Главные вкладки

    Непосредственная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и расширение кругозора Тема: «Приключение Капитошки и Капельки»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Петрова Валентина Федоровна

    Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_po_ftskm.docx22.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственная образовательная деятельность

    по формированию целостной картины мира и расширение кругозора

    Тема: «Приключение Капитошки и Капельки»

    Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.

    Предварительная работа:

    1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
    2.  Проведение экспериментов с водой.
    3.  Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
    4.  Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
    5.  Чтение художественной литературы по теме «Вода».
    6.  Наблюдение за водой на прогулке.

    Программное содержание: 

    Образовательные: 

    ●Познакомить детей со свойствами воды:  прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха; окрашивается; проникает через вещества; растворяет вещества

    ● Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

    Развивающие: 

    ● Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

    ● Закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;

    ● Закреплять умение работать с знакомыми растворами.

    ● Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

    ● Активизировать и обогащать словарь детей  по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

    ● Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

    Воспитательные: 

    ● Воспитывать бережное отношение к воде.

    ● Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

    Оборудование: прозрачные  стаканы, прозрачные сосуды, соломинки для коктейля, свекольный сок, фруктовый сок, стакан с молоком; аудиозапись произведения « _____________________________  », таблица о свойствах воды, иллюстрация круговорота воды, пробирка стеклянная, сухое горючее, ухват для пробирки, лабораторное стеклышко, пипетки, воронки, почва, салфетки марлевые

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Часть I. Введение в игровую ситуацию

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто – то стучится в дверь. Предлагает детям посмотреть  кто это?

    После того, как дети ответят на вопрос воспитателя.

    Зазвучала музыка –

    Открывает дверь, а там Капитошка и его показывает детям.

     Интересуется: Зравствуй  Капитошк!, что случилось, почему ты к нам пришел?

    Капитошка просит: найти его подружку Капельку и рассказывает историю.

    Воспитатель предлагает помочь Капитошке найти его подружку Капельку.

    Воспитатель: капелька это что?

    Дети:  вода!

    Воспитатель: ребята, давайте пройдем в нашу лабораторию, вспомним свойства воды и постараемся отыскать Капельку?

    Дети: ответ детей

    Воспитатель:  О чём мы с вами сегодня будем говорить?

    Дети. О воде!

    Часть II. Практическое экспериментирование

    Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, и сегодня будем проводить опыты. А для того, чтобы начать проводить наши опыты, нам надо надеть белые халаты.

    (опыты1-4 педагог проводит сам).

    Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
    Поскольку вода жидкая, может течь, её называют
    жидкостью.

    Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная

    Опыт 3.  Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

    Опыт 4.

    Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
    – Что заметили?

    Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна. 

    Опыт 5.

    Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой со свекольным соком. Предлагаю опустить соломинку, зажав пальцем  вверху в стакан с соком и опустить в  другой  стакан с водой.
    – Что заметили?

    Дети высказывают своё мнение: в стакане вода окрасилась. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды:  вода окрашивается. 

    Опыт 6. 

    Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой и кусочек сахара (рафинад). Предложить аккуратно налить немного воды из одного в другой и опустить кусочек сахара.  Размешать ложечкой.

    – Что заметили?

    Дети высказывают своё мнение: в стакане сахар растворился. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды:  вода растворяет вещества. 

    Опыт 7.

    Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой пустой. Предлагаю взять воронку, поставить в стакан, положить в нее салфетку марлевую и насыпать почву,  налить немного воды из   другого   стакана.
    – Что заметили?

    Дети высказывают своё мнение: в стакане появилась вода. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды:  вода напитав почву, прошла через нее. 

    Физкультминутка «Найдите Капельку»

    Детям предлагается найти Капельку в группе. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Воспитатель интересуется, где в группе может находится вода? (в аквариуме, в уголке природы, в кране, где мы моем руки)…… Нашли Капельку.

    Воспитатель:

    - А вот капелька еще хочет узнать про воду.

     Мы сказали, что вода прозрачная, жидкая, без вкуса и запаха, она окрашивается, вода напитав почву, проходит через нее,, растворяет вещества.

    - Давайте капельке расскажем еще о чудесных свойствах воды?
    - А во что может превратиться вода?

    Ответы детей: (в лед, в пар)
    - А когда вода превращается в лед?

    Ответы детей:  (зимой, в морозы)
    - А когда превращается в пар?

    Ответы детей:  (летом, в сильную жару или ее нагреть)

    Опыт 8. 

    Воспитатель: берет пробирку, наливает в нее немного воды. Зажигает сухое горючее, фиксирует ухватом пробирку, подносит к огню, когда вода закипает, подносить стеклышко (лабораторное)

    – Что заметили?

    Дети высказывают своё мнение: На стеклышке скапливаются капельки воды, значит вода испаряется.  Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды:  вода испаряется. 


    После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

    Ответы детей.

    Воспитатель:
    - Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна.
    Анализ: 
    - Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Какие свойства воды мы фиксировали? Что вам понравилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству Тема: «Бумага»

    Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчествуТема: «Бумага»...

    Развлечение образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира и расширения кругозора) Тема: «Врагу не сдаётся наш славный Варяг»

    Познакомить детей с понятием "война", формировать представление о приемственности поколений, защитников Родины, воспитывать чувство патриотизма, желание стать защитником ....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора на тему: "Мой любимый Апшеронск!"

    НОД помогает закрепить знания детей о природе Апшеронского района; воспитать любовь к природе родного края, развивать общую моторику, координацию речи с движением; подкрепить положительную мотивацию д...

    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора и патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Моя семья»

    Цель: Воспитывать семейные, духовно-нравственные ценности.Задачи: Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; знание детьми ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора. «Знакомство с улицей»

    Расширять представления детей о проезжей части улицы, дать знания об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе. Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора «В гостях у Королевы Стеклянной страны»

    - Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность, делать умозаключения- Формировать умение  устанавливать связи между назначением предмета, его формой, структурой стекла, из ...