Удивительный мир насекомых
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Екатерина Михайловна Лутошкина

Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми.  Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жизни насекомых от изменений в природе, а также их приспособленность. В ходе реализации проекта дети учатся любить природу, наблюдать, понимать, что насекомые часть природы, без которой не может существовать наша планета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_-_proekt.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Родничок» с. Хохлома

        

        


                                                           Выполнила

                                                       Лутошкина Екатерина Михайловна

                                                      воспитатель 1 квалификационной

                категории

2015г.

Актуальность проекта:

Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми.  Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жизни насекомых от изменений в природе, а также их приспособленность. В ходе реализации проекта дети учатся любить природу, наблюдать, понимать, что насекомые часть природы, без которой не может существовать наша планета.

Паспорт проекта.

Название: «Удивительный мир насекомых»

Руководитель проекта: Воспитатель МДОУ д /с. « Родничок» Лутошкина Екатерина Михайловна.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

Продолжительность: краткосрочный  ( одна неделя)

Возраст: 3 -5 лет 

Участники: воспитанники 2 младшей и средней  группы, педагог, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,   «Речевое  развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель: Формирование у детей чувства сопереживания к живой природе.

Задачи:

1. Создать  положительно – эмоциональный  фон, способствующий  освоению ребенком знаний о насекомых.

2. Развивать познавательный  интерес  к миру насекомых, их особенностями  передвижения и частями тела.

3. Расширить  знания о насекомых: об окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы.

4. Закрепить умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Воспитывать чувство близости ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.

Основные направления:

Познавательное: дидактические игры, беседы, НОД.

Исследовательское: проектно – исследовательская деятельность, экскурсии в природу, наблюдения.

Формирование навыков и умений:  изготовление макета «Насекомые», совместные с родителями акции по охране насекомых.  

Формы работы:

  1. Обучающие и развивающие игры.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Рассматривание иллюстраций, плакатов, наглядных пособий.
  4. Художественно – творческая деятельность.
  5. Изготовление макета «Насекомые».
  6. Просмотр компьютерной презентации «Насекомые».

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап: 

1. Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.

2. Определение задач, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

4. Подбор наглядно — дидактического материала для реализации проекта.

2. Основной этап:

1. Проведение комплекса непосредственно-образовательной деятельности, экскурсий, дидактических и подвижных игр, наблюдений.

2. Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

3. Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

4. Совместная деятельность с детьми; самостоятельная деятельность;  взаимодействие с родителями.

3. Заключительный этап:

  1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно – исследовательской деятельности детей.
  2. Оформление фотовыставки, рисунков, посвященных сохранению насекомых родного края.

2.Основной этап.

Выполнение проекта через реализуемые образовательные области.

НОД:

  1. Комплексное занятие по формированию целостной картины мира.

Тема: «Шестиногие малыши».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое  развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Программное содержание:  учить устанавливать отличия бабочки от жука: у бабочки яркие, большие, красивые крылья, есть усики, хоботок,  бабочка ползает, летает, у жука твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат, составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листке, изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

  1.  Комплексное занятие по формированию целостной картины мира и рисованию.

Тема: «Насекомые. Бабочка».  

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое  развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, музыкально – художественная.

Программное содержание: познакомить с названиями насекомых, их особенностями; упражнять в употреблении существительных множественного числа; учить передавать в рисунке  характерные черты строения насекомых, создавать сюжетную композицию.

  1. Комплексное занятие по развитию речи и лепке.

Тема: «Описание насекомых. «Божья коровка».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Программное содержание: учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения, лепить из соленого теста; развивать мышление, внимание. Воспитывать самостоятельность.

  1. Комплексное занятие  по развитию речи и рисованию.

Тема: «Насекомые»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,   «Речевое  развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающему миру.

Программное содержание:

Образовательные задачи: уточнить знания детей о весне, познакомить с названиями насекомых,  их особенностями  и частями тела; закрепить название основных цветов; учить сочетать движения и речь, формировать интерес к художественному слову.

Развивающие задачи: активизировать словарь детей по темам «Весна», «Насекомые», стимулировать мыслительную и речевую активность детей, развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг другом.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Совместная деятельность:

 Рассмотрение картин, иллюстраций  и плакатов на тему «Насекомые»;

 Беседы: «Что мы знаем о насекомых?», «Из жизни муравьев»;

 Дидактические игры: «Узнай насекомое», «Четвертый лишний», «Отгадай загадку», «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны» »; «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?» ;

 Подвижные игры: «Медведь и пчелы»; «Жуки», «День и ночь», «На полянку пришли, насекомых нашли»;

 Ручной труд. Изготовление стрекозы из бисера.

 Составление описательного рассказа о насекомых;

 Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;

 Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»;

 Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».

 Чтение рассказов о бабочках;

 Аппликация «Бабочка»;

 Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»;

 Игра-перевоплощение «Кузнечики и стрекозы»;

 Прослушивание музыкальных произведений.

 Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;

 Изготовление альбома «Насекомые — часть природы»;

 Игра-перевоплощение «На поляне».

 Чтение рассказа В.Бианки «Приключения Муравьишки»,

 Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя».

Наблюдения: наблюдение за стрекозой, наблюдение за муравьями, наблюдение за божьей коровкой, наблюдение за кузнечиками, наблюдение за бабочками, наблюдение за пчелой.

Самостоятельная деятельность:

Рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, альбома: « Насекомые нашей местности».

Раскраски: «Бабочки», «Божья коровка», «Пчёлки».

Взаимодействие с родителями:

 Конкурс поделок совместно с родителями «Мир насекомых»;

Итоговое мероприятие:

Открытое  комплексное занятие на муниципальном уровне по развитию речи и рисованию.

Тема: «Насекомые».

Заключительный этап.

Ожидаемые результаты:

  • у детей сформировались экологические представления о насекомых, чувство близости к природе и сопереживания всему живому;
  • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности;
  • развились наблюдательность и любознательность, активизировалась познавательная активность;
  • сформировалась способность творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой, бережное отношение к окружающей среде.
  • Родители в ходе выполнения домашних заданий проявят свою заинтересованность к этой теме, продемонстрируют детям свою осведомленность в этом вопросе, смогут проявить творческий подход и, наконец, у них возник устойчивый интерес к личностному развитию детей.

 Оценка результата.

Оценка познавательной деятельности детей отслеживалась через беседы с детьми, через наблюдения за ними во время проектной деятельности и проведения занятий, через анализ детской деятельности; через беседы и консультации с родителями, через их участие в совместных и семейных мероприятиях.

Заключение.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

         Дети познакомились с разнообразием удивительного мира насекомых. Имеют  элементарное  представление об  их особенностях  передвижения и частях тела,  об окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы.  Научились различать их по внешнему виду.

         Повысился уровень  социальной компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе. Повысилась коммуникативность родителей.

       Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовали воспитанию у детей  чувства близости ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.

Фотоотчёт по проекту.

Макет «Насекомые»

«Мир насекомых» - предметно – развивающее пространство

«Бабочки» - рисование

«Божья коровка» - закрашивание

Конкурс поделок «Мир насекомых» - Павлычева Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие « Удивительный мир насекомых»

продолжать знакомить детей с миром насекомых;-развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам...

Конспект совместной образовательной деятельности "Удивительный мир насекомых"

Конспект совместной образовательной деятельности  во второй младшей группе на тему: "Удивительный мир насекомых" (ОО "Познавательное развитие")...

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"...

Информационно - творческий проект «Удивительный мир насекомых»

Информационно - творческий проект«Удивительный мир насекомых»В помощь педагогу при работе проектной деятельности средней группы...

Проект "Удивительный мир насекомых"

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи.  Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интриг...

Проект по экологическому воспитанию "Этот удивительный мир насекомых"

Проблема экологии относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали больш...

"Удивительный мир насекомых"

В альбоме "Удивительный мир насекомых" представлен материал о насекомых Краснодарского края, описание насекомых в стихотворной форме....