Моя семья
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya_ucheba.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Моя семья». 

Семья – это счастье! 
Семья – это труд, Друг о друге забота,
Семья – это много Домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!                                                                

 «Семья – это та самая среда, в которой человек учиться,

                                                                                         и сам творит  добро»

                                                                                 В.А.Сухомлинский

Тема: Семья – как средство к семейным традициям как условие формирование  патриотических качеств воспитанников.

Авторы проекта: воспитатель - Родионова О.А.

Участники: дети, родители, музыкальный руководитель .

Вид проекта – инновационный.

База проекта: МБДОУ д\с 101 г. Таганрог  Ростовская область

Срок реализации: долгосрочный (октябрь – май ) . 2015 – 2016год.

       

2. Характеристика инновационного проекта:

Противоречия:  слабая информированность родителей и детей о гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни.

Проблема: В результате работы и  диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные    представления о своей   семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"                                                                                  Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Детство» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном  содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В  связи  с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает воспитанникам  понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель: Создание условий для патриотического воспитания на основе проектного метода.

 Задачи:

1.Содействовать расширению знаний воспитанников о малой и большой Родине через проект «Моя семья».

2.Способствовать формированию компетенции родителей по социально-коммуникативному развитию посредством поисковой деятельности.

3.Способствовать формированию   у воспитанников  интерес к  традициям своей семьи .  Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.                                                        

Предполагаемый  результат:      

                                                                                 

1.Готовность применять полученные знания детей и родителе в  ходе        реализации проекта по  проблеме  сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций  .

2.Показатели уровня развития и информированности воспитанниками   по итогам реализации проекта  «Моя семья» будут превышать на 10-15 % первоначальный уровень.

3. Эффективность  разработанной системы работы по проблеме «Моя семья»   доказана повышением уровня социально-личностного развития детей.

Механизмы: реализации цели и задачи проекта «Моя семь» будут решаться   системой занятий, тематических экскурсий  по памятным местам г. Таганрога и консультации для родителей воспитанников, модель взаимодействия специалистов МБДОУ д/с № 101.

Инновационность:  Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

I этап - аналитический.

 Сроки реализации (октябрь-ноябрь ) .

Цель - Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, воспитанников, создания единого социокультурного пространства

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме  ( Сан ПИНы, ФГОС: Начальное общее образования.  Концепция содержания непрерывного образования  (дошкольное и начальное звено);  Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ: - организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Галущинская); -  ознакомление дошкольников  с  традиционными праздниками , приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.); - признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина); - значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова); - применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре

Знание перечисленных документов.

Готовность к применению.

Создание банка данных по проблеме.

2.

Изменение развивающей среды по проблеме: приобретение игр и пособий, альбомов, фотографий, открыток, макетов  памятных мест города Таганрога, изготовление совместно с родителями семейного древа.

Приобретение игр, материалов и пособий   ( настольно - печатные, дидактические игры, конструкторы и театрализованные игрушки, спортивное оборудование, альбомы , открытки, фотографии, макеты  памятных мест города Таганрога и большой Родины  ).

3.

Участие в муниципальном конкурсе, региональном, федеральном конкурсе по проблеме «Моя семья»

Участие, победы в конкурсах. Изготовление презентации и буклетов по итогам конкурсов.

4.

Разработка и внедрение в практику работы системы проблемно-практических ситуаций, интегрированных занятий и динамических часов, тематических экскурсий по памятным местам города Таганрога в рамках ФГОС.

Разработка консультаций для родителей воспитанников.

Система проблемно-практических ситуаций, занятий и экскурсий, конспекты занятий, буклеты с консультациями для родителей



II этап
 –  ( практический).

Сроки реализации  ( декабрь – март)

Цель – Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Разработать и внедрить систему организации образовательной деятельности.

Тематическое планирование занятий

2.

 Организовать совместную и самостоятельную деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

Тематическое планирование игр, консультации для родителей, родительские собрания по теме проекта.

3.

Рисование «Моя семья»

Развитие речи «Литературный калейдоскоп».

Лепка «Мама»

Развитие речи.

Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».

Познавательное «Домашний труд»

Рисование «Моя семья (продолжение)»

Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул)»

Развитие речи.

«Группировка предметов»

(одежда, обувь, головные уборы).

Конструирование «Мамины косички»

Познавательное

4.

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.

Приобретение игр и пособий. Оформление совместных с детьми и родителями выставок «Вместе с мамой, вместе с папой», «Овощи и фрукты –самые витаминные продукты»,«Ёлочка красавица», « Кукла -масленица» и др.

5.

Дидактические игры:

«Кем быть?»

«Сложи картинку»

«Определи возраст»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Исправь Незнайку»

«Родственные отношения»,

«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

«Назови как тебя дома ласково называют?»

Распространение буклетов с консультациями  для родителей  «Правила доброжелательного общения в детском коллективе», «Правила и нормы поведения будущего школьника», «Игры в детском саду и дома», « Правила поведения на улице и в транспорте».

6.

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

Создание презентаций  отражающих  реальные позитивные и конфликтные ситуации из жизни детей: «Давайте познакомимся, друг другу улыбнёмся», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,  «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Взрослые и дети», «Мы пришли в парк», «Мы в гостях».

7.

Беседы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

«Что такое генеалогическое древо моей семьи»

«Как я помогаю родителям»

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки.

Театрализация по сказкам

«Дедка и Репка»

«Маша и медведь»

«Курочка Ряба и золотое яйцо»

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка «Генеалогическое древо семьи»

Папка-передвижка «Тайна моего имени»

Оформление альбома «Тайна имени».

Выставка детских рисунков «Моя семья»


III этап- заключительный.

Сроки реализации – (апрель-май)

Цель – Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Выявление уровня развития детей по проекту «Моя семья»

 

Динамика развития детей.

2.

Анализ созданной системы занятий и тематического планирования динамических часов  с детьми.

эффективность внедренной системы занятий и модели взаимодействия специалистов МБДОУ д/с № 101 по проблеме  доказано повышением уровня социально-личностного развития детей на  %

3.

Создание  презентации по итогам реализации  инновационного проекта.

Презентации для работы с детьми на тему «Давайте познакомимся, друг другу улыбнёмся», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,  «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Взрослые и дети»,  «Мы пришли в парк», «Мы в гостях». «Мы на улицах города», «Мы на берегу Азовского моря», «Началом  всех  начал  и  всех  дорог для  Чехова  был  город  Таганрог», «Памятники и памятные места, связанные с именем А.П. Чехова», «Антошкины именины». Презентации обогащающие представления  родителей и педагогов в данном направлении.

4.

Подведение итогов в реализации проекта

Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ


Используемая литература

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»

6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»

7. План программа «Детство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....