Пока рыбка искала отмель, она почувствовала голод. Золотая рыбка хочет есть, потому что проголодалась, и не может, потому что в реке нет привычного для нее корма. Как ей быть? Давайте решим это противоречие, найдем ресурсы.

Дети: она должна сама определять, какая еда ей подходит.

  •  Плохо рыбка смотрела по сторонам, мимо нее пронеслась стая небольших серебристых рыбешек с красными глазами и красными плавниками. Это плотвички. Плотвички окружили незнакомку, удивлялись ее яркому наряду. Самая любопытная подплыла к ней и сказала: «Какая ты смелая! Не боишься плавать одна». А золотая рыбка просто не знала, кого ей нужно бояться. Плотвички пригласили золотую рыбку подкрепиться. Около берега червячков, личинок, мотыля было в изобилии. Золотая рыбка наблюдала за тем, как плотвички ловко извлекали из ила толстых жирных червячков. Но ей не под силу было заглотать такой крупный корм. Как ей помочь?

Дети: Плотвички должны поделить червячков на маленькие кусочки, или отдать золотой рыбке маленьких червячков.

  •  Рыбки наелись, повеселели, стали играть. Поиграв, золотая рыбка вильнула хвостом и поплыла к лежащей на дне палке ... «Палка» вдруг зашевелилась и быстро поплыла к плотвичкам. «Это щука!» - сказала смелая плотвичка, - прячься в илистом дне!».
  •  Почему так посоветовала плотвичка?

Дети: в мутной воде рыбку трудно заметить.

Воспитатель демонстрирует опыт: опускает одну игрушечную рыбку в банку с чистой водой, другую с мутной водой.

  •  Золотая рыбка успела спрятаться, а вот зазевавшийся маленький окунек оказался в зубастой пасти щуки.
  •  Вам жалко окунька?

Дети: Жалко.

  •  Как же быть? Ведь щука должна есть рыбу - это ее пища, и не должна есть, что бы все рыбы были целы.

Версии детей.

  •  Щука - хищник, она ест рыб, чтобы не умереть с голода. Из-за щуки беспокойно в реке живется мелким рыбешкам. Но от щуки все же есть польза, ведь щука - это санитар, она нападает прежде всего на больных рыб, не давая другим заразиться и умереть.
  •  А знаете чем закончилось необычное приключение рыбки? Рома тем временем не терял надежды отыскать свою рыбку. Он сбегал домой за новой банкой и сачком. Рома долго ходил по берегу и наконец увидел золотую рыбку среди маленьких серебристых рыбешек, поймал ее сачком и быстро пошел домой.
  •  Какое настроение было у мальчика, когда он потерял рыбку?

Дети: грустное, печальное.

  •  Представьте себя на месте Ромы, изобразите грустное настроен. Как бы вы выглядели?
  •  А теперь изобразите настроение Ромы, когда он вновь нашел рыбку.

Дети изображают веселое настроение.

  •  Итак, Рома принес рыбку домой. Как вы думаете, удобно ли рыбке будет жить в банке?

Дети: рыбке в банке тесно, не поплаваешь, нужен аквариум.

  •  Стеклянный аквариум - это хорошо. Почему?

Дети: в аквариуме много места, рыбкам светло; за ними можно наблюдать и пр.

  •  Вы правы, но стеклянный аквариум - это и плохо. Почему?

Дети: может разбиться; нельзя перемещать: тяжелый и вода может вылиться.

Воспитатель, наливая воду в банку из-под крана:

  •  Как вы думаете, в такой воде рыбка хорошо будет себя чувствовать?

Дети: воду надо отстоять, чтобы она стала прозрачной и теплой.

  •  Да, рыбка не может жить в воде, только что налитой из-под крана. Воду надо отстаивать в течении двух суток, чтобы все вредные газы улетучились, и чтобы вода согрелась, стала комнатной температуры.

Наконец-то Рома заполнил аквариум отстоянной водой и пустил в него рыбку.

Уютно стало рыбке?

ответы детей.

  •  А вам в пустой квартире было бы уютно?

Дети: нет, нужна мебель, игрушки.

  •  Рома решил завести в аквариуме ... комнатные растения.

(Опустить в воду веточку бегонии; веточка плавает на поверхности.

Напомнить предшествующие опыты: сгнившая в воде веточка бегонии.)

  •  Итак, комнатные растения не приспособлены к жизни в воде. А какие растения будут хорошо чувствовать себя в аквариуме?

Дети: водоросли.

  •  Водоросли в аквариуме - это хорошо. Почему?

Дети: они дают рыбкам кислород для дыхания; рыбки могут в них прятаться; они служат для них кормом.

  •  Чтобы водоросли «прижились» в аквариуме, надо подготовить правильно грунт - насыпать гальку, ракушки, укрепить в них растения.
  •  Что еще нужно, чтобы рыбка долго жила в аквариуме?

Дети: нужно ее кормить.

  •  Подскажите Роме, чем кормить рыбку?

Дети: сухим кормом, червячками.

  •  А еще, что необходимо рыбке, чтобы ее жизнь в аквариуме была уютной и продолжительной?

Дети: тепло и свет.

  •  Так где же посоветуем Роме поставить аквариум? Может у окна?

Дети: нет, вода быстро будет зеленеть.

  •  Верно, вода под прямыми лучами солнца быстро зацветет. Значит, свет должен быть и не должен быть? Найдем же ресурсы, какой выход?

Дети советуют поставить аквариум между окон и противоположной стены.

  •  Вода постепенно все же становится грязной, так как на дне оседают остатки корма, но вода не должна загрязняться, чтобы оставаться безопасной для рыб. Что делать?

Дети: менять воду, чистить стенки аквариума.

  •  Мы сегодня с вами решали противоречия, находили ресурсы. Еще раз мы убедились, что разные противоречия решаются разными способами с помощь каких-то средств. Все, с помощью чего мы разрешали противоречия, люди назвали ресурсы. Мы с вами еще будем находить ресурсы на следующих занятиях, а пока отдохнем.

Физминутка.

Давайте вспомним маленьких человечков и построим модель аквариума, воды, ракушек, рыб, водорослей.

Молодцы, ребята, не забыли, как строить модели с помощью маленьких человечков.

А сейчас посмотрим, не забыли ли вы, как они рисуются.

«Поиграем - отгадаем» Я буду загадывать вам загадки, а вы, не произнося вслух, нарисуйте ответ загадки в виде модели с помощью маленьких человечков.

  1. «Шелковисты и красивы,

Зелены, как на лугу.

Под водой они растут,

Рыбок прячут, берегут.»

  1. «В морях и реках обитает Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать, На землю падает опять.»

  1. «У родителей и деток Вся одежда из монеток.»
  2. «К уху ты ее приложишь - Шум волны услышать сможешь.»

Молодцы, ребята, не забыли маленьких человечков.

- А что нового, интересного вы узнали на занятии?

Дети отвечают, аргументируют свои ответы.

Задание на дом: у всех дома есть вода холодная и горячая. Какие ресурсы нашли люди, чтобы не обжечься? Вместе с родителями подумайте об этом, а завтра мне расскажете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетного занятия по плаванию "Поиски золотой рыбки". Старшая группа.

Данное занятие является итоговым по обучению детей плаванию в старшей дошкольной группе. В нем используются нетрадиционные методы и приемы: единый сказочный сюжет в стихотворном сопровождении, участие...

План - конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему:"По стопам Ломоносова"

Материал адресован детям старшего дошкольного возраста.Целями данной работы являются:- ознакомление воспитанников с биографией и основными научными открытиями М. В. Ломоносова;- воспитание чувст...

План конспекта сюжетного занятия по физической культуре для детей старшей группы "Юные помощники".

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре,способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В о...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".

- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...

Конспект НОД по познавательному развитию «Осень золотая » в старшей группе.

Конспект НОД по познавательному развитию«Осень золотая » в старшей группе....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование. Тема: «Золотые рыбки». Старшая группа.

Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:*Образовательные:Учить детей рисовать рыбок, соблюдая пропорции, правильно передавая их форму, цвет, строение.Закреп...