Конспект занятия "Растительный и животный мир Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Баканова Лариса Викторовна

Занятие по экологии для детей подготовительной к школе группы по программе "Развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rastitelny_i_zhivotnyy_mir_severa.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад №16 г.Йошкар-Олы «Дубок»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по экологии

«Растительный и животный

 мир Севера»

в подготовительной группе

                                                  Составила и провела

                                                                    воспитатель высшей категории

                 Баканова Л.В.

г. Йошкар – Ола

2015 г.

Ход занятия.

Природа нашей земли очень разнообразная. Существуют различные природные зоны, которые не просто так разбросаны по Земле, как попало, а сменяют друг друга в определенном порядке – Океания, север, зона тайги и лесов, саванна, пустыня, джунгли (показываю).

  • Звучит музыка.

Интересно, для кого звучит эта музыка? – это медвежонок.  

(а может это медвежонок Умка из диафильма, который мы смотрели) А из какой природной зоны добрался к нам медвежонок?

  • Из севера.
  • Как вы думаете, какая погода на севере – там очень холодно, бушуют метели, вьюги, пурга, сильные морозы, все сковано толстым слоем льда.
  • Разложите перед собой цветные карточки. Цвет каждой карточки обозначает определенную природную зону – называю какую. На последующих занятиях мы с каждой из зон будем знакомиться. Может кто-нибудь из вас догадается и скажет какого цвета карточку мы возьмем, чтобы обозначить Север – [ белая ], а почему белого цвета – потому что на Севере много снега и льда.

Хотя природа Севера очень суровая, но оказывается, здесь обитают животные. Давайте вспомним и расскажем, каких мы знаем животных Севера, и что мы о них знаем?

Об этих животных нам загадает загадки медвежонок Умка, ведь не зря он к нам добрался.

  1. Самый известный полярный обитатель. Его густой белый мех и толстый слой подкожного жира хорошо сохраняет тепло. Как вы думаете, знаком нам этот обитатель Севера – белый медведь. (выставлять картинку)
  2. Крупное ластоногое млекопитающее, охотится в воде, а отдыхать и греться на солнышке выбирается на сушу. У самцов имеются огромные клыки или бивни – морж.
  3. Толстый слой подкожного жира оберегает его от переохлаждения. У новорожденных бельков густой и теплый мех, незаменимый на снегу – тюлень.

 А каких птиц вы знаете: чайки, топорки, кайры.

  • Вы отгадали много загадок – о морже, тюлене, белом медведе. В какой среде все эти животные живут?
  • В воде.
  • Как вы думаете, какую карточку мы выберем?

             Большая капля обозначает, что воды много.

- Как вы думаете, как животные приспособились к суровым условиям жизни?

  • У этих животных очень толстый слой подкожного жира.
  • Для чего он им? – защищает их от холода, когда они находятся в воде, на снегу, когда выползают на лед.
  • У них густой мех или плотные перья, есть подшерсток, который препятствует проникновению холодной воды.
  • А какого цвета их мех?
  • Их мех белого или серого цвета. А почему?        
  • Чтобы быть незаметным на белом снегу.
  • Например: медведь прячет свой черный нос лапкой, чтобы быть незаметным, когда охотится на тюленя.
  • Как эти животные ведут себя в воде – они хорошо плавают, у многих вместо лап – ласты. (У тюленя, моржа- задние лапы- руль, передние – весло.
  • Чем питаются животные Севера – в основном рыбой, другими животными.
  • Почему? Потому, что растений  на Севере нет.
  • А давайте проведем такой опыт. Прикоснемся ладошкой ко льду. Как вы  думаете, мы сможем долго держать руку прижатой ко льдинке? - нет.
  • А почему? - Рука замерзнет. У нас нет толстого слоя жира, как у моржа, нет густой шерсти, как у медведя.
  • А растения смогут жить в таких условиях - на льду? Нет.(можно поставить одно растение на лед).
  • Почему Потому что нет земли, куда будут проникать корни и очень холодно. Значит какую карточку мы выберем – с низкой температурой.      
  •       Поэтому животные, птицы питаются рыбой, другими животными.
  • Ребята, на Севере есть районы, где на много-много километров, на огромные расстояния в длину и ширину тянется тундра.
  • Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом, дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. С середины зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги, сильные морозы сковывают природу. Реки промерзают до дна.
  • Как вы думаете, тогда много или мало, достаточно будет света для роста растений – мало, значит, какую карточку выберем – лампочка маленькая.
  • Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого не способны даже к лету растопить снег. Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Целыми днями солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота. Природные условия очень суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега, сильные метели.
  • Как вы думаете, все эти условия оказывают влияние на растительный мир тундры?
  • Конечно да.
  • Посмотрите за окно. Какая прекрасная березка стоит. Мы ею любуемся летом, когда она шелестит зелеными листочками, осенью – когда она стоит вся золотая. А если бы мы посадили ее в тундре, она смогла бы вырасти такой красавицей – нет.
  • Почему?

        Опыт: на лед насыпать землю – смогут ли растения произрасти на такой земле? Нет. Потому что в тундре земля мерзлая, бедная почва, очень много болот, не промерзает только верхний слой земли.

Как вы думаете, какую карточку надо взять?

- Еще почему не будет расти?

  • Березку сломает сильный ветер, пурга.
  • А какие же деревья растут в тундре и есть ли они там? – карликовая ива, береза, осина. Почему карликовая – маленькая, низкорослая.
  • Почему растут низкорослыми?
  • Потому что их укрывает снег от ветров, от сильных морозов.
  • А что можно сказать про корни растений?
  • Сможет ли наша березка расти в тундре – нет, у нее корни большие, им надо глубоко проникать в землю. А у карликовых берез, ив корни похожи на мочалку – они находятся в верхнем слое почвы, которая успевает немного прогреться солнышком.
  • Какие ягоды вы собираете в лесу?
  • Землянику, чернику.
  • А как вы думаете, сможет ли земляника, черника расти в тундре – нет. Почему – очень холодно, мало греет солнце, ягоды не успеют созреть.
  • А в тундре есть ягоды – да. А какие ягоды могут расти в тундре – это те, которые выдерживают сильные морозы, у них плотная кожица – брусника, голубика, морошка, клюква.
  • Мяк-мяк-мяк – как вы думаете, кого можно к себе так подзывать – оленей.

Физкультминутка:

У оленя дом большой

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит

И в окно к нему стучит:

«Тук-тук-тук, скорей открой,

Там в лесу охотник злой!»

Заяц, заяц, забегай, лапу подавай!

Загадка – единственной крупное травоядное в тундре, одомашненное людьми, служит не только транспортным средством, из его шкур шьют одежду, а из рогов – делают лекарство.

Загадка – этот хищный зверек имеет красивый ценный мех. Зимой меняет его на белый для того, чтобы быть незаметным на снегу.

Загадка – белое оперение есть даже на пальцах лап, что-то вроде варежек. В отличие от своих сородичей, охотится в светлое время суток.

А как животный приспособились к суровым условиям жизни в тундре.

  • У всех животных – густая шерсть, у оленя даже отрастает густой теплый подшерсток к зиме, который оберегает его от морозов и сильных ветров. Густые волоски даже в носу оленя.
  • Для чего? Зимой ему приходится рыть снег в поисках своей главной еды – лишайника ягеля.
  • А еще как олень приспособился к суровой зиме – у него широкие копыта с углублением снизу в виде ложки, лопатки – для разгребания снега и откапывания ягеля.
  • Какого цвета окраска животных – они все светлые, серые, белые. Почему – потому что светлый окрас шерсти делает их незаметными на снегу.
  • А какие птицы – белые совы, куропатки.
  • Игра – водящий ребенок выходит, а остальные загадывают какого-нибудь животного или птицу, а ведущий должен отгадать с помощью вопросов.

У него есть рога – нет

У него ласты есть – нет

Это животное питается рыбой – да

А клыки есть – нет                                           Песец

Он роет для себя норки – да

У него шерсть белая – да

А детенышей много - да

                                                                и.т.д.

  • Я выхожу в одежде – шапка, шуба, валенки.
  • Как вы думаете, откуда я приехала в такой одежде – с Севера.
  • Почему мы обе так одеты? Потому что на Севере очень холодно. А из чего сшита наша одежда – из меха. В лютый мороз наша меховая одежда согревает нас так же, как и животных их густая шерсть. А люди каких национальностей живут в тундре – чукчи, эвенки, эскимосы, ненцы, якуты. А медвежонок Умка, олененок – ведь не просто так приехали с далекого Севера. Они привезли гостинцы – может догадаетесь какие? – клюкву, бруснику – чтобы вы не болели, набирались витаминов, росли здоровыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Растительный и животный мир Севера"

Занятие по экологии для детей подготовительной к школе группы по программе "Развитие"....

Конспект "Знакомство с животными севера и жарких стран"

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и продуктивная деятельность(Лепка)...

Конспект занятия по образовательной области « Познавательное развитие» Старшая подгруппа Тема: « Природа и животные Крайнего Севера».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей подгруппе на тему «Природа и животные Крайнего Севера»...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» на тему: «Животные Крайнего Севера»

Расширение кругозора детей о диких животных, обитателях Крайнего Севера. Воспитание заботливого отношения к животному миру....

Конспект интегрированного занятия «Животные Севера» в подготовительной группе

уточнять и расширять знания детей о животных Севера; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; обогащать словарный запас детей....

Конспект НОД Тема: «Животные Крайнего Севера»

Цель:  Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации; формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере; знакомить с  ж...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Крайнего Севера»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром...