Конспект осенней прогулки "По следам осени" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дронова Наталья Николаевна

Данный материал помогает воспитателю создать условия для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, исследовать природное явление листопад, расширить знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД №39 «ПОЛЯНКА»

Конспект осенней прогулки

 «По следам осени»

в подготовительной группе

Воспитатель: Дронова Н.Н.

2016 г

Цель: Создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. 
Задачи:
- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
- Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:
Колокольчик, белые салфетки, сложенные пополам, листья настоящие крупные и мелкие, камни, выносной материал.

Ход прогулки
Воспитатель: ( звенит колокольчиком) 
- Мой звоночек звенит, заливается.

И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и ты мой друг 
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель:  Вы любите путешествовать?  Я предлагаю вам отправиться в путешествие «По следам Осени», а сделать это можно на поезде. Я буду машинистом в паровозе, а вы пассажирами в вагонах. Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Воспитатель, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы. Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы "цепочка" не порвалась, точно повторять все движения ведущего и стараться бежать "след в след".

1-я остановка «Знай-ка» (на веранде) 
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
- день короче, а ночь длиннее;
- на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- небо серое, хмурое;
- часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяцы называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
2-я остановка «Опыты»
Исследования «Как устроен лист?»,  «Зеленый лист» (на столе у песочницы лежат зеленые листья, салфетки и камушки)
Воспитатель: Как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос: как устроен лист?
Воспитатель: Давайте его внимательно рассмотрим. Сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:  почему осенью листья изменяют окраску и опадают?
Воспитатель: Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование  «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмем листочек и вложим его внутрь согнутого пополам кусочка белой салфетки. Теперь возьмем камень и сильно постучим по листочку сквозь салфетку. Что мы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на салфетке появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: оранжевые, красные, коричневые).
3-я остановка «Играй-ка
Воспитатель:  Дети, когда с деревьев падают листья, как называется это явление?(Листопад).  Посмотрите, как я устрою листопад. Как летят листья на землю? Что вы заметили? Давайте проверим так ли это? Возьмите листочки, положите на ладошку и по команде подуем на них. Какой можно сделать вывод? (лист летит, он легкий).
Подвижная игра «Листопад»
Ход игры:
Дети «превращаются» в листочки, бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Кружатся красивые листочки
Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.
Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют) .
Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке) .
Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
А теперь все листочки бегите ко мне.

Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду работает дворник.
Для чего нужна работа дворника?
Что необходимо дворнику для работы?
Как мы можем помочь дворнику?


Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев

Самостоятельная игровая деятельность: игры с выносным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний календарь" (Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы)

(Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста) Звучит спокойная мелодия. Дети входят в зал, р...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: "По следам осени"

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе...

Тема недели: Краски осень Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Тема: «Наша осень хороша»

Цель: Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной дл...

Конспект занятия по экологии «Осень золотая» (обобщающая беседа) (подготовительная группа)

Задачи: создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках (уменьшение продолжи­тельности дня, понижение температуры воздуха, типичные осадки и др.);обобщени...

Конспект НОД «По следам лета» подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе про лето...

Конспект занятия по Экологии для подготовительной группы "По следам осени"

Конспкт занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы....