Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему:
    Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: "По следам осени"

    Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_ekologii_podg.gruppa.docx22.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект ООД «Экология» в подготовительной группе на тему: «По следам осени»

    Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
    Оборудование и материал:
    Колокольчик, шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, кленовые листья с заданиями, лупы, две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья комнатных растений, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки.

    Ход ООД:
    Воспитатель:
    (воспитатель звенит колокольчиком)
    - Мой звоночек звенит, заливается
    И ребята вокруг собираются
    Собрались все дети вкруг
    Ты мой друг и ты мой друг
    Вместе за руки возьмемся
    И друг другу улыбнёмся
    (закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
    (влетает шарик, ни нитке письмо, надпись на нем написана лимонным соком)
    Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
    -Дети предлагают варианты действия.

    Воспитатель: Давайте посмотрим. Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Я даже не знаю что это может быть (Предположения детей)

    Воспитатель: А может это не просто чистый лист, а тайное письмо?
    А тайные письма могут быть написаны секретными чернилами ( например лимоном)
    Воспитатель: А как же нам тогда узнать что в нем написано? (Предположения детей)
    Воспитатель: Ребята, я сейчас вам покажу что для этого нужно сделать. (Дети говорят: вы берете йод, разводите его в воде, берете кисточку и смачиваете кисточкой слегка письмо)
    Воспитатель: Посмотрите проявляется что-то? (Удивляется). Что же это может быть? Полина прочитай что здесь написано ( читает надпись) (СУНДУК)
    Воспитатель: Интересно, почему написано слово СУНДУК. (Создание проблемной ситуации.) Ответы детей.
    Воспитатель: В этом письме написано то, что надо найти. Значит нам надо найти сундук. Посмотрите по сторонам, вы видите какой-нибудь сундук?

    Дети находят сундук, открывают и достают карту (воспитатель удивляется от кого письмо, что там может быть написано и что это вообще такое). (На дне сундука находят листок  с загадкой , которая подскажет от кого карта)
    Воспитатель читает загадку:
    Знаю, знаю наперед
    Вы, смекалистый народ.
    Отгадайте-ка, ребятки
    Интересную загадку.

    «Несу я урожаи,
    Поля вновь засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья раздеваю,
    Но не касаюсь сосен и елочек.
    Я – … (осень)

    Воспитатель: Оказывается,  это сундук от осени. Интересно, а что же осень хочет от нас. (Воспитатель крутит листок и находит на другой стороне письмо от осени).

    Воспитатель: Так, а здесь тоже что-то написано. Послушайте. (читает письмо)
    Дорогие ребята!
    Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Я не могу понять, кончается осень или нет? Помогите мне, пожалуйста, узнать заканчивается ли мое царствование на Земле или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом вам поможет карта. 
    Воспитатель: Какой интересный вопрос задала нам осень. Что вы решили ребята? Пойдем искать доказательства?
    Ответ детей (пойдем искать доказательства)
    Воспитатель: Смотрите, на карте изображен желтый лист, значит нам нужно его найти и стрелочка от него куда, Полина? (к уголку с книгами) значит нам нужно пойти туда. (идут к уголку с книгами) Есть здесь желтый лист? (дети находят, воспитатель читает задание на листке)
    Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.

    Воспитатель: Ребята, что же это за приметы, которые позволяют нам понять что сейчас осень?
    Ответы детей: -день короче, а ночь длиннее;
    -На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
    -небо серое, хмурое;
    -часто идут дожди;
    -перелетные птицы улетают на юг;
    -дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
    - люди надевают демисезонную одежду;
    -собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
    Воспитатель: А самое главное доказательство, что сейчас осень, это какое? Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). А сейчас как раз какой месяц? (октябрь).

    Воспитатель: А вы знаете как раньше называли сентябрь, октябрь и ноябрь. (ответы детей) Я сейчас вам расскажу.
    1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
    2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 
    3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

    Давайте повторим месяца, как их называли раньше (рябинник, листопадник, зимник)
    Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру, посмотреть на календарь природы, который есть у нас в группе). 
    Воспитатель: А кто-то из вас смотрит по телевизору прогноз погоды? (ответы детей). Вот по телевизору диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Что же это такое осадки? (Ответы детей) (дождь, снег, туман). Молодцы. А мы давайте продолжим наше приключение и обратимся к нашей карте и посмотрим что там дальше нарисовано. Кристина, посмотри, что нам нужно найти дальше? (красный лист). А куда идет стрелочка от красного листа (к уголку творчества). Так давайте пойдем туда. Есть здесь красный лист?   (дети находят, воспитатель читает задание)
    Воспитатель: Задание: Назовите приметы осени, которые определяют погоду. Ребята, а вы знаете такие приметы?

    Ответы детей: Облака редкие - будет ясно и холодно.
    -Много рябины к дождливой осени и холодной зиме. 
    -Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
    а низко - так малы снега будут.
    -Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
    -Теплая осень - к долгой зиме. 
    -У зайцев шерсть побелела - зима близко.
    -Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая. 
    - Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
    -В осеннее ненастье семь погод на дворе.
    -Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
    Воспитатель: Как много вы назвали  интересных примет, позволяющих предсказать погоду. 
    Воспитатель: А сейчас я предлагаю отвлечься от нашего приключения и сделать наш любимый массаж спины «Дождик». Встаньте по кругу и сделайте друг другу массаж
    Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
    По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
    Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
    Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
    Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
    А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
    Воспитатель: Отвлеклись, молодцы. Шла я сегодня по улице на работу и смотрю деревья в разных красках, так красиво вокруг.
    -А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают?
    Ответ детей: Потому что дерево за лето накапливает вредные вещества, и с помощью листьев она освобождается от этих веществ.

    Воспитатель: Ребята, мы с вами совсем забыли про карту и нашу миссию. Давайте посмотрим что же там дальше нарисовано. Дима, посмотри что же там? (на карте гриб). Куда стрелочка показывает от гриба, Дима? (к цветам). Давайте пойдем туда. Посмотрите, есть здесь гриб или может карта неправильная? (находят гриб, воспитатель показывает что там нарисовано)

    Воспитатель: (Исследование №1). Вова,  посмотри, что здесь нарисовано? (нарисована лупа и лист). Как интересно. Что же это может значить. Давайте дальше смотреть.

     (Исследование№2). Ирина, что здесь нарисовано? (Зеленый лист). Как все загадочно. Смотрим дальше

    (Исследование № 3). Степа, что здесь нарисовано? (две коробки).
    Воспитатель: Ребята, какое-то странное задание, ничего не написано даже. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?
    (Ответы детей) нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
    Воспитатель:  Прежде чем мы пройдем в нашу лабораторию, скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, зачем дереву нужны листья?
    Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
    Проблемный вопрос:
    Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
    А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
    Ответы детей: воспользуемся лупой.

    Воспитатель: А что такое лупа?

    Дети: увеличительный прибор

    (Исследование №1 строения листа с помощью лупы)

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю пройти вам в нашу лабораторию.  Присаживайтесь, пожалуйста. У вас на столах лежат лупы и зеленые листочки. Подвиньте листы к себе поближе. Возьмите в руку лупу и
    рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
    Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Рассмотрите их внимательно. Теперь обратите внимание на край листа, который называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Теперь рассмотрим верхушку листа. Она бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (отвечают все дети по очереди)
    Какой можно сделать вывод? (воспитатель вместе с детьми делает вывод). У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой, а также кромка листа.
    Воспитатель: Скажите, а почему же листья желтеют осенью? (выслушиваются ответы детей)

    Воспитатель: Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
    Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
    Воспитатель: Отодвиньте свои листы в сторону, отложите лупы и возьмите тарелочку. Что лежит на тарелке, Полина? (ткань белая, кубик и листик) Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Теперь раскроем нашу ткань и посмотрим что же там? Что вы видите?
    (Дети: На ткани появились зеленые пятна).
    Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.  Когда наступает осень и становится меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда что происходит с листочком, ребята?

    Дети: Лист меняет свой цвет и становится желтым, красным, коричневым или оранжевым.
    Исследование №3

    Воспитатель: Ребята, осенью как мы знаем листья опадают. А что же случается с опавшими листьями ?
    Ответ детей: Они высыхают.
    А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да) Я предлагаю вам выйти сейчас из-за стола, взять коробочки и пройти на ковер. Передавайте друг другу коробочки по кругу, и послушайте как шуршат там листья.
    Дети берут коробочки (2 шт.) и по очереди передают их друг другу,  определяя на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья.

    Воспитатель: Ребята, так в какой же коробочке сухие листья, а в какой только опавшие? А почему вы решили что в этой коробочке сухие, а в этой незасохшие, по каким признакам, Степа?
    Воспитатель: Совершенно верно, сухие листья шуршат сильнее. А сейчас откроем коробочки и посмотрим правильно ли мы определили?

    Воспитатель: Правильно, молодцы, а сейчас послушайте мой рассказ.

    Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. 
    В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свою главную волшебную кисточку (воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой бумагой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. Но забыла она у нас свои волшебные кисточки и я предлагаю вам стать немного волшебниками.
    Воспитатель: Вам хочется стать волшебниками? (да)
    Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти? Посмотрите, есть ли здесь все это? Никто не видит?
    Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло.

    Воспитатель: Давайте присядем за стол. Сначала возьмем пипетку, наберем пипеткой капельку красного красителя, капнем в нашу белую жидкость, теперь возьмем капельку зеленого красителя и капнем ее также в белую жидкость, и возьмем капельку желтого красителя и капнем ее в белую жидкость. Теперь возьмем нашу волшебную кисточку, опустим ее в эту жидкость (жидкое мыло). И после этого слегка прикоснемся ей к нашей белой жидкости. Что же произошло с красками? Смотрите как краски заиграли, порисуйте немного кисточкой.

    Воспитатель: Теперь мы с вами настоящие волшебники. Положите свои кисточки на салфетки и выходите из-за стола, идите сюда на ковер. Какие вы молодцы, столько много у Вас знаний об осени. А осени мы все-таки помогли? Доказательства того, что сейчас ее пора у нас есть? (да) А какие же это доказательства? (день короче, а ночь длиннее;
    -На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
    -небо серое, хмурое;
    -часто идут дожди;
    -перелетные птицы улетают на юг)

    Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь осень точно знает, что сейчас ее пора. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. А для этого надо закрыть глаза и сказать волшебные слова: 1,2,3 – волшебство скорей нас в садик перемести!!!

    Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Вам понравилось наше приключение? А что больше всего запомнилось? Какое задание понравилось? Ребята, спасибо за занятие.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Поможем природе».

    Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Поможем природе».Выполнил: Родькина В.Г воспитатель высшей квалификационной категории.МБДОУ «Атемарский детский сад...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «По следам осени»

    Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: По следам осени"...

    Конспект НОД (познание — развитие речи) в подготовительной группе на тему: « По следам Олимпиады»

    Цели: 1) Познакомить детей с атрибутами Олимпиады: флагом, символами.2) Закреплять знания детей по составлению и решению арифметических задач. Закреплять знания о количественном и порядковом счет...

    Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему:Какие бывают насекомые.

    Этот материал способствует развитию представлений детей о многообразии насекомых. Дети учатся составлять группы насекомых по разным основаниям. Воспитывается интерес к насекомым и бережное отношение к...

    Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной группе №8 «Лилия» «По следам осени»

    Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной группе №8 «Лилия»«По следам осени»...

    Конспект занятия по краеведению в средней группе на тему: По страницам книги «Мое село, мой край родной».

    Данный конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, для уточнения знаний о родном селе....