Детское экспериментирование и его влияние на познавательную активность
статья по окружающему миру по теме

В даном материале представлены  цели и задачи экспериментальной деятельности ,  а также рекомендации  по наполнению  уголков экспериментирования в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_ped_sov_eksperementirovanie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование  и его влияние  на познавательную активность

 

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Н.Н.Поддьяков

 Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Задачи экспериментальной деятельности

1.     Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

-  развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);

-  развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ

при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов);

-   развитие представлений  о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;

-  развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).                     

2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

3.Развитие умственных способностей:

-      развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение

-  формирование способов познания путём сенсорного анализа;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

  Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность

 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.

Детский эксперимент должен  иметь следующую структуру:

-постановка проблемы

-целеполагание( что нужно сделать)

- выдвижение гипотез ( поиск путей решения)

- проверка гипотезы

-  анализ полученного результата ( подтвердилось , не подтвердилось)

- формулирование вывода.

 Должна соблюдаться техника безопасности

1 Бери только нужные для работы материалы

2 С сыпучими предметами работай на подносе

3 Пробовать на вкус можно только  в том случае , если уверен в том , какое вещество ты пробуешь

4 Окончив работу, положи все на место

Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать. Опытно- экспериментальная деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям ребенка.

 В младшем возрасте можно проводить игры с водой: « водичка – водичка», «кто живет в воде» «брызгалки». « пускаем кораблики»,   «мыльные  пузыри» Игры с песком: «маленькие художники»  «лепим пирожки». Игры с камешками.

 Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.) Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой..,

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

 В средней  группе работа  введется  с небольшим  усложнением. Дети более осознанно относятся к  проведению игр-опытов : со снегом. льдом, деревом, камнями. Поскольку сложность экспериментов   возрастает и самостоятельность у детей повышается

Очень интересно проходят занятия со старшими детьми. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.  С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты: Экспериментирование с песком, глиной (Уточнить представления о свойствах песка и глины.)

Опыты с водой (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) .

Экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха). Наблюдение за жизнью растений, животных Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут? Могут ли животные жить в земле?

Экспериментирование с предметами (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)

 Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).

В уголке  эксперементирования  рекомендуется иметь:

 Приборы помощники:

- увеличительное стекло, весы (безмен), песочные часы, магниты , мерные ложки, линейки, сито , шприцы  без иглы;

-  разнообразные сосуды  разного объема и формы( стаканчики.. тарелки, формочки;

- природный материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья,  мех,шишки, листья  деревьев, семена и т.д.

-бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки ,и т.д.

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.

прочие материалы: зеркальца, воздушные шары,  поролон,, металлические предметы ,соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, зеркола и т.д

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Подборка детских энциклопедий: « Зачем и почему?», «Все обо всем» А. Ликум, «  Что есть  что» М.Ильин

 Основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, в своей работе  можно  использую игрушку мальчика Почемучку, который делал первые открытия вместе с детьми.

Важно включать эксперементирование в разные виды  деятельности: игру, труд , прогулку, наблюдение, самостоятельную деятельность .

Взрослым НЕЛЬЗЯ:

1отмахиваться от желаний ребенка, ведь  в основе этих желаний  может лежать  такое качество как любознательность.

2 отказываться от совместных действий  с ребенком , игр ит.д. ребенок не может развиваться в обстановки безучастности к нему  взрослых

 3 сиюминутные запреты без объяснений  сковывают активность и самостоятельность.

4  не следует  бесконечно указывать на ошибки и недостатки. Осознание неуспешности приводит к потере интереса к этому виду деятельности.

Эксперементирование  имеет огромное значение в развитии  интеллектуальных способностей  детей. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

  Систематические игры - эксперементирования, занятия с опытами во всех видах и формах- являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности  к целостному восприятию окружающего мира.

          

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Выступление на педсовете, посвященному познавательно-исследовательской деятельности детей, ее влиянию на развитие творческих способностей  в продуктивной, речевой и конструктивной деятельности....

«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»

Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:·         Ребёнок учится мыслить творчески.·         Ребёно...

Тема: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Абдулина Гуляйда Ахатовна"Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности ".В данной статье, рассказывается о проблемах дошкольного восприятия окружающ...

Влияние экологических игр на познавательную активность дошкольников

Познавательная активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.С...

Влияние творческой игры на познавательную активность детей.

Я убедилась, что использование творческой игры открывает простор детской фантазии. развивает речь детей. учит их сравнивать и анализировать. делать выводы....