Конспект ООД по теме: "Медведь - дикое животное" в рамках реализации опыта "Формирование познавательной активности посредством моделирования"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шнайдер Вера Алексеевна

В конспекте представлен учебный материал по ознакомлению детей подготовительной группы с условиями жизни диких животных – бурых медведей, питанием, используя элементы экспериментирования и моделирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_medved_-_dikoe_zhivotnoe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Ребенок и окружающий мир»

по разделу «Ознакомление с природой»

Образовательная область «Познание»

Тема. Медведь – дикое животное.

в подготовительной группе.

МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР»

 

Воспитатель: Шнайдер В.А.

г. Бийск – 2015г.

Тема. Медведь – это дикое животное

Цель: Создание условий для формирования представлений о диких животных – медведях.

Коррекционно - обучающие задачи.

Продолжать знакомить с условиями жизни диких животных – бурых медведях, питанием, используя элементы экспериментирования;

Закрепить и уточнить обобщающее понятие «дикие животные»;

Совершенствовать умение сравнивать  и узнавать диких животных (медведей)  по их существенным признакам, используя модели;  

Коррекционно  -  развивающие задачи. 

Развивать умение видеть проблему,  структурировать материал, делать выводы и умозаключения.

 Развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные навыки, познавательную активность и мелкую моторику пальцев рук. 

 Речевая задача:

Обогащать словарный запас детей за счет образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Коррекционно  -  воспитательные задачи. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение договариваться друг с другом.

Предварительная работа: Чтение сказок: «Три медведя», «Маша и медведь». Просмотр мультфильма: «Вини Пух и все-все-все». Исследовательская деятельность по темам: «Что бывает зимой?»; «Воробей»; «Почему у зайца длинные уши?». Рисование моделей. Беседа: «Кто такие хищники?». Дидактическая игра: «Какой, какая, какое…»

Материал и оборудование.    наборное полотно,     модели,   чашка с медом, чашка с водой, пустой стакан, салфетка,   деревянные палочки, мягкая игрушка медведя.

Для детей: тетради, простые карандаши, коричневый карандаш на каждого ребенка, фишки двух цветов.

Ход ООД

Этапы ООД, методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть.

Игровое упражнение

«Улыбка»

Основная часть.

Игровая мотивация

 

Игра «Логический квадрат».

Вопросы к детям

Двигательная пауза

 

Рассказ ребенка

(на доске модели)

Рассказ воспитателя

(выставляю модели)

Сбор новой информации.

(презентация)

Исследование меда

Сравнение воды и меда

 

Пальчиковая гимнастика.

 

Работа в тетради.

Упражнение

«Заштрихуй».

 Гимнастика для глаз

Игра «Назови ласково»

Заключительная часть.

Обобщение материала.

Подведение итогов.

-Ребята, подойдите все ко мне и встаньте в круг.

-  Собрались все дети в круг

  Я твой друг и ты мой друг

  Крепко за руки возьмемся

  И друг другу улыбнемся!

-Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

- Ребята, к нам в гости зашел Мишутка,  он собрался  в лес, к своим лесным друзьям.  Однако о них, он очень мало знает.

Как же нам ему помочь?

Молодцы! Мишутки, надо рассказать о лесных диких животных.

Присаживайтесь за столы.

- А для начало помогите Мишутки найти лесного зверя, который играл на полянке и спрятался?

- Молодцы!

-Какие животные живут в лесу?

- Как  одним словом их можно назвать?

- Чем они питаются: что едят лиса, волк, медведь?

- А что едят заяц, белка, лось?

- Кто из зверей делает запасы на зиму?

- Какие это запасы?

- Кто из зверей меняет цвет шубки?

- А как мы можем помочь диким животным?

Предлагаю отдохнуть:

Мишка вылез из берлоги

Потянулся на пороге

Головой медведь крутил

Наклонился взад – вперед

Вот он по лесу идет

Ищет мишка мед

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся.

 - Ребята, а кто хочет рассказать Мишутке о его лесном родственнике – медведе (использование моделей)

-Где живут бурые медведи?

-Какие части тела есть у медведя?

-Чем покрыто тело животного?

-Как называют детенышей медведя?

-Как медведь проводит зиму?

- Чем питается медведь?

Молодец!

Хотя медведей относят к хищникам, на самом деле они всеядны, поедают все, что попадается в лапы.

  Осенью они едят орехи, ягоды, грибы. Могут питаться так же насекомыми, мелкими грызунами, птичьими яйцами.

  Хищником медведь становится по необходимости, в основном весной, когда растительного корма еще мало. Может загрызть даже  кабана.  

  Но самое любимое лакомство медведя – это мед.

- В добавление моего рассказа,  давайте посмотрим презентацию «Бурый медведь», которую нам приготовил Мишутка.

   Хотя медведь крупное животное, он умеет хорошо лазать по деревьям.

  На лапах медведя есть когти, которыми он цепляется за ствол дерева и поднимается довольно высоко, чтобы добыть мед.

  Недаром люди назвали это животное – медведь, потому что он мед ведает (это значит, что он всегда знает, где мед находится, определяя его по запаху)

(просмотр сопровождается показом  слайдов)

-Ребята, а вы помните какой запах у меда приятный или нет?

-А давайте проверим?

-У меня есть две чашки, в одной из них – мед.

-Попробуйте определить в какой чашке мед с закрытыми глазами по запаху, в 1-ой или во 2 – ой?

Какой запах у меда вы почувствовали?

(показываю чашки с медом и водой)                      

-В какой чашке мед определите по цвету, почему?

 

  -Ребята, я хотела перелить мед в другую чашку, а у меня это не получилось, как вы думаете почему?

-А еще я к нему прилипла, почему? Что мы можем о нем сказать?

 -Почему же медведи любят мед. Как вы думаете?

 

Если мед сладкий, вкусный и медведю он очень нравится, значит, медведь - сладкоежка.

- Присаживаемся за столы.

По полянке мишка шел

И в бочонке мед нашел

Лапкой мед он доставал

Язычком его лизал

Нету меда!

Где же мед?

Ищет мишка – не найдет

Нужно обязательно

Мишке быть внимательным.

- А теперь откройте тетради, возьмите простые карандаши и заштрихуйте силуэт медведя.

- Пусть наши глаза отдохнут, а Мишутка нам в этом поможет (вожу игрушку в разные стороны)

- Давайте, поможем Мишутке назвать лесных зверей ласково: медведь, волк, медведь, лиса, еж, заяц, белка, лось, олень, бобер.

 

-Откройте тетради, и зарисуйте с помощью моделей,  все, что нового вы узнали о бурых медведях.

-Как вы думаете, Мишутка остался доволен нашим подарком и нашими ответами?

 -Если вы считаете, что мы помогли Мишутке, то возьмите красную фишку, а если нет – синюю.

-Поучились, поиграли,

 И героям помогли,

 Их заданья выполняли.

 «До свидания!» дружно скажем

 И рукою всем помашем.

-Все молодцы, всем спасибо.

Дети стоят в кругу

Берутся за руки

Улыбаются друг другу.

 

Дети предлагают  

свои ответы.

 Дети садятся за столы.

Ответы детей

Мясо других животных.

Грибы, орехи, лишайник, траву, кору…

Ходьба потягивание вращение головой

Наклоны

Ходьба

Поглаживание живота

Присесть.

В лесу. Туловище, голова, уши, 4 лапы, хвост.

Покрыто шерстью коричневого цвета.

Медвежата.

Впадает в спячку.

медом, малиной и т. д.

 

 Дошкольники подходят к педагогу.

 

Дети закрывают глаза, нюхают и определяют в какой чашке был мед.

Приятный, ароматный, цветочный  и т. д.

Дети находят мед, потому что он желтый, густой.

Он густой.

Мед липкий.

Вкусный, сладкий, полезный, липкий, ароматный, густой, желтый и т. д.

Дети садятся за столы.

Круговые движения шишкой на левой ладони.

Тоже на правой ладони.

Зажать между ладоней.

Раскрыли ладони.

Дети заштриховывают силуэты.

 

Дети водят глазами.

 

Дети называют животных ласково

Открывают   тетради,    зарисовывают модели.

Да.

Дети оценивают свой уровень

 

 

Литература.

  1. Куражева, Н.Ю. Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Цветик – семицветик [Текст]. / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 160 с.
  2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: монография / С.Н.  Николаева – М.: Просвещение, 2000. – 186 с.
  3. Маневцева, Л.М. Мир природы и ребёнок [Текст]. / Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова  – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 315 с.
  4. Скворцова, И.В. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет [Текст] / И.В. Скворцова. – М.: Олма-Пресс. – 2003г.
  5. Венгер, Л.А. Развитие способностей к наглядному моделированию. [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. - №2. – С.24.
  6. Презентация «Бурый медведь» сайт:

 http://volna.org/biologija/zhizn_burogho_miedviedia.html.

  1. Пальчиковая гимнастика «По полянке мишка шел» сайт:      http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nepreryvnoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-s-detmi-  starshei-grupy-na-temu-mishka-toptyzhka.html.
  2. Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги» сайт: http://www.master-of-happy.org/forum/94-362-1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности посредством экспериментирования

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дош...

статья "Формирование познавательной активности посредством моделирования у детей с ОНР"

В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования (Л.А.Венгер)....

Рабочая программа Реализация самостоятельной творческой активности посредством аппликации из разных видов картона

Рабочая программа   Реализация самостоятельной творческой активности посредством аппликации  из разных видов картона...

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во мно...

«МУКОСОЛЬКИ» тематическая площадка в рамках реализации технологии «Час творчества» посредством межгруппового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Цель: создать условия для приобщения детей к народному искусству, в условиях разновозрастного взаимодействия.Задачи:Образовательные- совершенствовать  навыки различных технологических приемов леп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...