Викторина по экологии для детей старшей группы "В царстве Берендея"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Симонова Наталья Вячеславовна

занятие для детей по экологическому воспитанию в виде викторины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Викторина по экологии “В царстве Берендея”

Перед нами лесная поляна, на которой спит царь. На фоне музыки О.Полякова “Ночные страхи”, царь просыпается , оглядывается кругом и начинает петь песню.
(на фоне музыки):
Природа: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царь Берендей!
Царь: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуй, матушка природа!
Мы рады видеть вас. А давайте отправимся с вами в лес.
Природа:
Лес – это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.
Царь:
А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
Девочки исполняют “Вальс цветов”.
(В конце танца появляется хулиган, у него в руках магнитофон, громко играет музыка. Хулиган раскидывает по поляне мусор и вдруг видит красивый цветок. Цветок увядает.
Просыпается царь берендей).
Царь: Как ты посмел явиться сюда и губить такое чудное создание природы, нарушать покой в моих владениях.(Хулиган убегает, а цветок снова распускается).
Чтение стихотворения:
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Царь: Неужели все люди такие?! А не заглянуть ли мне в мир людей?
(Приоткрывается ширма. На сцене появляются мама и папа. Между ними происходит диалог. Папа сидит в кресле, читает газету).
Мама: – “Ох, какая сегодня плохая экология, от нее у меня разболелась голова”.
Папа: “Да уж, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять”
Царь: Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала? И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах?
И как ее собирается исправлять папа? Что же такое экология?
Природа: Ребята, царь Берендей! Давайте спросим у мамы или папы, что такое экология? Может быть, они скажут.
Папа: “Это когда вокруг все плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты есть”.
Мама: “Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чем она виновата?”
Царь: Экология ни в чем не виновата . Во всем, что случилось с природой, виноват человек. Что же такое экология? Сейчас мы и узнаем, и немножко поиграем.
(Идет приветствие детей):
Каждый из нас природу защитит
О каждом деревце душа у нас болит.
Не позволим живое все уничтожать,
Животным и растениям расти мешать
Все. Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Ведущий: Молодцы, ребята, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
А теперь наша эмблема:
Каждому живому существу на свете
Должно свое быть место на планете.
Эмблема наша – символ жизни всех существ Земли
. И руки добрые – природу ими сохраним!
А теперь разминка:
(Царь Берендей проверяет способности детей)
Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла.)
Какие грибы растут на пнях? (Опята.)
Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит.)

 Кто трижды поменяет свое обличье, прежде чем стать взрослым? (Насекомое; из яиц – гусеница, куколка, бабочка.)
Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги длиннее.)
Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка.)

Природа: Разминку закончили, приступаем к состязанию.
Чтобы понять, как живет лес, нужно разбираться в многообразии
растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.
Вижу, вам не терпится поделиться своими знаниями о лесе.
Царь Берендей:
О страшных храбрых и не очень.
(Рассказы – загадки детей),
“Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.
“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой.
Ответ: заяц.
“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ: лиса.
Природа: Но вот и настал конкурс: “Домашнее задание”.
(Идет презентация плакатов, рисунков, песен).
Исполнение песни: “Неприятность эту мы переживем”
Царь: Какие вы, молодцы, как здорово поете. Порадовали царя Берендея.
Есть у меня к вам одна просьба: Знаю очень много пословиц, но как увидел хулигана на поляне. Так все перепуталось в голове. Помогите, ребята разобрать пословицы.
Конкурс пословиц:
Деревья – украшения земли.
Дереву цена – по плодам, а человеку – по трудам.
Лес – богатства и краса, береги свои леса.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
Ель не сосна – шумит не спроста.
Февраль силен метелью, а март – капелью.

Царь: Все вы знаете, все умеете. А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Конкурс: “Лесная азбука”.
Детям нужно составить правила поведения в природе, используя карточки-знаки, объяснить их значение.
Природа: А сейчас музыкальная пауза.
Песня “Если добрый ты”.

Царь: И в заключении конкурс:
“Самый любознательный”:
Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом).
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).
Плоды, каких кустарников очень богаты витамином “С”? (Черной смородины и шиповника).
Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему?

Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли.( Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее).
Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).
Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику).
Какое растение называют “цветок – букетик”? Почему? (Медуницу. сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая цветки меняют окраску на красный цвет).
Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб).

Царь:
Какие молодцы! Порадовали вы меня, ребята! Я очень рад, что вы цените природу, много знаете и охраняете ее. А у меня для всех вас есть сюрприз.(Все вместе исполняют Гимн “Наш дом – природа”.)
Дети читают стихи: Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Природа: – Ну, что понравилось вам наше путешествие?
Царь: – Сумели мы раскрыть небольшие тайны природы?
Природа: Приходите к нам, и тогда каждый день вы будете познавать секреты и тайны природы.
Царь: Ждем вас в гости! А на память о сегодняшней встречи мы хотим подарить вам небольшие памятки – книжечки, которые вы прочитаете всей семьей.
И может быть, те советы , которые здесь находятся, пригодятся вам.
Всего доброго!
До скорой встречи!
(Дети дарят гостям памятки – книжечки, звучит звуковое сопровождение).

Экологическая викторина «Зимний лес» для старшей группы

Цели: закрепить представления детей о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории, его много ярусности особенностях приспособления обитателей леса к зиме;

упражнять в умении различать деревья по веткам, коре, плодам, различать изображения животных;

развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;

укрепить познавательный интерес к природе, воспитывать командный дух, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Материалы: изображения лесных обитателей и их следов, набор веток и кусочков коры деревьев, следов животных, еловые и сосновые шишки, изображение зимнего леса к стихотворению З. Александровой

«Зимняя песенка», рябина, сало, эмблемы и медали для участников команд.

Ход викторины

 

Под музыку Свиридова «Метель» выходят дети двух команд.

Ведущий:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку. (С.Есенин)

 

Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы с вами постараемся разгадать их. Мы узнаем, какая команда - « Зайчики» или «Белочки» - знает больше интересного о том, что происходит в зимнем лесу.


Приветствия команд:

Команда «Зайчики»

Прыгает заинька,

Прыгает беленький,

Зайка — прыг, зайка — скок,

Слышен зайкин голосок:

«Холодно заиньке,

холодно белому,

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой!»

 

Команда «Белочки»

«Ах! Как нам наскучили

Вьюги, холода

И морозы жгучие,

Словно навсегда.

Рыженькие белочки

Прячутся в дупло

Поскорей бы солнышко

Ясное взошло!»


 

Ведущий: Дети, ответьте, пожалуйста, что обязательно должно расти в лесу, без чего  не бывает леса? (без деревьев). А сможете ли вы узнать деревья в зимнем  лесу?

«Определи дерево»

В этом конкурсе команды должны определить дерево по кусочку коры. Затем команды получают подносы с набором веток деревьев и одну из шишек(еловую или сосновую). Нужно найти веточку дерева по его шишке и назвать дерево.

 

Включается аудиозапись песни»Про следы» (из мультфильма «Маша и медведь»)

Ведущий :  Ребята, из какого мультфильма эта песня? Правильно ,Маша никак не могла определить следы на снегу, которым её обучал медведь, но вы то дети смышленые  и обязательно справитесь со следующим заданием.

«Угадай следы»

- Спасибо! А вам необходимо угадать по следам, кто прячется за кустом.

Каждая команда получает карточки с изображением следов животных (следов больше чем животных)  и картинки соответствующих животных: «Белочки»- медведя, белки, оленя; «Зайчики» -волка, зайца, кабана.

«Разминка команды».

  1. Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)
  2. Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)
  3. Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)
  4. Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)
  5. -Назовите пролетных птиц (снегирь, свиристель)
  6. Какие праздники отмечают в феврале? (23 февраля, масленица)

 

«Пантомима»

А в следующем конкурсе надо изобразить лесных зверей с помощью пантомимы.

Один или несколько участников одной команды изображают животное, дети из другой команды называют и поясняют, почему так решили. («Зайчики»- кабан, волк; «Белочки»- олень, белка)

 

«Хищники и травоядные»

Ведущий: А теперь следующее задание! Назовите на картинках зверей (кабан, волк, заяц, лиса, олень, белка). Команда «Зайчики»- хищников леса, а команда «Белочки»-жителей травоядных.

Команды выполняют задание.

«Назови жилища»

Ведущий: Молодцы! А теперь скажите, как называются жилища лесных зверей.

Команды отвечают по очереди!

  1. У лисы… (нора)
  2. У белки-…(дупло)
  3. У волка…(логово)
  4. У медведя…(берлога)
  5. У мышки …(норка)

«Отбери птиц» 

Ведущий: Перед вами картинки с изображением птиц. Посмотрите внимательно и отберите перелетных отдельно и зимующих отдельно (по 6 карточек: 3-зимующие, 3 перелетные). Команды выполняют задание.

«Разминка для болельщиков». Болельщики  по очереди отвечают на вопросы. 

- Почему говорят, что волка ноги кормят?

-Что птицам страшнее- голод или холод? (Объясните, почему)

-Чем заяц питается зимой?

- У какой птицы зимой выводятся птенцы? (клест)

-Что делает медведь зимой?

- Какой по счету зимний месяц – январь?

 

«Загадки»

  1. Кто зимой холодной бродит злой голодный. (Волк)
  2. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает? (Белка)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата, Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

  1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (медведь)
  2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось, олень)
  3. Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

 

На фоне изображение зимнего леса ребенок рассказывает стихотворение З. Александровой.

Зимняя песенка


 Белая лужайка,
Тёплая фуфайка,
Я на лыжах побегу - 
Ты меня поймай-ка!

На берёзках снегири
Ярче утренней зари,
Синие синички,
Снег за рукавички.

Белая дорожка,

 Подожди немножко.
Кто-то ходит за кустом - 
Заяц или кошка?

Если кошка ходит – пусть!
Если заяц – не боюсь!
Если волк с медведем - 
Дальше не поедем!

 


 

Подведение итогов викторины, награждение победителей.

Использованы материалы программы «Детство»

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.  (С.Есенин)

№ 1 «Определи дерево»

- В зимнем лесу можно встретить разных зверей и птиц.

№ 2 «Угадай следы»

- Спасибо! А вам необходимо угадать по следам, кто прячется за кустом.

 

№ 3 «Разминка команды».

  1. Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)
  2. Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)
  3. Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)
  4. Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)
  5. -Назовите пролетных птиц (снегирь, свиристель)
  6. Какие праздники отмечают в феврале? (23 февраля, масленица)

 

№ 4 «Пантомима»

№ 5 «Хищники и травоядные»

«Зайчики»- хищников леса                «Белочки»-жителей травоядных.

 

№ 6 «Назови жилища»

- Молодцы! А теперь скажите, как называются жилища лесных зверей.

  1. У лисы… (нора)
  2. У белки-...(дупло)
  3. У волка...(логово)
  4. У медведя...(берлога)
  5. У мышки ...(норка)

 

№ 7 «Отбери птиц»

№ 8 «Разминка для болельщиков». Болельщики  по очереди отвечают на вопросы. 

- Почему говорят, что волка ноги кормят?

-Что птицам страшнее- голод или холод? (Объясните, почему)

-Чем заяц питается зимой?

- У какой птицы зимой выводятся птенцы? (клест)

-Что делает медведь зимой?

- Какой по счету зимний месяц – январь?

 

№ 9 «Загадки»

  1. Кто зимой холодной бродит злой голодный. (Волк)
  2. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает? (Белка)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата, Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

  1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (медведь)
  2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось, олень)
  3. Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД на тему "Викторина по экологии для детей старшей группы"

Цель:Обобщить знания детей о живой и неживой природе,способствовать развитию познавательных интересов.Задание 1 ""Разминка"Задание 2 "Определи правильно"Задание 3 "Парово...

Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Викторина по экологии  для детей старшего дошкольного возраста«Знатоки природы»...

Игра-викторина по экологии для детей старшей группы «Что мы знаем о природе?».

Обобщить знания детей о природе, о правилах поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе....

Викторина "Юный эколог" (для детей старшего дошкольного возраста)

Викторина "Юный эколог" предназначена  для прививания интереса у детей  к изучению природы....

Конспект интеллектуальной викторины по математическому развитию для старшей группы "Царство математики"

Действующие лица: ведущая, команда «Знатоки», команда «Грамотеи»Ведущая: Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на викторине, которая называется «Царство математики»...