неделя творчества
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Завьялова  Галина Викторовна
«Вода, вода, кругом вода»
Неделя творчества 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavyalova.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»

г. Юрги Кемеровской области

«Вода, вода, кругом вода»

Неделя творчества

Воспитатели:

Г.В. Завьялова

Е.П. Ягодкина

2015

«Вода, вода, кругом вода»

Неделя творчества

Понедельник

Беседа №1 «Вода вокруг нас»

Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.  Обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.

Опыт №1 Тема: ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ

Цель: познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль»

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей»

Загадки о роднике, ручейке, озере, болоте, реке, водоёме.

Подвижные игры «Пройди через речку по мостику»

Пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт»

Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин), «Ручеёк» (Т. Жиброва)

Вторник

Беседа№2«Путешествие капельки»

Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Опыт №2 Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ

Цель: показать способ очистки воды с помощью фильтра; учить беречь воду

Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы»

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках»

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»:

«Шум океана», «Шум моря», «Прибой»

Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».

Подвижные игры «Болото: с кочки на кочку».  

Физминутка «Дождик»

Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), «Капля дождевая» (Т. Маршалова)

Среда

Беседа №3 «Вода нужна всем»

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Опыт №3 Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ

Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.

Просмотр слайд-шоу «Водопады»

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада»

Загадки о роднике, ручейке, озере, болоте, реке, водоёме.

Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк».  

Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять»

Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева)

Четверг

Беседа №4 «Берегите воду»

Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Опыт № 4 Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ

Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.

Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы».

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка

 «Облака – белогривые лошадки»

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»:

 «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины»

Лепка «Озеро с камышами».

Подвижные игры «Ручеёк»

Пальчиковая игра «Капитан»

Чтение стихотворений «Трудолюбивая вода» (В. Иванова), «Речка зимой» (В. Фетисов)

Пятница

Беседа №5 «Волшебница вода»

Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т.п. Показать разнообразие воды в окружающей среде.

Опыт № 5 Тема: ГДЕ ЖЕ ПЯТЫЙ ОКЕАН?

Цель: показать зависимость живых объектов природы от воздуха. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода»

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»:

«Пение птиц и звуки моря».

Подвижные игры «Пройди через речку по мостику»  

Физминутка «Чунга-чанга»

Чтение стихотворений  «Моряк» (Е. Стеквашова).

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды»

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ
Тема: ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ

Цель: познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Материал: речной песок, крахмал.

Оборудование: промокательная бумага, воронка, тряпочка, ёмкости.

Ход занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее.

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Какой фильтр будет лучше очищать воду - из песка, тряпочки, промокательной бумаги? (Предположения детей.)

  1. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя выясняют по алгоритму» как сделать разные очистительные устройства (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Затем изготовляют фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду.

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Воду лучше очищает фильтр из промокательной бумаги.

Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ

Цели: показать способ очистки воды с помощью фильтра; учить беречь воду.

Материал: вода.

Оборудование: три стакана: два - с грязной водой («грязную» воду надо приготовить заранее, размешав в воде ложку земли), один - с чистой водой; фильтр из воронки и ваты.

Ход занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель демонстрирует детям два стаканчика с одинаковым количеством воды.

Воспитатель. Будете ли вы пить такую воду или мыться в ней? (        Ответы детей.)

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что необходимо сделать, чтобы вода стала пригодной для использования? (Предположения детей.)

  1. Вьп олнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям заглянуть в два дома Жители одного из домов берегут воду и тщательно закрывают краны

 (показывает стаканчик, где примерно 30 мл грязной воды), а жители другого дома (показывает другой стаканчик, где столько же грязной воды) воду не берегут, и чистая вода льётся напрасно (наливает во второй стаканчик 50-70 мл чистой воды). Воспитатель обращает внимание детей на то, что чистая вода, перелитая в стакан с грязной водой, тоже стала грязной. Воспитатель предлагает детям очистить с помощью фильтров воду в доме, где берегут воду, и воду в доме, где воду не берегут.

Дети фильтруют воду.

Воспитатель. В том доме, где берегли воду, очистные сооружения справились, и в водоем попала чистая вода. А во втором доме грязной воды получилось так много, что очистные сооружения не справились. А вода все льется и льется, труба уже переполнена, в таком случае в водоем попадает грязная вода и гибнет все живое.

Воспитатель предлагает детям подойти к умывальнику и посмотреть, как много воды расходуется зря.

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра. Необходимо беречь воду.

Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ

Цели: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, мерный стаканчик.

Ход занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

Дети с воспитателем подходят к крану. Воспитатель приоткрывает кран так, чтобы вода капала из него умеренно быстро, I и обращает внимание детей на то, что вода только капает.

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Много ли воды может так вытечь из крана I за сутки? (Предположения детей.)

  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям поставить мерный стаканчик и посмотреть, за сколько минут наберется полстаканчика - 50 мл. Воспитатель засекает время и ждет, пока набежит 50 мл.

За 2,5 минуты вытекло 50 миллилитров воды, значит, за 5 минут - 100 мл, за 20 минут - стакан, за час - литровая банка и 1 еще стакан, за сутки - 3 ведра воды утекло зря, и притом вода из крана у нас только капала, а не текла! А сколько воды тратит I напрасно целый дом, если у нас только капают краны? Один дом из 800 квартир тратит за одни сутки 4800 вёдер! А сколько домов у нас в районе?!

Вывод. Воду необходимо беречь.

Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ

Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.

Материал: стакан с водой.

I Оборудование: часы с секундной стрелкой, 2 игрушечных ведра, знак, запрещающий держать кран открытым.

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выяснить, сколько воды теряется при чистке зубов.

II. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает одному из детей взять стакан с водой и прополоскать рот. Обращает внимание на то, сколько воды осталось в стакане и что ушло на это всего три глотка, а вода у нас течёт из крана, пока мы чистим зубы.

Воспитатель предлагает проверить, сколько убегает воды зря: просит одного из детей показать, какая струя течёт во время чистки зубов, подставляет под струю игрушечные ведёрки и засекает время (одну минуту), меняя ведёрки по мере их наполнения и сливая воду в большое ведро. Обращает внимание на то, что набралось целое ведро воды и что каждый чистит зубы 6 минут в день (2 раза по 3 минуты). За день теряется 6 вёдер воды! В каждой семье несколько человек, и каждый расходует по 6 вёдер воды в день только на чистку зубов. А сколько воды теряется во время купания и мытья посуды!

Воспитатель предлагает подумать, как ещё можно экономить воду. Чтобы дети не забывали закрывать кран, советует повесить над раковиной запрещающий знак. Обращает внимание детей на то, что на даче и в сельской местности целая семья может обойтись двумя вёдрами воды, а в городе только на чистку зубов семья из 4 человек тратит 24 ведра, не считая всего остального. Затем воспитатель читает стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря.

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет - И нет водицы - нет, нет, нет...

Вывод. Воду необходимо беречь.

Тема: ГДЕ ЖЕ ПЯТЫЙ ОКЕАН?

Цель: показать зависимость живых объектов природы от воздуха.

Оборудование: перфокарты с живыми и неживыми объектами природы, цветные карандаши.

Ход занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поймать воздух руками. Воспитатель. Для чего нам нужен воздух? (Ответы детей.)

- Знайте, дети, что человек не сможет жить без воздуха, он не может даже долго находиться без воздуха.

  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Как дышат растения? (Предположения детей.)

П1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает проверить необходимость воздуха для дыхания. Дети плотно закрывают рот, а нос зажимают пальцами.

Воспитатель. Кому ещё нужен воздух, а кому он не нужен? (Ответы детей.)

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети отмечают на перфокартах красным карандашом объекты, которым воздух нужен, а синим - объекты, которым воздух не нужен.

Вывод. Живые объекты природы не могут обходиться без воздуха.

Конспект итогового комплексного занятия по реализации творческой недели «Вода, вода, кругом вода»

на тему «Путешествие в царство  воды»

Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи: Уточнить и обобщить сведенья детей о воде, её свойствах, состояниях, формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле, развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей, закрепить представления детей о водоёмах, активизировать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе проведения опытов с водой, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал и оборудование:

Коррекционная дорожка «Следочки», стол с набором материалов и оборудования для проведения опытов, символы-модели, аудиозаписи mp3 «Шум моря», «Морской прибой», интерактивная доска, презентация PowerPoint «Вода, вода, кругом вода».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках, звучит аудиозапись  «Шум моря».

Воспитатель:–Ребята, прислушайтесь и скажите, что это за звуки?

Дети:–Шум моря, воды.

Воспитатель:–Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.

Воспитатель:–Ребята, а для чего нужна вода человеку?

Дети:–Человек пьёт воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды.

Воспитатель:–  Но вода нужна не только человеку! А кому ещё?

Дети:–Вода нужна животным, растениям, насекомым. Без воды живые существа не смогут выжить.

Воспитатель:– Ребята! Хотите отправиться в путешествие в «Царство воды»?

Дети:–Да!

Воспитатель:– Без лодки нам не обойтись. Давайте вместе построим лодку!

Дети под аудиозапись «Морской прибой» строят «лодку» из стульчиков, «садятся и плывут». Навстречу выходит Капелька (ребёнок в костюме).

Воспитатель:–Кто это перед нами?

Капелька:–Я весёлая сестричка! Я – подруженька водички!

В океане и реке, ты найдёшь меня везде!

Воспитатель:–Ребята! Мы попали в гости к Капельке!

Капелька: –Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть!  Я столько интересного хочу вам рассказать о воде!

Воспитатель:– Капелька, не торопись. Ребята много знают о воде. Они тебе сами всё расскажут и покажут. Ребята, вспомните наши опыты и скажите, вода имеет вкус, цвет, запах?

Дети:–Нет.

Воспитатель:–Но вода может быть и другой! Давайте проведём опыт. Подойдите к столу.

Дети подходят к столу с опытами

Проведение опыта на выявление свойств воды: вода может растворять некоторые вещества, приобретая их цвет, вкус, и запах.

Воспитатель:–Ребята, можно сделать вывод: вода может растворять некоторые вещества. И тогда вода приобретает цвет, вкус и запах этих веществ.

Воспитатель:– Ребята, вы молодцы – хорошо потрудились, проводя опыты. Давайте немного отдохнём. Какое у нас время года?

Дети:–Осень!

Воспитатель:– Ребята, а осенью часто идёт дождь и на дорогах появляются…

Дети:–Лужи!

Воспитатель:– Правильно! И детям для прогулки нужны сапожки. Давайте проведём небольшую разминку, которая так и называется «Сапожки».

Физминутка «Сапожки»

Нарядили ножки в новые сапожки,       Выставляют носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.              Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,   Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки берегите!              Прыжки на месте

Капелька: –Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт. Вы знаете, что в море вода не пресная, а солёная?

Дети:–Да!

Капелька: –А вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут?

Дети:–Нет!

Показывает опыт с солёной водой и яйцом.

Воспитатель:– Какой можно сделать вывод?

Дети:–В солёной воде предметы не тонут.

Воспитатель:–Спасибо, Капелька! Теперь ребята знают больше о воде.

Капелька: –За вашу активность и ваши знания я дарю вам капельки.

Дарит детям модели-символы воды «капли».

Воспитатель:–Нам снова пора в путь! Я вижу какие-то льдинки. Да это же дорожка! Давайте пойдем! Интересно, куда она нас приведёт

.Проходят по коррекционной дорожке «следочки».

Воспитатель:–Что это за царство? И кто здесь живет?

Навстречу выходит Льдинка (ребёнок в костюме).

Льдинка:–Льдинки замок украшают, как кристаллики, звенят,

                 А прозрачные сосульки так приятно леденят!

                 Во дворце повсюду стужа, я владею царством льда.

        И везде снежинки кружат. Лёд, снежинки – всё вода!

Воспитатель:– Ребята! Где мы оказались?

Дети:– В царстве льда.

Льдинка:–В моё царство залетела птичка и замёрзла.

Воспитатель:– Надо скорее освободить птичку из ледяного плена!

(Игрушечная фигурка птички предварительно заморожена в формочке).

Воспитатель:–Ребята, что можно сделать, чтобы лёд растаял?

Дети:–Положить на батарею, оставить на солнце, погреть в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды.

Воспитатель:– Если мы положим на батарею птичку, лёд будет таять медленно, а если в руках лёд греть – руки замёрзнут.

Дети:–От горячей воды лёд быстро растает.

Воспитатель кладёт птичку в миску, и добавляют горячей воды.

Все  наблюдают, как тает лёд.

Воспитатель: –Птичку мы освободили, теперь она вернётся в лес!

Льдинка: –На память я хочу подарить вам льдинки.

Дарит детям модели-символы льда «сосульки».

Воспитатель: –А теперь, ребята, садитесь на стульчики. Скажите, в каких царствах воды мы побывали?

Дети: –В царстве капельки и льдинки!

Воспитатель: –Правильно! А какое водное царство ещё существует? Оно лёгкое, воздушное.

Дети: –Царство пара!

Воспитатель: –Молодцы! У вас есть подарки – «капельки» и «сосульки». Я каждому из вас тоже дарю подарок – это «облачко», символ, означающий газообразное состояние воды. Все подарки вам пригодятся в игре. А сейчас мы посмотрим интересную презентацию. Но не просто посмотрим: мы будем беседовать, загадывать загадки, играть и даже танцевать. А вы постарайтесь вспомнить всё, что вы уже знаете о воде.

Презентация PowerPoint «Вода, вода, кругом вода».

Итог занятия.

Анализ, оценка, привлечение детей к обсуждению итога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя творчества

Проектная деятельность в детском саду....

Рекомендации для воспитателей "Тематическая неделя творчества"

Тематический день- Цветочная поляна Задачи:Ø  закрепить знания детей о цветах как виде растений;Ø  развивать наблюдательность, любознательность;сформировать интерес к миру растений, жел...

Проект «Неделя творчества"

Проект направлен на развитие творческих способностей дошкольников....

Перспективное планирование "Неделя творчества А.С. Пушкина"

Перспективное планирование для детей 4-5 лет...

Неделя творчества

Развлечения...

Неделя творчества. Физическое развитие. Информация для родителей воспитанников средней группы по темам недели на июль 2020 года

Рекомендации для родителей воспитанников средней группы по проведению совместного досуга...

Неделя творчества. Художественно - эстетическое развитие. Информация для родителей воспитанников средней группы по темам недели на июль 2020 года

Рекомендации для родителей воспитанников средней группы по проведению семейного летнего досуга...