"Государственные символы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кузьменко Ольга Васильевна

Знакомлю детей с государственными символами - флагом, гербом, гимном

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_gosudarstvennye_simvoly.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Светлячок»

Конспект

занятия в старшей группе на тему:

«Государственные символы»

                                                     

                                                Воспитатель: О.В.Кузьменко

Тамбов 2013

1

Цель: закрепить знания детей о названии разных стран, родной страны; познакомить детей с представлениями о флаге, гербе, гимне, как государственных символах, с историей их происхождения, со значением в прошлом и современной жизни; воспитывать патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей.

Познание.

Коммуникация.

Социализация.

Художественная литература.

Музыка.

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель. Я в руках держу модель Земли – глобус. Посмотрите, как много на земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете?  (Дети называют страны)

Воспитатель. Но есть на глобусе лишь одна страна, которую мы любим, которую мы зовем своей Родиной. Как эта страна называется?  (Дети называют). Правильно, Россия. Кто покажет на карте нашу страну? (Дети показывают)

Воспитатель. Россия – самая большая страна мира.

Как велика моя страна!

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Дети рассказывают стихи о нашей Родине.

х х х

Что такое Россия?

Это знойное лето,

Когда много цветов

На зеленом лугу,

Когда брызги на море

Жемчужного цвета,

Когда хлеб созревает

И косят траву.

х х х

Что такое Россия?

Это чудная осень,

 Когда в небе, курлыча

Летят журавли.

Когда шишки созревшие

                                                        2

Падают с сосен,

Когда кружатся листья

До самой земли.

х х х

Что такое Россия?

Это зимняя сказка,

Когда снег серебристый

Лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки

С горы на салазках,

Когда виден узор

На морозном стекле.

х х х

Что такое Россия?

Это полная жизни,

Счастья, бодрости, света весна,

Когда дождик прохладный

На землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит,

Отошедший от сна.

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют

Снова в нашем краю.

Я Россию свою,

Мою землю родную,

Слово мать дорогую,

Очень нежно люблю.

Воспитатель. Как можно назвать всех людей, которые постоянно живут в России?

(Россияне, граждане России)

Гражданин – это очень хорошее, важное слово. Чтобы лучше понять это слово, я предлагаю вам встать в групповой комнате кто,  где хочет. А теперь подойдите, возьмитесь все за красную ленту, как будто это граница нашей Родины. Поднимаем ленту вверх и оказываемся все внутри круга.  (Все вместе оказались внутри границы).

Теперь мы все граждане одной страны. Мы ее охраняем, мы ей гордимся, мы строим города, принимаем законы, выращиваем хлеб, учимся, работаем, встречаем гостей из других стран, мы решаем все проблемы вместе. Мы граждане одной страны.

Воспитатель подводит детей к  стенду с флагами.

Знаете ли вы что это такое? (Флаги, флажки).

Рассмотрите и вспомните, где вы могли видеть флаги?

                                                      3

(На зданиях, на кораблях, в руках воинов, спортсменов и т.д.)

Что такое флаг и для чего он нужен?

В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойной. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – стяг. Собиралось под стягом войско и  отправлялось защищать свою землю. А уже спустя много времени к палке стали привязывать яркий кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала наверху, и такой знак был виден издалека. Так появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивало по-своему. Зачем?

(По цвету флага можно было определить,  какие войска приближаются к городу).

В наше время флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга.

Воспитатель предлагает рассмотреть флаги разных стран.

Ребята, а кто может показать флаг России?

Флаг России – три полосы. Впервые в России флаги появились на флоте.  Расположение трех  полос ввел Царь Петр 1.

Ребята, а что вам напоминает белая полоса?

(Белоствольная береза, снег, облака, ромашка).

Что напоминает вам синяя полоса? (Небо, реки, моря, озера).

Что напоминает вам красная полоса? (Солнце, огонь, тепло).

Ребята, у нашего города Тамбова тоже есть сой флаг.  (Дети рассматривают).

Конечно, в наше время вовсе не нужно поднимать флаг высоко-высоко, чтобы собрать всех воинов, но флаги необходимы.

Например, они помогаю узнать,  из какой страны прилетел самолет: флаг изображается на хвосте самолета. Когда в море или океане встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране принадлежит корабль.

Во время больших спортивных соревнований по флагам можно определить, какие страны участвуют в соревнованиях. А во время награждения высоко над стадионом  поднимается флаг страны победившего спортсмена.

Часто для решения важных вопросов руководители разных стран собираются вместе, возле здания, где они работают, вывешиваются флаги  этих государств.

Воспитатель подводит детей к стенду с гербами.

Ребята, кто знает, что это такое?  (Герб)

История герба, так же как и история флага начинается в те времена, когда наши предки большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо

                                                               4

вооружены. Их защищали доспехи и щит. Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи очень похожи. И было трудно определить, где свой, где чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: разноцветные плащи, перья на шлемах. Но основной опознавательный знак наносился на щит. Щит большой, рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и его воины. Изображение на щите стали называть гербом. Слово герб близко к слову оружие. Чаще всего рыцарь изображал на своем щите-гербе то животное, с которым он себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, изображение ящерицы, что рыцарь ловок и быстр, дракона – что рыцарь непобедимый.

Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали их своим детям и внукам, гербом гордились и старались его не опозорить. Простые люди силились поближе к рыцарскому замку в надежде на защиту и покровительство. Постепенно вырастал целый город,  и герб рыцаря становился гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб.

Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами,  знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города мудр, как сова или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались: свой герб есть у каждой страны и города.

Ребята, покажите герб России.

Государственный герб России представляет собой красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья, увенчан двумя малыми и одной большой короной. В правой лапе орла находится скипетр, в левой - держава, на груди - герб Москвы.  Двуглавый орел символизирует независимость России, единение европейской и азиатской частей современной России.

Воспитатель (показывает гербы городов)

Если вы внимательно рассмотрите герб,  какого либо города, то вы можете узнать много интересного. Есть гербы, изображение на которых связано с каким либо историческим событием, значимым для этого города.

Герб Москвы  «рассказывает» историю о битве Георгия Победоносца со змеем. Символически это отражает историю города (нападение врагов, пожары, смуты). Из всех бед и напастей Москва вышла победительницей.

Есть гербы, которые можно назвать профессиональными. Чтение таких гербов дает возможность узнать, какими трудовыми успехами славится город.

Интересен и красив герб города Иваново. Ивановские ткани славятся по всей России и за границей. Именно русская красавица с веретеном изображена на гербе этого города.

                                                      5

Герб Мурманска  «рассказывает», что этот город отважных моряков и трудолюбивых рыболовов.

Есть гербы экологические, в которых отражены природные особенности каждого края.

Герб Тамбова  - развито пчеловодство.

Есть гербы смешанные.

Герб г. Митино – разделен на две части. Верхняя часть показывает, что в городе развито кораблестроение, нижняя – дубравы.

Детям предлагается «прочитать» гербы городов Волгограда, Казани, Астрахани. Радужного,  Лабытнанги.

Гербы располагают на пограничных столбах, на правительственных зданиях, на официальных документах, на паспорте, на денежных монетах и купюрах.

Мы с вами узнали, что в каждой стране, городе есть свой флаг и герб. Я хочу познакомить вас еще с одним символом страны – гимном.

 Гимн – это самая главная музыка страны. Когда играем гимн, надо встать и слушать стоя. Этим мы выражаем свое уважение к нашему государству, нашей стране.

Прослушивание гимна России.

Воспитатель. В память о нашем занятии я предлагаю нарисовать и раскрасить флаг России.

Дети проходят за столы, рисуют и раскрашивают флаг России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Государственные символы России"

Занятие напрвлено на ознакомление детей с основными символами России.Во время занятия дети читают стихи, занимаются аппликацией, прослушиают гимн....

Педагогическая викторина "Государственные символы России."

Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития личности. Патриотизм немыслим без нравственности, любви... А всё это должно быть каждодневной,...

"Государственные символы России"

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

"Как мы знакомим детей с государственными символами России"

Государственная символика является частью истории культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка...

Экскурсия в музей средней школы № 11 "Государственные символы"

Познакомить детей с символикой России - гимном и гербом...

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познания" Тема"Государственные символы России"

Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение,развивать познавательный интерес  к истории государства...

Методические рекомендации по изучению и использованию государственных символов РФ. Обновление содержания образовательной программы вопросами изучения государственных символов РФ.

Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляе...