Проект «Огород на подоконнике»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Чуманова Ольга Валентиновна

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorod_na_podokonnike.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Огород на подоконнике»

Подготовила

О.В. Чуманова

воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 20»

2014 г.

Пояснительная записка

 Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Социальная значимость проекта:

  • приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений;
  • формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности;
  • вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Цель проекта:

 обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи проекта:

 • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

 • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

 • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

 • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

 • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста, педагоги дошкольного учреждения, родители (законные представители).

Продолжительность проекта: краткосрочный февраль-май.

Методология проекта:

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап

Деятельность педагога:

 • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

 • Составление плана работы над проектом.

 • Сбор материала необходимого для реализации проекта.

 • Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).

 • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

 • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

 • Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

 • Сбор необходимого материала для создания огорода.

 • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа

Деятельность педагога:

 • Беседа с детьми познавательного характера.

 • Организация предметно – развивающей среды по теме.

 • Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

 • Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.

 • Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.

 • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

 • Игровая, двигательная деятельность.

 • Участие в практической деятельности.

 • Лепка овощей из пластилина.

 • Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

 • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

 • Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

 • Просмотр фильмов о растениях.

 • Сбор коллекций семян.

 • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

 • Труд в огороде.

Подведение итогов

Деятельность педагога:

 • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

 • Презентация проекта.

 • Представление опыта.

Деятельность детей:

 • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

 • Участие в презентации проекта «Огород на окне»

Распространение опыта:

 • Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.

 • Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

Ожидаемые результаты:

наш проект подтвердит, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

 В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширятся  представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научатся  наблюдать, станут  бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат  положительные эмоции от полученных результатов.

Ресурсное обеспечение

 1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

 2. Экологический уголок.

 3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.

 4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

 Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

 Воспитанника: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

 Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

 Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

Рабочий план реализации проекта

1.  Подготовительный (февраль)

  • определение цели и задач проекта;
  • анализ имеющихся условий в группе, дошкольном учреждении;
  • сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения);
  • разработка комплексно - тематического плана работы;
  • разработка схем работ «по огороду на окне»;
  • создание условий для организации работы в «огороде на окне».

2.  Основной (февраль, март, апрель)

  • рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.
  • исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
  • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
  • оформление огорода на окне;
  • наблюдение за растениями (фиксирование результатов наблюдений в «Дневнике наблюдений»);
  • отражение результата  через художественно-творческую деятельность.

Мероприятия по 2 этапа проекта (основного)

1. Беседы:

 • «Что такое огород и что на нём растёт»,

 • «Что такое «Огород на окне»,

 • «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

 • «Семена».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

 • «Строение растений»,

 • «Рост и развитие растений»,

 • «Вода и росток»,

 • «Солнце и росток»,

 • «Проращивание семян».

3. Практическая деятельность:

 • Отбор и посев семян.

 • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Экологические занятия по темам:

 • «Семена»

 • «Первые всходы»

 • «Мир овощей».

5. Игровая деятельность:

 • Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».

 • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

 • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

 • Рассматривание различных семян.

 • Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно - творческая деятельность детей.

 • Раскрашивание картинок.

 • Рисование «Лук от всех недуг».

 • Аппликация «Помидоры в банке».

 • Лепка «Овощи большие и маленькие».

7. Речевое развитие.

 • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

 • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».

 • Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».

 • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

3.  Заключительный (май)

  • анализ полученных результатов;
  • составление фотоальбома «Наш зеленый огород!»;
  • презентация проекта «Огород на оконе»;
  • высадка посадок на грядку огорода.

Мероприятия  3 этапа проекта (заключительного)

1. Оформление альбома

 «Наш лук от всех недуг».

2. Консультация для родителей

 «Помощь ребенка на огороде».

Предполагаемые результаты: из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Библиографический список:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.

 2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.

 3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.

 4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.

 5. Интернет ресурсы.

Ожидаемые результаты:

Предполагаемые результаты: из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Рабочий план реализации проекта:

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (февраль)

  • Определение цели и задач проекта.
  • Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
  • Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
  • Разработка комплексно - тематического плана работы
  • Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

2. Основной (февраль, март, апрель)

  • Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

 -подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

 - оформление огорода на окне;

 -наблюдение за растениями.

  • Отражение результата через художественно-творческую деятельность.

3.  Заключительный (май)

  • Анализ полученных результатов.
  • Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
  • Презентация проекта «Огород на окне».
  • Высадка рассады на грядку огорода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые  технологии:  игровая,  сказкотерапия...

Проект огород на подоконнике " Во саду ли в огороде".

Проект огород на подоконнике "Во саду ли в огороде"...

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»...