Сценарий НОД по ознакомлению с природой "Составление экологических пирамид"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Синельникова Ольга Станислововна

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой "Состаление экологических пирамид"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinelnikova_ood_27.02.15.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  в  подготовительной группы детского  сада.

Тема: «Составление  экологических пирамид»

                                                         Воспитатель:  

                                                         Синельникова О.С.

  Программные задачи: 

Способствовать углублению и обобщению представлений детей о существующих взаимосвязях  растений и животных,  их пищевой зависимости друг от друга.

Расширять  представление о подвижном экологическом

равновесии в природе.

Учить детей строить экологические пирамиды, устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий обитания.

Развивать исследовательские умения, рассуждать, доказывать своё мнение.

Воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа: 

Рассматривание иллюстраций, наблюдения, изучение энциклопедий о растениях и животных, чтение художественной литературы.  

Материал и оборудование: 

 Письмо, листы с изображением пирамид, картинки с изображением растений и животных, лабиринт  «пищевая» цепочка, фломастеры, клей, фишки, султанчики, маски зайца и волка, магнитофон.

ХОД  :

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

 Воспитатель:

«Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Птицы звери и леса,

Гром туманы и росса,

Человек и время года-

Это всё вокруг природа».

- Природа, окружающая нас многообразна и таит в себе много интересного и удивительного. Ученые постоянно изучают её тайны и у вас сегодня есть возможность узнать одну из них. Учёные прислали нам письмо с научными разработками для изучения. Вы готовы к исследованиям?

Дети: Да.

(открываем конверт)

Воспитатель:  -Что это?

Дети: -Лабиринт.

Воспитатель: -Что изображено на нём?

Дети: -На лабиринте изображены: синица, мышь, гусеница, колоски, коршун и солнце.

Воспитатель: -Вам предстоит разгадать его.  

(Дети выполняют задания.)

Воспитатель:  -О чём он нам рассказывает?

Дети: -Я думаю, лабиринт показывает, кто, чем питается.

Воспитатель: -Расскажите, какая взаимосвязь прослеживается между этими объектами природы.

Дети: - Растения не могут жить без солнца, воды.

 - Их корни, стебли, листья, семена, становятся кормом для насекомых и птиц, мелких животных, а мелкие животные становятся кормом для более крупных птиц.

Воспитатель: - С этим исследованием вы справились.

Давайте дадим отдых глазам  и продолжим исследование.

Растираем  ладони  рук, чтобы они стали тёплыми и закрываем глаза.

- Сижу я в тёмной комнате,

Рисую чёрными чернилами

 Чёрную мышку,

Мышка зёрнышки грызет,

Хвостиком виляет,

Наши глазки отдыхают.

Воспитатель: -А теперь, узнаем какую проблему нам предстоит изучить.

(Достаём следующее задание из конверта)

Воспитатель: - Что это может быть?

Дети:- Пирамида.

Воспитатель: - Раз её прислали учёные, я думаю, что это  не простая пирамида, ведь с её помощью нам предлагают построить экологическую пирамиду из хищных и травоядных животных. Что  же означает экологическая пирамида и где можно найти о них сведения. Как вы думаете?

Дети: - Интернет, книги, справочники, энциклопедии.

Воспитатель: - Точно, сейчас посмотрим, да здесь написано , что изучая закономерности в природе, учёные составляют экологические пирамиды. Например: пирамиды численности.

Они утверждают, что в дикой природе между численностью хищных и травоядных должно быть экологическое равновесие, т. е хищников  должно быть меньше чем травоядных. А вы, кстати, знаете каких животных называю хищными  и травоядными?

Дети:- Травоядные питаются травой, а хищники другими животными.

Воспитатель:- Как же из зайца и волка можно сложить пирамиду? Возьмем зайца. К каким животным он относится?

Дети: - К травоядным.

Воспитатель:- Сколько травы съедает каждый заяц?

Дети: - Много.

Воспитатель:- значит в природе, чего должно быть больше, травы или зайцев?

Дети: - Травы больше.

Воспитатель: - На самую длинную полоску пирамиды мы приклеим траву, которую вы сделаете из этих полосок.

( дети делают траву, путём  отрыва полосок).

Воспитатель:- А на какую полоску  пирамиды мы по поместим зайца?

Дети: - На ту, что короче.

Воспитатель: - У нас есть ещё волк, какое он животное?

Дети: - Хищное.

Воспитатель:- Сколько  волку нужно зайцев, один, или много, чтобы быть  сильным и  быстрым.

Дети: - Много.

Воспитатель:- Значит кого должно быть больше, зайцев , или волков?

Дети: - Зайцев больше.

Воспитатель:- Найдите волку места на пирамиде.

- Что у нас получилось?

Дети: - Экологическая пирамида численности.

Воспитатель:- О чём рассказывает эта пирамида?

Дети: - Об экологическом равновесии.

Воспитатель:- Лето , осенью, зайца раздолье: тепло и  сытно. А каково им бедным зимой: холодно и голодно. Давайте покажем, как они зимой греются.

Физкультминутка.

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают –

Не идет ли волк?

Раз – согнулись, разогнулись,

Два – нагнулись, потянулись.

Три - на месте поскакали,

Головою покивали.

Воспитатель:- Вы знаете, что я придумала? Давайте построим живую пирамиду из зайцев и волков. С фотографируем её и отправим фото учёным. Девочки будут травой, взяли султанчики, присели, а зайцы станут сзади, а волк на верхушки пирамиды. Почему  мы построили пирамиду именно с таким количеством травы и животных? Дети делают обобщение. 

Воспитатель:- Сейчас вас ждёт самостоятельное исследование. Работать будем в группах. Взяли по одной  фишки, и подошли к пирамидам нужного цвета. Ваша подгруппа будет строить пирамиду для мышки, а ваша для белки. Приступили к работе.

Музыкальное сопровождение: «Звуки леса».

  Воспитатель:- Расскажите,  какие пирамиды у вас получились.

Дети:- Рассказывают о созданных пирамидах.

Воспитатель:- Кем мы сегодня были? Чему новому вы научились?  Что вам запомнилось? Хотели бы вы построить новые пирамиды?  Что нам для этого нужно сделать?

Дети: - Продолжать знакомится с растительностью и животными нашей земли.

 - Нужно помнить, что в природе всё взаимосвязано и потеря одного звена цепочки может привести к экологической катастрофе.

                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"

На данном занятии дети знакомятся с экологической пирамидой, Описываются дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, цель занятия: Воспитание детей, способных понять природу, беречь её...

Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"

В этом конспекте ребят знакомят  с экологической пирамидой-цепочкой.А так же  убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Этот занятие...

"Экологическая пирамида"

Воспитывать в детях способность понять природу, любить и беречь её. Совершенствовать экологические знания. Познакомить детей с экологической пирамидой. Убедить их в полезности всех видов животных и ра...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе ОО « Познавательное развитие»: Экологическое воспитание. Тема: «Экологическая пирамида»

ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе осенью, учить устанавливать взаимосвязь между осенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Экологическая пирамида». (Подготовительная группа)

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Экологическая пирамида»          (Подготовительная  группа)...