Проект "Друзья природы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Пояснительная записка

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

                                                           Нас деревья всех пород,

            Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.

Основным содержанием экологического воспитания является то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

 Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

 В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 4х-летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Программа составлена на основе пособий:

ü  З. Ф. Аксенова, «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников».

ü  Л.Е.Белоусова «Веселые встречи».

ü  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

ü  Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».

ü  Л. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»

ü  А.В. Корзун, С.В. Кишко «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики»

ü  С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

ü  Л.М.Потапова «Детям о природе. Экология в играх для детей»

ü  Программы: Н.А.Рыжова «Наш дом – природа», С.Н.Николаева «Юный эколог»

ü  В.В.Смирнова, Н.И.Балуева «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).

ü  О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

ü  Т.А.Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», Методические рекомендации.

Я взяла занятия, которые подходят для детей среднего возраста, доработала их, подобрала игры и физкультминутки. Таким образом, можно сказать, что программа на 40% составлена мною.

Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является взращивание благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека.

Программа предусматривает реализацию следующих задач:

v  Формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

v  Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.

v  Формирование у детей дошкольного возраста дидактического мышления, то есть способности видеть многообразия мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.

v  Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

v  Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности детей путем включения в мыслительные моделирующие и преобразующие действия.

v  Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе.

v  Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

v  Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.

v  Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

v  Подведение детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически-грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, умение не только заметить неблагополучие объекта, но и найти способ устранения причины.

Социальная значимость: Полученные знания, умения и навыки помогут развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.

Режим занятий:

Курс занятий рассчитан на 1 год при объёме: 14 академических часов (периодичность занятий – с ноября по май - 1 раз в 2 недели – в понедельник), во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч. продолжительностью 20 минут. Тематика занятий в средней группе построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Принципы:

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Место реализации программы: детский сад средняя группа № 1.

Учебно-методический план 14 часов.

 

Содержание знаний и умений дошкольников:

В результате изучения курса «Друзья природы» дети должны знать к концу года:

ü Правила поведения в природе.

ü Растения и их характерные признаки.

ü Основные признаки диких и домашних животных.

ü Виды птиц своей местности.

ü Несколько видов явлений неживой природы.

Будут иметь представление:

ü О перелётных птицах.

ü О зависимости изменений в живой природе от    изменений в неживой природе.

ü Об охране природы.

ü О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

ü О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Будут уметь:

ü Выполнять правила поведения на природе.

ü Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

ü Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

ü Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

ü Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

 

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

 

Методическое обеспечение:

При организации образовательного процесса все педагогические приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.

Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков.

Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе.

v Игровые ситуации.

v Наблюдение.

v Беседа.

v Исследовательская деятельность.

v Экспериментальная деятельность.

В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…

 

Методы и формы:

1.Словесный:

ü рассказ;

ü беседа;

ü объяснение;

ü художественное слово

2. Наглядный:

ü использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.

3.Практический:

ü применяется для закрепления приобретенных знаний на практике.

4. Проверка результатов обучения:

ü в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала;

ü в практической форме - выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний;

 

Организационные формы:

ü  коллективная – подготовка выставочных работ

ü  индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в освоении той или иной техники.

Виды деятельности:

Организованные:

ü непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);

ü наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

Совместная деятельность:

ü наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

ü целевые прогулки;

ü чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

ü рассматривание картин из жизни диких животных;

ü рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

ü беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

ü сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;

ü опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;

ü экологические тропы;

ü игры (подвижные, дидактические, театрализованные);

ü различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;

ü работа с календарями природы.

ü изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Формы подведения итогов:

ü  Выставки.

ü  Творческие отчеты.

 

Правила по технике безопасности:

С целью безопасного поведения воспитанников на занятии, педагог регулярно проводит инструктажи по технике безопасности. Предусматриваются следующие правила по технике безопасности:

· Правила поведения в группе.

· Правила поведения во время экскурсии.

· Правила поведения на прогулке.

 

Работа с родителями:

Цель работы – расширение и укрепление связей родителей с детским садом.

Формы работы:

v    Индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации, анкетирование);

v    Коллективные – родительские собрания, информация об успехах воспитанников, требованиях, предъявляемых педагогом к обучающимся и т.д. Литература для педагога:

ü Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»

ü Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»

ü Белоусова Л.Е. «Веселые встречи».

ü Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».

ü Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».

ü Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»

ü Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»

ü Корзун А.В., Кишко С.В. «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики»

ü Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»

ü Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

ü Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»

ü Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

ü Николаева С.Н. «Юный эколог»

ü Поляков В. В «Основы безопасности жизнедеятельности»

ü Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»

ü Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».

ü Рыжова Н. А. «Волшебница вода»

ü Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).

ü Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».

ü Шорыгина Т. А «Какие звери в лесу»

ü Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», Методические рекомендации.

Литература для родителей:

ü Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»

ü Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»

ü Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».

ü Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»

ü Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»

ü Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»

ü Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

ü Николаева С.Н. «Юный эколог»

ü Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»

ü Н.А.Рыжова «Наш дом – природа».

ü Рыжова Н. А. «Волшебница вода»

ü Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).

Литература для детей:

ü Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»

ü Белоусова Л.Е. «Веселые встречи».

ü Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»

ü Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»

ü Николаева С.Н. «Юный эколог»

ü Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»

ü Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».

ü Рыжова Н. А. «Волшебница вода»

ü Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).

ü Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».

ü Шорыгина Т. А «Какие звери в лесу»

 

Учебно-тематическое планирование

Ноябрь

 

Занятие

Цель

1

Наш дом-природа

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

2

Путешествие в осенний лес

Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес.

Воспитывать любовь к природе.

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт.

Формировать  желание играть в подвижные и дидактические игры.

Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво, лес.

 

Декабрь

 

Занятие

Цель

1

Перелетные птицы

Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг.

Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Активизировать словарь детей: перелетные, юг.

2

Как дикие животные к зиме готовятся

Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы).

Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания.

Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.

3

Деревья и кустарники – экскурсия на участок

Учить различать деревья и кустарники.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к деревьям.

 

Январь

 

Занятие

Цель

1

Зимующие птицы

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

Показать сезонные изменения в жизни птиц.

Закреплять названия зимующих птиц.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

2

Волшебная льдинка – опыт

Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

 

Февраль

 

Занятие

Цель

1

Природные явления – просмотр презентации/слайдов

Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить  активно участвовать в беседе.

Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес и любовь к природе.

 

Март

 

Занятие

Цель

1

Как солнце жизнь дает земле

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ.

Развивать познавательный интерес.

2

Опасные природные явления

Закрепить правила безопасного поведения во время опасных природных явлений.

Расширять представления детей о правильном поведении на природе во время: гололёда, метели, половодья, наводнения; грозы, урагана, смерча

 

Апрель

 

Занятие

Цель

1

Первые цветы в природе

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Воспитывать интерес и любознательность.

Активизировать словарь детей: подснежники, нежные.

2

Съедобные и Несъедобные грибы

Закреплять представления о грибах.

Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями.

Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Май

 

Занятие

Цель

1

В гости к хозяйке луга

Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница).

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.

Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

2

Экологическая тропа

Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_druzya_prirody_srednyaya_gruppa.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №20 «Ромашка»

143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Граничная, 38А

тел. 8 (495) 522-42-97 e-mail: zddou20@yandex.ru

УТВЕРЖДЕНО

приказом №

от

Заведующей МАДОУ д/с №20

Г. Д. Зонкович

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №1

«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Составитель:

Ямолдинова Л.Р.

Воспитатель

2014-2015 учебный год

г. Железнодорожный Московской области


Пояснительная записка

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

                                         Нас деревья всех пород,

        Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.

Основным содержанием экологического воспитания является то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

 Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

 В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 4х-летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Программа составлена на основе пособий:

  • З. Ф. Аксенова, «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников».
  • Л.Е.Белоусова «Веселые встречи».
  • О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
  • Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
  • Л. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
  • А.В. Корзун, С.В. Кишко «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики»
  • С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  • Л.М.Потапова «Детям о природе. Экология в играх для детей»
  • Программы: Н.А.Рыжова «Наш дом – природа», С.Н.Николаева «Юный эколог»
  • В.В.Смирнова, Н.И.Балуева «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
  • О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
  • Т.А.Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», Методические рекомендации.

Я взяла занятия, которые подходят для детей среднего возраста, доработала их, подобрала игры и физкультминутки. Таким образом, можно сказать, что программа на 40% составлена мною.

Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является взращивание благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека.

Программа предусматривает реализацию следующих задач:

  • Формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
  • Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста дидактического мышления, то есть способности видеть многообразия мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
  • Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности детей путем включения в мыслительные моделирующие и преобразующие действия.
  • Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе.
  • Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
  • Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
  • Подведение детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически-грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, умение не только заметить неблагополучие объекта, но и найти способ устранения причины.

Социальная значимость: Полученные знания, умения и навыки помогут развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.

Режим занятий:

Курс занятий рассчитан на 1 год при объёме: 14 академических часов (периодичность занятий – с ноября по май - 1 раз в 2 недели – в понедельник), во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч. продолжительностью 20 минут. Тематика занятий в средней группе построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Принципы:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
  • Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
  • Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
  • Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
  • Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Место реализации программы: детский сад средняя группа № 1.

Учебно-методический план 14 часов.


Содержание знаний и умений дошкольников:

В результате изучения курса «Друзья природы» дети должны знать к концу года:

  • Правила поведения в природе.
  • Растения и их характерные признаки.
  • Основные признаки диких и домашних животных.
  • Виды птиц своей местности.
  • Несколько видов явлений неживой природы.

Будут иметь представление:

  • О перелётных птицах.
  • О зависимости изменений в живой природе от    изменений в неживой природе.
  • Об охране природы.
  • О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
  • О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Будут уметь:

  • Выполнять правила поведения на природе.
  • Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
  • Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)
  • Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
  • Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Методическое обеспечение:

При организации образовательного процесса все педагогические приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.

Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков.

Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе.

  • Игровые ситуации.
  • Наблюдение.
  • Беседа.
  • Исследовательская деятельность.
  • Экспериментальная деятельность.

В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…

Методы и формы:

1.Словесный:

  • рассказ;
  • беседа;
  • объяснение;
  • художественное слово

2. Наглядный:

  • использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.

3.Практический:

  • применяется для закрепления приобретенных знаний на практике.

4. Проверка результатов обучения:

  • в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала;
  • в практической форме - выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний;

Организационные формы:

  • коллективная – подготовка выставочных работ
  • индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в освоении той или иной техники.

Виды деятельности:

Организованные:

  • непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

Совместная деятельность:

  • наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
  • целевые прогулки;
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • рассматривание картин из жизни диких животных;
  • рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
  • беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
  • сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
  • опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
  • экологические тропы;
  • игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • работа с календарями природы.
  • изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Формы подведения итогов:

  • Выставки.
  • Творческие отчеты.

Правила по технике безопасности:

С целью безопасного поведения воспитанников на занятии, педагог регулярно проводит инструктажи по технике безопасности. Предусматриваются следующие правила по технике безопасности:

  • Правила поведения в группе.
  • Правила поведения во время экскурсии.
  • Правила поведения на прогулке.

Работа с родителями:

Цель работы – расширение и укрепление связей родителей с детским садом.

Формы работы:

  • Индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации, анкетирование);
  • Коллективные – родительские собрания, информация об успехах воспитанников, требованиях, предъявляемых педагогом к обучающимся и т.д. Литература для педагога:
  • Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»
  • Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»
  • Белоусова Л.Е. «Веселые встречи».
  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
  • Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
  • Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
  • Корзун А.В., Кишко С.В. «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики»
  • Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»
  • Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  • Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»
  • Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  • Николаева С.Н. «Юный эколог»
  • Поляков В. В «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»
  • Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».
  • Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
  • Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
  • Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».
  • Шорыгина Т. А «Какие звери в лесу»
  • Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», Методические рекомендации.

Литература для родителей:

  • Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»
  • Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»
  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
  • Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
  • Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
  • Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»
  • Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  • Николаева С.Н. «Юный эколог»
  • Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»
  • Н.А.Рыжова «Наш дом – природа».
  • Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
  • Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).

Литература для детей:

  • Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»
  • Белоусова Л.Е. «Веселые встречи».
  • Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
  • Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
  • Николаева С.Н. «Юный эколог»
  • Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»
  • Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».
  • Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
  • Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
  • Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».
  • Шорыгина Т. А «Какие звери в лесу»

Учебно-тематическое планирование

Ноябрь

Занятие

Цель

1

Наш дом-природа

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

2

Путешествие в осенний лес

Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес.

Воспитывать любовь к природе.

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт.

Формировать  желание играть в подвижные и дидактические игры.

Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво, лес.

Декабрь

Занятие

Цель

1

Перелетные птицы

Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг.

Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Активизировать словарь детей: перелетные, юг.

2

Как дикие животные к зиме готовятся

Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы).

Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания.

Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.

3

Деревья и кустарники – экскурсия на участок

Учить различать деревья и кустарники.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к деревьям.

Январь

Занятие

Цель

1

Зимующие птицы

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

Показать сезонные изменения в жизни птиц.

Закреплять названия зимующих птиц.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

2

Волшебная льдинка – опыт

Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

Февраль

Занятие

Цель

1

Природные явления – просмотр презентации/слайдов

Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить  активно участвовать в беседе.

Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес и любовь к природе.

Март

Занятие

Цель

1

Как солнце жизнь дает земле

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ.

Развивать познавательный интерес.

2

Опасные природные явления

Закрепить правила безопасного поведения во время опасных природных явлений.

Расширять представления детей о правильном поведении на природе во время: гололёда, метели, половодья, наводнения; грозы, урагана, смерча

Апрель

Занятие

Цель

1

Первые цветы в природе

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Воспитывать интерес и любознательность.

Активизировать словарь детей: подснежники, нежные.

2

Съедобные и Несъедобные грибы

Закреплять представления о грибах.

Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Май

Занятие

Цель

1

В гости к хозяйке луга

Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница).

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.

Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

2

Экологическая тропа

Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...