Из опыта работы: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сосновских Татьяна Валентиновна

Познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

В связи с этим необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

Таким образом, исследовательский метод обучения можно рассматривать, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация307 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы: « Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников » «Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С. Л. Рубинштейн

Слайд 2

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. В связи с этим необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде. Таким образом, исследовательский метод обучения можно рассматривать, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников

Слайд 3

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира

Слайд 4

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования В работах отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие пришли к выводу: преобразования совершаются с помощью действий. Поэтому проблема свелась к тому, чтобы разобраться, какие действия должны освоить дети для получения творческого продукта. Именно этот подход привел в конечном итоге к пониманию того, что в основе творчества лежат творческие способности дошкольников, представляющие собой систему особых действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств. Способности к преобразованию изучались в исследованиях H.A. Багдасаровой, Л.Ф. Баяновой, О.Д. Галимова, Е.С. Ермаковой, Е.Е. Крашенинникова, И.Б. Шияна, O.A. Шиян и других, выполненных под руководством Н.Е. Вераксы. Исследования показали, что способности к преобразованию представляют собой действия, позволяющие оперировать отношениями противоположности, характеризующими ситуацию

Слайд 5

Цель: создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей Задачи: Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя; развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними; формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи; воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее; развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности; учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами Цель и задачи педагогической деятельности

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал (в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения); экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания; детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников (экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов); детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности

Слайд 7

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Исследовательская деятельность проходит через интеграцию с другими видами детской деятельности. Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие »: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; Образовательная область «Познавательное развитие»: сенсорное развитие; формирование целостной картины мира, расширение кругозора; ознакомление с природой; Образовательная область «Речевое развитие»: развитие всех компонентов речи; формирование интереса и потребности в чтении; Образовательная область «Физическое развитие»: развитие движений Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: эстетическое развитие; развитие творческих способностей

Слайд 8

Экспериментирование – эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира. Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности: младший дошкольный возраст (вторая младшая группа): начать с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами и продолжать до того момента, пока ребенок не начнет принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем); средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путем; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»; старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы

Слайд 9

Методы работы Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки); проведение циклов познавательных, эвристических бесед; метод активизации творческих проявлений ребенка; вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения); вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»; метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий

Слайд 10

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Разработана картотека «Опыты на круглый год»; Разработан учебно-методический материал по организации поисково-исследовательской деятельности: «Экспериментирование летом»; «Игры с ветром, водой, песком»; Методические рекомендации по организации экспериментально-исследовательской деятельности в летний период; Разработаны конспекты занятий; Для родителей разработаны методические рекомендации по проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 11

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Для определения эффективности своей работы, я ориентируюсь на диагностику «Характеристика уровней исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании» Гистограмма сводных данных по диагностике на начало и конец года (%)

Слайд 12

Результаты проведенной работы показали, что познавательно-экспериментальная деятельность оказала влияние на: повышение уровня развития любознательности; развития исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент); развиваются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности, умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения); Расширяется кругозор детей, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т.д.), о применении их человеком в своей деятельности

Слайд 13

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной и может быть использована другими педагогами по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Размещение учебно-методического материала по организации поисково-исследовательской деятельности в разделе «Из опыта работы» на сайте; Оформление наглядной информации в родительском уголке

Слайд 14

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера» Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с. Рыжова Н. В. Игры с водой и песком. / Обруч, №2-1997 г. / Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2002 г. Литература Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Познавательно - исследовательская деятельность во 2 младшей группе"

Сообщение из опыта работы: "Познавательно - исследовательская деятельность во 2 младшей группе"...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ. «Разнообразных звуков простота»

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....

Доклад (из опыта работы) Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Зелена и колка красавица Ёлка»

Доклад (из опыта работы) Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Зелена и колка красавица Ёлка»...

Статья из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Задачи познавательно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это вхождение детей в проблемную игровую с...

Доклад из опыта работы «Организация двигательной деятельности дошкольников в образовательной деятельности.»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность, особенно в дошкольном возрасте. От умения владеть своими движениями, от быстроты двигательной реакции ребёнка во многом ...

Презентация из опыта работы "Познавательно- исследовательская деятельность с детьми среднего дошкольного возраста".

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....