Выступление из опыта работы по экологическому воспитанию на тему "За природу в ответе и взрослые и дети"
презентация по окружающему миру на тему

Соколова Ольга Ивановна

выступление на Рмо для воспитателей вторых младших и средних групп на экологическую тему из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Ведущим направлением моей педагогической деятельности  является экологическое воспитание детей.

 В своей работе использую программу Николаевой С.Н. «Юный эколог».  Много внимания уделяю изучению природы родного края, используя новинки методической литературы. Продуманная организация и оборудование  обеспечивают возможность осуществлять экологическое воспитание детей различными методами: заочные путешествия, прогулки, наблюдения, игры, дискуссии, беседы.

        Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный процесс.

        Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка  осознано правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.

         Для становления экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения решаю следующие задачи:

  1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребёнком экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знания о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
  2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными, растениями в уголке природы и на участке) дети осваивают умения создавать для растений и животных условий близкие к природным, с учётом живых организмов.
  3. Воспитание гуманного отношения к природе – гуманное, познавательное, эстетически-теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.

        Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.

        Решение этих задач осуществляю в ОД, в работе кружка «Юный эколог», в повседневной деятельности (игры, труд, наблюдения, прогулки), экскурсиях.

        Цель : уточнить представления детей о природных явлениях в неживой природе, устанавливать видимые причины зависимости между ними; подводить детей к пониманию зависимости в жизни растений и птиц.

         Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.

          Закрепить представления детей о переходе воды в твёрдое состояние и обратно при изменении температуры.

          Познакомить детей с разными семенами цветочных растений.

          Уточнить правила посадки и ухода за рассадой.

          Воспитывать любовь к природе и умение защищать её.

          В процессе систематической работы,  дошкольники способны уже понимать связь комплекса признаков, зависимость жизни живого существа (кроме воды, растениям нужен свет, тепло, рыхление т.д.) правильная постановка экологического воспитания зависит от контакта с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребёнка, разнообразия приёмов в работе педагога-воспитателя. Только тогда имеется возможность получить нужный результат.

          Начала работу по экологическому воспитанию детей в детском саду с организации природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на котором произрастают растения, содержаться какие-либо животные. В нашем зимнем саду  есть условия для ознакомления детей с окружающей природой. Имеется большое количество комнатных растений, аквариум, в специальном вольере живут волнистые попугаи, морские черепахи. Дети с удовольствием ухаживают за растениями и обитателями «живого» уголка. Растения, размещенные в зимнем саду, хорошо себя чувствуют, здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение.

    На территории дошкольного учреждения имеются различные деревья и кустарники, где организую  наблюдения за природой. На участке отведено место для огорода, который является общим для всех детей. На огороде  дошкольники выращивают такие овощные культуры: свекла, укроп, лук репчатый, кабачок, томат, перец, морковь. Дети с удовольствием занимаются посадкой и прополкой, поливом овощных культур. Дети гордятся собранным урожаем осенью. Также на территории имеется поле злаковых культур, где дети знакомятся с тем как растет хлеб, рассматривают колосья.

           Вместе с детьми  выращиваем рассаду цветов, весной высаживаем её в клумбы, ухаживаем за ней. И очень приятно наблюдать, как наши ребятишки «хлопочут» над каждым цветочком, каждым листочком.

Каждое лето на наших клумбах цветут цветы, которые мы сажаем вместе с детьми, затем ухаживаем за ними, любуемся их красотой. Территория участка детского сада хорошо озеленена. По всему периметру забора посажены высокие деревья и кустарники, которые создают зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей. Зеленый щит из деревьев и кустарников позволяет создать территорию с особым - улучшенным микроклиматом, т.е. хорошую среду для пребывания детей.

Озеленение участка разнообразно и красиво, что создает благоприятную визуальную среду. На нем растут не только береза и тополь, но и липа, рябина, клен, ели.

 

           Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду – это организация и создание экологической тропы – учебный специально оборудованный маршрут на территории детского сада.

           Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительной работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей. На маршруте нашей экологической тропы имеются лекарственные травы( крапива, цвет липы и т.д.). Дети знают правила сбора лекарственных растений и их применение.

            Систематически упражняю детей на экологической тропинке в выполнении правил поведения в природе:

  • В лесу надо ходить по тропинкам, т.к. можно случайно наступить на насекомых;
  • На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений без воздуха «задыхаются» и постепенно отмирают;
  • Нельзя разжигать костры, ломать ветки, рвать много цветов.

            Среди  разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отвожу наблюдению. Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны с характером знаний доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее  объектов, явлений. Наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всём ёе многообразии.

             В свое работе с детьми использую цикл наблюдений на одну тему. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных  наблюдений за конкретным объектом. В таких наблюдениях я распределяю весь объём знаний на «порции» (наблюдения), что обеспечивают постепенное, а значит более надёжное их усвоение. Для этого я специально планирую цикл наблюдений.

             Начиная с младшей группы, систематически планирую и провожу целенаправленные циклические наблюдения за живыми объектами на прогулке (кошка, собака, птица), в уголке природы (рыбы, попугаи, черепахи), воспитывая бережное отношение к животному миру.

             Дети, посещающие кружок, владеют элементарными  правилами ухода за растениями, животными, знают их строение, повадки, правила ухода, назначение; какую пользу приносят те или иные животные. Очень любят дети кормить птиц, особенно зимой, когда им не хватает корма, весной проводился конкурс на лучший скворечник, осенью вместе с детьми изготавливаем кормушки для птиц.

             Постоянное общение с животными, птицами, участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому.

              Систематически планирую и провожу целевые прогулки и экскурсии (в парк,  уголок леса).Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях знакомлю детей с растениями, животными  и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

            Весной 2015 года с детьми кружка «Юный эколог» подготовила и провела экскурсию на родник.

Цель экскурсии: формировать у детей представление о том, что родник -  ручей, водный источник, текущий из глубины земли. Формировать  умение правильно вести себя на роднике – не сорить. Была проведена предварительная работа. Цель её: формировать представления о воде, как необходимом источнике жизни. (рисование их, показ картинок, чтение рассказов В.Бианки: «Лесная газета», «Приключение муравьишки»), наблюдение за животными и растениями аквариума, для чего нужны растения в аквариуме. После экскурсии дети делились впечатлениями, а затем рисовали то, что видели  пейзаж «Наш  родник». Проводилась заключительная, обобщающая беседа на тему: «Что такое родник?» целью, которой является упорядочить полученные знания. Объединить их вокруг существенных связей, опираясь на опыт детей, полученный на экскурсии.

             В экологическом воспитании дошкольников широко использую разнообразные игры: дидактические, предметные, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, творческие, строительные, сюжетно-ролевые. В процессе дидактических  игр, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.  Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

              Очень нравятся детям предметная игра «Детки на ветке». Целью этой игры является закрепление знаний детей о листьях, плодах, деревьях и кустарников, учатся подбирать их по принадлежности к одному растению.

               Также использую в своей работе с детьми словесные игры. Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Эти игры я использую для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются.

                С целью обогащения знаний детей я в своей работе по экологическому воспитанию использую художественную литературу природоведческого содержания. Это помогает мне учить детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

                В конце каждого времени года  организуем выставки работ детей по изодеятельности на экологические темы: «Когда идёшь по тропинке», «Мои любимые цветы», «Осень» и т.д.

                Стараюсь, как можно больше дать детям знаний о своей области.

                Работая в этом направлении, дети более сознательно стали относиться к окружающей природе. Они уважают всё живое, бережны и внимательны к нему.

       Также мною проводилась работа с родителями . Эта работа была направлена на приобщение семьи к экологическим проблемам и вовлечение  родителей в совместную с детским садом  эколого- оздоровительную работу с детьми. В процессе работы выяснилось, что многие родители сами пренебрежительно относятся к требованиям предъявляемым детям в ДОУ с точки зрения экологического образования- не соблюдают правила поведения в природе. А на замечания своих детей не реагируют, подвергают сомнению слова воспитателя, тем самым подрывая его авторитет. Такой подход сводит к нулю все, чему мы стараемся научить детей. Поэтому пришлось параллельно с детьми проводить работу с родителями. Были проведены мастер –класс по изготовлению игрушек из бросового материала, консультации , родители вовлекались мной в изготовление стенгазет, гербариев, изготовление кормушек, скворечника, цветочных клумб, облагораживание участка в весеннее время года. Регулярно выставлялись педагогические ширмы с народными приметами, загадками и стихами. В нашем детском саду постоянно проводятся  выставки поделок и рисунков «Лето красное», «Лес – наше богатство», «Здравствуй , осень золотая», «Зимние забавы», «Елочка- зеленая иголочка» и др. Многие родители охотно принимают в них участие

   В результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются у умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Все хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Методическое обеспечение программы

                                 С.Н. Николаевой «Юный эколог».

1.Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа». 2010.

2.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа». 2002.

3.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М. «Новая школа».2002.

4. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М. АСТ.1998.

5.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение».2000.

6.Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе». М. «Новая школа». 1999.

7.Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства». Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. М. «Мозаика- синтез».2002.

8.Н.А. Рыжова «Я и природа». Учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс».1996.

9.Н.А. Рыжова «Волшебница вода». Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс.1997.

10.Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка». Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс». 1998.

.Н Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы и праздники. М. «Линка- Пресс». 2002.

 

Пособия для детей

1.Н.А. Рыжова «Зеленый дом». Прогулки на лугу и в лесу. М. «Карапуз». 2001.

2. Н.А. Рыжова «Кто в озере живет?». Для чтения родителями детям. М. «Карапуз». 2001.


Районное  методическое объединение  воспитателей  вторых младших и средних  групп

                             

     Выступление из опыта работы

                         на  тему:

   « За природу в ответе

                           и взрослые и дети»

                                                             

                                                               Соколова  Ольга  Ивановна

                                                               воспитатель первой квалификационной.    

                                                               категории

                                                               МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида

                                                               № 5  «Айгуль»

                                                               п.г.т. Камские Поляны

                                                               Нижнекамского муниципального района

                                                               Республики Татарстан

                                                   2015г.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Проект Тема: «За природу в ответе и взрослые и дети».

Цель: Познакомить детей с многообразием животного мира....

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....

Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"

Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миро...