Проект ознакомления дошкольников с круговоротом воды в природе на тему: «Откуда дождь пришёл?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цели:

·        формирование представлений о здоровом образе жизни;

·        организация рациональной двигательной активности детей;

·        создание условий для реализации оздоровительных режимов;

·        создание творческого проекта: «Планета Здоровья».

 

Задачи:

Развить поисковую деятельность детей:

·        определение задач на основе поставленной проблемы;

·        планирование этапов своих действий;

·        аргументирование своего выбора.

Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам. Развить основы экологической культуры.

Выявить, обогатить и закрепить знания о воде, её состояниях и значении для природы.

 о круговороте воды в природе.

Развить наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

Формировать у дошкольников навыки культурного поведения в природе, желание беречь и заботиться о ней.

 

Форма проведения:   наблюдения, беседы, игры, занятия,

экспериментальная деятельность,

сочинение сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx729.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект ознакомления дошкольников с круговоротом воды в природе на тему:

«Откуда дождь пришёл?»

Автор проекта: Мокерова Н.С.

Руководитель проекта: Канашина Г.А.

Тип проекта:                краткосрочный, исследовательский,

творческий, групповой.

Участники:                дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации:        октябрь – ноябрь 2013г.

Цели:

  • формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • организация рациональной двигательной активности детей;
  • создание условий для реализации оздоровительных режимов;
  • создание творческого проекта: «Планета Здоровья».

Задачи:

Развить поисковую деятельность детей:

  • определение задач на основе поставленной проблемы;
  • планирование этапов своих действий;
  • аргументирование своего выбора.

Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам. Развить основы экологической культуры.

Выявить, обогатить и закрепить знания о воде, её состояниях и значении для природы.

 о круговороте воды в природе.

Развить наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

Формировать у дошкольников навыки культурного поведения в природе, желание беречь и заботиться о ней.

Форма проведения:        наблюдения, беседы, игры, занятия,

экспериментальная деятельность,

сочинение сказки.


Этапы реализации проекта:

1 этап.

Постановка задач и подготовка плана проекта.

Выбор путей реализации проекта.

Сбор необходимого материала.

2 этап.

Практическая деятельность по решению поставленных задач.

Проведение с детьми и родителями запланированных мероприятий.

3 этап.

Подведение итогов проекта.

Выполнение с родителями макета «Круговорот воды в природе».

Создание презентации «Работа над проектом».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё, и наша задача не только поддержать этот познавательный интерес, но и создать условия для исследовательской деятельности, которые привели бы их к первым открытиям и выводам.

Проект, как метод исследовательской деятельности, в детском саду позволяет:

Во-первых, получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей.

Во-вторых, объединить детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.

В-третьих, получить практические наработки и методические пособия.

Кроме этого:

  • учит детей исследовательской, информационной, творческой и игровой деятельности;
  • расширяет перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
  • поддерживает инициативу, любознательность и самостоятельность.

Форма защиты:                Презентация «Круговорот воды в природе»;

Просмотр с детьми сказки;

Показ плаката «Круговорот воды в природе».

Направление

Виды детской деятельности

1.Здоровье и физическое развитие.

Занятие по ЗОЖ «Если хочешь быть здоров»

Беседа «Вечная слава воде»

Занятие по ОБЖ «Правила поведения на воде»

Беседа «Уроки Айболита»

2.Экологическое воспитание.

Беседа «Вода. Какая она?»

Занятие «Вода в жизни человека»

Беседа «Где можно встретить воду?»

Занятие «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)»

Беседа «Свойства воды»

Занятие «Вода и её состояния».

Беседа «Круговорот воды в природе».

Занятие «Почему мы должны беречь воду?»

Наблюдения за осадками.

Занятие «Откуда дождь пришёл»

Занятие «Путешествие капельки».

Интегрированное занятие «Круговорот воды в природе»

3.Детское экспериментирование.

Экспериментальная деятельность «Домашнее облако», «Круговорот воды в природе, на примере сада в банке»

4.Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Экологический десант»;
  • «Путешествие в подводное царство»;
  • «Путешествие на пароходе».

Игровой практикум        «Мама – тучка».

Этюд         «Капельки».

Словесные игры:

  • «Какой бывает вода?»;
  • «Четыре стихии»;
  • «Льдинки, снежинки, сосульки».

Коммуникативные игры:

  • «Кто больше назовет?»;
  • «Что будет, если…?»;
  • «Что это такое?»;
  • «Хорошо – плохо».

Подвижные игры:

  • «Ручеек»;
  • «Мы – капельки»;
  • «Ходят капельки по кругу»;
  • «Море волнуется».

5. Коммуникация,

Развитие речи.

Художественная литература.

Изучение энциклопедий:

  • «Чудеса света»;
  • «Новая детская энциклопедия».

Загадки о воде, дожде.

Копилка пословиц, стихов о воде и ее состояниях.

Чтение рассказов, экологических сказок.

Сочинение экологической сказки «Круговорот воды в природе».

6.Художественная деятельность.

Конструирование поделок из бумаги и природного материала, для игр с водой на прогулке (корабликов, лодочек, рыбок, лягушек).

Изготовление плаката «Кому нужна вода».

Рисование на темы:

  • «Снежинки»;
  • «Гуляем под дождём»;
  • «Путешествие Капельки»;
  • «Облачный зоопарк».

7.Трудовое воспитание.

Работа в уголке природы «Мы – друзья природы» (полив растений в группе и на участке).

Изготовление плакатов «Круговорот воды в природе».

8.Праздники и развлечения.

Концерт «Стихи и песни о воде».

КВН «Что мы знаем о воде».

Презентации «Круговорот воды в природе», «Какие бывают облака».

9. Работа с родителями.

Подбор материала о круговороте воды в природе, рисование, изготовление макетов и плакатов о круговороте воды в природе. Сочинение сказок, стихов и загадок о воде.

В ходе реализации проекта были разработаны и изготовлены:

  • Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «День дождя»;
  • Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Вода - начало всех начал»;
  • Занятие-беседа на тему: «Здоровый образ жизни. Чистота – залог здоровья»;
  • Беседа: «Уроки Айболита»;
  • Конспект занятия о круговороте воды в природе на тему: «Путешествие капельки»;
  • Занятие-беседа на тему: «Вода, вода – кругом вода»;
  • Занятие-беседа на тему: «Вода бывает в беде»;
  • Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Превращения воды»;
  • Конспект по экологическому воспитанию «Что мы знаем о воде?»;
  • Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»;
  • Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Откуда дождь пришёл»;
  • Сказка «Про капельку».

Игры:


Библиография:

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград, Учитель, 2009 г.

Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М.; ТЦ Сфера, 2008г.

Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников». ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006 г.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.; Просвещение, 2006г.

Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми». Волгоград, Учитель, 2008 г.

Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Приложение к журналу «Управление ДОУ». Москва. Творческий Центр, 2010.


Конспекты занятий

Беседы

Консультации


Конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе на тему:

«День дождя»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей);
  • «Коммуникация»;
  • «Музыка»;
  • «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности:

  • познавательно-исследовательская,
  • коммуникативная,
  • восприятие художественной литературы,
  • продуктивная.

Задачи:

  • Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
  • Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.
  • Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.
  • Формировать у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры


Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о возникновении облака и дождя, их видах, о явлениях природы.
  • Чтение стихотворений о дожде, облаках, воде.
  • Проведение отдельных опытов «Домашнее облако».
  • Дидактическая игра «Кому нужен дождь».
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
  • Презентация на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди».

Оборудование и материалы:

  • картинки с изображением разных видов облаков и дождя;
  • картинки для игры «Что лишнее».

Содержание организованной деятельности:

-Послушайте музыку и скажите, чья это песня.

Звучит запись «Звуки дождя».

-Чья это песня?

-Весёлая она или грустная? Почему вы так думаете.

-О чём поёт дождь? ( Предположения детей).

-Послушайте рассказ Н.Григорьевой «Песня дождя».

Стояла очень жаркая погода. Несколько недель не было ни одного дождя. И хотя мы поливали грядки на нашем дачном участке, земля потрескалась. А мы с бабушкой устали и перегрелись.

И вот, наконец, поздним вечером небо заволокли темные тучи. То в одном, то в другом месте поблескивали молнии. Приближался дождь. Мы с бабушкой поднялись в самую верхнюю комнату нашего дачного домика. Пошел дождь. Он барабанил по крыше и по окну.

Бабушка сказала:

-Послушай, как шумит дождь. Мне кажется, что он поет песенку.

Как ты думаешь, о чем поет дождик?

Я начал фантазировать:

-Наверное, он поет о том, что польет все поля, будет богатый урожай Правильно, молодец, - похвалила меня бабушка и добавила: - А еще он поет, что от его влаги в садах нальются сладким соком фрукты и ягоды, вырастут сочные овощи.

-А еще, - продолжил я, - его водичкой умоются все травы, станут еще красивее. На улице будут лужи с теплой водой, по которым можно будет бегать по ним босиком.

-Хорошая песня дождя,- сказала бабушка,- дождик поет…

Но о чем еще поет дождик, я не услышал. Потому что песня дождя все-таки монотонная. Я заснул под ту песню, как под колыбельную.

-Где находились бабушка и мальчик?

-Обрадовалась ли бабушка дождю? Почему?

-Что сказала бабушка?

-О чём фантазировал мальчик? Давайте тоже пофантазируем…

Стихотворение «Песня дождя».

Кап, кап, кап, кап, каплет дождик,

Барабанит по окну.

В этих звуках слышать можно

Песню можно не одну.

Дождь поёт о том, что полю,

Где пшеница с краю в край,

Он подарит влаги вволю-

Будет добрый урожай.

Дождь поёт мне, что напьются

Все ближайшие сады.

Сладким соком там нальются

Ароматные плоды.

На лугу трава воспрянет,

Обновляя свой узор.

И ещё красивей станет

Полевых цветов ковёр.

-Дождик песенку поет:

Кап, кап...

Только кто ее поймет –

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава...

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно. Б. Заходер.

-Ребята, давайте представим и придумаем рассказ «Что было бы с природой, если бы не было дождя».

-Начинаем свой рассказ словами: «Если бы не было дождя, то….»

(рассказы детей)

-А сейчас объявляем конкурс знатоков природы «Что мы знаем о дожде?»

Вопросы для обсуждения:

1.Что такое дождь?

2.Откуда приходит дождь?

3.Какие бывают дожди?

4.Как образуется облако?

5.Какие бывают облака? Или игра «Найди облако по описанию»

6.Дождь - это предмет или явление природы?

7.Назовите природные явления, которые вы знаете?

8.Почему они называются природными явлениями?

«Что лишнее?»:

-Дождь, град, дерево, молния (дерево).

-Снег, дождь, зонт, туман (зонт).

-морось, ливень, грибной дождь, иней, (иней).

Физкультминутка «Танец с зонтиками»

Дождик, дождик целый день

Барабанит в стёкла.

Вся земля, вся земля от дождя промокла.

А мы зонтики возьмём ,под дождём гулять пойдём!

Звучит весёлая музыка и дети танцуют с зонтами.

Рисование «Песня дождя»

-Давайте, прослушаем ещё раз музыку дождя, представим себе, о чём поёт дождь, и отобразим это в рисунке.

Рисуют своё настроение, прогулку под дождём и т.д.

Итог занятия:

Звучит запись «Звуки дождя». Дети показывают рисунки и делятся своими впечатлениями.


Конспект занятия

в подготовительной группе на тему:

«Вода – начало всех начал».

Цель: обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.

Ход занятия:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Беседа.

-Ребята, сегодня у нас занятие о воде.

-Мы еще раз убедимся: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!

-Давайте разгадаем загадки и повторим, какая вода есть на Земле.

Кругом вода,

А с питьем беда

Кто знает, где это бывает?

(Море)

Много рек, озер морей
Он в себя вобрал,
Ты подумай и ответь
Что за великан.

(Океан)

Ни вода, ни суша,
На лодке не переплывешь,
И ногами не пройдешь.

(Болото)

Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой.

(Родник)

Ребята, ответьте на вопросы:

-Зачем нужна вода животным? Растениям?

-Зачем нужна вода человеку?

-Почему внутри человека нарисован вопрос?

-Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? (Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.

Рисунок 25

-Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.

-Ребята везде ли есть вода?

-Где мы можем ее увидеть? (Водоемы, осадки).

-А вы знаете, что такое снежинка? (Белая пушинка, состоящая их кристалликов льда).

-Скажите, будет ли лед являться водой? (Это замерзшая вода).

-Ребята, вспомните, много ли пресной воды, то есть которую мы пьем, на планете Земля?

-Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель. Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!

-Посмотрите на эти экологические знаки:

Рисунок 26

-Что они обозначают?

-Давайте придумаем свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой.

-Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – все дети хором ВОДА!


Беседа: “Уроки Айболита”

Цель: познакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

Ход занятия.

Все видели, как умывается кошка: она вылизывает себя собственным языком. Но зачем она это делает, знают не все, даже многие взрослые не знают. Чтобы найти ответ, задайте себе вопрос: а может ли кошка незаметно подкрасться к чуткой мышке, если сама она будет сильно пахнуть? Ну что, догадались?

На этих рисунках ты видишь, как умываются и чистят свое тело разные животные. Подумай, зачем они это делают?

Image2155

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

А зачем моется человек?

Причин для этого у него, уже конечно, не меньше, чем у животных. Человек моет свое тело, а также отдельно – лицо, руки, ноги… Чтобы делать это своевременно, надо знать, в каких местах тело пачкается больше всего.

Рисунок 9

Посмотри на этого малыша. Как ты думаешь, почему он так перепачкался и почему именно в этих местах пятна грязи?

Рисунок 10

А что может случиться с грязнулей?

Рисунок 11

Рисунок 12

Да, грязнулей быть плохо, это ясно. Но как же не быть грязнулей? Конечно, взрослые постоянно напоминают: “Вымой руки, причешись, прибери на столе!”. И все–таки лучше делать это без напоминаний, самому научиться умываться, купаться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовольствие. Вот как эти дети на картинках.

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Человек изобрел различные машины, приборы, научился пользоваться газом, электричеством, приручил огонь и воду. Все эти полезные изобретения не только облегчают и делают удобной жизнь людей, но и требуют от них аккуратности и осторожности, соблюдения определенных правил. Немало опасности таит в себе и вода.

Поэтому давайте повторим некоторые правила безопасного поведения с водой.

Договоримся: вы будете рассматривать рисунки и рассказывать, что их герои делают, правильно или не правильно, а потом мы проверим себя, прочитав эти правила.


Не ныряй вниз головой в незнакомом месте.

Рисунок 17

Не заплывай за оградительные буйки.

Рисунок 18

Не плавай на надувных матрасах далеко от берега.

Рисунок 19

Не купайся в грозу и не плавай в реке с быстрым течением.

Рисунок 20


Не купайся при высоких волнах.

Рисунок 21

Не ходи по тонкому льду.

Рисунок 22

Не стой под деревом во время грозы.

Рисунок 23


Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

Рисунок 24


Беседа – «Здоровый образ жизни.

Чистота – залог здоровья».

Цель: развитие самоанализа.

Задачи: 1) актуализировать представление детей о предметах личной гигиены, о чистоте и аккуратности;

         2) развивать навыки аккуратности и потребности в личной гигиене;

         3)способствовать воспитанию аккуратности и потребности к личной гигиене.

Оборудование: карточки с пословицами, стих. К. Чуковского, карточки с загадками, бумага, ручки.

Ход занятия.

1.Вводная часть. Разминка «Муха».

Представьте, что на ваш носик села муха. Её можно прогнать только движением носа. Попробуйте её прогнать. Молодцы. А теперь эта назойливая муха села на губы, и только движением губ можно её отогнать. Прогоните муху. Теперь она села на левый глаз. Только движением левого глаза попробуйте прогнать муху. Справились с заданием. Молодцы.

2. Сообщение темы.

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о нашем с вами здоровье и как его беречь, о чистоте и аккуратности.

3.Основная часть.

1) Беседа.

Ребята, давайте подумаем: что такое здоровье и нужно ли оно человеку?

2) Прослушивание отрывка стихотворения К. Чуковского и обсуждение героя.

Я вам прочту отрывок из стихотворения К. Чуковского

 «Мойдодыр». Вы послушайте и скажите: про какого мальчика здесь говорится?

                Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

                Неумытый поросёнок!

                Ты чернее трубочиста.

                Полюбуйся на себя:

                У тебя на шее вакса,

                У тебя под носом клякса.

                У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

                Даже брюки убежали от тебя.

                Рано утром на рассвете

                Умываются мышата

                И котята и утята

                И жучки и паучки.

                Ты один не умывался

                И грязнулею остался,

                И сбежали от грязнули

                И чулки и башмаки.

3) Беседа о гигиенических процедурах.

Что же нам делать, чтобы такая история не приключилась с нами?

А для чего же нам необходимо выполнять гигиенические процедуры? И какие?

4) Отгадывание загадок.

а)А теперь отгадайте загадки, отгадки которых нам помогут быть опрятными.

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. ( Мыло.)

Говорит дорожка-

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня». ( Полотенце.)

Я не сахар, не мука,

Но похож на них слегка.

По утрам всегда я

На зубы попадаю. ( Зубной порошок.)

Зубов много, а ничего не ест. ( Расчёска.)

Мудрец в нём видел мудреца.

Глупец - глупца, баран - барана.

Овцу в нём видела овца.

И обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова-

И Федя неряху увидел лохматого. ( Зеркало.)

Костяная спинка

На брюшке щетинка.

По частоколу попрыгала,

Всю грязь повыгнала. ( Зубная щётка.)

б) А теперь доскажите словечко:

Грязнулю всегда

Выручает…( вода)

в) Составление загадки.

Что за платок должен лежать у нас в карманах? ( Носовой платок.)

Давайте про него мы с вами попробуем составить загадку.

г) Чтение отрывка стихотворения «Мойдодыр».

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам! Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое.

И полотенце пушистое.

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться.

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,-

И в ванне, и в бане

Всегда и везде

Вечная слава воде!

5) Беседа.

Какие пословицы о чистоте вы знаете? (Дети подготовили свои пословицы)

6) Разминка «Поплавок».

Вы знаете, что такое поплавок? Представьте, что вы поплавок и плавно качаетесь на волнах спокойного моря. А вокруг всё красиво.

7) Работа в группах.

А теперь мы с вами попробуем составить свои правила гигиены. ( Для деления на группы использую открытки, разрезанные на фигуры.)

А потом мы их зачитаем в таком порядке: 1- ая группа читает, а две другие группы дополняют то , что пропущено.

4. Заключительная часть. Рефлексия.

Чему учит нас это занятие?                                                


Беседа: “Вода, вода – кругом вода”.

Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Опережающее задание к занятию.

Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.

На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям подумать, где еще можно обнаружить воду.

– Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.

Ход занятия:

– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:

Что в гору не вкатишь
В решете не удержишь
И в руках не унесешь. (Вода)

– Действительно мы будем говорить о воде.

Беседа:

– Для чего нужна вода?

– Как она нам помогает?

При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание).

– Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли.

– Какого цвета на глобусе больше?

– Покажите все что выделено этим цветом?

Рисунок 1

На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.

Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)

Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

– Найдите на глобусе участки желтого цвета.

Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь. О том, как это делать, мы поговорим на следующих занятиях.

Выводы: мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.


Конспект занятия в подготовительной группе

на тему: «Превращения воды»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.

Ход занятия.

– Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт №1: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?

Игра: “Где спряталась вода”

Рисунок 2

– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.

Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.


Конспект занятия на

тему: «Путешествие Капельки».

(Круговорот воды)

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход занятия.

Предложить детям послушать сказку:

“Жил–был Зайчик–попрыгайчик в огромном лесу (картинка зайца на фоне леса). И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику–попрыгайчику путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.

–Чего пригорюнился, Зайчик–попрыгайчик? – раздался веселый голос.

Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.

–Эй! Зайчик–попрыгайчик, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.

– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.

Смотрит Зайчик–попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.

– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.

– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.

– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.

– Давай, – согласился с радостью Зайчик–попрыгайчик.

И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.

В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Зайчик–попрыгайчик лег в тени широкого дуба и задремал.

Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.

– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.

Пригорюнился зайчик и сел под дубом.

– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.

– Ты как туда забралась? – спросил Зайка.

– Когда ты спал, солнышко припекало и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.

– Конечно, – обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.

– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.

– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.

– Да, вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.

Рисунок 3

Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.

– Как же так? – увидимся зайчик.

– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.

– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!

– Спокойной ночи, Зайчик–попрыгайчик!”

Беседа.

Обсуждение с детьми, куда исчезала Капелька, что с ней происходило?

Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.

Выводы: капельки воды в природе “ходят, движутся” по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.


Беседа: «Вода бывает в беде»

Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах.

 Дать детям представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

 Учить детей беречь воду. Развивать мышление, любознательность, способствовать развитию речи, закрепить умение составлять предложения. Формировать основы экологической культуры. Воспитывать доброжелательность, умение работать в парах. Вызвать эмоциональный интерес к проведению эксперимента.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, картин, фотографий, иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, морских животных. Экскурсия на пруд. Рассматривание предметных картинок с сюжетами использования воды. Чтение рассказов «Планета вода» из энциклопедии для дошкольников, «Нефть в море» из книги «Экология в картинках», заучивание стихотворения Н. Р. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Материал к занятию: оборудование для опыта, пазлы «Тучка», игровой персонаж «Капелька», атрибуты для игры «Ручеёк», экознаки.

Ход занятия.

-Сегодня мы с вами опять поговорим о воде и попробуем выяснить, что за превращения могут произойти с водой.

(Появляется Капелька, она услышала разговор о воде и ей очень захотелось послушать и посмотреть, что здесь происходит. Спрашивает разрешения остаться. Предлагаю удобно устроится и наблюдать за детьми. И обязательно сообщить, когда нужно возвращаться домой.)

 Чтение стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

-Ребята, что вы можете сказать про воду, какая она бывает? (прозрачная. Льется, замерзает, испаряется и т. д.)

-Для чего нужна вода и кому? (человеку, животным, растениям).

Обобщаю: вода – большая труженица и помощница человеку. Но и человек должен помогать воде. Без воды не сделать очень много простых обычных дел. Вода незаменима. Поэтому к воде надо относиться очень бережно, не лить зря, не оставлять без надобности открытые краны.

-А как вода попала к нам в краны? ( по трубам).

-А в трубы? ( из водоёмов).

 В речках, озёрах, прудах вода мутная, грязная, а из крана течёт чистая, прозрачная. Почему? Что за превращения происходят с водой? ( её очищают). Для очищения воды людям приходится затрачивать много сил, времени, средств. Я хочу вам сказать, что многие моря, реки, озёра, пруды сейчас в беде, в большой опасности – люди их здорово загрязнили. Часто случаются аварии – в море выливается нефть. Некоторые заводы и фабрики сбрасывают в водоёмы грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – всё, что им не нужно. Обитатели воды плохо себя чувствуют и даже гибнут. Поэтому воде нужна помощь.

-Как вы думаете, как мы с вами можем помочь воде, чтобы она не ушла от нас и была чистой?(не бросать мусор, зря не лить воду, закрывать краны).

-А на заводах и фабриках люди строят «водоочистители»!

-Как вы понимаете это слово «водоочистители»?

-Вот как раз об этом я прочитаю вам рассказ «Разноцветная речка».

 Текла по равнине речка – чистая – пречистая речка, прозрачная. Построили на берегу завод игрушек. Стал он брать воду чистую, а спускать в реку грязную, красного цвета. На другом берегу. Чуть подальше был другой завод – резиновые сапоги делал. Брал он чистую воду, а спускал грязную, черного цвета. Было воды много, а стало мало – заводы много пьют.

 Люди сердятся: ни построить, ни умыться, ни попить, ни рыбы половить. Рыба в реке заболела, птицы и звери не приходят к речке. И однажды на берег пришел самый главный санитар и очень рассердился. Игрушки и сапоги - это хорошо, но про людей и природу забывать нельзя. И приказал: срочно построить на заводах «водоочистки». Пусть испачканная вода на заводе «чистится» и снова за дело принимается. И так без конца. Послушались на заводах доброго совета, и стала речка снова чистой и прозрачной.

-От чего стала речка цветной? Что произошло?

-Что приказал главный Санитар, чтобы помочь реке?

-Что произошло, когда построили «водоочистки»?

-Ребята, значит воду можно очистить, сделать чистой?

Сейчас мы с вами это и проверим. (проведение опыта: фильтрование воды).

Опыт. Возьмем два стакана: один пустой. Другой стакан с мутной, грязной водой. Берём воронку, ставим её в пустой стакан. Делаем фильтр из ваты. Укладываем его в воронку и через этот фильтр процеживаем воду. Вода стала чище? Что произошло с водой?

Делаем вывод: воду можно очистить.

-Ребята, вы узнали ещё об одном свойстве воды: грязную воду можно очистить, превратить в чистую.

 Появляется Капелька, говорит, что у вас тут хорошо и интересно. Но мне пора домой. Предлагаю ей поиграть с детьми в игру «Ручеёк» и посмотреть. Что за сюрприз приготовили дети для Капельки. (Дети парами собирают пазлы с изображением тучки). Капелька очень радуется и узнаёт свою маму «Тучку». Спрашивает, есть ли у детей мамы, предлагает составить предложения со словом «мама» и определить, сколько в нём слов. Капелька тоже составляет предложение, и просит сказать, из скольких слов оно состоит. Благодарит детей за то, что они такие дружные, любознательные, умеют следить за своей осанкой во время занятий, много всего знают о воде, о её свойствах. Просит напомнить о каком новом свойстве воды узнали сегодня. Дети говорят, и Капелька возвращается к маме Тучке. На память оставляет экознаки: «Не оставляй открытые краны», «Не загрязняй водоёмы», «Заводы и фабрики не должны загрязнять водоёмы».

Прошу гостей или сама задаю вопрос:

- «А для чего вам (детям) нужно столько много знать о воде?)

 


Конспект занятия по экологическому воспитанию

«Что мы знаем о воде?»

Программные задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) .Уточнить значение её для всего живого.

2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

1. Изготовление панно «Кому нужна вода»

2. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

3. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

4. Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материалы и оборудование:

1. Панно «Кому нужна вода».

2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.

3. Символы, обозначающие свойства воды

4. Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

5. Незнайка.

Ход занятия

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель (с Незнайкой) : Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

В. : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей) .

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (Ответы детей). Проходите к столам, удобно присаживайтесь.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ

ВЫВЕШИВАЕТСЯ СИМВОЛ ЭТОГО СВОЙСТВА ВОДЫ.

В. : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

В. : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

ВЫВЕШИВАЕТСЯ СИМВОЛ ЭТОГО СВОЙСТВА ВОДЫ.

В. : Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы) .

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

В. : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей) .

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В. : Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

ВЫВЕШИВАЕТСЯ СИМВОЛ ЭТОГО СВОЙСТВА ВОДЫ.

Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

В. : Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

В. : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

ВЫВЕШИВАЕТСЯ СИМВОЛ ЭТОГО СВОЙСТВА ВОДЫ.

В. : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

В. : А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка.

Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(РАБОТА С ПАННО «КОМУ НУЖНА ВОДА») .

В. : Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

В. : А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы) :

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха.

В. : Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все, таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая бывает вода? "

ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода? " и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая) .

В. : Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Незнайка: Ну. Спасибо, друзья, теперь я всё знаю о воде.

В. : А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В. : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В. : Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы).


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программные задачи:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

Чтение сказки «Путешествие Капельки»

Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус )

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

 (Дети объясняют, делают выводы)

Чтение стихотворения о ВОДЕ

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

 - Приступим к нашему исследованию.

 Опыт 1. Какой формы вода?

 На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

 

 Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

 Опыт 2. Какого цвета вода?

 Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

 

 Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

 Опыт 3. Вода – растворитель.

 А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

 Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

 - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

 - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

 Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.

 - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

 Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

 Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

 Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

 Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

 Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

 - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

 - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

 - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

 - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

 Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия.

Выводы.


Конспект интегрированного занятия

 в подготовительной группе

на тему: «Откуда дождь пришёл»

Задачи:

- Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

- Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.

- Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

- Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде ,облаках, воде.

Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

Чтение сказки «Круговорот воды в природе»

Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)

Дидактическая игра «Кому нужна вода»

Рисование на тему «Путешествие Капельки»

Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».

Презентация на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»

Эксперимент «Круговорот воды в природе на примере сада в банке»

Оборудование и материалы:

Презентация: «Какие бывают дожди», «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя.

Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.

Ход занятия:

Отгадайте загадку:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле

Только ноги на земле (дождь).

 Звучит музыкальная запись: звуки дождя.

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал, да поливал,

Всех под зонтики загнал (дождь).

2.Беседа на тему: «Откуда дождь пришёл?»

Появляется «Капелька», спрашивает: «А вы знаете, откуда пришел дождь?»

-Ребята, вы как думаете, кому нравится дождь и почему?

-Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава...

Лучше всех поймет зерно:
Прорастать

Начнет оно.

( Б. Заходер)

А кому ещё нравится дождь?

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля, и ждут берёзы ,
Тополя, дубы и розы,

Незабудки, и быки,

Куры, утки, индюки.
И мы тоже,
Дождик ждём,-
Бегать будем под дождём!

( Александр Введенский)

-А что такое дождь? (ответы детей)

-Откуда дождь приходит? (ответы детей)

- Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

-Сейчас мы с вами проведём опыт «Домашнее облако»

-Почему он так называется?

На дно трёхлитровой банки наливаем кипяток и накроем тарелкой с кубиками льда. Понаблюдаем, как водяной пар, поднимаясь вверх, и охлаждаясь, будет превращаться в крошечные капельки воды, образуя облако.

Облака, облака - кучерявые бока.

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.

- Вы видели на небе облака? На что они бывают похожи?

Я видела такую картину:

Облако за облаком

По небу гналось:

За облаком-мишуткой-

Облако-лось

А ветер гонит, гонит

Торопит облака.

То с налёта тронет,

То шевельнёт слегка…

Давайте пофантазируем.

Закроем глаза и представим себе небо с плывущими по нёму облаками.

Звучит запись песни «Облака» Музыка: В. Шаинский Слова: С. Козлов

-Расскажите о том, что вы видите.

3.Презентация: «Какие бывают облака»

Облака могут быть разной формы, цвета, размера. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются, и сколько в них содержится воды.

Множество разнообразных облаков можно разделить на три основные группы – низкие, средние и высокие облака.

Перистые облака, образующиеся из ледяных кристаллов, формируются на большой высоте в очень холодном воздухе. Они часто кажутся легкими и тонкими.

Слоистые облака формируются низко над землей. Они серого цвета, часто наблюдаются в низких прибрежных зонах.

Белые пушистые кучевые облака (которые также встречаются довольно низко) украшают голубое небо в хорошую погоду.

Кучевые облака названы так за свою форму. Они выглядят как кучи ваты, всё время, меняя свои очертания. А еще летом и чаще осенью бывают туманы.

Туман - это тоже облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли и он чаще образуется в низинах.

Дождевые облака – это тучи. Они темного цвета, поскольку капельки воды (или ледяные кристаллы), из которых они состоят, увеличились в размерах и стали настолько крупными, что сила тяжести заставляет их падать на Землю. (Когда водяные капельки маленькие, они отражают свет, но, увеличиваясь в размере, они поглощают свет и выглядят более темными.) Дождевые облака могут быть низкими и плоскими или высокими, нависающими. Нависающие дождевые облака, имеющие форму наковальни, называются кучево-дождевыми, и именно они приносят действительно плохую погоду – грозы, ливни с градом и смерчи.

Туча по небу ходила

Туча солнышко закрыла.

Только солнце спряталось-

Туча и расплакалась…

Это пошёл дождь.

А что такое дождь?

4.Презентация: «Какие бывают дожди?

Дождь - это осадки, выпадающие из облаков в виде капель. (0.5-7 мм.)

Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

 Если дождь мельче его называют моросью.

-Какие ещё бывают дожди?

- Грибной дождь – самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом голубом небе. Грибным его называют, т.к. этот дождик летний, теплый и короткий, считается, что после него начинают расти грибы. По народным приметам под таким дождем растут не только грибы, но и маленькие дети. Весело бежать под крупными блестящими на солнце каплями. Еще про такой дождь говорят “царевна плачет”

Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат

Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят “льет как из ведра” имеют в виду именно ливень. Плотность струй в ливне может составлять по 10-15 на 1 кв.см. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.

Косой дождь – дождь при сильном постоянном ветре.

-Какой бывает дождь?

Стихотворение «Какой дождь?

Дождик капал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял.

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, скорый,

Сонный, медленный и спорый,

Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный и горячий,

А ещё и грозовой,

Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,

А при ветре даже в клетку.

Вот как много есть дождей,

Для растений и людей

(О.Григорьев.)

Физкультминутка

Капля раз, капля два,

Капля медленно, сперва -

Кап, кап, кап, кап    (хлопки)

А потом, потом, потом – 

Все бегом, бегом, бегом

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять-(бег)

А мы зонтики раскроем

От дождя себя укроем.( руками показать зонтик)

5.Рисование «Путешествие Капли»

-Ребята, наша капелька очень хочет снова попасть на облачко,  но на необычное, красивое. Давайте нарисуем на своих листочках. Рисовать мы будем по новому, у вас на столе лежат разные трафареты, положите его на лист и придерживайте рукой, наберите краску на губку и промакивая заполните трафарет, аккуратно уберите трафарет.

Итог занятия.

-Рассмотрим ваши рисунки. Расскажите, что вы нарисовали, на каком облачке будет жить ваша капелька?

«Капелька» дарит вам своих подружек.


Сказка про капельку

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и
больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Проект "Откуда дождь пришел?" (круговорот воды в природе)

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им  интересно всё и наша задача:  не только поддержать этот познавательный интерес, но и соз...

Весенний проект для старшей группы "Круговорот воды в природе"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19911279","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"569","width":"759"}}]]...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»Цели: создать целостное представление у детей о воде как о природном...