занятие "Магнит.Свойства Магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Змеева Татьяна Геннадьевна

образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению со свойствам магнита 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_magnit.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности

по познавательной деятельности

в старшей группе

на тему: «Магнит. Свойства магнита».

                                                           

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                 

выполнила:

Змеева Т.Г. воспитатель

 ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани

 

г. Сызрань, 2015 год

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (подгрупповая,  индивидуальная, парная)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

2. Сформировать представление о полюсах магнита, познакомить со способом изготовления самодельного компаса.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.

Активизировать словарный запас детей: манит, притягивает, отталкивает,  полюс, южный, северный.

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками игровую ситуацию.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности.

4. Воспитывать доброжелательные отношения.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

1. Приобщать детей к музыкальным и художественно – литературным произведениям, малым фольклорным формам (загадкам).

2. Развивать умение понимать смысл произведений, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

3. Закреплять навыки схематичного рисования предметов.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

2. Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Познакомить детей с магнитами разной формы, дать возможность проверить их свойства; магнитная игра «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет»; использование на занятиях магнитной доски; заучивание песни «Почемучки» музыка и слова Л. Труниной; беседа о профессии учёных; рассматривание  иллюстраций   деятельности учёных в лаборатории, рассматривание глобуса; просмотр телепередачи «Что? Где? Когда?»; изготовление сувениров - магнитов из соленого теста; собирание коллекции предметов, с использованием магнита.

Оборудование и материалы:

Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», мультимедийная        установка, запись видеописьма от «Почемучек», слайды с изображением «Золушки», «Буратино»; белые халаты по количеству детей, вывеска «лаборатория», столы, стулья. Коробочки со знаками «+», «-»; магниты различной формы и  разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; канцелярские скрепки; миски с горохом, карточки - схемы каждому ребёнку; ключ металлический, шнурок, банка с водой; компас, миска с водой, иголка, лист бумаги круглой формы, магнитный театр «Заюшкина избушка».

Методы и приёмы:

1. Практические (динамическая пауза «Буратино», пальчиковая гимнастика «Точка внимания», экспериментальная деятельность, работа с карточками - схемами).

2. Наглядные (видеописьмо, коллаж «Магнетические и немагнетические предметы»; слайды с изображением «Золушки», «Буратино»).

3. Словесные (беседы, проблемные ситуации, загадка, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Проведение экспериментов.

Цель: закреплять знания о свойствах магнита, умение отделять магнетические предметы от немагнетических. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,  осуществлять эксперимент.

Работа с карточками – схемами.

Цель: закреплять умение детей пользоваться схемами, отображающими свойства магнита с помощью условных знаков.

Рассматривание коллажа.

Цель: закрепление знаний о свойствах магнита, взаимодействии с предметами. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 

Моделирование.

Цель: познакомить детей со способом изготовления самодельного компаса. Развивать познавательный интерес,  изобретательность.

Игровая

Игровая ситуация

«Исследовательская лаборатория».

Цель: побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками в игровую ситуацию. Воспитывать доброжелательные отношения.

Коммуникативная

Беседа, рассказ, проблемное общение.

Цель: обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей. Развивать коммуникативные навыки.

Музыкальная

Пение песни, слушание музыкального произведения.

Цель: приобщать детей к музыкальным произведениям. Развивать желание петь знакомую песню. Создать положительную атмосферу.

Восприятие

художественной литературы и фольклора

Отгадывание загадки.

Цель: прививать интерес к малым фольклорным формам. Развивать умение отгадывать загадки, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Слушание сказки.

Цель: прививать интерес к сказкам, внимательно слушать, понимать их смысл, народную мудрость. Воспитывать доброту, сочувствие, умение сопереживать главному герою сказки.

Изобразительная

Рисование символов.

Цель: Отображать свойства магнита с помощью условных знаков. Закреплять навыки схематичного рисования предметов.

Двигательная

Динамическая пауза.

Цель: Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, предупредить утомляемость воспитанников.

Ход образовательной деятельности:

(Воспитатель вместе с детьми под музыку Л. Труниной входят в группу, встают в круг и  исполняют песню «Почемучки», сопровождая текст песни движениями, здороваются с гостями)

Воспитатель: Ни для  кого не будет секретом, если я скажу, что дети самый любознательный народ. Они хотят очень многое узнать и задают много вопросов. Таких детей называют «Почемучками».  Ответы на свои вопросы дети находят у своих родителей, из телепередач, из книг, энциклопедий. Вам всем знакома игра «Что? Где? Когда?». В этой игре есть команда Знатоков, которым задают различные вопросы. На эти вопросы Знатоки стараются ответить, используя свои знания. Вы, ребята, знаете, кого можно считать Знатоками?

 Ответы детей: (Тех людей, которые многое знают. Они очень умные, читают много книг).

Воспитатель: Вы хотели бы стать Знатоками?

Ответы детей.

Воспитатель: Уважаемые, Знатоки, так теперь я вас буду называть, в наш клуб пришли гости. Они хотят знать, как мы будем выполнять   необычные задания и давать ответы на сложные вопросы, а я вам буду в этом помогать. Свои исследования мы будем вносить в карточки – схемы с помощью условных обозначений. Сегодня пришло видеописьмо от Почемучек, сейчас мы его просмотрим, присаживайтесь на стулья.

Воспитатель включает установку для просмотра видеописьма.

В видеописьме девочка рассказывает легенду: «В давние времена жил – был   Иван- мастер. Иван мастерил  шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, да так увлёкся, подбирая необходимое, что обронил  резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Долго ходил Иван по лесу, устал, сел на пенёк и думает, что же я без резака делать буду. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: « Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. « Спасибо, тебе дедушка. А зовут- то тебя, как?»- спрашивает Иван. Старичок отвечает: « А зовут меня Нит. Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Только старичок произнёс эти слова, как тут же исчез. Думает Иван: « Что за диво,  старичок просто маг какой-то. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в суму, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к  суме. Поднял Иван суму, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный! Пришёл Иван домой рассказал матушке, что с ним в лесу приключилось. А она ему и говорит: « Это ты с магом Нитом встретился, всё до чего он прикоснётся, потом притягивать к себе может, вот  как этот камень.  Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?»

Воспитатель: Ну, что, Знатоки, вы внимательно слушали первый вопрос. Теперь нам предстоит на него ответить. Предлагаю пройти в нашу лабораторию и научно доказать или опровергнуть версию о «волшебном» камне. Кто из вас знает, как называются профессии людей, которые работают в лабораториях?

Ответы детей: (Учёные, исследователи, лаборанты.) 

Воспитатель: А как нужно вести себя в лаборатории и почему?

Ответы детей: (Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не  пробовать на вкус.)

(Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами свои места).

Воспитатель: И так, как вы думаете, Знатоки, о каком «волшебном» камне идёт речь?

Ответы детей. (Это не «волшебный» камень, а обыкновенный  магнит. Он притягивает к себе предметы.)

Воспитатель: А какие по форме вы знаете магниты?

Ответы детей.  (Магниты бывают  колечком, палочкой, подковкой, пластинкой…)

(Воспитатель знакомит с символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).

Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит поместите в коробку со знаком «+», а остальные -  в коробку со знаком «-».

(Дети самостоятельно проводят эксперимент).

Воспитатель: И так, Знатоки, я смотрю, ваша работа завершена. Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?

(Дети перечисляют предметы).

Воспитатель: Кто из вас сможет это отобразить на таблице? На этой таблице изображены различные предметы вокруг магнита: болт, скрепка, шишка, кнопка, чашка, карандаш, надо провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает.

(Ребёнок выполняет задание самостоятельно).

Воспитатель: Знатоки, вы все согласны с данным решением?

(Дети высказывают своё мнение, воспитатель обобщает их ответы).

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, сделаем пальчиковую гимнастику: 

«Точка внимания » 

Понемножку по ладошке,
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке,
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

Давим,

крепко сжать кулаки

Тянем,

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

Воспитатель: А сейчас внимательно просмотрим видеописьмо со следующим вопросом.

(На экране появляется девочка: «Ребята, отгадайте загадку о сказочном герое»:

 Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

(После того, как дети отгадали загадку, на экране появляется изображение Золушки).

 «Вам всем знакома сказка «Золушка». Злая мачеха  заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу  от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в горох скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы  вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке быстро справиться с работой?»)

Ответы детей: (Надо использовать магнит. Подержать магнит над миской с горохом и  скрепки притянутся к магниту.)

Воспитатель: Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.

(Воспитатель знакомит с символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!

Воспитатель: Знатоки, вы наверно, обратили внимание, что не все скрепки притянулись прямо к магниту. Некоторые скрепки прицепились к другим скрепкам. Стальные скрепки намагнитились и сами стали магнитом. Посмотрите, что я вам покажу.

(Воспитатель осторожно отсоединяет первую скрепку от магнита, вторая держится, так же осторожно подносит эту скрепку к другим ранее намагниченным скрепкам – получается цепочка из скрепок).

Воспитатель: А сейчас попробуйте сами всё это проделать.

(Дети выполняют эксперимент со скрепками, воспитатель подбадривает. Помогает тем,  у кого не всё получается).

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Предлагаю всем просмотреть следующее видеописьмо.

(На экране появляется мальчик: «Мой любимый сказочный герой Буратино. Я люблю придумывать сказки. В моей сказке Карабас Барабас придумал новое испытание для Буратино. Он спрятал кукол в тёмном чулане и  закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка Карабас Барабас бросил в банку с водой. Если Буратино сможет достать этот ключ, не сливая воду и не замочив руки, то он откроет замок, и куклы будут свободны. Что же нужно сделать Буратино, чтобы достать ключ из банки с водой, не замочив руки?»).

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино достать ключ из банки. Что же делать?

(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к банке с водой, как это было с горохом и скрепками).

Воспитатель: Что ж, Знатоки, стоит попробовать.

(Воспитатель предлагает одному из Знатоков проделать этот эксперимент. Ему удаётся достать ключ из воды с помощью магнита, привязанного к концу шнурка).

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Молодцы, и на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет двери чулана, а куклы окажутся на свободе и будут всех радовать своими новыми представлениями!

Воспитатель: Я  предлагаю вам сделать физкультминутку с Буратино.

 (На экране появляется изображение Буратино).

Физкультминутка «Буратино»:

Буратино потянулся,                          (Стоя  потянуться, прогибая спину)

Раз нагнулся, два нагнулся              (Руки на поясе, наклоны вправо,  влево)

Руки в стороны развёл                   (Развести руки в стороны)

Оглянулся и пошёл.                        (Оглянуться вправо, влево, ходьба на месте)

Воспитатель: А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу?

(Мнения детей расходятся).

Воспитатель: Сейчас мы проверим ваши предположения. Возьмите два магнита и проверьте. Что произошло?

(У одних детей магниты со звуком прилипли друг к другу, а у других - магниты «убегают» друг от друга.)

Воспитатель: У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный.

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Предлагаю просмотреть следующее видеописьмо.

(На экране появляется мальчик:  «Мой папа часто ходит в походы со своими друзьями и каждый раз с собой берёт предмет, похожий на часы, но стрелка, почему то одна. (Мальчик показывает компас). Что папа берёт с собой в поход и зачем ему это?

Воспитатель: Кто из вас, Знатоки, знает этот предмет?

Ответы детей: (Это компас.)

Воспитатель: Обратите внимание у компаса стрелка с одной стороны синяя, а  с другой красная. И как бы я не повернула компас, его стрелка всегда будет показывать на север. Как вы думаете почему?

Ответы детей: (Потому что стрелка у компаса магнитная).

Воспитатель: Стрелка компаса притягивается к северному полюсу Земли. Получается, что наша Земля – это тоже магнит, только очень большой. И у Земли тоже есть два полюса – северный и южный.

Воспитатель: Зачем нужен компас?

Ответы детей: (Компас помогает найти дорогу, чтобы не заблудиться, не сбиться с пути военным, туристам.) 

Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как можно сделать самим компас. (Воспитатель берёт блюдце с водой, кладёт на поверхность воды бумажный круг, по центру которого лежит намагниченная игла - нужно провести по игле 20 раз в одном направлении. Круг начнёт медленно поворачиваться, а потом остановится. Иголка всегда будет показывать направление север – юг.)

Воспитатель: Таким компасом можно воспользоваться на прогулке и поиграть в кладоискателей.

Воспитатель: Остался последний вопрос от Почемучек.

(Воспитатель с детьми просматривают видеописьмо. Девочка: «Моя подруга, большая фантазёрка и выдумщица. Она мне сказала, что можно  двигать предметы, не касаясь его руками? Правда ли это?».).

Воспитатель: Чтобы найти ответ на этот вопрос я приглашаю всех в театр, посмотреть сказку.

Сказка «_Заюшкина избушка»

(Воспитатель рассказывает и показывает сказку).

Воспитатель: Из чего сделаны герои моей сказки?

Ответы детей: (Из бумаги.)

Воспитатель: Экран,  какой?

Ответы детей: (Бумажный.)

Воспитатель: В чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по бумажному экрану?

(Если дети не догадались, то раскрываю секрет и предлагаю им сделать то же самое).

Воспитатель: И так как мы ответим на вопрос: «Можно ли двигать предметы, не дотрагиваясь до них руками?»

Ответы детей: (Можно.)

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

 Воспитатель: Вы тоже можете вырезать любых героев сказок, с обратной стороны приклеить металлические пластинки и будете показывать сказки. И так, Знатоки, о чем шла беседа в нашем клубе сегодня?

Ответы детей: (О магните.)

Воспитатель: Что вы можете рассказать о магните, о его свойствах. При рассказе можете использовать карточку – схему.

Ответы детей: Магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы. У магнита два полюса, разные полюса притягиваются друг к другу. А одинаковые – отталкиваются. Магнит не теряет свои свойства, если перед ним стоит преграда из бумаги, картона, дерева, железа. Магнит людям необходим, он приносит пользу: компас, предметы бытовой техники, игры, сувениры, застёжки на карманах, сумках и т.д.

Воспитатель: Понравилось ли вам находить ответы на вопросы Почемучек?

Ответы детей: (Да, понравилось)

Воспитатель: А что понравилось больше всего? Почему?

(Дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: Мне тоже понравилось с вами сотрудничать. Вы молодцы! И вправе называться настоящими Знатоками!  Я хочу вам вручить каждому  - эмблему с изображением совы, которая является  символом мудрости и знаний.  

(В конце занятия воспитатель дарит каждому ребёнку по магниту и предлагает обследовать группу. Гостей приглашает посмотреть выставку с различными магнитными играми, предметами и поделками, где есть магнит).

                                   Используемая литература:

1. «Неизведанное рядом», О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего           дошкольного возраста», Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.

3. «Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии», Н.В.Рудель.

4. «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И.Ковалько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность педагога с детьми старшего возраста "Магниты и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита, развивать познавательный интерес к окружающему миру, учить детей делать выводы, размышлять, проводить опыты и эксперементы....

"Свойства магнита"

Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...

План развития мини-музея в подготовительной группе “Магниты”

План развития мини-музея в подготовительной группе“Магниты”Интересное о магнитах История магнитного хобби:занимательные фактВ ноябре 1954 года Джон И. Уитли получил патент на идею использов...

Знакомство с магнитом

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.Задачи: Познакомить детей с понятием «магнит».Сформировать представление о свойствах магнита.Актуа...

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...