КОНСПЕКТ НОД "ПТИЧЬИ ЗАБОТЫ"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Сунцова Елена Артёмовна

Материал мероприятия поможет поедагогам  эффективнее формировать познавательную инициативу детей; расширит представления детей о птицах; будет способствоватьвоспитанию бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptichi_zaboty.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в средней группе: «Птичьи заботы».

Цель:

Способствовать формированию познавательной инициативы детей.

Задачи:

Образовательный аспект: 

  • Мотивировать детей на расширение познаний о птицах, в т.ч. перелётных.

Развивающий аспект:

  • Создать условия для мыслительной, аналитической и речевой активности детей.

Воспитательный аспект:

  • Побуждать детей к рефлексии (процессу самопознания), бережному отношению ко всему живому.

Ближайшие задачи для воспитанников:

  • Репродуктивный уровень: обобщить знания о зимующих и перелетных птицах.
  • Конструктивный уровень: научиться пользоваться полученными знаниями, применять их на практике.

Используемые методы:

  • игровой;
  • объяснительно - иллюстративный;
  • частично – деятельностный.

Материал к занятию: объёмная кукла из ватмана-образ Весны; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц; иллюстрации разных птичьих гнёзд: плетёные корзиночки разной величины; игра «Чей домишко?», мелкие картонные птицы по количеству детей с недорисованными частями тела; цветные карандаши, пластилин.

 

Воспитатель обращает внимание детей на загадочную гостью, появившуюся в группе.

Введение в ситуацию.

Воспитатель: гостья, дорогая, как тебя зовут? (наклоняется к кукле и делает вид, что слушает)

Ребята, наша гостья на ушко прошептала мне, что не скажет своё имя, пока вы сами не угадаете его. Если не угадаете – она уйдёт, а если угадаете, она останется в нашей группе. Вы хотите, чтобы она осталась с нами? Сможете назвать её имя?

Дети: (предполагаемые ответы и объяснения детей: Мальвина, Принцесса, Весна и т.д.)

Воспитатель: смотрите, нам нельзя ошибиться! Попробуйте доказать мне, что это действительно Весна-Красна. Наверное, что-то помогло вам узнать Весну-Красну? Сможете назвать, что именно?

Дети: кокошник, похожий на яркое солнышко; косы, как ручейки; первоцветы и травка на сарафане; птицы на рукавах; насекомые на ниточке)

Воспитатель: ну, что же, вы меня убедили, что это действительно Весна. Только не могу понять, почему некоторые птицы прилетели с Весной на её рукавах, а другие, похоже, никуда не улетали?

Дети: на рукавах-перелётные птицы, а в сторонке-зимующие.

Воспитатель: значит, есть птицы, которые не живут с нами весь год. Разве перелётные птицы не хотят с нами жить всегда?

Дети: они хотят, но не могут. Перелётные птицы едят насекомых. Осенью насекомые прячутся от холода под землю, под кору деревьев. И некоторым птицам нечего есть. Поэтому им приходится осенью перелетать в тёплые края, на юг.

Воспитатель: теперь понятно, почему зимой у нас так мало птиц. А чем же зимующие птицы питаются в холода и морозы?

Дети: зимующие птицы питаются семенами растений, ягодами с деревьев и кустов.

Воспитатель: да, тяжело приходится зимующим птицам, особенно, если мало уродилось семян и ягод. А мы можем им чем-нибудь помочь?

Дети: да, сделать кормушки и подкармливать птиц хлебными крошками, зёрнышками, семечками.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы настоящие помощники птиц!  А хотите ещё им помочь? Весна-проказница решила поиграть, и спрятала в группе картинки разных птиц, боюсь, перелётные и зимующие птицы перепутаются и не смогут вернуться домой. Надо найти их и разложить на 2 группы: зимующих птиц на голубой столик, а перелетных – на зелёный.

Актуализация. Игровое упражнение «Разведчики».

Воспитатель: ребята, вы нашли много зимующих и перелётных птиц, но у нас проблема - им негде жить. Поможем птицам расселиться по домишкам?  Как вы думаете, какие птицам нужны домики, чтобы там было тепло и безопасно?

Дети: (предполагаемые ответы детей: гнёзда, скворечник)

Воспитатель: да, весной все птицы сооружают для себя и своих птенцов разные домишки. Большинство птичьих домиков называются гнёзда. Как вы думаете, из чего можно построить гнездо?

Дети: (предполагаемые ответы детей: из палок, веток, прутиков, травки)

Воспитатель: действительно, птицы вьют свои гнёзда из веточек, прутиков, травинок. У них нет строительных инструментов, зато есть проворный острый клюв и острые коготки. С помощью них крупные птицы переплетают веточки и прутики между собой, и получается крепкое гнездо, немного похожее на корзину для грибов. А мелкие птички с помощью клювика переплетают между собой травинки, и получается гнездышко, похожее на маленькую, лёгкую корзиночку. Догадайтесь, из чего строит своё гнездо крупный аист? А из чего маленький соловей? Почему?

Дети: (предполагаемые ответы детей: аист строит гнездо из больших палок, чтобы оно было прочное. Маленький соловей вьёт гнездо из травинок, потому что ему тяжело носить в клюве ветки).

Воспитатель: а есть птица, которая не вьёт, а лепит своё гнездо. Отгадайте загадку: 

Прилетела к нам с теплом, путь проделав длинный,

Лепит домик под окном из травы и глины.

Дети: ласточка

Воспитатель: молодцы! А подумайте, как помогает крепкий клюв дятла при строительстве его дома. Как называется его дом?

Дети: (предполагаемые ответы детей: дятел стучит (долбит) по дереву, делает дырку (отверстие), достаёт оттуда насекомых)

Воспитатель: ребята, догадайтесь, какая птица живёт в скворечнике?

Дети: скворец

Воспитатель: молодцы! Давайте, построим для скворца новое жильё.

Динамическая пауза.

Мы построили скворечник (стучим кулачком об ладошку) для весёлого скворца (машем «крылышками»).

Мы повесили скворечник (руки вверх) возле самого крыльца (руки над головой «домиком»).

Всё семейство вчетвером (хлопаем в ладоши) проживает в доме том (руки над головой «домиком»).

Мать, отец и скворушки (загибаем пальцы) - чёрненькие пёрышки («стряхиваем» кистями рук).

Воспитатель: ребята, мы так старались помочь птицам и правильно их поселили. Но несколько птиц потерялись и не могут добраться до своего домика. Давайте, поможем им! 

Актуализация. Игра «Чей домишко?» (дети прикрепляют на кавролинографе карточки с изображением аиста, кукушки, ласточки, дятла и журавля в соответствии с их «домишками»)

Рефлексия:

  • Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили и что нового узнали?
  • Как вы смогли помочь потерявшимся птицам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Птичий двор"

Конспект открытого занятия для средней группы с использованием ИКТ...

Конспект занятия "Птичий двор"

Открытое занятие для неговорящих детей младшей группы. Детям даётся понятие о голосах домашних птиц, дети работают с природным материалом, формируется знание фольклора....

Конспект занятия "Птичий дворик".

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района города Санкт-Петербурга. Конспект   открытого  занятияв средней группе «Божьи коровки...

НОД в младшей группе по теме «Птичьи заботы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Птичьи заботы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе по теме «Птичьи заботы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе по теме «Птичьи заботы» ...

НОД в младшей группе по теме «Птичьи заботы»

Конспект НОД в младшей группе по теме «Птичьи заботы»...

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе «Птичьи заботы»

Программное содержание:Закреплять обобщающее понятие «перелетные птицы». Развивать лексико – грамматический строй речи, уточнить представления детей о признаках и действиях птиц. Фор...