Тропинка в природу. Проект по экологическому воспитанию.
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сидорова Галина Николаевна

Проект среднесрочный на три весенних месяца с 1 марта по 10 июня.

Проект по экологическому воспитанию, направлен на воспитание основ экологического мышления ребенка дошкольника, проявляющегося в его этико-гуманном отношении к лесу, как к живому, неповторимому организму, формированию у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Представленный материал может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sidorova_g.n.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53 «Теремок» комбинированного вида города Белова»

        Утверждена                                  педагогическим советом

        Протокол №_____________

        от _____________________        

         Заведующий МБДОУ детский  

                                                                                сад №53 города Белово

         Казанова Нина Ивановна

Тропинка в природу

Проект по экологическому

воспитанию

                

        

Белово 2014


Составитель: Сидорова Галина Николаевна, воспитатель

Проект среднесрочный на три весенних месяца с 1 марта по 10 июня.

Проект по экологическому воспитанию, направлен на воспитание основ экологического мышления ребенка дошкольника, проявляющегося в его этико-гуманном отношении к лесу, как к живому, неповторимому организму, формированию у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Представленный материал может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………….

5

1. Актуальность……………………………………………………..

7

2. Новизна проекта……….………………………………………..

7

3. Цели, задачи……………………………………………………..

8

4. Гипотеза…………………………………………………….........

9

5. Основные направления реализации проекта…………………..

9

6. Ожидаемые результаты…………………………………….........

11

7. Диагностика, анкетирование……………………………….. ….

12

Список литературы………………………………………………..

22


Паспорт проекта

Наименование проекта

«Тропинка в природу»

Основные разработчики проекта

Педагоги, дети, родители

Цель и задачи проекта

       Цель: Воспитание основного экологического мышления ребенка-дошкольника, проявляющегося в его этико-гуманном отношении к лесу, как к живому неповторимому организму, формированию у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Задачи:

  1. Обогатить представление детей о значении леса в жизни человека.
  2. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к природе родного края, желание беречь и защищать ее.
  3. Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального сближения, через любовь к природе леса.

Сроки и этапы реализации проекта

Март

1 Этап – диагностика детей для выяснения их представлений о живом, изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов, выявить представления ребенка о нормах отношения к живому, выявить характер отношения ребенка к животным, растениям в естественных условиях, выявить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора, выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Март

2 Этап – анкетирование родителей для выявления их предпочтений и интересов.

3 Этап занятия, экскурсия, беседы, игры, через которые происходит приобщение детей к природе родного края, обогащения их представлений о лесе.

Перечень основных мероприятий

Разработка системы занятий, экскурсий по экологическому воспитанию:

- создание семейных газет;

- разработка плана совместных мероприятий с родителями.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, дети, родители

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто уверенное выполнение детьми правил поведения в лесу, дет будут охотно  и доброжелательно относиться к живым существам, не будут приносить вред растениям, будут предупреждать негативные поступки свои и сверстников, вступать в активную защиту живого, с помощью взрослых, других детей. Будут исправлять последствия неправильных действий.

Целевая группа проекта

Педагоги, дети, родители.


Актуальность

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Живущие среди асфальта, занятые постоянной заботой о своем жизнеобеспечении и материальном благополучии  люди, в прямом смысле уходят от природы и порывают связь с ней, забывая о том, что, не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы. Дети редко бывают на природе, имеют мало представлений о лесе.

Данный проект поможет понять детям, что они должны беречь и любить природу, сопереживать и помогать ей.

Проект обогатит и уточнит представления детей о разнообразном значении леса в жизни человека, о непосредственном взаимодействии с лесом как экосистемой, сформирует экологическую культуру и экологическое сознание детей.

В проекте предполагается совместное участие детей и их родителей, для того чтобы помочь понять им, что ничто так благоприятно не воздействует на человека, как общение с природой, в том числе с миром леса; показать зависимость человека от природы, помочь усвоить элементарные экологические знания.

Новизна проекта

Изучив работы авторов С.Н. Николаевой «Воспитание начало экологической культуры в дошкольном детстве», Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», и нашего регионального автора из Новосибирска М.Н. Сигимова «Мир природы глазами ребенка».

Я адаптировала их для нашей местности, так как в нашем регионе много лесов смешанных, лиственных, хвойных. А так, как дети, с которыми я работаю, это дети с общим недоразвитием речи, у которых страдает восприятие и познавательная активность, то вся работа с такими детьми направлена на коррекцию их недостатков, а так же на активизацию их познавательной деятельности, чему и способствует данный проект «Тропинка в природу».  

В этом заключается новизна моего проекта.

1. Адаптация к местности.

2. К детям с общим недоразвитием речи.

Цель: Воспитание основ экологического мышления ребенка-дошкольника, проявляющегося в его этико-гуманном отношении к лесу, как к живому неповторимому организму, формировавшего у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Задачи:

  1. Обогатить представление детей о значении леса в жизни человека.
  2. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к природе родного края, желание беречь и защищать ее.
  3. Создать условия для сотрудничества детей и родителей на эмоциональное и психологическое сближение, через любовь к природе леса.

Цель проекта

Сформировать у детей целостный взгляд на природу, выработать навыки грамотного и бережного поведения в лесу.

Задачи

  1. Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.
  2. Сформулировать представление о лесе, как об экосистеме.
  3. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к природе родного края, желание беречь и защищать ее.

Гипотеза

Если с ранних лет воспитывать у ребенка правильное отношение к природе, то он осознает, что он является частью природы, у него сформируется чувство любви, сопереживания и сопричастности к природе.

Основные направления реализации проекта

Вид деятельности

Мероприятие

Срок

  1. Познавательная

деятельность

1.1. «Что мы сажаем, сажая леса?»

1.2. «Лес в жизни человека».

1.3. «Беседа о лесе».

1.4. Экскурсия в парк «Как вести себя в парке?»

1.5. Экскурсия в парк «Учись жалеть и беречь».

1.6. Экскурсия в парк «Парк частичка леса».

1.7. Экскурсия «Тайна необыкновенных листьев»

1.8. Экскурсия в лес «В гости к Берендею».

1.9. Занятие в природе «Удивительная родственница ели и сосны»

Первая неделя марта

Третья неделя апреля

Вторая неделя мая

Вторая неделя апреля

Четвертая неделя апреля

Третья неделя мая

Третья неделя апреля

Четвертая неделя мая

Первая неделя июня

2. Игровая деятельность

1.Сюжетно-ролевые игры

2.1. «Лесное путешествие»

2.2. «Юные спасатели»

2. Дидактические игры

2.1. «Лес, сад, огород»

2.2. «Где спрятался зайчик»

2.3. Звери в поезде

2.4. «Человек верный сын природы»

2.5. «Растения леса»

2.6. «Вылечи человека»

2.7. «Кто где живет»

Вторая неделя марта

Март

Апрель

Май

Март

Апрель

Май

Апрель

3. Речевое развитие

3.2. Заучивание стихотворения Волдина В. «Я люблю сосновый бор»

3.3. Рассматривание картин И.И. Шишкина «Корабельная роща», «Сказки русского леса»

Третья неделя марта

Первая неделя апреля

Третья неделя марта

4. Взаимодействие с родителями

4.1. Выпуск семейной газеты «Тропинка в природу»

4.2. Создание альбома «Животные наших лесов»

4.3. КВН «Посвящаем лесу».

4.4. Выезд в лес «В гости к Берендею»

4.5. Выпуск газеты для родителей «Тропинка в природу»

Май

Апрель

Март

Май

Апрель - Май

Ожидаемые результаты

Дети знают и соблюдают правила поведения в лесу, которые нужно соблюдать чтобы не причинить лесу вред.

Дети умеют критически оценивать свои поступки в лесу, умеют принимать экологически-правильные решения.

Дети не только знают, что нельзя  в лесу, но и как необходимо делать. Дети знают как использовать лес, чтобы не причинить ему вред.

У детей появилось потребность в общении с природой, чувство радости от общения с ним.


Диагностика

(По О.Ф. Горбатенко «Система экологического

воспитания в ДОУ»)

1. Представления

Задание 1.1

Цель: выявить характер представлений ребенка o живом.

Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части.

B первой части беседы выявляются представления ребенка o существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику предъявляется 10 картинок c изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки c изображением живого. После этого задаются вопросы:

- Как ты узнал, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?

- Расскажи, что есть y (называется конкретное животное, растение, человек)?

- Зачем нужны (называются части и органы)?

- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений o свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы:

- Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

- Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым?

- Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?

Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника o приспособлении живых существ к различным средам обитания c целью удовлетворения потребностей.

Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:

- Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?

- Помоги животными посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?

- Хорошо ли разным животными растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?

B беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги H. Сладкова «Недолго думая, или дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.

Беседа c ребенком может проводиться полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса, состояния).

Задание 1.2

Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности

природных объектов.

Используется метод индивидуальной беседы c ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, c какими не нравится? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Может ли человек прожить без других людей? Почему?

Задание 1.3

Цель: выявить c помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.

Используется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, в которой дошкольнику нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.

 

2. Отношение детей к природе

Задание 2.1

Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

Задание 2.2

Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения – в поливе, удалении пыли; животные – в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. B комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т.п.). Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо c природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается o необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов c помощью наводящих вопросов:

- Как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты помочь животному или растению?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Задание 2.3

Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.

Для этого моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным, занятием. Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут играть в игру. За поведением дошкольника ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

3. Практическая деятельность детей в природе

Задание 3.1

Цель: Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выполняется отдельно.) Сначала y ребенка выясняется, хотел 6ы он поухаживать за растениями и для чего это нужно делать. Затем предлагается:

- выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении), и объяснить свой выбор;

- ответить, каким станет растение после ухода за ним; - рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

- подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;

- объяснить, как узнать, что уход достаточен.

Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Анкета для родителей

(По О.Ф. Горбатенко «Система экологического

воспитания в ДОУ»)

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду, и его роль осуществления в семье. Выявить их приоритеты и интересы.

  1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, собака, рыбки, хомячки и др.)
  2. Есть ли комнатные растения? Какие?
  3. Кто ухаживает за животными или растениями?
  4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ни чего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
  5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
  6. С какой целью? Как часто?
  7. Где вы особенно любите бывать на природе? (Лес, водоем, луг и т.п.)
  8. Где ребенок обычно проводит лето?
  9. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
  10.  Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Результаты диагностики детей

        В начале прохождения проекта только четыре ребенка имели представления о признаках живого, могли ответить на вопросы: «Зачем нужны животные и растения? Могут ли люди прожить без животных и растений?». Могли с помощью картинок определить нормы поведения в лесу, что можно делать в лесу, а чего нельзя.

Самостоятельно проявляли желание ухаживать за растениями и животными в группе.

Конечная диагностика, после прохождения проекта показала, что дети стали проявлять больше сочувствия и сострадания к объектам природы.


Результаты диагностики детей

Начало проведения проекта        

Конечный результат      

прохождения проекта


Результаты анкетирования родителей

        В начале прохождения проекта, после анкетирования родителей выяснилось, что только шесть семей систематически бывают на природе, выезжают в лес, прививают детям интерес к природе, правила поведения в лесу, часто бывают с детьми в парке, осуществляют совместный уход за растениями дома, дети имеют свои обязанности по уходу за объектами природы дома, на огороде.

        После же прохождения проекта, возрос уровень совместной деятельности родителей с детьми, большинство семей стали практиковать такие виды совместной деятельности, как прогулки с детьми на природу, выезды в лес, уход за объектами природы, родители стали больше использовать художественную литературу о природе при чтении детям, стали продумывать заранее вои поступки в лесу, что бы не причинить ему вред.

Результаты анкетирования родителей

Начало прохождения проекта

Конечный результат прохождения проекта

Список литературы

  1. Горбатенко О.Ф.. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, утренники, викторины, игры [Текст] //авт.-сост. О.Ф. Горбатенко; - Волгоград: Учитель, 2007.- 286 с.
  2. Грекова Л.И.. В союзе с природой. Учебно-природоведческие игры и развитие чтения с детьми. [Текст] учебно-методическое пособие //Л.И Грекова. – М.: Ипекса, Ставрополь: Сервисшкола 2000. – 286 с.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст]: сценарии занятия // Н.В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] учебно-методическое пособие //Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2001. – 254 с.
  5. Сигимова М.Н. Мир природы глазами ребенка. [Текст] учебно-методическое пособие // М.Н. Сигимова, доцент каф. Теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО. – Новосибирск, 2004. – 244 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Тропинка в природу"

Проект направлен на создание экологической развивающей среды на участках детского сада....

Экологический долгосрочный проект «Тропинка в природу»

В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего  дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение и...

проект "Экологическая тропинка в природу"

Дети вели наблюдение за изменениями в природе круглый год. Знакомились с деревьями и кустами на участке детского сада. Проводили опыты. Узнавали о природе из художественной литературы. Совместно с род...

Экологический проект « Тропинка в природу»

экологический  проект "Тропинка в природу"....

Экологический проект « Тропинка в природу»

Экологисеский проет" Тропинка в прирду....

Долгосрочный проект во второй младшей группе «Тропинка в природу»

Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.В данном д...