План - конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему:"По стопам Ломоносова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Аракчеева Виктория Васильевна, Павловская Елена Викторовна, Сычёва Анастасия Викторовна

 

Материал адресован детям старшего дошкольного возраста.

Целями данной работы являются:

- ознакомление воспитанников с биографией и основными научными открытиями М. В. Ломоносова;

- воспитание чувства гордости и уважения к своему великому земляку;

- формирование интереса к исследовательской деятельности, развитие познавательных способностей;

- распространение педагогического опыта в сфере дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_konspekt_nodbez_foto.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности

в старшей группе компенсирующей направленности

Тема  «По стопам Ломоносова»

Цель:

уточнить и расширить знания детей о великом русском  учёном М. В. Ломоносове.

Задачи:

  1. обобщить и расширить знания детей о жизни и научной деятельности              М. В. Ломоносова, о родном городе, крае;
  2. способствовать развитию познавательной активности и интереса к исследовательской деятельности через проведение опытов;
  3. расширять и активизировать словарь детей по данной теме;
  4. упражнять в установлении грамматических связей в предложении, исправлении деформированной фразы;
  5. закреплять образы букв русского алфавита, развивать фонематические функции: упражнять в придумывании слов с заданным звуком;
  6. формировать конструктивный праксис;
  7. развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, тактильные ощущения, воображение, слуховое внимание;
  8. воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине, гордости и уважения к своему народу.

Предварительная работа:

просмотр мультимедийной презентации №1, ознакомительная беседа о жизни и научной деятельности М. В. Ломоносова, чтение специального выпуска газеты «Солнечный зайчик» № 58 / 2010 «Ломоносов. Ярких знаний свет…», беседа о родном крае, рассматривание фотоальбома  с  видами        г. Северодвинска, экскурсия по улице Ломоносова г. Северодвинска, знакомство с коллекцией полезных ископаемых.

Оборудование:

портрет М.В. Ломоносова; мультимедийная презентация №2; костюм Магистра Времени, костюм Академика; карта г. Северодвинска, фотографии и иллюстрации с достопримечательностями г. Северодвинска, макет улицы; фонограммы: бой часов, звук окрытия-закрытия портала; ноутбук; лабиринт «По стопам Ломоносова», красный маркер, картинки-символы деревни Мишанинской, Московского Кремля, г. Санкт-Петербурга, г. Марбурга; образцы букв латинского, арабского, греческого и русского алфавитов; 3 стеклянные ёмкости, яйцо, соль, вода, ложка; образцы камней «Полезные ископаемые» (учебная коллекция), предметы из дерева, стекла, ткани, пластмассы, металла, меха, камня, «Умный мешочек»; игра «Мозаика» по количеству детей.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Экскурсовод: - Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по нашему городу. Как называется наш город? (Северодвинск.)

Назовите улицы нашего города. Какая улица в городе Северодвинске самая длинная? Правильно, улица Ломоносова. Экскурсовод предлагает детям найти фотографию памятника М. В. Ломоносову среди нескольких предложенных (памятники В.И. Ленину, С. М. Кирову, первостроителям и другие) и построить макет улицы от площади М. В. Ломоносова до площади Д. Г. Пашаева.

Экскурсовод: - Назовите здания, строения, расположенные на улице Ломоносова. (Детская и взрослая поликлиники, магазин «Татьяна», родильный дом, магазин «Спорттовары», дом быта «Северное сияние», драматический театр, ЦУМ, центральная библиотека им. Н. В. Гоголя и другие).

Дети расставляют фотографии названных зданий на макете.

  1. Основная часть.

Экскурсовод: - Посмотрите,  какая длинная улица Ломоносова. На самом деле она ещё длиннее. Мы построили только её часть. Скажите, в честь кого она названа? (Показ портрета М. В. Ломоносова.) Расскажите, что вы знаете о Михаиле Васильевиче Ломоносове. (Ответы детей.)

В этом году весь мир празднует 300 лет со дня рождения нашего великого земляка. Вы бы хотели отправиться в путешествие во времени на 300 лет назад?

(Звучит фонограмма боя часов, появляется Магистр Времени. Он приветствует детей и открывает портал времени – ноутбук.)

Экскурсовод: - Ребята, вы знаете, где родился М. В. Ломоносов? В какой семье рос будущий учёный? Чем в детстве занимался маленький Миша? Ходил ли Миша в школу? (Магистр Времени демонстрирует слайды № 1, 2, 3 из мультимедийной презентации.)

Экскурсовод, обращая внимание детей на следующий слайд №4 спрашивает: - Куда идёт Михайло Ломоносов? (Ответы детей.) Экскурсовод предлагает  одному из детей найти на лабиринте путь от деревни Мишанинской до Москвы и обвести этот отрезок красным маркером.

Магистр Времени «перемещает» детей в Москву через портал времени (показ слайда №5 с изображением Славяно-греко-латинской академии), где их встречает Академик и рассказывает о том, как учился Михайло Ломоносов, каких успехов он достиг в овладении разными языками (владел 31 языками).

Академик: - А знаете ли вы свой родной язык? Разумеете ли русскую грамоту? Сейчас я вам устрою экзамен. Предстоит вам выбрать среди букв разной письменности те, коим присуще очертание русской азбуки. (Дети выбирают заданные буквы среди букв латинского, арабского, греческого и русского языков.) 

Академик: - Далее прошу вас назвать слово, начало которому и есть звук, обозначаемый буквой. (Каждый ребёнок придумывает слово, начинающееся с того звука, который обозначается найденной им буквой.)

Академик продолжает урок русской словесности. Он составляет деформированные фразы, включающие придуманные детьми слова. Например, «Корова, ходить, по, зелёный, поле». Дети исправляют «Корова ходит по зелёному полю».

Экскурсовод: - Вспомните, ребята, куда направили учиться Михайло Ломоносова как лучшего ученика из Москвы? (В Санкт-Петербург, в Петербургскую академию наук.) Там Михайло изучал математику и физику.

Экскурсовод предлагает  одному из детей найти на лабиринте путь от Москвы до Санкт-Петербурга и обвести этот отрезок красным маркером.

Магистр Времени «перемещает» детей в Санкт-Петербург через портал времени (демонстрация слайда № 6).

Академик: - Сегодня, студенты, мы будем проводить опыт, оный поможет нам вникнуть в физические свойства воды и соли.

Возьмём 3 банки. Одну банку наполним чистой водой и опустим в нее сырое яйцо. Как вы думаете, оно утонет?

Во вторую банку нальём воды и добавим несколько ложек соли. Получился крепкий раствор поваренной соли. Опустим туда второе яйцо. Оно будет плавать или утонет? Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь кладем  на дно третьей банки яйцо. Будем подливать по очереди воду из обеих банок. Понаблюдаем, что будет происходить с яйцом? Мы получили такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно держится, как подвешенное, посреди раствора.

Вывод. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, но обладают они разными свойствами.

Экскурсовод: - Назовите, в какой стране Ломоносов изучал горное дело? (В Германии.) Найдите на лабиринте путь от Санкт-Петербурга до города Марбурга в Германии, выделите его красным маркером.

Магистр Времени «перемещает» детей в Германию  (демонстрируется слайд № 7 с изображением Марбургского университета). Неожиданно под звуковой сигнал портал времени блокируется (слайд № 8).

Магистр Времени объясняет, что для открытия портала времени необходимо выполнить сложное задание.

Дети вместе с Магистром Времени рассматривают коллекцию с образцами камней «Полезные ископаемые (учебная коллекция)», исследуя их свойства и качества (гранит, слюда, каменный уголь, магнитный железняк, боксит и другие; блестящий, матовый, твёрдый, слоистый, гладкий, шершавый, холодный…). 

Затем Магистром Времени предлагает найти на ощупь камни среди различных материалов (предметов из дерева, стекла, ткани, пластмассы, металла, меха, камня), лежащих в «Умном мешочке» (аналог игры «Чудесный мешочек»). 

После выполнения задания Магистр Времени просит детей назвать первый звук в фамилии Ломоносов и выложить букву Л из камней, найденных в «Умном мешочке».

В награду портал времени открывается.

Академик: - Хочу напомнить вам, отроки, что ваш соотечественник Михайло Ломоносов 5 лет постигал науки за границей. Немецкие профессора восхищались талантом, знаниями и трудолюбием этого русского студента.

Экскурсовод предлагает детям вспомнить, куда возвращается после обучения в Марбурге Михаил Ломоносов (в Санкт-Петербург). Дети рисуют на лабиринте обратный путь.  Магистр Времени  «перемещает» детей на Родину.

Академик:  - После возвращения в Петербург М. В. Ломоносов был зачислен в состав Академии наук. Он добился того, чтобы обучение в академии велось на русском языке, а не на латыни, как было ранее, и Академия наук начала пополняться русскими учёными.

Экскурсовод: - Главной для себя наукой Ломоносов считал химию. По его настоянию при академии была создана Химическая лаборатория, где он проводил опыты по изготовлению непрозрачного цветного стекла.

Магистр Времени демонстрирует слайд № 9 с изображением лаборатории:               - Михаилу Васильевичу удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом. До него «золотые рубины» умели делать только древние ассирийцы. Но их рецепты были утеряны.

Экскурсовод: - Для чего Михаил Васильевич создавал стёклышки разного цвета? (Создавал из них мозаичные картины.)

Магистр Времени демонстрирует слайд № 10 с изображением мозаичных картин, созданных М. В. Ломоносовым и его учениками: - Ломоносов стал первым в России автором мозаик. И вы, ребята, тоже умеете создавать мозаичные картины, но только из игрушечной мозаики.

Академик: - Хочу напомнить вам, отроки, что Михайло Васильевич интересовался астрономией – наукой о звёздах. Он создал «ночезрительную трубу» для наблюдения за звёздным небом. (Демонстрируется слайд № 11.) Сейчас этот прибор называют телескопом.

Детям предлагается выложить из мозаики телескоп.

  1. Заключительная часть.

Экскурсовод: - Прошло почти триста лет, как Михаил Васильевич Ломоносов совершил свои научные открытия и достижения, которыми до сих пор восхищаются и гордятся русские люди. Ломоносов был сыном крестьянина из далёкой деревни на северной окраине России, а стал величайшим русским учёным, признанным всем миром.

Магистр Времени предлагает детям «посмотреть» в выложенные из мозаики телескопы и найти объекты, названные именем Ломоносова. (Демонстрация слайдов № 12-№ 24: памятники М. В. Ломоносову в городах Архангельской области, город Ломоносов, кратер на Луне, кратер на Марсе, минерал ломоносовит, Московский Государственный университет имени Ломоносова и т.д.)

Экскурсовод: - Вот и заканчивается наше путешествие. Мы с вами мысленно побывали в тех местах, где жил, учился и работал М. В. Ломоносов. (Демонстрация слайда № 25.) Он хотел и добился того, чтобы все дети, и богатые, и бедные, могли получать образование.

Академик: - И мы хотим, чтобы вы стремились к получению знаний, следовали примеру Ломоносова и в дальнейшем прославляли нашу страну Россию!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе на тему: "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе на тему: "Все работы хороши, выбирай на вкус!"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познании окружающего мира в старшей группе на тему «Новости с праздника»

Конспект НОД познании окруңаюәего мира в старшей группе на тему "Новости с праздника".Воспитатель рассказывает детям о празднике татарской Сабантуй о играх  т.д....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "В гости в осенний лес"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "В гости в осенний лес"...

ПЛАН КОНСПЕКТ Непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. на тему: «Как встречают новый год в разных странах мира».

ПЛАН КОНСПЕКТНепосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.на тему: «Как встречают новый год в разных странах мира»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности группе на тему:«Дары осени. Золотая осень»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо окружающему миру в подготовительной группе компенсирующей направленностигруппена тему:                  ...

Презентация к конспекту образовательно деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "Животные крайнего Севера"

Непосредственно образовательная деятельность проходит в виде игрового путешествия в Арктику. Использование в качестве наглядного сопровождения презентации усиливает познавательную активность дете...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе Тема: «Путешествие в страну мастеров»

Цель: способствование расширению знаний дошкольников о разнообразном мире профессий, важности труда в любой профессиональной деятельности.Задачи:— Продолжать знакомить детей с трудом взросл...