"Путешествие капельки". Воспитатель года.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Боброва Людмила Анатольевна

Пояснительная записка.

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Образовательная область: познавание.

Интеграция: коммуникация,  художественное творчество.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная форма – проведения – исследовательская.

Возраст детей: старшая группа

Цели и задачи:

1.       Уточнить  представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

2.       Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека, вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека.

3.       Привить бережное отношение к воде.

4.       Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5.       Воспитывать нравственное эстетическое отношение к окружающему миру.

Задачи:

1.       Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

2.       Учить умению устанавливать причинно-следовательно связи.

3.       Развивать навыки проведения лабораторных  опытов.

4.       Упражнять детей в умение анализировать, развивать мышление.

5.       Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правду.

6.       Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, ввести в активный словарь детей слова; жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Предварительная работа: заучивание стихов о воде, рассматривание иллюстраций познавательной литературы о воде.

Материал:

Модель: «капельки» схема свойства воды.

Оборудования для опытов: стаканы с водой, молоком, пипетка, зелёнка, ложки, атрибуты для д/и «Расселили жителей водоемов», гуашь, картинки, слайды, звукозапись журчание воды, коктейльные трубочки (кляксография)

 

Утро в саду.

Станем рядышком по КРУГУ. Скажем «Здравствуйте друг другу, нам здороваться не лень, всем привет и добрый день» Если каждый улыбнется, утро доброе начнётся. Доброе утро!

Запись обвала воды.

- ой ребята, как вы думаете, что случилось?

(побежала вода, прорвало кран)

- Я прозрачна и легка

Поднимаюсь в облака

Знаете меня не так ли?

Я же водяная «капля!»

-Как вы думаете откуда появилась капля?

-Из под крана.

-Действительно из под крана.

-К нам в гости пришла капелька.

-Вы хотите вместе с капелькой отправится в царство воды.

-Да, хотим

-Эта капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде!

-Хотите узнать, где путешествовала наша капелька?

-хотим

Показ слайдов: пруд, озеро, море, океан, лужа, речка, ручеек, болото.

-Ребята, капелька – это частичка чего?

Дети: - воды.

-Правильно

- Как вы думаете где живет вода?

-Это волны, это стружка из крана и шторм на морях океанах.

- И в ключе, и в колодце и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном, в жидком, твердом, она даже в газообразном. Мы не видели

 ее или не замечали, но когда ее нет, тяжело ощущаем.

- Вы хотите по играть вместе с капелькой

- Хотим

Д/и «Скажите капельке, что может делать вода?

Дети передают капельку друг другу.

- Бежать, течь, литься, капать, замерзать, журчать, бушевать, таять, кипеть  (показ слайда водопад) бурлить , испаряться.

- Ребята, а вы знаете, что это такое? (Водопад)

- Водопад – это бурный поток воды стремительно падающий с уступа, образуемого резким понижением русла. Река образует водопада.  А есть горный водопад (показ слайда).

- Ребята, а не хотите ли вы помочь капельке расселить жителей, реки, болота, моря, озера, океана.

-Хотим

- Ой, здесь одна картинка почему то разрезана

- Кто хочет помочь, сложить из частей картинку.

- Никита – Кит – это млекопитающее – самое большое морское животное. Он как и все звери, кормят своих детенышей молоком, а рыбы нет. Киты умеют пускать фонтаны. Они едят очень мелких рачков.

- из одного листа дети берут жителей водоемов и расселяют.

Океан – медуза, акула, скат, океанская черепаха, дельфины, морская звезда, морской слон, кальмар, краб, кит, морской еж, касатка, рыбы – зебросомы и юркие кузовки.

М.Б – У каждого обитателя океана имеются яркие особенности.

Лена: - за счет того, что в океанах саленая вода, много подводного пространства в нем живут крупные млекопитающие.

Река  - щука, сом, окунь, раки, лягушки, ужи, бобры, ондатра, лещ.

Руслан – Речные  животные имеют телесный цвет.

Тима – Вода в реке пресная и не голубая, что для животных это важно.

Максим – В реке теплая вода.

Море – тюлень, морж, акула, дельфин морская черепаха, осьминог, морской конёк, рыбы – меч, треска, скумбрия, камбала, рыба-молот, селедка.

Даша – Морские животные носят яркую окраску, отличаются большими размерами.

Даша – Море глубокое вода в нем саленая.

Болото – лягушки, жабы, выдры, ужи, головастики, цапли, журавли.

Ярослав – в болоте много травы, насекомых.

Яна – В траве птицы высиживают птенцов. В болоте грязная и мутная вода.

Озеро – карп, утки, караси, окунь, щука, судак, угорь, плотва.

Катя – Озера имеют разнообразное происхождение часто искусственное. У озер нет течения. Вода теплая чем у других пресная и водоемов.

-Ребята, скажите, только ли животным нужна вода?

- нет

- Дети – еще нужна и человеку.

- У нас в стране профессий много и важностью они полны врач, повар, летчик, почтальон.

- Ведь правда все они  нужны.

Учитель учит, доктор лечит, таксист по адресу везет.

- а кто же нас сейчас научит

Кто с нами опыт проведет?

- Исследователь!

- Правильно есть такая профессия – исследователь!

- Кто хочет узнать, присоединяйтесь.

- Ну что коллеги, сейчас у нас с вами первый опыт!

Вода – это жидкость.

- Вы согласны, что вода, это жидкость.

- Да!

Катя -  Её можно налить во что-нибудь в стакан, в ведро, в вазу.

Маша – Ее можно вылить, перемешать, из одного сосуда в другой.

- Ну что ж попробуйте вылить, перемешать.

Второй опыт.

- «Вода бесцветная»

На столе стакан с водой, с молоком, ложечка.

- Кто хочет узнать что вода бесцветная.

- Давайте опустим ложечку в молоко – видно ложечку?

- Нет! Молоко какого цвета? Белого.

-Давайте опустим ложечку в воду.

- А теперь видно ложечку?

- Да

Даша – подтвердилось, что вода не имеет цвета.

- Хотите убедится, что вода может изменить свой цвет?

- Да!

- Сейчас я в воду добавлю зеленку и мы посмотрим, что происходит с водой.

- Ребята, изменила свой  цвет вода?

- Да!

- Хотите добавить в воду капельку зеленки?

- Что произошло с водой?

- Вода изменила свой цвет

Значит делаем вывод

Маша – вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Опыт «Вода без вкуса»

- Ребята, а хотите попробовать воду на вкус?

- Кто хочет попробовать?

- Какая она ?

- Сладкая?

-Нет

-Соленая?

- Нет!

-Кислая?

- Нет

- Горькая? – Нет! Ну что коллеги давайте вместе проведем небольшой опыт. Положите в стакан с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте.

- Какая она стала на вкус? – Сладкая

- Сахар

Даша - Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили.

-Кто хочет узнать пахнет ли вода чем-нибудь?

-Давайте понюхаем воду.

-Пахнет?

- Нет!

Катя – Вода ничем не пахнет, нет запаха

-А хотите узнать какой формы вода?

-Ну что коллеги перед вами сосуды разной формы, давайте заполним и узнаем что – Никита- вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

-Правильно

- Капелька наша очень любопытная, она хочет узнать какая бывает вода?

- Сможете подобрать слова отвечающие на вопросы «какая вода» ?

Соленая, родниковая, пресная, прозрачная, горячая, талая, холодная, лечебная, чистая, мутная, грязная, морская, речная, сладкая, газированная, вкусная, кипяченая, благодатная, жидкая.

- Ну что коллеги, давайте еще раз вспомним что мы с вами узнали.

- Вода это жидкость, вода бесцветная, вода не имеет запаха, вода безвкусная,  вода не имеет формы.

- Вы согласны, что воду нужно беречь?  - Да!

- Есть такая поговорка: «Где вода – там и жизнь»

Вы согласны с этой поговоркой?

Вода нужна для жизни всем.

Во время дождя пьют и умываются наши зеленые друзья  - деревья.

- Пить и купаться должны звери и птицы.

- Яна человеку не прожить без воды.

- А кто хочет нарисовать друзей для нашей капельки

- Все

- Устраивайтесь по удобнее и приступайте к работе.

- Ой сколько у капельки появилось друзей.

- Капельки – волшебницы

В реку собираются

Напоить всю землю –

Матушку стараются

Всем нужна водица

И птицам и травинкам

Ходят к водопою

Звери по тропинкам.

- А детишки малым водичка всех нужнее

С нею мы растем, с нею здоровеем.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –

Просто так из крана она не будет течь!

Берегите воду, воду берегите!

- А на прощанье капелька приготовила вам небольшой сюрприз.

Вкусный полезный сок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми в средней группе."Путешествие капельки".

Цель занятия: формировать представления о круговороте воды в природе,развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи воспитывать бережное отношение к воде....

Совместная деятельность воспитателя с детьми в средней группе."Путешествие капельки".

Уточнить представления детей о воде,о том,что вода очень важна для всех живых существ без неё не могут жить люди,животные,растения.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода ис...

Открытое занятие в подготовительной группе "Космическое путешествие" на "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2021"

Открытое занятие на "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2021" в подготовительной группе на тему: Космическое путешествие"...

Методическая разработка "Путешествие капельки по временам года"

Уточнить знания детей подготовительного возраста с помощью модели "три состояния воды в природе"...

Конспект развлечения для детей . Тема: «Путешествие Капельки» Воспитатель Ароян Вардуш Ашотовна

Методическая разработка  развлечения для детей. Тема: «Путешествие Капельки»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми «Путешествие Капельки»

Цель – создание условий для развития опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста....