Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему: "Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Буричева Людмила Александровна

Буричева

 Людмила Александровна,

воспитатель

МБДОУ детского сада №41

комбинированного вида

г.о.г. Шахунья,

Нижегородской области.

 

Задачи:

 

Образовательные: Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы: познакомить со свойствами  воздуха через экспериментальную деятельность. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту и природе.

Развивающие: Развивать экологическое сознание, любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям  в природе.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к окружающему  миру, желание расширять свой кругозор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида .

Конспект   ООД  

по  реализации задач образовательной области «Познавательное развитие»

в старшей группе на тему «Воздух и его свойства».

Выполнила:

 воспитатель

Буричева  Л. А.

      Педагогический стаж -  25 лет

г.о.г. Шахунья  

2015 г.

Задачи:

Образовательные: Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы: познакомить со свойствами  воздуха через экспериментальную деятельность. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту и природе.

Развивающие: Развивать экологическое сознание, любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям  в природе.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к окружающему  миру, желание расширять свой кругозор.

Методы и приемы:

Наглядные  – наблюдение, рассматривание  иллюстраций,  упражнение, показ.

Словесные – беседа, объяснение, художественное слово, вопросы.

Практические – опыты с воздухом, игровые упражнения.

Словарная работа – обогащение словаря детей: лаборатория, ученые, опыты, прозрачный, невидимый, упругий,  кляксография.

Предварительная работа – наблюдение за ветром, температурой воздуха, беседа о воздухе, его роли в жизни человека, животных, растений, наблюдение за снегом, чтение стихов о воздухе, рассматривание иллюстраций на тему «Чем мы дышим?», «Кому нужен воздух?», проведение дыхательной гимнастики.

Индивидуальная работа: Привлечь Алешу Г. к проведению физкультминутки. Попросить Вику Г. рассказать, на что похожа ее клякса.

Материалы и оборудование: веер, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, воздушные шарики, краска гуашь, одноразовые ложки, салфетки, апельсин, листы тонированной бумаги, магнитофон, иллюстрации.

Части занятия

Содержание

Дидактическое обеспечение и методическое обоснование

Предполагаемые ответы детей

Прогнозируемый результат и возможные затруднения

Вводная

Основная

часть

Дети, вы знаете, кто такие ученые? Где работают  ученые? Чем они занимаются?

Сегодня я предлагаю вам стать учеными и заняться опытами.А  на какую тему будут опыты  вы узнаете, если отгадаете загадку:

 Черезнос проходит в грудь и обратный держит путь.                                                Он невидимый и все же, без него мы жить не можем»  

Верно, дети  это воздух.

Молодцы! Проходите в нашу лабораторию и занимайте свои места.

Сегодня мы будем проводить опыты с воздухом.

Воздух окружает нас всюду. Скажите, где есть воздух?

Кому нужен воздух?

Если бы не было воздуха, все живое на Земле погибло.

Правильно. Сегодня вы узнаете какими свойствами обладает воздух. Как вы думаете, воздух можно увидеть?

Чтобы правильно ответить на вопрос, проведем опыт.

Опыт 1.

Возьмите в руки веер и помашите им. Что вы чувствуете?

Какой сделаем вывод? Воздух мы не видим, но знаем, что он вокруг нас. Воздух не видит никто, поэтому его называют  воздух- «невидимка».

Дети, а имеет ли воздух запах?

Давайте узнаем на опыте.

Опыт 2.

Вдохните ртом воздух. Какой он на вкус?

Теперь вдохните носом воздух. Какой у него запах?

Какой сделаем вывод?

Правильно – воздух не имеет вкуса и запаха.

Сейчас я почищу апельсин. Что вы чувствуете?

Верно, запах передается по воздуху.

Скажите, какой запах в столовой?

Какой  в аптеке?

Какой в парикмахерской?

Молодцы!

Дети, как вы думаете воздух упругий?

Чтобы почувствовать упругость воздуха, проведем еще один  опыт.

Опыт 3.

Возьмите воздушный шарик и надуйте его. Закрутите так, чтобы он не сдувался. А теперь потрогайте шарик.

 Какой он стал?

Почему он стал таким?

Какой сделаем вывод?

Правильно – воздух упругий.

Раскрутите   шарики и послушайте. Что вы слышите?

Верно – это выходит воздух из шарика

Почему шары называют воздушными?

А  теперь мы отдохнем – физкультминутку проведем:

Я с утра сегодня встал

С полки шар воздушный взял

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую - шар все толще ,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок!

Садитесь, продолжим нашу беседу.

Можно ли воздух услышать?

Когда его можно услышать?

Верно, движение воздуха – это ветер. Давайте послушаем ветер.

Как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?

Чтобы узнать ответ проведем опыт.

Опыт 4.

Возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой.

Подуйте в трубочки и что вы видите в стакане?

Правильно, пузырьки говорят о том, что воздух находится внутри нас.

Какой сделаем вывод?

Для чего нам нужен воздух?

Правильно.

Давайте с вамипочувствуемкак воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох, потом выдох. Почувствовали как

грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе?

Какой воздух нужен для дыхания - чистый или загрязненный?

Воздух для дыхания должен быть чистым, но иногда воздух загрязняется.

Как вы думаете, что может загрязнить воздух?

Еще воздух может быть отравлен парами бензина, ядовитыми испарениями от красок. А еще можно отравиться газом, который находится в газовой плите.

Как вы думаете, что будет, если долго дышать грязным или отравленным воздухом?

Как можно определить, что дым от котельной загрязняет территорию детского сада?

А что нужно сделать, если в комнате пахнет газом?

Кто помогает нам очищать воздух?

Правильно, растения поглощают грязный воздух – углекислый газ. Затем они перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород.

Как называется самый чистый воздух?

Как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу?

Как вы думаете, почему в лесу всегда легче дышится?

Нужно ли беречь воздух от загрязнений?

Верно, воздух надо беречь и не загрязнять.

Послушайтестихотворение  про воздух:

Он-прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он укутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем

Мы о нем лишь говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим!

Дети, воздух бывает теплым и холодным. Если мы будем долго дышать холодным воздухом,что может произойти?

Поэтому нужно заботиться о своем здоровье

На прогулку выходи, свежим воздухом дыши

Только помни при уходе, одеваться по погоде

С воздухом будем дружить, чтоб здоровыми нам быть!

Все вы летом любите купаться, но не все умеют плавать. Что же используют для тех, кто не умеет плавать?

Чем их наполняют?

А что легче воздух или вода?

Правильно, воздух легче, а вода тяжелее. Поэтому спасательные средства используют для того,чтобы человек держался на поверхности воды и не тонул.

Дети, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Такая техника рисования называется кляксография

Сейчас попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Надо капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть эту каплю с помощью трубочки в разные стороны.

Какие интересные у вас получились кляксы!

На что похожа твоя клякса?

А твоя?

А теперь, посмотрите, на что похожа моя клякса?

А теперь давайтевспомнимкакие   свойства воздуха  мы сегодня узнали.

 Как называется техника рисования, с которой сегодня познакомились?

Вы сегодня кем были?

Чем занимаются ученые?

А  на следующем занятии мы продолжим изучать другие свойства воздуха и проведем  интересные опыты.

Вводная беседа для настроя на предстоящую деятельность

Вопросы используются для активации мыслительных процессов

Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы: познакомить со свойствами  воздуха через экспериментальную деятельность.

Опыты для

развития  любознательности, наблюдательности, мыслительной деятельности.

Физкультминутка снимает статическое напряжение

Прослушивание в записи шум ветра – развитие слуховых анализаторов.

Исследовательская деятельность для развития логического мышления.

Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям  в природе.

Показ иллюстраций

Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту и природе.

Беседа для уточнения представлений и развития мыслительной деятельности.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему  миру, желание расширять свой кругозор.

Способствовать дальнейшему познанию ребенком  свойств  воздуха через экспериментальную деятельность.

Развитие воображения и фантазии.

Зерно на будущее.

Уточнение терминологии

Ученые работают в лаборатории, проводят опыты

Это воздух

В группе, на улице, дома

Людям, животным, растениям, рыбам, птицам

Нет.

Воздух движется.

Воздух невидимый

Нет.

Он без вкуса

Воздух без запаха

Воздух не имеет вкуса и запаха.

Запах апельсина.

Пахнет супом, кашей, едой.

Пахнет лекарствами

Пахнет духами, лаком

Да

Упругий

Шарик надули

Воздух упругий

Свист

Потому что в них находится воздух

Можно

Когда дует ветер

Есть

Пузырьки

Внутри нас есть воздух

Для дыхания

Чистый

Дым из труб заводов, фабрик, выхлопные газы от автомобилей

Можно закашлять, заболеть и даже умереть.

По цвету снега. Он грязный, с черными хлопьями

Проветрить комнату, открыть окна и двери

Растения

Кислород

В лесу

Потому, что там много растений

Да

Можно заболеть

Спасательные круги, нарукавники, жилеты

Воздухом

Воздух

Нет

Воздух невидимый, он без вкуса, без запаха, упругий, воздух есть внутри нас, он  нужен для дыхания, без воздуха нет жизни на Земле

Кляксография

Учеными

Проводят опыты

Перед детьми поставлена задача, есть мотивация достижения результата в сотрудничестве с воспитателем и детьми.

Вызван интерес к практической деятельности, формируются умения делать выводы на основе опытов

Освоено понимание того, что воздух внутри нас.

Проявлен интерес к экспериментальной деятельности, к проведению опытов

Создана эмоционально-теплая атмосфера в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Очищение воды с помощью фильтра"

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи:Образовательные:- способствовать формированию представлений...

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Юные исследователи"

Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами  природных объектов. Показать детям как быстро загораются предметы из разных  материалов; какие средства можно и...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...