Проект "Мир природы в мире слов"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Волкова Любовь Сергеевна

Проект рассчитан для детей средней группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_posl._vers_1.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир природы в мире слов!»

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир        

                                        природы с безграничным богатством явлений, с

                                        неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

                                        источник детского разума»

В.А.Сухомлинский

Вид проекта:

По доминирующему методу: исследовательско-творческий

По характеру содержания: включает ребенка и природу, ребенка и его семью, ребенка и рукотворный мир

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей, с учреждениями культуры( Центральная  детская библиотека, ), в контакте со специалистами МБДОУ «ЦРР- детский сад №60»)

По количеству участников: групповой, комплексный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата

По продолжительности: долгосрочный

Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, педагог - психолог, эколог, инструктор по физическому развитию, родители детей средней группы.

Возраст детей: 4-5 лет.

Сроки реализации: сентябрь 2012 – май 2013

Актуальность проекта:

      Серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы уделяется в контексте предшкольного образования. Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе. Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к книге.

      Темой своего проекта взяли именно знакомство детей с произведениями о природе потому,  что природа дает детям богатейший эмоциональный опыт. Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания, эмоциональных ассоциаций. В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального и художественно-речевого развития ребёнка,  оно углубляется и совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть, словесные игры, театрализация), которую мы собираемся осуществлять в ходе данного проекта.

Проблема:  

     В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. В последнее время большое значение приобрела проблема обучения собственно чтению именно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети очень мало читают, предпочитая книгу просмотру телепередач, фильмов или  играм в компьютерные игры. Согласно данным исследования РГБ (российская государственная библиотека) начала 90-х годов, посвященного изучению чтения, в семьях с детьми дошкольного возраста преобладает категория родителей, которые не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр телепередач и видео. Около трети родителей хотели бы приобщить детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная категория родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Репертуар книг для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен, поэтическая подготовка дошкольников пребывает в плачевном состоянии.

Цель:

  1. Познакомить детей с произведениями о природе.
  2. Развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
  3. Воспитания у детей любви к художественному слову, воспитания вкуса, обогащения их восприятия окружающего мира
  4. Совершенствование техники речи

Задачи:

  1. Познакомить детей с рассказами и сказками о природе.
  2. Дать знания детям о животном мире через художественные произведения.
  3. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, учить  употреблять его в собственной речи (загадки, народные высказывания, звукоподражания).
  4. С помощью произведений о природе способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду.
  5. Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненной работе.
  6. Расширять представления родителей о детской литературе.
  7. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
  8. Поощрять творческое проявление в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности
  9. Учить заучивать с детьми стихотворения с помощью схем
  10. использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

Методическая работа по проекту:

1.        Формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;

2.        Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

3.        Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

4.        Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.

Необходимые условия реализации проекта:

1.        интерес детей и родителей;

2.        материальное обеспечение проекта;

3.        методические разработки;

4.        интеграция со специалистами детского сада.

Ожидаемые результаты:

•        повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного

       возраста в творческую деятельность.

•        позитивное взаимодействие детей в коллективе;

•        повышение общей культуры ребенка;

•        раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности  личности;

•        речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности, развитие выразительности, эмоциональности  речи детей

•        формирование у детей интереса к художественной литературе

•        повышенный интерес к чтению

•        бережное отношение книге – источнику знаний;

•        получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой;

•        повышение самооценки детей, гордости за свой труд

•        словотворчество детей

•        развитие памяти

Виды деятельности

Театрализованная, оздоровительная, игровая, изодеятельность, речевая, творческая, экологическая, взаимодействие с родителями, музыкальная, трудовая, познавательная.

Оборудование и материалы:

1.        Книги о природе.

2.        Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.

3.        Наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые».

4.        Настольно – печатные игры.

5.        Видео- и аудиозаписи.

6.        Фотоаппарат.

7.        Магнитофон

8.        Материалы для изобразительной деятельности.

9.        Перспективный план по заучиванию стихотворений в соответствии с программой «Детство»

10.        Мнемотаблицы

Диагностический инструментарий (на каждого ребенка)

Начало года (сентябрь 2012)

Возраст

Понимание

речи

Балл

Звукопро

изношение

Балл

Словарь

Грамм.строй речи

Балл

Темп речи

4-5

Лет

Начало года

Диалогическая речь на ситуативно- бытовом уровне

1.Из чего ты пьешь чай?(из чашки)

При правильном ответе считать 1 балл.

Логико-грамматические конструкции.

2. Кошка бежит за собакой. Кто впереди?

3.Покажи ручкой тетрадь.

4.Покажи тетрадью ручку.

1.Рассказ по серии картинок (3 картинки)

2.Составление предложений по картинкам

а) Девочка причесывается

б) Девочка пьет чай

в) Мальчик строит башню из кубиков

1.Простые предлоги (на,в,под)

-Куда я положила ручку?

а) на стол

б) в стол

в) под стол

2. Посчитай: от1 до5

Одна кисточка…

3.Повтори слова:

а) банка

б) танк

и) аквариум

1.нормальный 1 балл

2.убыстренный

3.замедленный

4.запинки

Конец года (май 2013)

Возраст

Понимание

речи

балл

Звукопро

изношение

балл

Словарь

Грамм.строй речи

балл

Темп речи

4-5 лет

1.Рассказ по серии из 4-5 картинок

2.Повторение фразы:

а) курочка повела своих деток гулять

б) уточка быстро плавает по озеру

в )дети пошли в лес за грибами и ягодами

Общее впечатление от речи:

внятная или нет

1. в отдельных словах

2.в диалоге

3.в повторении

4. в пересказе

1.Знание простых и сложных (из- за, из-под)

предлогов

2.образование существительных от предлогов

а) дверь из дерева-какая?

б) платье из шелка

в) воротник из меха- меховой

1.нормальный

2.убыстренный

3.замедленный

4.запинки

Этапы работы:

Первый этап - подготовительный. Проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта, создание условий, необходимых для реализации проекта.

Второй этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Третий этап – итоговый. Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, сравнение поставленных результатов с полученными данными; обобщение материалов проекта. Выпуск газеты. Представление опыта

План проекта.

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки

проведения

1.

Анкетирование родителей.

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети.

Воспитатели.

сентябрь

2.

Подбор библиотеки (в соответствии с возрастом детей и программой «Детство»)

Развивать у детей интерес к произведениям о природе.

Родители, воспитатели.

Сентябрь

3.

Акция «Подари книгу в книжный уголок группы» (произведения о природе).

Пополнить библиотеку группы книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

Родители, воспитатели.

Сентябрь

4.

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций.

Просвещать родителей.

Воспитатели.

октябрь

5.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц; подбор стихотворений для конкурсов

Создать условия для демонстрации произведений о природе.

Воспитатели, родители.

В течение всего проекта

6.

Конкурс стихов 1.«Здравствуй осень золотая»

2. «Зимние забавы»

3. «Весна - красна»

4. «Лето, ах лето»

5. «Птицы - наши  друзья»

Воспитывать любовь к художественному слову, совершенствовать речь (выразительность , правильность произношения)

Воспитатели, родители, дети

Октябрь

Январь

Апрель

Июнь

7.

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям о природе.

Развивать у детей интерес к книгам о животном мире.

Воспитатели.

В течение всего проекта

8.

Составление картотеки (загадки, народные приметы, наблюдения)

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Воспитатели, родители.

Сентябрь октябрь

9.

Чтение русских народных сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Привередница», «Лисичка-сестричка и волк», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой» и др.

Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать умение следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Воспитатели.

Декабрь

10.

Встречи с библиотекарем

Познакомиться с работой библиотекаря,  

По плану библиотеки

11.

Игра-драматизация «Заюшкина избушка».

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Развивать умение следить за развитием действия; имитировать характерные действия персонажей.

Воспитатели.

январь

12.

Оригами «Зайчик» и «Лисичка»

Учить детей с помощью техники оригами создавать образы животных.

Воспитатели

январь

13.

Чтение сказок народов разных стран: «У солнышка в гостях» (словацкая сказка), «Коза-дереза», «Рукавичка» (украинские сказки), «Упрямые козы» (узбекская сказка), и др.

Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать умение следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Воспитатели.

Январь-февраль

Конкурс загадок «В гостях у сказки»

Игра – драматизация или кукольный спектакль

14.

Вечер загадок «Угадай, кто так кричит?» с использованием ИКТ (Презентация)

Развивать у интерес к живой природе через звуки природы. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

Воспитатели.

март

15.

Беседа-игра «Угадай и расскажи», с использованием мнемотаблиц

Знакомить детей с дикими животными и их детёнышами. Научить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Воспитатели.

В течение всего проекта

Оформление папки с подбором мнемотаблиц: животные, птицы, времена года.

В течение всего проекта

16.

«Полечи книжку» - ручной труд.

Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость.

Воспитатели, родители и дети.

В течение всего проекта

17.

Театрализован-ное представление

Знакомить детей с приёмами вождения настольных кукол. Способствовать желанию выступать перед родителями и сверстниками.

Воспитатели.

18.

Чтение произведений поэтов и писателей России: - Толстой Л. «Рассказы»,

-В.Сутеев

-Козлов С. «Такое дерево»

-Пришвин М. «Дятел»

-Романов Н. «Умная ворона» и др.

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно- достоверные знания о жизни птиц в природе. Развивать умение оценивать поступки героев.

Воспитатели.

Март- апрель

Игра-путешествие по произведениям В.Сутеева

Закреплять знания детей о прочитанных произведениях, продолжать формировать интерес к чтениию.

Воспитатели

Май

19.

Целевая прогулка по территории детского сада.

Дать детям обобщенное представление об особенностях жизнедеятельности птиц (воробьи, синицы, сороки, вороны). Учить детей наблюдать, сравнивать.

Воспитатели.

ежемесячно

20.

Презентация «Что мы знаем о птицах».

Расширить представления о птицах через произведения худ. литературы. Учить находить сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитатели.

апрель

21.

Оригами «Птичка».

Учить создавать изображение птиц с помощью техники оригами. Формировать навыки аккуратной работы, развивать мелкую моторику рук, мышление

Воспитатели.

апрель

22.

Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», «Вороны», «Воробьи и вороны», «Лиса в курятнике», «Стой, олень!» и др.

Развивать двигательную активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.

Воспитатели.

Ежедневно.

23.

Дидактические игры: «Кто где живёт», «Угадай животное», «Чей детёныш?» и др.

Развивать у детей интерес к игре и умение применять ранее полученные знания в игре. Побуждать к активной деятельности, развивать самостоятельность в выборе игры.

Воспитатели.

Ежедневно.

24.

Заучивание стихотворений с использований мнемотаблиц

Развивать и совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки

Каждую неделю

25.

Коррекционная работа. Этюды, психогимнастика, настрои.

Поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей.

Воспитатели.

Ежедневно.

26.

Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание в аудиозаписи голосов птиц и леса.

Учить детей слушать звуки природы, воспитывать у детей добрых чувств, интереса и любви к живому.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Один раз в неделю.

27.

Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов.

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов.

Воспитатели, родители и дети.

Один раз в неделю.

28.

Домашнее задание: подбор иллюстраций, стихов, фотографий, информации для оформления газеты:

«Юный читатель»

Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов и родителей.

Воспитатели, родители, дети

март

29.

Конкурс рисунков по прочитанным произведениям.

Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

Родители и дети.

Декабрь, январь, февраль,

март

30.

Оформление альбома «Мы - художники».

Оформить рисунки к произведениям в альбом.

Воспитатели, родители и дети.

апрель

31.

Презентация проекта в форме газеты.

Представить совместный отчёт о проделанной работе

.

Воспитатели, родители и дети.

Апрель

32.

Презентация исследовательского проекта «Мир природы в мире слов»

для всех участников образовательного процесса детского сада.

Поделиться опытом с педагогами детского сада

Воспитатели

Май

Взаимодействие с родителями

Содержание деятельности

Практические материалы

Срок

  1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Мир природы в мире слов»
  2. Подготовить приглашения на родительское собрание.

  1. Выступление на родительском собрании «Воспитываем будущего читателя» в форме «круглого стола».
  2. Анкетирование родителей:

- по вопросам игры «Интервью»;

- по итогам родительского собрания.

5. Готовить информационные стенды, папки-передвижки, ежемесячные информационные листки по теме.

6. Привлечь родителей к пополнению книжного уголка, акция «Подари книгу о природе в книжный уголок группы»

 7. Привлечь родителей к выпуску газеты «Юный читатель»

8. Организовать серию открытых мероприятий по ознакомлению с художественной литературой в рамках проекта.

9. Организовать литературные праздники с участием родителей.

1. План – схема по реализации проекта «Мир природы в мире слов»

2. Примерная форма приглашения на родительское собрание.

3. План родительского собрания.

4. Итоговая анкета по результатам родительского собрания.

5. Консультации:

- памятки «Воспитывайте будущего читателя»; «Что и как читать ребенку дома».

7. Примерные направления: «Что мы сейчас читаем», «Учите вместе с нами».

 «Мир наполнен чудесами».

Выбор книг.

Конспекты мероприятий.

Конспекты праздников.

Сентябрь

Сентябрь

В течении года

Октябрь

Март

В течении года

В течении года

Анкета для родителей.

1.        Ф. И. ребёнка.

2.        Читаете ли вы книги своему ребёнку?

3.        Как часто вы покупаете детские книги?

4.        При покупке книг вы учитываете интересы вашего ребёнка?

5.        Какие художественные произведения, и каких авторов предпочитает слушать ваш ребёнок?

6.        Есть ли в вашей библиотеке книги таких писателей, как В.Бианки, М.Зощенко, Е.Пермяк, М.Пришвин, К.Ушинский?

7.        Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанное произведение?

8.        Какие нравственные качества можно воспитать у ребёнка через чтение книг?

9.Как вы приучаете ребёнка бережно относиться к книгам?

10.Знаете ли вы, какие художественные произведения рекомендованы программой для детей 4-5 лет?

11.Нужна ли вам помощь детского сада по данной теме?

12.Предложения и пожелания воспитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по кружковой деятельности на тему «В мире слов» (старшая группа)

Основные задачи, решаемые на занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, — развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи....

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЗНАКОМИМ РЕБЕНКА С МИРОМ СЛОВ»

У детей старшегo дошкoльного возраста активный лексический запас, то есть необходимые для общения общеупотребительные слова,  составляет примерно  4-5 тысяч слов. Конечно, не все дети...

Мероприятие «Говори на родном языке» Викторина «В мире слов»

Задачи викторины:закрепить знания о Международном дне родного языка;развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений...

Природа-это сила! Слова И.С.Насонова

Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "В мире пластмассы"

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "В мире пластмассы"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. « В мире цветов»

Цель:1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре.3. Учить де...