В царстве Берендея
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим о весне для детей логопедической подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berendey.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

В царстве Берендея

(итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе)

Цель:

Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям.

Продолжать учить выделять признаки времени года – весны.

Учить различать голоса птиц в природе.

Эмоционально настроить детей к встрече весны.

Составлять рассказы о месяцах весны по опорным картинкам.

Формировать грамматически правильную речь.

Обогащать и формировать словарь детей.

Дети, одетые в русские народные костюмы заходят в зал, подходят к трону Берендея. Под музыку «Царство Берендея» Римского – Корсакова к трону идёт царь Берендей (воспитатель). Садится.

Берендей (задумчиво):

- жилось нам не худо. Берендеи нынешнюю зиму не забудут: весёлая была! В урочный час обычной чередой весна является на землю Берендеев, но нет, как нет её! (музыка заканчивается)

Ребёнок:

- батюшка, царь Берендей! Нам зима-то наскучила, без солнышка замучила.

Берендей:

-видать нерадостно и холодно моему народу. Пора зиму прочь гнать, Весну-красну к нам зазывать. Становись, честной народ, в развесёлый хоровод!

(дети становятся в хоровод вместе с Берендеем и хором произносят закличку):

                   «Ау, ау аукаем, весну зааукиваем:

                    Март, март – солнцу рад,

                    Апрель, апрель, несёт капель,

                    Май, май – нивку засевай,

                    Ау, ау аукаем, весну зааукиваем!»

Хоровод «Вот и зимушка проходит»

Берендей:

-не идёт Весна, надо позвать Ярило-солнце, чтобы землю согрело!

Ребёнок:

- ребята, давайте в горелки играть, солнышко ясное в гости к нам звать!

(Берендей даёт ребёнку изображение солнышка, прикреплённое к палочке).

Русская народная игра «Гори, гори, ясно».

Берендей:

-не идёт Весна, надо ещё раз позвать Ярило-солнце, чтобы землю согрело!

Ребёнок:

                   Жаворонки, прилетите!

                   Холодную зиму унесите,

                   Тёплую весну принесите!

(звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов», дети садятся на стульчики).

Берендей:

-слушайте, слушайте! Чуден приход Весны! Как легки её шаги!

(дети слушают музыкальный фрагмент).

Берендей:

- идёт Весна! Отворяй ворота!

(под музыку П.И. Чайковского входит Весна с цветами подснежниками)

Берендей:

- Весна-красна, ты с чем пришла?

Весна:

- с сохой, бороной, с лошадкой вороной, с рожью зернистою, с пшеницей золотистою. С травкой шёлковою. С водой ключевой. В подарок принесла вам первые цветы.

Берендей:

- а вы, друзья, Весну встречайте с радостью и танцем.

Танец с цветами.

(музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)

Весна:

- благодарю за тёплый приём. Но что вы от меня ждёте? Каких изменений в природе хотите? Зачем звали?

Берендей:

- ну-ка, друзья, расскажите Весне, чего мы ждём от неё, начнём с первого весеннего месяца марта.

(Рассказы детей о признаках марта по картинкам).

Ребёнок 1:

- снег уже потемнел, стал тяжёлым. Днём он тает, а за ночь опять замерзает. Появляется ледяная корка.

Ребёнок 2:

- солнце, ветер и туман сгоняют снег, повсюду журчит вода, бегут ручьи.

Ребёнок 3:

- появление сосулек -  это начало весны. Сосульки – это замёршая вода, от тепла они тают.

Ребёнок 4:

 - весна – это время прилёта птиц. Возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом те, которые питаются насекомыми. К встрече птиц надо хорошо подготовиться. В марте даже есть такой праздник «День птиц». Первыми возвращаются с юга грачи. Даже есть такая русская народная поговорка: «Увидел грача- весну встречай».

Весна:

- как хорошо ребята, вы рассказали     о месяце марте.

Берендей:

 - Весна-красна, послушай рассказ о месяце апреле.

(Рассказы детей по картинкам).

Ребёнок 1:

- апрель месяц говорливой воды, одна за другой отрываются льдины от берегов. В это время возвращаются из тёплых краёв трясогузки. Поэтому в народе говорят: «Трясогузка хвостом – лёд разбивают», её ещё по- другому называют «ледоломка». Очень красивы  картины ледохода. Но дети должны помнить: по льду ходить весной опасно.

Весна:

-очень правильное замечание, все должны об этом знать!

 Ребёнок 2:

- рыбки уже проснулись. В неглубоких местах, где вода прогревается, мечут икру щуки, ерши, окуни.

Весна:

- Да, рыбки уже проснулись.

Ребёнок 3:

- просыпаются от долгого сна медведи, ежи, барсуки. В это время медведь становится опасным, он может даже нападать на лосей. У многих животных идёт линька, ведь зимние шубки сильно износились.

Ребёнок 4:

- зацветают некоторые деревья. Первой зацветает ольха. А это верба, пушочки у неё жёлтые с приятным запахом. На деревьях набухают почки.

Ребёнок 5:

- расцветают первые весенние цветы перелески, ветреницы: в народе их называют подснежниками, потому что бутоны у них появляются ещё под снегом.

Ребёнок 6:

- на солнышке повсюду видны цветы «мать - и - мачехи».

Ребёнок 7:

 - красиво в лесу ранней весной. Но не надо забывать, что в некоторых местах осталась прошлогодняя трава, хворост, при пожаре всё это может загореться. Погибнут деревья, гнёзда птиц. Людям надо быть осторожными с огнём.

Весна:

- это крайне важно! Пусть помнят об этом все люди!

Берендей:

- подошло время рассказа о третьем весеннем месяце мае. Слушай,  Весна-красна!

(дети рассказывают по картинкам).

Ребёнок 1:

-  май самая красивая и радостная пора, цветут сады, начинают зацветать берёза, дуб, клён, рябина.

 Ребёнок 2:

 - земля покрывается нежной травой, и появляются всё больше и больше весенних цветов, например ландыши. Надо помнить, что растение это ядовитое. А вот из листьев первоцвета готовят салаты, супы. Очень красивы цветы на кустах сирени. Над весенними цветами летают бабочки, пчёлы, осы, шмели.

 Берендей:

- слышишь, Весна, мой народ не только замечает красоту, но и помнит об осторожности.

Ребёнок 3:

-в мае на полях идёт посевная.   В середине мая начинают петь соловьи, В народе говорят «Соловей запел – вода на убыль пошла».

Берендей:

- видишь, Весна, сколько мы знаем о тебе.

Весна:

- пусть всё это исполнится и свершится. А что вы, ребята. Знаете о моих помощниках- первых вестников весны? Кто они?

Дети:

- птицы!

Весна:

- но зачем, же все так ждут птиц?

Дети:

- когда слышишь, как льются птичьи песни, поднимется хорошее настроение, на душе становится радостно. Весной просыпаются вредные насекомые, птицы их уничтожают.

Птицы переносят семена растений, эти семена вырастают в других местах.

Берендей:

- приглашайте, ребята Весну в хоровод, поиграем в игру «Птичья полечка»

(дети встают в круг вместе с Весной и Берендеем).

Игра «Птичья полечка».

Весна:

- ну, царь Берендей, много знают твои ребята. Но я приготовила сюрприз: пусть отгадают птиц по голосу и описанию. И тогда я действительно поверю, что вы меня ждали и готовились к встрече.

( в записи звучит песня жаворонка).

Весна:

-  в наши края эти птицы прилетают в апреле. Чем вызвана любовь человека к этой птице? Конечно, исключительно жизнерадостным и неутомимым пением. Щедро льётся их песня над полями, скрашивая нелёгкий труд земледельца. Как зовут этих птиц?

Дети:

- жаворонки.

Берендей:

Попробуйте найти жаворонка на картинке (дети находят и выставляют  картинку жаворонка).

Весна:

- слушайте дальше, и угадайте, о ком я рассказываю. Наравне с жаворонком он стал символом весны. Эти птицы прилетают  и сразу начинают петь. Поёт эта птица громко и азартно, но есть в её пении кое-что смешное. Эта птица может подражать другим птицам, даже изобразить скрип калитки, голоса домашних животных. Это великий пересмешник. В нашем сельском хозяйстве эта птица приносит только пользу. С незапамятных времён русские люди строили для них деревянные домики, укрепляя их на крышах своих домов. Что это за птица?

 Дети:

- скворец. ( Они показывают скворца на картинке).

Берендей:

- вот видишь, Весна, мой народ справляется с твоими загадками.

 (звучит в записи пение скворца).

Весна:

- посмотрим дальше. Слушайте песню другой птицы.

(звучит песня серого журавля).

- а теперь слушайте описание этой птицы. Появляются эти птицы в наших краях в апреле, Очень интересно наблюдать за их танцами: они словно бы топчутся  и подпрыгивают на месте. Далеко вокруг слышно их пение, причем первый слог «кур» произносится самцом, а второй - «лы» - самкой. Получается «курлы», крик этих птиц весной кажется радостным, а осенью - грустным. Как мы называем этих птиц?

 Дети:

- журавли (находят и показывают изображение журавля  на картинке).

Весна:

- а вот эта птица - моя самая любимая певунья. Слушайте.

(звучит голос соловья)

Берендей:

- узнаю, узнаю, конечно, это соловей, наш любимый соловушка.

(дети находят и показывают изображение соловья)

Весна:

- А вот ещё.

- эта птица гнёзд не вьёт, не высиживает яиц, не вскармливает своих птенцов.

Она подкидывает свои яйца в гнёзда другим птицам. Но это очень полезная птица, она уничтожает множество вредителей деревьев – мохнатых гусениц, которых не ест, ни одна другая птица. Зазвучал её голос, наступила весна. Что это за птица?

Дети:

- кукушка (находят и показывают кукушку на картинке).

Берендей:

- ну вот, Весна, и с этим твоим заданием дети справились!

Весна:

-люди славят весну, пишут обо мне музыку, сочиняют стихи. Дети, кто хочет прочитать обо мне стихи?

Ребёнок 1:

                    Весна! Весна! Как воздух чист!

                    Как ясен небосклон,

                    Своей лазурию живой

                    Слепит мне очи он!

Ребёнок 2:

                   Отшумела злая вьюга

                   Стала ночь короче дня,

                   Тёплый ветер дует с юга,

                   Капли падают звеня.

                   Солнце, землю нагревая,

                   Гонит с нашей горки лёд,

                   Тает баба снеговая

                   И ручьями слёзы льёт.

Ребёнок3:

                   Уж тает снег, бегут ручьи,

                   В окно повеяло весною.

                   Засвищут скоро соловьи,

                   И лес оденется листвою.

Весна:

-хорошие стихи вы мне прочитали. Я была весна разная. В марте – весна света. В апреле – весна воды. В мае – весна зелёной травы с душистыми цветами. И всегда люди сравнивают меня  с рассветом, молодостью.

Берендей:

- ну, а теперь веди нас, Весна, в свои владения.

(Под музыку П.Чайковского «Вальс цветов» дети вместе с Весной и Берендеем уходят)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по экологии для детей старшей группы "В царстве Берендея"

занятие для детей по экологическому воспитанию в виде викторины...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"

Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...

Конспект занятия по математике подготовительная группа «В царстве Берендея».

Программное содержание.1.Обучающие задачи:- автоматизация навыка счёта до 10 в прямом и обратном порядке;- запись и решение примеров до 10 с использованием знаков «+», «-», &la...

Праздник по ритмопластике " Снегурочка в царстве Берендея"

В сценарии праздника сочетаются два вида детской деятельности: театральной и музыкально - ритмической. Дети вовлечены не только в сюжет сказки по мотиву А.Н. Островского "Снегурочка", где фо...

Сценарий развлечения для дошкольников "В царстве Царя Берендея"

Сценарий "В царстве Царя Берендея" был подготовлен и проведён для детей старшей и подготовительной групп. С использованием ИКТ.  Целью данного мероприятия было - закрепить  знания ...