Главные вкладки

    Мастер класс "Экспериментируем, размышляем, познаем"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Лебедева Екатерина Николаевна

    Данный мастер класс связан с экспериментальной деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

    Цель мастер класса - продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_eksperimentiruem_razmyshlyaem_poznaem.docx19.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс «Экспериментируем, размышляем, познаем»

             

    Данный мастер - класс связан с экспериментальной деятельностью

    Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

    Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

           В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность. 

           Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

    .Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.

    Задачи:

    1. Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги, магнита

    2. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

    3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

    Оборудование и материал: ноут - бук, мультимедиа, столы, стулья, презентация

    Раздаточный материал: салфетки, банка, крышка, лед, виноград, одноразовые стаканы, таз, цветы из цв., бумаги, лапки из пластилина, песок, карандаши, газ., вода, вода, тарелки, пчелы на магнитах, цветок.

    Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

    1. О материалах (песок, бумага).

    2. О природных явлениях (дождь).

    3.О закономерностях в природе

    Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

    Позволю себе напомнить структуру игры - эксперимента  

    • Постановка, формулирование проблемы;

    ·        Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;

    ·        Проверка гипотез;

    ·        Подведение итогов, вывод;

    ·        Фиксация результатов;

    ·        Вопросы детей.

    В процессе детского экспериментирования дошкольники учатся:

    1.     видеть и выделять проблему;

    2.     принимать и ставить цель;

    3.     решать проблему;

    4.     анализировать объект или явление;

    5.     выделять существенные признаки и связи;

    6.     сопоставлять различные факты;

    7.     выдвигать гипотезы, предположения;

    8.     отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

    9.     осуществлять эксперимент;

    10.   делать выводы;

    11.   фиксировать этапы действий и результаты графически.

     Ход мастер - класса.

    -Все мы любим сказки, а дети особенно. Сегодня я хотела бы в форме сказки познакомить вас с  некоторыми видами экспериментов. Сказка называется «Чудеса большого мира».

    (Звучит тихая мелодия под начало сказки)

    Слайд №1

    На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.

    Слайд №2

     Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов это были кувшинки. (Ответы детей)

    Опыт № 1

    Перед вами лежат цветы вырезанные из цветной бумаги и с помощью карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветы на воду, налитую в таз.

     Солнышко уже начало всходить и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

    Как вы, думайте, почему это происходит?

    Слайд №3

    Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

    Опыт № 2

    Налейте в стакан газированной воды и положите в нее виноградинку (рыбка).

    Что происходит с виноградом?

    Как вы, думаете, почему?

    Слайд №4

    Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь. (Музыка ветра и дождя)

    Утенок испугался и спрятался под кустом.

    Опыт № 3

    Друзья предлагаю вам налить в банки горячей воды. Сразу оговорюсь, если бы были дети, то этот опыт я бы провела сама в целях безопасности детей.

    Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда.

    Что же происходит со льдом?

    Как вы считаете, почему это происходит?

    Слайд №5

    Прошло немного времени,  и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы,

    Опыт № 4

    Возьмите тарелки с влажным песком и попробуйте нанести отпечатки следов.

    а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

    А вы как думаете, чьи следы мог увидеть утенок?

    Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

    Слайд №6

    (музыка - жужжания пчел)

    Шел, шел утенок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

    Опыт № 5

    Подойдите к лугу с цветами и посадите добрых пчелок на цветы.

    Как вы, думаете, почему пчелки не падают с цветов?

     Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, но он устал и захотел вернуться. Но у него осталось много вопросов, на которые  ему могла ответить   только мама-утка   

     1. Почему же распускаются кувшинки?

     2. Почему плавают рыбки?

     3. Почему идет дождь?

     4. Почему остались следы на песке?

     5. Почему пчелы летят на цветы?

    А теперь мне бы хотелось показать вам – взрослым маленькое волшебство под новый год.

    Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

    -Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение).

    Рефлексия.

    Эти все – эксперименты –

    Интересные моменты!

    Всё, всё, всё хотим узнать!

    Нужно всё зарисовать!

    Как наш опыт получился,

    Сколько времени он длился?

    Удивляемся всему:

    Как? Зачем? И почему?

     Хотелось бы в двух словах узнать о ваших впечатлениях о мастер – классе. Предлагаю использовать для этого цветик - семицветик, давая вам выбор.

    На лепестках цветка написаны вопросы:

              1.  Что я сегодня узнала?

    2. Что для меня было интересно?

    3. Я  поняла, что…

    4. Теперь я могу…

    5. Я  приобрела…

    6. Что меня удивило?

    7. Что я возьму для своей работы?

    Спасибо за работу!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер класс для родителей "Познаем играя, или как превратить процесс познания в увлекательную игру"

    Педагог наглядно покаазывает родителям, что процесс познания не стоит превращать в скучный рутинный процесс запоминания, с помощью игрв можно вовлечь ребенка в познавательный процесс в качестве активн...

    мастер - класс "Кто в куклы не играет, тот счастья не познает"

    Игрушки не рождаются сами: их создает человек. А знаете ли вы, что, они являются частью культуры всего человечества, игрушка сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее нар...

    Мастер-класс "Интересуясь-познаем, познавая-развиваемся"

    Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педаго...

    Презентация мастер-класса "Экспериментируя - познаем окружающий мир"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15602937","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]]https://yadi.sk/i/aV3EGyxwKHCIrQ...

    Презентация мастер-класса "Экспериментируя - познаем окружающий мир"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15602985","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]]https://yadi.sk/i/aV3EGyxwKHCIrQ...

    Программа "Чувствуем, познаем, размышляем"

    Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.Б.П.НикитинТворческие...