Проект "Щедрая осень"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект и перспективный календарный план для подготовительной группы ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shchedraya_osen.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  в подготовительной группе ОНР  «Щедрая осень» воспитатель МБДОУ «Детский сад №22»  комбинированного вида Блинова Татьяна Викторовна

1.Актуальность

 В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

-ухудшение состояния здоровья детей

-существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей

-глобальное снижение уровня речевой культуры общества.  Кроме того,

образовательная программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности не предусматривается глубокое изучение природы осенью. А частые наблюдения за изменениями в природе, для детей данной возрастной группы становится простым и обыденным мероприятием.

Реализуя данный проект мы стремились сделать процесс познания детьми объектов природы интересным, ярким, запоминающимся.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. . Тематическая папка или как ее еще называют лэпбук (lapbook), - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. При этом тематическая папка - это не просто поделка.

Создание тематической папки поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Подобная организация учебного материала особенно актуальна для детей визуалов.

2. Цель проекта

Расширять и систематизировать  знания детей о дарах осени; развивать  речь через расширение кругозора детей

3. Задачи

 Образовательные

-Создать условия для расширения представлений у детей о дарах осени

- Обобщение полученных знаний;
- Активизировать словарь по данной теме

-выявить представления о труде людей осенью

- систематизировать представления о способах переработки овощей и фруктов, заготовки их на зиму;

- формировать навыки сотрудничества, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

-Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе
- анализировать форму предметов в целом и отдельным частям;воссоздавать предметы из отдельных частей по контурным образцам

-учить пользоваться в речи понятиями «сначала», «потом», «после», «раньше»;

высказывать простейшие предположения и делать простейшие  выводы


Развивающие 

-Развивать :

-память ,кругозор

-эмоциональную сферу, мелкую моторику,обоняние, координацию движений, зрительное внимание

-развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

-Проектную деятельность, познавательную активность

-речь монологическую и диалогическую высказывать простейшие предположения и делать простейшие  выводы

-побуждать интересоваться смыслом слова

- развивать интерес к  различным видам изодеятельности

 Воспитательные

-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,  инициативности, от

-воспитывать желание  участвовать в совместной трудовой деятельности

-прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию

-Воспитание уважения к труду людей работающих с землей

Коррекционные 

-обогащать словарь по теме

-закреплять лексико-грамматические категории

4. Участники проекта

-Дети и родители подготовительной группы

-учитель-логопед

-Воспитатели

-Музыкальный руководитель

5. Вид проекта

Информационно-творческий

6.Время реализации: краткосрочный(2 недели)

7.. Предполагаемый результат

-Умеет взаимодействовать , договариваться со сверстником и взрослыми в процессе общения и игры

-имеют четкие представления о дарах осени

-умеют отражать свои знания в продуктах творческой деятельности


8.Продуктом проектной деятельности

Поделки, рисунки, аппликации детей. Тематическая папка под названием «Дары осени».

9. Презентация проекта

Выставка поделок  « Дары осени», итоговое мероприятие « Осень в гости просим»

 

10.  Этапы проекта

Первый этап- подготовительный

  • Введение в игровую ситуацию и проблематизация

 Пришло письмо:Скоро приедет Осень. Она хочет узнать, как дети сохранили ее дары.   Проблема: как сохранить дары осени

  • Принятие задач детьми . Формулировка задачи педагогом (нежестко)
  • Дополнение задач проекта
  • Составление плана реализации проекта.

 Использование модели трех вопросов: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы хотим узнать?»  

«К кому обратиться за помощью? В каких источниках искать информацию?»    

      Второй этап-основной   --реализация проекта

  • Материально-техническое и методическое обеспечение проекта:
  1. Подборка художественной литературы
  2. Дидактические  и настольные игры
  3. Муляжи и натуральные фрукты, овощи др дары осени
  4. Иллюстрированный материал
  5. Игровой материал для с-р игр
  6.  Материал для изодеятельности

7.Оформление тематической папки (лэпбук) «Дары осени»

     8.Рассматривание иллюстраций «Грибы», « Фрукты-овощи» , «Ягоды  лесные»

  • Составление перспективно-календарного плана
  • Реализация основных мероприятий проекта

5.Работа с родителями:

  -познакомить родителей с проектом (информирование  о содержании и задачах проекта)

  -оформление информационного уголка для родителей

  -участие родителей совместно с детьми в выставке «Дары осени»

Третий этап-заключительный

  • Итоговое занятие «Осень в гости просим»
  • Выставка «Дары осени»
  • Музыкальное развлечение

Календарно-перспективный план коррекционно-образовательной деятельности на подготовительную группу ОНР №4  по теме « Щедрая осень»

4 неделя сентября

Образовательная область

Опосредованно-образователльная деятельность

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Познавательное развитие

Познание «Такой разный урожай»

Цель: закрепить обобщающие понятия «фрукты», «овощи» ,активизировать словарь(сад-садовник, огород- огородник),дифференровать эти понятия; характерные св-ва овощей и фруктов;учить рассказывать о пользе овощей и фруктов; Систематизировать знания о труде людей осенью; воспитывать бережное отношение к природе,уважение к сельско хозяйственному труду людей

Рассматривание альбома  и иллюстраций, « фрукты-овощи», «  Труд людей на огороде»

Рассматривание натуральных овощей на огороде и в группе

 Беседа «Витамины. Польза от  овощей и фруктов»,

« Что делают в саду осенью люди»,

 « Что можно приготовить из овощей и фруктов. Какие приспособления для этого нужны»

Решение проблемных вопросов « Как надолго сохранить овощи»,

Д\и «что сначала—что потом» (путь яблочного семечка до яблока)

Привлекать к оформлению тематической папки «Дары осени»

Дид\и «Узнай по контуру, по половине», « дорисуй»  « угадай что внутри: косточка или семечко»,  « Что где растет», «узнай на ощупь» « собери урожай» (разрезные картинки)», « ботаническое лото», «вершки-корешки»

 Д\у « какой кабачок больше» ( определение веса на руках)

Речевое развитие

 Рассказ «Что мы знаем о фруктах и овощах»

Цель: формировать умение составлять рассказы- описания по опорному картинному плану про овощи, фрукты

Д\и «Овощной магазин» ,( составление рассказов по мнемотаблице), «Давай сравним» ( составление рассказов параллельных сравнений), « Придумай описательную загадку про фрукт или  овощ» ( по опорным карточкам –подсказкам),  «Скажи наоборот»,  «чего не стало?», «отгадай загадку и найди ее на картинке»

« Четвертый лишний»( по цвету, по  форме,  по месту произрастания…)

Разучивание пальчиковой гимнастики «Этот пальчик –апельсин…»(фрукты)

Сл\упр «рассуждалки»:Творческий рассказ «Если бы я был яблоком»,

« Почему так называют?( теплица, огородник, садовник, овощерезка, картофелечистка),   « Да-нетка»(  угадывание предмета по вопросам «да», «нет»),  « какое варенье сварила  бабушка из…»( На употр относительных прилагательных)

драматизация сказки «Овощи» С. Михалкова

Разучивание пословиц и поговорок :  Всякому овощу свое время. Лук от семи недуг.

 Чтение худлитер :А. Прокофьев « Огород», Тувим Ю. «Овощи» ,  ,Н. Носов « Огородники», « Про репку», р.нар ск. «Мужик и медведь»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

-Аппликация«Ваза  с фруктами»

Цель:закреплять умение вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое,обогащать упражнять в использовании в речи прилагательных обозначающих цвет,форму, вкус, величину; упражнять в употреблении предлогов «на», «в»

-Рисование с натуры «Спелое яблоко»

Цель:учить детей передавать в рисунке  характерные особенности  фрукта, развивать мелкие движения  руки; активизировать речь однородными опредеоениями ( яблоко-круглое, желтое, полосатое, )

Музыкальная деятельность «У бабушки в деревне»

Задачи:развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другие; учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом; закрепить знания об овощах и фруктах; формировать правильную артикуляцию во время пения, добиваться исполнения песни легким, естественным звуком; развивать мелкую, моторику, зрительное внимание

Нетрадиционная изо-техника(пластилинография) «чудо-плоды»,

Рисование по трафарету, разукрашивание  раскрасок на заданную тему, штриховка  контуров овощей и фруктов

Инсценировка и пение  «Огородная»

П\и на координацию движения и слова с музыкальным сопровождением « Пугало»

 Упражнение на координацию слова и движения, ритмической структуры слова «трактор»

Физическое развитие

задачи:Упражнять в чередовании ходьбы и бега по гимнастической скамейке с выполнением заданий; повторить прыжки через шнуры.

П\и «  Я  садовником родился..», « Чей овощ»( на ориентацию в пространстве)

Рус-нар игра «Капуста»

Комплекс утренней гимнастики «осень»

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

 Психогимнастика с массажным мячиком «овощи

Социально –коммуникативное развитие

( труд, ОБЖ)

Труд: уборка овощей с огорода, плетей от кабачков и тыквы, сбор семян

Игровая деятельность

Настольный театр « Овощная сказка»,С\р игры «Огород», « Овощной магазин» , « В гостях у Вини-Пуха»

1 неделя октября

Образовательная область

 Опосредованно-образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Познавательное развитие

Познавательное «Старичок-лесовичок приглашает в гости»

Цель:учить наблюдать за деревьями и кустарниками, обобщать представления о лесных ягодах, грибах; закреплять представления о съедобных и несъедобных грибах; объяснить смысл поговорки «будет дождь –будут и грибки» , « не поклонишься до земли- гриба не подымешь»; объяснить многозначные слова ( шляпка, ножка, юбочка)

Рассматривание  иллюстраций  и альбомов «грибы», «Ягоды лесные и  садовые», Беседа «что можно приготовить из грибов», «все ли грибы съедобные?»,

Проблемная ситуация  « как  сохранить грибы на зиму»

Разучивание  пальчиковой гимнастики «по грибы»

Объяснить смысл выражения «золотая осень», смысл  пословиц « Назвался груздем--полезай в кузов», « не поклонишься до земли-гриба не подымешь»

Наблюдение за листопадом, за распространением семян, опыт  « летающие семена», сбор семян для поделок

д\и « что растет в лесу», «назови 3 предмета одним словом»,  «что где растет», « отгадывание загадок про грибы  и ягоды», « съедобный-несъедобный»

Речевое развитие

Чтение сказки А Ремизова « Хлебный голос»

Цель:Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность  слов в предложении.

д\и «подбери родственное слово»(гриб –грибной-грибник …),

Д\и «составь предложение по картинке»: « Соберем грибы в…»( корзина,у, мешок, ведро итд); «где спрятался грибок»( за…дерево итд),  «С какого дерева листок», « Чьи детки»

Рассматривание картинок с многозначными словами (лисичка, ножка, шляпка, лист, грибной-суп и дождь, иголка-у ежа и у швеи)

Чтение худ литер: сказка «Война грибов»,

 Я. Тайц « Про ягоды», Л.Н. Толстой «Косточка»,

Инсценировка сказки « война грибов»

Учить скороговорку: У Сашки в кармашке шишки да шашки.;           поговорку:

Спустя лето по малину в лес не ходят

Упр по логоритмике( на координацию движения и слова, ритмической структуры слова) « трактора»

Художественно-эстетическое развитие

 Изобразительная деятельность.

Лепка «Корзина с грибами»

Цель:упражнять в передаче формы разных грибов, используя приемы лепки пальцами; уточнить знание формы(диск); воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь, включать в активный словарь термины «выше», «ниже», « толстый», «тонкий», «высокий», «низкий»

Рисование« Сказка о грибах»

Цель:развивать стремление передовать в рисунке впечатления о прочитанной сказке,воображение; формировать умение наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка; доводить начатое до конца;закреплять умение рисовать красками; закрепить названия грибов;

 Музыкальное « Прогулка в осенний лес»

Задачи: развивать зрительное внимание ;совершенствовать технику ходьбы скользящего шага; продолжать развивать умение правильно выполнять движении  в соответствии  текстом и четко проговаривать слова; развивать чувство ритма; закреплять знание съедобных и несъедобных грибов; формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца

поделка из природного материала (желудей)

 « старичок-лесовичок», конструирование из бумаги «ягодка»

Д\у «дорисуй половинку «(на симметрию)

 Рисование по трафарету , по схеме: грибов. Разукрашивание раскрасок

Физическое развитие

Задачи: закреплять навыки ходьбы и бега в колонне  по одному между предметами; упражнять в сохранении и равновесия на повышенной опоре и прыжках; развивать ловкость в упражнении с мячом.

Утренняя гимнастика «в лесу», физ.минутки: «По грибы», « ветер по лесу гулял, ветер листики считал…»

п\и «кто скорее возьмет грибок», «Медведь во бору»

Социально-коммуникативное развитие

Сбор семян на поделки , выполнение гербария из листьев

Игровая деятельность

с\р игры: «грибники», Магазин « Семена»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...