«По следам осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Закреплять знания детей о временах года, о подготовке животных и птиц к зиме, воспитывать умение замечать красоту в осенней природе, формировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.  

Формировать основы экологической культуры. Развивать интерес к различным видам игр, соблюдать в ходе игры элементарные  правила.  

Содействовать общению детей с взрослыми и сверстниками, формировать доброжелательное отношение детей друг к другу, к природе, к животным и птицам. Пополнять и активизировать словарь детей в ближайшем окружении.                                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «По следам осени»

Тип: интегрированное занятие.

Вид: образовательные  области: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие (ФЦКМ, ФЭМП), речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, УМК.

Возраст: 5 - 6 лет                                                                                          Предварительная работа с детьми: Рассматривание картин и беседа об осени, о диких животных, птицах, природе,  рисование на тему «Золотая осень». Заучивание стихов, загадок. Обыгрывание стихотворений. Разучивание игр: «С какого дерева листок», «Назови правильно». Разучивание и пение песен об осени.

 Предварительная работа воспитателя: подбор картин, игр, атрибутов для проведения занятия, подбор аудиозаписи.

 Материал к занятию: схема рассказов: про осень, про волка, набор геометрических фигур, письмо, картины, рисунки детей, декорация леса и игрушки диких животных.

ТСО: магнитофон и аудиокассеты.                                                                     Словарная работа: активный словарь – ранняя осень, поздняя осень, золотая осень, дикие животные, перелетные птицы.                                                                                                                     Пассивный словарь – солнышко, дождик моросит, зяблик, путешествие.  

 Индивидуальная работа: разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок об осени.  

 Методические приёмы:

Наглядный: (рассматривание картин и иллюстраций с изображением осени и диких животных, работа со схемами.).

Словесный: (составление рассказов, разучивание стихотворений).

Игровой: дидактические игры «Да или нет», «С какого дерева листок», «Назови правильно».

Программное содержание:

1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».                Закреплять знания детей о временах года, о подготовке животных и птиц к зиме, воспитывать умение замечать красоту в осенней природе, формировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.  Формировать основы экологической культуры. Развивать интерес к различным видам игр, соблюдать в ходе игры элементарные  правила.  Содействовать общению детей с взрослыми и сверстниками, формировать доброжелательное отношение детей друг к другу, к природе, к животным и птицам. Пополнять и активизировать словарь детей в ближайшем окружении.                                                      2. Образовательная область «Познавательное развитие».                                    Закреплять знания известных геометрических фигур, их элементов и некоторых их свойств, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта, сравнения чисел. Закреплять знания о схеме, развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, схемы. Совершенствовать элементарные представления детей о времени: его текучести, периодичности, последовательности месяцев, времен года.

3. Образовательная область «Речевое развитие». Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых. Учить читать наизусть авторские стихотворения, развивать умение инсценировать отрывки  прочитанных произведений, заучивание и понимание пословиц и поговорок. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, продолжать учить содержательно и выразительно  составлять рассказы.

4.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие, музыкальная деятельность».  Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки, развивать воображение, способности к взаимодействию с музыкой. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.   

 5. Образовательная область «Физическое развитие». Сохранение, укрепление  и охрана здоровья детей, повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомляемости. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в любых видах деятельности.

6. УМК. Закреплять знания детей, пройденного материала.

 Структура ООД: 

1.Загадка.                                                                                                                                           2. Машина времени.                                                                                                                 3.Рассказ об осени по схеме.                                                                                                  4.Дидиктическая игра «Да или нет».                                                                                                   5. Дидактическая игра  «Сосчитай сколько».                                                                         6. Составление рассказа по схеме о волке.                                                              7.Игра « Назови правильно»                                                                                                   8. Встреча с зимой.                                                                                                                                                 9. Итог занятия.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, пожалуйста, попробуйте её отгадать.

«Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет – когда это бывает?» (Зимой)                                                                                                                               Скажите, пожалуйста, а какое сейчас время года  (ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, а вы хотите вернуться сейчас в то время, когда деревья шелестели своей листвой, солнце согревало нас своим теплом? То есть вернуться в то время когда была осень?

Дети: Да.

 Воспитатель: Замечательно, а совершить это путешествие я вам предлагаю с помощью машины времени. Давайте все встанем в круг, сомкнем руки, закроем глаза и посчитаем от 1 до 10, но считать мы будем с вами на татарском языке.

Дети считаю, звучит музыка 

 Воспитатель: Ну, вот мы и на месте, в осеннем лесу, давайте поздороваемся с лесом.                                                                                                                                Здравствуй лес, осенний лес!                                                                                          Полный красок и чудес.          

Звучит музыка осеннего леса.

  Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сесть на пенечки и побеседовать об осени.                                                       

 Составление рассказа об осени по схеме.                                                              Ребенок рассказывает стихотворение «Осень художница»                                    Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ)

 Осенью растут цветы? (нет) А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)

Осенью растут грибы? (да)

 Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

 Туманы осенью плывут? (да)

 Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

 А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

 Достаем ли сапоги? (да)

 Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки одевать? (да)

Ведущий:  Молодцы, хорошо знаете приметы осени.                                                                    А какие деревья вы видите в лесу? (ответы детей), назовите хвойные деревья, лиственные (ответы), ой посмотрите, а вот на этом дереве, еще не все листья облетели, какие они разные, давайте их посчитаем!

Математические задачи «Сосчитай»

Ведущий: Мы уже сегодня с вами говорили о том, как дикие животные готовятся к зиме, среди них есть, конечно, и санитар леса – волк. А сейчас я предлагаю  вам составить о нем рассказ по схеме.

Составление рассказа о волке по схеме.

Ведущий: Ребята, вот мы и пришли к выводу о том, что у всех на свете есть семья, и у нас, и у животных. Я вам предлагаю поиграть в игру :

«Назови правильно»

Ведущий: Ну, вот ребята, наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться.

Вернувшись в группу, дети встречают там Зиму

Зима расспрашивает детей о путешествии и подводит итог занятия, а дети для Зимы поют песню «Зимушка – зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По следам осени"

Способствет развитию логического мышления, умению нестандартно мыслить....

Проект "Как мы следы осени искали?".

Сценарий организации проектной деятельности для детей старшего дошкольного  возраста.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художест...

Конспект интегрированного развлечения в подготовительной к школе группе "По следам Осени".

Дети собираютя в лес посмотреть на Осень. Тем временем, Баба Яга заколдовывает Осень. Дети ищут следы Осени, находят и спасают Осень....

интерактивная игра-викторина "По следам Осени"

Занимательная веселая игра по станциям с элементами соревнования между командами. Участвуют дети старших групп детского сада. Игра проводится как закрепление и обобщение нескольких лексических тем об ...

Конспект НОД "По следам осени"

Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста...

Конспект осенней прогулки "По следам осени" в подготовительной группе

Данный материал помогает воспитателю создать условия для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, исследовать природное явление листопад, расширить знания дете...