Проект "Друзья природы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Пояснительная записка
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ.
Учат крепкой дружбе
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.
Основным содержанием экологического воспитания является то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 4х-летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Программа составлена на основе пособий:
ü З. Ф. Аксенова, «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников».
ü Л.Е.Белоусова «Веселые встречи».
ü О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
ü Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
ü Л. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
ü А.В. Корзун, С.В. Кишко «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики»
ü С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
ü Л.М.Потапова «Детям о природе. Экология в играх для детей»
ü Программы: Н.А.Рыжова «Наш дом – природа», С.Н.Николаева «Юный эколог»
ü В.В.Смирнова, Н.И.Балуева «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
ü О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
ü Т.А.Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», Методические рекомендации.
Я взяла занятия, которые подходят для детей среднего возраста, доработала их, подобрала игры и физкультминутки. Таким образом, можно сказать, что программа на 40% составлена мною.
Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является взращивание благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека.
Программа предусматривает реализацию следующих задач:
v Формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
v Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
v Формирование у детей дошкольного возраста дидактического мышления, то есть способности видеть многообразия мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
v Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
v Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности детей путем включения в мыслительные моделирующие и преобразующие действия.
v Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе.
v Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
v Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
v Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
v Подведение детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически-грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, умение не только заметить неблагополучие объекта, но и найти способ устранения причины.
Социальная значимость: Полученные знания, умения и навыки помогут развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
Режим занятий:
Курс занятий рассчитан на 1 год при объёме: 14 академических часов (периодичность занятий – с ноября по май - 1 раз в 2 недели – в понедельник), во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч. продолжительностью 20 минут. Тематика занятий в средней группе построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Принципы:
v Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
v Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
v Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
v Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
v Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
v Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Место реализации программы: детский сад средняя группа № 1.
Учебно-методический план 14 часов.
Содержание знаний и умений дошкольников:
В результате изучения курса «Друзья природы» дети должны знать к концу года:
ü Правила поведения в природе.
ü Растения и их характерные признаки.
ü Основные признаки диких и домашних животных.
ü Виды птиц своей местности.
ü Несколько видов явлений неживой природы.
Будут иметь представление:
ü О перелётных птицах.
ü О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
ü Об охране природы.
ü О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
ü О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Будут уметь:
ü Выполнять правила поведения на природе.
ü Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
ü Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)
ü Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
ü Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Методическое обеспечение:
При организации образовательного процесса все педагогические приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков.
Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе.
v Игровые ситуации.
v Наблюдение.
v Беседа.
v Исследовательская деятельность.
v Экспериментальная деятельность.
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
Методы и формы:
1.Словесный:
ü рассказ;
ü беседа;
ü объяснение;
ü художественное слово
2. Наглядный:
ü использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
3.Практический:
ü применяется для закрепления приобретенных знаний на практике.
4. Проверка результатов обучения:
ü в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала;
ü в практической форме - выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний;
Организационные формы:
ü коллективная – подготовка выставочных работ
ü индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в освоении той или иной техники.
Виды деятельности:
Организованные:
ü непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
ü наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
Совместная деятельность:
ü наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
ü целевые прогулки;
ü чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
ü рассматривание картин из жизни диких животных;
ü рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
ü беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
ü сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
ü опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
ü экологические тропы;
ü игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
ü различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
ü работа с календарями природы.
ü изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Формы подведения итогов:
ü Выставки.
ü Творческие отчеты.
Правила по технике безопасности:
С целью безопасного поведения воспитанников на занятии, педагог регулярно проводит инструктажи по технике безопасности. Предусматриваются следующие правила по технике безопасности:
· Правила поведения в группе.
· Правила поведения во время экскурсии.
· Правила поведения на прогулке.
Работа с родителями:
Цель работы – расширение и укрепление связей родителей с детским садом.
Формы работы:
v Индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации, анкетирование);
v Коллективные – родительские собрания, информация об успехах воспитанников, требованиях, предъявляемых педагогом к обучающимся и т.д. Литература для педагога:
ü Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»
ü Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»
ü Белоусова Л.Е. «Веселые встречи».
ü Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
ü Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
ü Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
ü Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
ü Корзун А.В., Кишко С.В. «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики»
ü Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»
ü Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
ü Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»
ü Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
ü Николаева С.Н. «Юный эколог»
ü Поляков В. В «Основы безопасности жизнедеятельности»
ü Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»
ü Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».
ü Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
ü Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
ü Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».
ü Шорыгина Т. А «Какие звери в лесу»
ü Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», Методические рекомендации.
Литература для родителей:
ü Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»
ü Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»
ü Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
ü Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
ü Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
ü Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»
ü Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
ü Николаева С.Н. «Юный эколог»
ü Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»
ü Н.А.Рыжова «Наш дом – природа».
ü Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
ü Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
Литература для детей:
ü Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»
ü Белоусова Л.Е. «Веселые встречи».
ü Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
ü Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
ü Николаева С.Н. «Юный эколог»
ü Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»
ü Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».
ü Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
ü Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
ü Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».
ü Шорыгина Т. А «Какие звери в лесу»
Учебно-тематическое планирование
Ноябрь
№ | Занятие | Цель |
1 | Наш дом-природа | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе |
2 | Путешествие в осенний лес | Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво, лес. |
Декабрь
№ | Занятие | Цель |
1 | Перелетные птицы | Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. |
2 | Как дикие животные к зиме готовятся | Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. |
3 | Деревья и кустарники – экскурсия на участок | Учить различать деревья и кустарники. Воспитывать любовь, заботливое отношение к деревьям. |
Январь
№ | Занятие | Цель |
1 | Зимующие птицы | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. |
2 | Волшебная льдинка – опыт | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. |
Февраль
№ | Занятие | Цель |
1 | Природные явления – просмотр презентации/слайдов | Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе. Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к природе. |
Март
№ | Занятие | Цель |
1 | Как солнце жизнь дает земле | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. |
2 | Опасные природные явления | Закрепить правила безопасного поведения во время опасных природных явлений. Расширять представления детей о правильном поведении на природе во время: гололёда, метели, половодья, наводнения; грозы, урагана, смерча |
Апрель
№ | Занятие | Цель |
1 | Первые цветы в природе | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. |
2 | Съедобные и Несъедобные грибы | Закреплять представления о грибах. Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Май
№ | Занятие | Цель |
1 | В гости к хозяйке луга | Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. |
2 | Экологическая тропа | Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_druzya_prirody_srednyaya_gruppa.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №20 «Ромашка»
143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Граничная, 38А
тел. 8 (495) 522-42-97 e-mail: zddou20@yandex.ru
УТВЕРЖДЕНО приказом № от Заведующей МАДОУ д/с №20 Г. Д. Зонкович ________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(КРУЖКОВАЯ РАБОТА)
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №1
«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Составитель: Ямолдинова Л.Р. Воспитатель |
2014-2015 учебный год
г. Железнодорожный Московской области
Пояснительная записка
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ.
Учат крепкой дружбе
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.
Основным содержанием экологического воспитания является то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 4х-летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Программа составлена на основе пособий:
- З. Ф. Аксенова, «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников».
- Л.Е.Белоусова «Веселые встречи».
- О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
- Л. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
- А.В. Корзун, С.В. Кишко «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики»
- С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
- Л.М.Потапова «Детям о природе. Экология в играх для детей»
- Программы: Н.А.Рыжова «Наш дом – природа», С.Н.Николаева «Юный эколог»
- В.В.Смирнова, Н.И.Балуева «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
- О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
- Т.А.Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», Методические рекомендации.
Я взяла занятия, которые подходят для детей среднего возраста, доработала их, подобрала игры и физкультминутки. Таким образом, можно сказать, что программа на 40% составлена мною.
Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является взращивание благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека.
Программа предусматривает реализацию следующих задач:
- Формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
- Формирование у детей дошкольного возраста дидактического мышления, то есть способности видеть многообразия мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
- Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности детей путем включения в мыслительные моделирующие и преобразующие действия.
- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе.
- Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
- Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
- Подведение детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически-грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, умение не только заметить неблагополучие объекта, но и найти способ устранения причины.
Социальная значимость: Полученные знания, умения и навыки помогут развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
Режим занятий:
Курс занятий рассчитан на 1 год при объёме: 14 академических часов (периодичность занятий – с ноября по май - 1 раз в 2 недели – в понедельник), во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч. продолжительностью 20 минут. Тематика занятий в средней группе построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Принципы:
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
- Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Место реализации программы: детский сад средняя группа № 1.
Учебно-методический план 14 часов.
Содержание знаний и умений дошкольников:
В результате изучения курса «Друзья природы» дети должны знать к концу года:
- Правила поведения в природе.
- Растения и их характерные признаки.
- Основные признаки диких и домашних животных.
- Виды птиц своей местности.
- Несколько видов явлений неживой природы.
Будут иметь представление:
- О перелётных птицах.
- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
- Об охране природы.
- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Будут уметь:
- Выполнять правила поведения на природе.
- Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
- Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)
- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Методическое обеспечение:
При организации образовательного процесса все педагогические приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков.
Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе.
- Игровые ситуации.
- Наблюдение.
- Беседа.
- Исследовательская деятельность.
- Экспериментальная деятельность.
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
Методы и формы:
1.Словесный:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение;
- художественное слово
2. Наглядный:
- использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
3.Практический:
- применяется для закрепления приобретенных знаний на практике.
4. Проверка результатов обучения:
- в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала;
- в практической форме - выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний;
Организационные формы:
- коллективная – подготовка выставочных работ
- индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в освоении той или иной техники.
Виды деятельности:
Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
Совместная деятельность:
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
- целевые прогулки;
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин из жизни диких животных;
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы.
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Формы подведения итогов:
- Выставки.
- Творческие отчеты.
Правила по технике безопасности:
С целью безопасного поведения воспитанников на занятии, педагог регулярно проводит инструктажи по технике безопасности. Предусматриваются следующие правила по технике безопасности:
- Правила поведения в группе.
- Правила поведения во время экскурсии.
- Правила поведения на прогулке.
Работа с родителями:
Цель работы – расширение и укрепление связей родителей с детским садом.
Формы работы:
- Индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации, анкетирование);
- Коллективные – родительские собрания, информация об успехах воспитанников, требованиях, предъявляемых педагогом к обучающимся и т.д. Литература для педагога:
- Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»
- Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»
- Белоусова Л.Е. «Веселые встречи».
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
- Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
- Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
- Корзун А.В., Кишко С.В. «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики»
- Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»
- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
- Николаева С.Н. «Юный эколог»
- Поляков В. В «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».
- Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
- Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
- Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».
- Шорыгина Т. А «Какие звери в лесу»
- Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», Методические рекомендации.
Литература для родителей:
- Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»
- Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
- Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
- Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
- Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
- Николаева С.Н. «Юный эколог»
- Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»
- Н.А.Рыжова «Наш дом – природа».
- Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
- Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
Литература для детей:
- Аксенова З. Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание»
- Белоусова Л.Е. «Веселые встречи».
- Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
- Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
- Николаева С.Н. «Юный эколог»
- Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх для детей»
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».
- Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
- Смирнова В.В., Балуева Н.И. «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).
- Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».
- Шорыгина Т. А «Какие звери в лесу»
Учебно-тематическое планирование
Ноябрь
№ | Занятие | Цель |
1 | Наш дом-природа | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе |
2 | Путешествие в осенний лес | Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво, лес. |
Декабрь
№ | Занятие | Цель |
1 | Перелетные птицы | Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. |
2 | Как дикие животные к зиме готовятся | Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. |
3 | Деревья и кустарники – экскурсия на участок | Учить различать деревья и кустарники. Воспитывать любовь, заботливое отношение к деревьям. |
Январь
№ | Занятие | Цель |
1 | Зимующие птицы | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. |
2 | Волшебная льдинка – опыт | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. |
Февраль
№ | Занятие | Цель |
1 | Природные явления – просмотр презентации/слайдов | Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе. Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к природе. |
Март
№ | Занятие | Цель |
1 | Как солнце жизнь дает земле | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. |
2 | Опасные природные явления | Закрепить правила безопасного поведения во время опасных природных явлений. Расширять представления детей о правильном поведении на природе во время: гололёда, метели, половодья, наводнения; грозы, урагана, смерча |
Апрель
№ | Занятие | Цель |
1 | Первые цветы в природе | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. |
2 | Съедобные и Несъедобные грибы | Закреплять представления о грибах. Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Май
№ | Занятие | Цель |
1 | В гости к хозяйке луга | Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. |
2 | Экологическая тропа | Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...