Проектирование процесса развития любознательности и интересов детей 4-5 лет в условиях внедрения ФГОС ДО
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Солдатенко Людмила Ивановна

В данной работе представлено механизм преобразования образовательного процесса по данной теме, а также условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО

Выполнили:

Воспитатель МБУ № 200 "Волшебный башмачок": Барановская Е.В.

Воспитатель МБУ № 200 "Волшебный башмачок": Михалева Т.В.

Воспитатель МБУ № 200 "Волшебный башмачок": Смирнова М.А.

Воспитатель МБУ № 200 "Волшебный башмачок": Солдатенко Л.И.

Воспитатель МБУ № 86"Почемучка": Касаткина А.А.

Воспитатель МБУ № 86 "Почемучка": Шигаева Е.С..

Введение

Актуальность работы по развитию любознательности и интересов дошкольников состоит в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Эта идея нашла отражение во ФГОС ДО, согласно которому одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов (п. 1.4.). Также одной из задач познавательного развития дошкольников является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделено такое качество как любознательность ("ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать" п. 4.6 ФГОС ДО).

Выделение в ФГОС ДО данных положений имеет объективные причины, так как в настоящее время существует реальная проблема современных детей – замена реальной окружающей действительности виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, телефоном, телевизором и другими гаджетами. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.

Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. Проводя экспериментирование с песком, глиной, почкой мы заметили, что дошкольники сначала боялись взять в руки «грязь» – за это их дома наказывали. И только после уговоров воспитателя, привыкнув к природному материалу, они начали с огромным удовольствием возиться с песком и глиной.

Отсюда можно сделать вывод словами Ян Амоса Каменского, который писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобрели знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни.

Поэтому наше мнение однозначно – детское экспериментирование в мини-лаборатории имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интересы к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления – важные задачи работы с детьми 4-5 лет. Также высокий интерес к природе позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с объектами неживой природы, воспитывать радостные переживания от полученных результатов опытно-экспериментальной деятельности.

Данной проблемой занимались многие ученые. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, А.Н Поддьяков., В.С. Мухина и др.) показывают, что возможность умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Ребенок по своей природе – исследователь мира (Н.Н. Поддьяков).

Н.Н. Поддъяков огромное значение придавал поисковой деятельности детей. В качестве основного вида поисковой деятельности он выделил особую детскую деятельность – экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования:

– недостаточный учет возрастных особенностей детей 4-5 лет (естественная любознательность) при определении методов и приемов организации познавательно-исследовательской деятельности в условиях ДОО;

недостаточно проводимая работа воспитателя с детьми по экспериментальной деятельности в лаборатории природы, что ограничивает развитие интереса детей к объектам неживой природы.

Профессиональная проблема: как обеспечить развитие любознательности и интересов детей 4-5 лет посредством экспериментирования в условиях целостного образовательного процесса ДОО?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

  1. Проанализировать методическую литературу, определить содержание экспериментальной деятельности, доступное для детей 4-5 лет.
  2. Провести мониторинг интересов детей 4-5 лет относительно объектов неживой природы и опыта экспериментальной деятельности с целью индивидуализации образовательного процесса.
  3. Разработать содержание опытов и экспериментов с объектами неживой природы для детей 4-5 лет.
  4. Создать условия в развивающей предметно-пространственной среде группы для детской экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
  5. Определить возможные достижения детей в результате реализации системы спроектированной работы.


МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

(на содержании темы "Осень")

Компоненты моделей

Модели организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей

Сотрудничество

с родителями

ООД

Режимные моменты

Целевой компонент

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

1.1 Формировать представления о свойствах песка, почвы

1.2 Формировать представления о воздухе, о важности воздуха для живых существ

1.3 Формировать представления о воде, ее свойствах

1.4 Формировать представления о солнце и ветре

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

2.1 Поощрять стремление детей в активном участии в экспериментальной деятельности, развивать эмоционально положительное отношение к экспериментированию.

2.2 Развивать у детей наблюдательность.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1 Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов

3.2 Формировать познавательную активность детей, инициативность

3.3 Формировать умение сосредоточиться

3.4 Формировать умение замечать малозаметные компоненты

3.5 Формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы

Содержательный компонент

Тема: «Осень»

ОД 1

двигательная деятельность: «Неболейка» 

ОД 2

познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП): «Карта путешествий»

ОД 3

познавательно-исследовательская деятельность:

«Путешествие в царство комнатных растений»

ОД 4

изобразительная деятельность:

сюжетное рисование «В море синем»

ОД 5

музыкальная деятельность:

«Веселые музыканты»

ОД 6

коммуникативная деятельность:

«По морям, по волнам»

Утро

Темы

1. «Волшебный песок»

2. «Дружные песчинки»

3. «Кому нужен песок?»

4. «Мой веселый звонкий мяч»

5. «Освобождение бусинок из ледяного плена»

6. «В море синем»

7. «Рыбки»

8. «Снеговик»

9. «Для чего вода нужна»

10. «Самолетик»

11. «Птицы»

12. «Солнечные лучи»

Прогулка

Темы

1. «Узнай все о песке»

2. «Мост», «Дорога» и др.

3. «Построй фигуру»

4. Эксперимент «Почему не выливается?»

5. «Зачем  нужен воздух»

6. «Как птицы летают»

7. «Песочная пирамида»

8. «Состояние почвы в зависимости от температуры»

9. «Ветер»

Вечер

Темы

1. «Путешествие маленькой песчинки»

2. «Прятки»

3. «Теплая капля»

4. «Когда льется – когда капает»

5. «Летучие рыбы»

6. «Какие вещества растворяются в воде»

7. «Определение наличия воздуха в помещении»

8. «Внутри человека есть воздух»

9. «Мыльные пузыри»

10. «Дуем играем»

11. «Заяц и ручеек»

12. «Дождик», отрывок из сказки о мертвой царевне и семи богатырях«Ветер, ветер...» А.С. Пушкина

13. «Кондитеры», «Магазин», «Моряки», «Летчики»

14. «Реактивный шарик»

Актуальная среда

Формочки разных форм, ведра различных размеров, грабли, воронка и сито, пластмассовые баночки и бутылочки, совки для прогулки, 

Картинки «Вода в природе», «Как человек использует воду», «Кому нужна вода в природе»; Уголок экспериментирования (стаканчики различных размеров, сосуды разного объема и формы, пипетки, деревянные палочки, шприцы без игл, пластмассовые ложки, красители).

Пособия для игр с воздухом.

1. «Польза игр с песком»

2. «Солнце, воздух и вода»

3. «Воздух

 для человека»

4. «Эксперименты в домашних условиях»

5. «Опыты вместе с папой»

6. «Сделай сам»

Технологический (процессуальный) компонент

ОД 1

Ход

1. Построение в шеренгу, проверка равнения

2. Чередование ходьбы и бега

3. Перестраивание в 3 колонны

4.Обще развивающие упражнения

5. Упражнения в равновесии - ходьба и бег между двумя линиями (ширина 15 см, длина 3 м)

6. Эксперимент «Воздух упругий»

7. Прыжки - подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом вправо и влево в чередовании с небольшой паузой

8. Подвижная игра «Найди себе пару»

9. Ходьба в колонне по одному.

ОД 2

Ход

1 Игра «Театр»

2. Работа с маршрутной картой.

3. Физ.минутка.

4. Игра «Составь фигуру»

5.Эксперимент

«Свойства мокрого песка»

6. Игра «Верёвочка»

ОД 3

Ход

1.Загадка о цветах

2. Игра «Найди такое же растение»

3. Ситуативная беседа

4. Динамическая пауза «Цветок»

5. Проблемная ситуация «Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями»

6. Игра «Что растениям необходимо для роста?»

7. Эксперимент «Состояние почвы в зависимости от температуры»

8. Психогимнастика «Я – растение!»

ОД 4

Ход

1. Отгадывание загадки о ракушке

2.Слушание морской ракушки

3. Поисковая беседа «Что такое море»

4. Игра «Я море, ты моя частичка»

5. Проблемная ситуация «Как помочь ракушке»

6.Эксперимент «Где вода?»

7. Пальчиковая гимнастика «Осьминог»

8. Рисование нетрадиционными способами.

ОД 5

Ход

1. Встреча с зайчиком

2. Упражнение «Сдуй пушинку»

3. Упражнение «Подскоки» (Французская народная мелодия)

4. Эксперимент «Поиск воздуха»

5. «Марш под барабан»

6. Слушание польской народной песенки «Два кота», прохлопывание ритма этой песенки

7. «Полька для Зайчика и кота»

8. Пальчиковая гимнастика:

«Пекарь»

9. Слушание «Колыбельная» (композитор В. А. Моцарт)

10. Слушание песни «Зайчик» композитора М. Старокадомского

11. Песня «Барабанщик» муз. М. Красева

12. Игра «Ловишки с Зайчиком» муз. Й.Гайдна

ОД 6

Ход

1. Встреча с Утенком-Удивленком

2. Исследование ракушки

3. Ситуативный вопрос: «Что море делает?»

4. Проблемная ситуация: «На чем можно переплыть море»

5. Эксперимент «Тонет- не тонет»

6. Пауза-релаксация

7. Пальчиковая гимнастика «Дельфины»

8. Остров "Чунга-Чанга": отгадывание загадки

9. Рефлексия

Формы организации

Методы и приемы

Утро

1.Рисование различных фигур песком

2.Рассматривание песка на белом листе бумаги

3.Беседа

4.Д/и

5.Аппликация из рваной бумаги

6.Лепка

7.Конструирование

8.Рисование

9.Экспериментирование

Прогулка

Темы

1. Рассматривание песка на прогулке

2. Строительство из песка 3. Выкладывание и печатание на песке

4. Наблюдение

5. Мозговой штурм

6. Экспериментирование

Вечер

Темы

1. Придумывание сказки

2. Д/и

3. Коллективная работа

4. Опыт

5. Игра

6. Чтение сказки

7. Чтение художественной литературы

8. Сюжетно-ролевая игра

9. Экспериментирование

Возможные действия детей

- побуждение к совместному рассматриванию и обсуждению картинок - побуждение к изготовлению пособий для игр с воздухом;

- побуждение к изображению полученных результатов (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);

- поощрение инициативы и активности детей;

- побуждение к экспериментированию;

- побуждение к строительству из песка.

Формы и способы взаимодействия

1. Беседа с родителями

2. Консультация

3. Папка-раскладка

4. Консультация

5. Рекомендации

6. Семейное задание

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка)

- сформированы представления о свойствах песка, почвы, о воздухе, о важности воздуха для живых существ, о воде, ее свойствах, о солнце и ветре;

- активно участвуют в экспериментальной деятельности, эмоционально положительно относятся к экспериментированию;

- у детей развита наблюдательность, познавательная активность, инициативность;

- соблюдают правила безопасности при проведении экспериментов;

- могут сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия:

- воспитатель средней группы,

- инструктор по физической культуре,

- музыкальный руководитель

2. Научно-методические условия 

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

3. Материально-технические условия

Физическое развитие: кубики, кегли, набивные мячи, бубен, шнуры, платочки двух цветов,

Познавательное развитие: демонстрационный – игрушки, билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 5. Раздаточный – счётные палочки, нитки.

Познавательное развитие: картинки с изображением комнатных растений группы, Карлсон (игрушка), карточки со схематическими изображениями предметов и действий, необходимых для жизни комнатных растений.

Речевое развитие: тазик с водой, подносы с раздаточными материалами: бумага, пластмасса, дерево, железо, салфетки, карта острова, сюрприз –кораблик из бумаги, сундучок, птицы (оригами), игрушка- утенок, бумажный кораблик, пластмассовый кораблик, обруч, ткань синего цвета, ракушка, макет острова (пальма).

Художественно-эстетическое развитие: трубочки для коктейля, стаканчики с цветной гуашью, разбавленной жидким мылом, альбомные листы, набор гуашевых красок, кисточки, стаканчики с водой, сухие и влажные салфетки, штампики «рыбки», тычки, поролоновые подушечки, пропитанные разного цвета гуашью.

Художественно-эстетическое развитие: СD диск к программе И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», (средняя группа, барабан, игрушки би-ба-бо -зайчик, котик, картинки с изображением котов, портрет композитора В. А. Моцарта;

Программные произведения: «Поскоки» французская народная мелодия, » Два кота» польская народная песня, » Пляска для зайчика»-любая музыка в 2-х частной форме, «Колыбельная» муз. В. А. Моцарта, «Зайчик» муз. М. Старокадамского, «Барабанщик» муз. М. Красева, «Ловишки с зайчиком» муз. Й. Гайдна.

4. Нормативно-правовые условия 

- Пункт 6 часть 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036);

- Подпункт 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702)

- Пункт 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377);

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребенка, 1991 г.;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 15 мая 2013 г.   № 2 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно  эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. Информационные условия

1.Аверина, И.Е. Физкультурные минутки в детском саду / И.Е. Аверин. - М.: Айрис-Пресс, 2009. 

2.Гербова В.В. Развитие речи. 4-5лет../ В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2003г.

3.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1986.

4.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: пособие для воспитателя детского сада/ В.А. Дрязгунова. - М.: Просвещение 1981

5. Дыбина О.А. « Занятия по ознакомлению с окружающим миром»/ О.А. Дыбина. – М.: Сфера, 2006.

6.Евдокимова Е. С. , Дадокина Н. В.. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Е. С. Евдокимова. , Н. В.  Дадокина. – М:. Мозаика-Синтез, 2007-2010 г.

7. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе» / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2007.

8. Комплексное перспективное планирование средняя группа. Методическое пособие  под редакцией Н. Е. Вераксы. Волгоград. 2012г.

9. Комплексно- тематическое планирование по программе "От рождения до школы"/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильева.

 Средняя группа/ авт. сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко.  Волгоград- Учитель, 2013- 115с.

10. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд» – средняя группа./ Л.В. Куцакова. – М.: Сфера, 2006.

11.Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду, средняя группа. / Лыкова И.А. – М.: Карапуз-Дидактика, 2008.

12. Образовательный портал «Слово», раздел «дошкольное воспитание» - www.portal – slovo.ru; социальная сеть работников образования, раздел «Детский сад» – nsportal.ru

14. Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-лет» методическое пособие / Л. И. Пензулаеваю. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010 г.

15. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Средняя группа/ Л.И. Пензулаева. – М.: Мозайка  Синтез, 2014  80с.

16.Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 № 201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области» 17.[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.samregion.ru/documents/government_resolution/18.03.2013/skip/3706/21400/

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://do.isiorao.ru/document/doctrina.php

18. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/

19. Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Расскажи детям о…»/под ред. Дорофеевой А.М. –  М. Мозаика-Синтез. 2010-2012 г.

  1. Организационные условия:

- Разработать содержание консультаций для родителей

- Оформить папку-раскладку «Воздух для человека»

- Разработать рекомендации для родителей

- Разработать семейное задание

- Разработать конспекты ООД

- Оформить картотеку экспериментов с объектами неживой природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Консультации для воспитателей и родителей  в театральной деятельности у детей младшего дошкольного возраста в условиях  внедрения ФГОС ДО»...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ...

Проектирование процесса развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения посредством нетрадиционных техник рисования...

Тема: «Развитие любознательности и познавательной мотивации у старших дошкольников в условиях сельского детского сада»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ «Дошкольное образование XXI  века: взгляд современного педагога» педагогических работников муниципального дошкольного образовательного ...

Конференция «Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково – исследовательской деятельности»

Познавательное развитие детей дошкольного возраста проходит несколько стадий:любопытстволюбознательность;развитие познавательного интереса;развитие познавательной активности;становление сознания....

Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности, вопросительно – исследовательской деятельности....