"По следам осени"
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) по теме

Способствет развитию логического мышления, умению нестандартно мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «По следам осени»

Цель: развитие логического мышления.

Задачи:

Закрепить состав числа семь;

Упражнять в порядковом счете, классификации предметов по величине;

Формировать умение группировать предметы по различным признакам;

Уточнить обобщающие понятия «деревья», «перелетные птицы», «многоугольник»;

Расширять и активизировать словарный запас детей;

Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, умение нестандартно мыслить, систематизировать;

Материал для воспитателя:

Картинки с изображением деревьев, силуэты осенних деревьев, три разноцветных осенних листочка из цветного картона с заданиями, два обруча, колокольчик.

Материал для детей:

Палочки Кюизенера, схемы, геометрические фигуры разного цвета и размера, два набора картинок с изображением перелетных птиц, карточки с заданием для каждого ребенка.

Предварительная работа: целевая прогулка в осенний парк, заучивание стихов про осень, наблюдение за птицами.

Ход мероприятия

/Дети стоят полукругом/

Организационный  момент. /Звонит телефон, воспитатель ведет разговор по телефону/

Воспитатель: Сейчас звонили наши выпускники, которые ушли в школу. Они очень скучают по детскому саду и хотят узнать, чем вы занимаетесь в группе. Я им пообещала, что после того как освободимся, мы позвоним и вы расскажете, чем вы сегодня занимались.

/Воспитатель подводит детей к фланелеграфу, где расположены

картинки с изображением деревьев/

Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года изображены эти деревья?

Дети: Они изображены летом, весной.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: На деревьях растут зеленые листья.

Воспитатель: А сейчас какое время года?

Дети: Поздняя осень.

Воспитатель: Как называются места, где растет много деревьев?

Дети: Много деревьев растет в лесу, сквере, парке, в роще.

Воспитатель: Мы с вами отправимся на прогулку в парк и поищем следы уходящей осени. Каким путем мы можем попасть в парк?

Дети: По дорожке, по тропинке.

Воспитатель: Давайте выложим тропинку из цветных палочек. Перед вами находятся схемы, по которым вы будете выкладывать тропинку. Но вначале выполним пальчиковую гимнастику «Ветер по лесу гулял»

Ветер по лесу гулял,                                                сжимают пальчики в кулачки

Ветер листики считал.

Вот дубовый,                                                         по очереди загибают пальчики

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

А последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                             стряхивающие движения пальцев

/Дети подходят к столам, на которых расположены схемы и

палочки Кюизенера/

Воспитатель: Тропинку выкладываем слева направо.

/Дети выполняют задание парами/

Воспитатель: Какого цвета первая палочка? Какой цифре соответствует?

Дети: Черного цвета, соответствует цифре семь.

Воспитатель: Какой цвет соответствует числам шесть и один?

Дети: Фиолетовый и белый.

Воспитатель: Какое число состоит из чисел два и пять?

Дети: Число семь.

Воспитатель: Каким цветом окрашены палочки в последнем ряду?

Дети: Голубым и желтым.

Воспитатель: Под каким числом палочка равная по длине этим двум палочкам?

Дети: Палочка под числом семь.

/соединяем все части вместе и получается одна тропинка/

Воспитатель: Мы выложили тропинку, по которой пойдем искать следы уходящей осени.

/Дети строятся друг за другом и выполняют упражнение/

Мы по тропочке идем,                    идут по кругу друг за другом

Мы по узенькой идем.                    

И пришли в осенний лес,                 останавливаются, разводят руки в стороны

Полный сказок и чудес.

Справа березка стоит,                       правой рукой показывают

Слева елка глядит.                            левой рукой показывают

Посмотрите – зайка:                         руки на пояс, прыгают друг за другом

Прыг-скок, прыг-скок,

Скачет зайка серый бок.

Воспитатель: Ребята, вот тропинка привела нас в парк. Посмотрите, что осень оставила нам?

Дети: На деревьях несколько листочков и какие-то конверты.

/Воспитатель срывает один листик и читает/

Воспитатель: Осень оставила для вас интересную игру.

Посмотрите вокруг, внимательно послушайте и скажите, что изменилось вокруг?

Дети: В парке очень тихо, не слышно пения птиц.

Воспитатель: А где же птицы, почему они молчат?

Дети: Птицы улетели на юг.

Воспитатель: Как называются эти птицы?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Вам нужно разделиться на две подгруппы и разложить картинки с изображением птиц по величине от самой маленькой до самой большой.

/Дети выполняют задание/

Воспитатель: Какая по счету ласточка? На каком месте находится грач? Кто шестой по счету?

/Дети отвечают по одному из каждой подгруппы/

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Сейчас посмотрим, что же нам  оранжевый листик? Он предлагает нам отгадать загадки.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Дети: Квадрат.

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно -

Получился бы ...  (овал)

На меня ты посмотри,

У меня всего по три:

Три стороны и три угла,

Значит, как зовут меня?

Дети: Это треугольник.

Воспитатель: А как мы можем назвать квадрат и треугольник, одним словом?

Дети: Это многоугольники.

Воспитатель: Какие еще фигуры относятся к многоугольникам?

Дети: Трапеция, ромб, прямоугольник.

/из конверта воспитатель достает геометрические фигуры/

Воспитатель: Вот смотрите, какие геометрические фигуры осень оставила для вас в подарок. Чем отличаются эти геометрические фигуры между собой?

Формой, цветом, величиной.

Воспитатель: Давайте этими фигурами украсим наши полянки. На зеленую полянку вы положите все большие фигуры, а на синюю – все синие фигуры. Подумайте, какие же фигуры вы положите на общую часть этих полянок?

Дети: Мы положим большие фигуры синего цвета.

/Дети выполняют задание/

Воспитатель: Вот какие у нас получились красивые полянки. Осень знает, что вы любите играть и для этого оставила нам вот такой колокольчик. Поиграем в игру «Слушай сигнал».

Дети стоят в кругу, если колокольчик прозвенит один раз – дети приседают, два раза – прыжки на двух ногах, три – дети идут по кругу.

Воспитатель: Остался последний листочек, что же в нем спрятала осень? Осень для вас нарисовала свои осенние узоры, но очень спешила и не успела их закончить. Вы внимательно смотрите на узор и продолжите его в такой же последовательности.

/Дети выполняют задание на специальных карточках/

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Эти узоры мы оставим себе на память об уходящей осени. А сейчас позвоним нашим выпускникам и расскажем, чем мы занимались на занятии. Дети по очереди берут трубку и рассказывают, какие они выполняли задания.