Мир природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаймарданова Гульфания Гаязетдиновна

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prirody.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Апрель

Зеленый детский сад

Старший дошкольный возраст

     Занятия

  1. «Царство растений».
  2. «Культурные растения».
  3. « Дикие растения».

 

«Царство растений»

 

Цель. Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные.

Материал. Картинки с изображением различных растений.

Ход занятия

- Кто еще (кроме людей и животных) живет на нашей планете? (Выставляет несколько картинок с изображением растений) Верно, растения. Растения - это целое царство - государство. Какие растения вы знаете? Какие растут в нашей группе?

Далее разговор о растительном мире проходит в следующем порядке.

* Ввожу классификацию растений на культурные и дикорастущие. Показывая картинки с изображением дикорастущих, спрашивает: «Нравятся вам эти растения? Кто их посадил и вырастил?» Обобщаю ответы детей: эти растения сами выросли на лугу, в поле или в лесу; человек не принимал (и не принимает) участия в их жизни (не сажал, не ухаживал); такие растения называются дикорастущими.

*  Показываю картинки с культурными растениями, обращаю внимание на растения в группе. Дети вспоминают, где они видели такие же (на огороде, в саду, на клумбах, в детском саду, дома и т.п.).  Обобщаю высказывания детей: эти растения могут жить только при участии человека, он покупает семена, выращивает из них рассаду, ухаживает за ней (как?); когда появляются цветы и плоды, продолжает поливать, подкармливать растения и т.п. Растения, для жизни которых нужно участие человека, называются культурными.

* Обращаю внимание на то, что человек и культурные и дикорастущие растения находятся в разных взаимоотношениях (привожу аналогию с отношениями человека с дикими и домашними животными). «Дикорастущие растения живут по своим законом - без участия человека. Культурные растения требует от него внимания и заботы. Но и те и другие растения прекрасны и удивительны».

*   Предлагаю разложить картинки на две группы «Культурные растения» и «Дикорастущие растения». Дети выполняют задание, объясняя свой выбор.

* В заключение   предлагаю игровое упражнение: называю обобщенное понятие, а дети раскрывают его.

- перечисляют дикорастущие растения, затем культурные. Например, «деревья»

- береза, клен, сосна, ель, осина и т.п.; яблоня, слива, груша и т.п.

 

«Культурные растения»

Цель. Закрепить представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.

Рекомендации. Занятие желательно провести в зимнем саду. Если его в детском саду нет, то надо соответствующим образом оформить группу.

Материал. Картинки с изображением культурных растений, в том числе комнатных; букет живых цветов, например тюльпанов.

Ход занятия.

* Обращаю внимание детей на то, что в группе много цветов. Разговор пойдет именно о них. «Мир цветов - нежный, хрупкий и очень красивый. Давайте вглядимся в него. Цветы радуют своей красотой, успокаивают нас.  Какие цветы вы знаете? Какие нравятся? У каких есть аромат?»

* Спрашиваю: зачем людям нужны растения? Выслушав ответы, обобщаю их: цветы (растения) играют огромную роль в жизни человека; они его восхищают своей красотой, кормят, лечат.

* Обращаю внимание детей на стоящие в вазе цветы (тюльпаны) предлагаю послушать рассказ о них.

* «Когда зацветают тюльпаны, кажется, что весна устроила праздник и всем дарит разноцветные бокальчики, полные радости со счастья. Тюльпаны бывают разные по цвету и форме. Родина их – Греция (показ страны на карте мира). Однако еще более древние упоминания о тюльпанах были найдены в старинных книгах Персии (Иран). Там этот цветок называли «тюрбан» (чалма). Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. Послушайте ее. Вырос на лугу желтый тюльпан. В золотистом бутоне этого цветка было заключено счастье. Все мечтали добраться до него, но никто не мог этого сделать. Не было такой силы, которая могла бы открыть бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со смехом подбежал к цветку, и – о чудо! – бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто открыт для счастья».

* Далее провожу беседу об овощах, подвожу к пониманию того, что овощи – культурные растения, потому что без заботы и внимания человека ни капуста, ни редис не вырастут.

* В заключении предлагаю вырастить рассаду (цветы и овощи) и устроить «Зеленый детский сад»

«Дикие растения»

Цель. Закрепить представления о диких растениях, рассказать об их многообразии, значении для всего живого; познакомить с интересными представителями мира диких растений (с лекарственными растениями, в том числе и произрастающими в нашей местности).

Материал. Картинки с изображением дикорастущих растений, в том числе разных видов ромашки.

Ход занятия.

  *Предлагаю детям поговорить о дикорастущих растениях: чем они отличаются от культурных? (Ответы.)

  * Растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Каждый цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу, в поле, хранит свою тайну, каждому из них человек должен быть благодарен.

  * Загадываю загадку «На лугу стоят сестрички- золотые глазки, белые реснички» (ромашка). Раскладываю картинки с изображением различных дикорастущих цветов и предлагаю выбрать среди них отгадку. Отобранные картинки вывешиваю на доске.

 * Молодцы! Вы правильно отобрали картинки - отгадки. У этих цветов (у разных ромашек) есть свои названия: ромашка римская, немецкая, кавказская, персидская и т.п. Всего известно 350 видов ромашек. Больше ста из них растут в России. Самая известная из ромашек – нивяник с крупными беложелтыми соцветиями. В народе его называют по- разному: поповник, белюшка, лесная марьяша, белоголовник, тягун, белица- трава, солнечник, невесточка… А как бы вы назвали нивяник? (Ответы- версии).

Ромашка нивяник- милый, обаятельный цветок. Одна из самых распространенных ромашек - ромашка аптечная (показ картинок). Она славится своими лечебными свойствами (снимает воспаление, заживляет раны). Применяется в кулинарии и косметике (для изготовления кремов, паст, краски для волос)

Ромашка помогает не только людям, но и растениям: если ромашки посадить вокруг яблонь, они не будут страдать от своего злейшего врага - яблоневой плодожорки; капусту ромашка оберегает от гусениц и даже от мышей- полевок.

В заключении предлагаю рассмотреть другие дикорастущие растения, назвать известные им, выбрать растения, с которыми хотят познакомиться получше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...