Детское экспериментирование и его влияние на познавательную активность
статья по окружающему миру по теме
В даном материале представлены цели и задачи экспериментальной деятельности , а также рекомендации по наполнению уголков экспериментирования в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_ped_sov_eksperementirovanie.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование и его влияние на познавательную активность
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Н.Н.Поддьяков
Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ
при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов);
- развитие представлений о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;
- развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).
2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);
3.Развитие умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение
- формирование способов познания путём сенсорного анализа;
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:
-постановка проблемы
-целеполагание( что нужно сделать)
- выдвижение гипотез ( поиск путей решения)
- проверка гипотезы
- анализ полученного результата ( подтвердилось , не подтвердилось)
- формулирование вывода.
Должна соблюдаться техника безопасности
1 Бери только нужные для работы материалы
2 С сыпучими предметами работай на подносе
3 Пробовать на вкус можно только в том случае , если уверен в том , какое вещество ты пробуешь
4 Окончив работу, положи все на место
Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать. Опытно- экспериментальная деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям ребенка.
В младшем возрасте можно проводить игры с водой: « водичка – водичка», «кто живет в воде» «брызгалки». « пускаем кораблики», «мыльные пузыри» Игры с песком: «маленькие художники» «лепим пирожки». Игры с камешками.
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.) Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой..,
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
В средней группе работа введется с небольшим усложнением. Дети более осознанно относятся к проведению игр-опытов : со снегом. льдом, деревом, камнями. Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность у детей повышается
Очень интересно проходят занятия со старшими детьми. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты: Экспериментирование с песком, глиной (Уточнить представления о свойствах песка и глины.)
Опыты с водой (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) .
Экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха). Наблюдение за жизнью растений, животных Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут? Могут ли животные жить в земле?
Экспериментирование с предметами (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)
Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
В уголке эксперементирования рекомендуется иметь:
Приборы помощники:
- увеличительное стекло, весы (безмен), песочные часы, магниты , мерные ложки, линейки, сито , шприцы без иглы;
- разнообразные сосуды разного объема и формы( стаканчики.. тарелки, формочки;
- природный материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья, мех,шишки, листья деревьев, семена и т.д.
-бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки ,и т.д.
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.
прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, поролон,, металлические предметы ,соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, зеркола и т.д
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Подборка детских энциклопедий: « Зачем и почему?», «Все обо всем» А. Ликум, « Что есть что» М.Ильин
Основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, в своей работе можно использую игрушку мальчика Почемучку, который делал первые открытия вместе с детьми.
Важно включать эксперементирование в разные виды деятельности: игру, труд , прогулку, наблюдение, самостоятельную деятельность .
Взрослым НЕЛЬЗЯ:
1отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этих желаний может лежать такое качество как любознательность.
2 отказываться от совместных действий с ребенком , игр ит.д. ребенок не может развиваться в обстановки безучастности к нему взрослых
3 сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность.
4 не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки. Осознание неуспешности приводит к потере интереса к этому виду деятельности.
Эксперементирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Систематические игры - эксперементирования, занятия с опытами во всех видах и формах- являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
Выступление на педсовете, посвященному познавательно-исследовательской деятельности детей, ее влиянию на развитие творческих способностей в продуктивной, речевой и конструктивной деятельности....
«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»
Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:· Ребёнок учится мыслить творчески.· Ребёно...
Тема: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
Абдулина Гуляйда Ахатовна"Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности ".В данной статье, рассказывается о проблемах дошкольного восприятия окружающ...
"Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности"
Консультация для педагогов ДОУ....
Влияние экологических игр на познавательную активность дошкольников
Познавательная активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.С...
Влияние творческой игры на познавательную активность детей.
Я убедилась, что использование творческой игры открывает простор детской фантазии. развивает речь детей. учит их сравнивать и анализировать. делать выводы....