Главные вкладки

    Консультация для родителей по теме "Игры - опыты с песком и водой".
    консультация по окружающему миру на тему

    Дети - это маленькие исследователи. Им все интересно: потрогать, посмотреть, понюхать. А чтобы огонек любознательности в глазах маленького "почемучки" не погас - нужно ему помочь, подсказать, направить. Это задача родителей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyty_s_vodoy_i_peskom.docx20.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры-опыты с песком и водой

    Показывая ребенку игры с песком, предупредите малыша, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза. Отправляясь с ребенком на прогулку, возьмите с собой не только ведерко и лопатку, но и машинку. Пригодится вам и другой строительный материал: бруски, дощечки. Машина может быть большой, например самосвал, в нее ребенок будет нагружать песок и отправлять его на игрушечную стройку, а может быть и маленькой, тогда ребенок будет строить для нее дороги и мосты во влажном песке.

    1) Игра «Пирожки». Предложите ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом, ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.

    2) Игра «Столовая». Возьмите с собой на прогулку набор игрушечной посуды, с которой малыш сможет поиграть, будет готовить обеды из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли и сахара. Для приготовления первых и вторых блюд повару понадобится вода, а трава, цветы и листья пригодятся для салатов.

            3) Игра «Гости». Девочке, пришедшей к песочнице с куклой, наверняка понравится игра в кукольную квартиру, где вся мебель — диван, стол (в виде куба), стул, шкаф, а также ванна и плита — сделана своими руками из влажного песка с помощью лопатки или дощечки.

    Одна кукла может пригласить на праздничный обед другую. Задача взрослого — подсказать ребенку тему для новой игры, а малыш уже приложит собственную фантазию.

            4) Игра «Зоопарк». Возьмите набор мелких игрушек «Дикие животные», можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка — перекладина для ворот. Можно использовать в строительстве и формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получится хороший пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя.

    Используя набор игрушек «Домашние животные», предложите ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядки для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овцы, около дома будет стоять лошадка, ожидая хозяина, а в будке — сидеть сторожевой пес. Дом можно сделать так: отделите от песчаной горки лишние части песка и, приглаживая оставшийся песок фанеркой, придайте ему желаемую форму. Забор формируется из песка ладонями в виде вала или делается с помощью воткнутых в песок спичек (палочек). Из них можно изобразить в доме окно и дверь .

    5) Игра «Построй дворец для своего любимого сказочного героя». Играя с влажным песком, ребенок может делать постройки по собственному замыслу, а может пользоваться планом, который вы ему предложите, нарисовав его здесь же на песке или дав ребенку в руки настоящий чертеж. Малыш может проявлять свою фантазию в самых разных играх. Предложите ему: «Построй дворец для своего любимого сказочного героя, а потом укрась его ракушками, цветами и узорами». Можно устроить конкурс «Чей дворец лучше».

    Построить дворец, и даже замок из песка с высокими башнями и шпилями можно и весьма необычным способом. Для этого надо набрать полведерка песка, а затем налить туда же воду, доведя строительную смесь до консистенции манной каши. Капая большими каплями или выливая струйкой мокрый песок на свою постройку, можно наращивать ее вверх в форме башни.

    Строительную смесь из песка с водой можно поместить в полиэтиленовый мешок, у которого отрезан уголок, и выдавливать ее через отверстие. Последний способ напоминает украшение торта кремом с помощью кулинарного шприца. Этим же методом украшают уже готовую постройку или праздничный торт для куклы.

    Существует и еще один оригинальный способ лепки из мокрого песка. Его можно сравнить с работой скульптора. Высокой горкой насыпается сухой песок, сверху делается углубление и туда струйкой льется вода. Затем сухой песок отгребается, внутри остается заготовка из хорошо увлажненного песка. Далее с помощью совка или дощечки, выполняющих роль резца, необходимо удалить лишние слои песка, для того чтобы создать настоящее произведение прикладного искусства.

    6) Игра «Веселый всадник». Предложите двум детям (вдвоем можно соревноваться), пробежать или проскакать верхом на палке или большой ветке мимо нескольких песчаных горок или куличей, расположенных на одной линии на расстоянии 2—3 метров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и постараться не разрушить эти горки. Можно постепенно усложнять задание, добавляя к нему новые элементы. Пусть ребенок, например, проделает тот же путь задом наперед.

    7) Игра «Автослалом». Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если на трассе будут поставлены флажки (палочки), которые юному гонщику надо постараться не сбить во время движения. Дорожку для машины можно сделать и без препятствий. Тогда она должна быть еще более извилистой, например, в форме восьмерки или лабиринта.

    8) Игра «Задом наперед». Поставьте на одной прямой 3 куличика и попросите ребенка обойти их змейкой, двигаясь вперед спиной. Нужно постараться ни разу не задеть препятствия. Перед тем как ребенок начнет движение, предложите ему внимательно изучить свой путь. Во второй раз он должен будет обойти препятствия еще скорее, а в третий раз — бегом. Если эта задача ему удалась, то можно попробовать поставить уже не 3, а 5 куличей на одной линии.

    9) Игра «Попади!».

             В цель. Предложите ребенку с заранее определенного расстояния (обозначьте его чертой) кидать в песчаную горку или вырытую в песке ямку маленькие камешки, желуди или шишки. Если ребенок с легкостью попадает в цель, то попросите его отойти на 1 метр.

             В ворота. Сделайте ворота — для этого на расстоянии 1 м друг от друга воткните в песок палки или нарисуйте две линии. Ребенок с расстояния трех шагов должен прокатить мяч в ворота. После каждой удачной попытки уменьшайте ширину ворот, рисуя для этого новые линии или втыкая палки все ближе одна к другой.

             В круг. Нарисуйте круг диаметром не менее 1 м. Предложите ребенку попасть мячом в круг с расстояния в 1,5—2 м. Затем увеличьте это расстояние. Бросать мяч надо так, чтобы он попадал в центр круга.

    10) Игра «Катапульта». Для изготовления катапульты понадобятся доска и камень или песчаный бугорок. Поперек камня положите доску так, чтобы один ее конец касался земли, а другой — находился в воздухе. Возьмите нетяжелый предмет — это может быть резиновая игрушка или маленький мешочек с песком. Положите предмет на нижний конец доски. Затем наступите ногой на верхний конец доски — предмет подлетит в воздух. Посоревнуйтесь с ребенком — чей предмет взлетит выше. Будьте внимательны и не попадите им в себя или окружающих.

    11) Игра «Переправа». Начертите на песке «ручеек» — 2 параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга (для 3-летнего ребенка расстояние должно быть 30 см, для старших детей — до 1 м). Предложите малышу перепрыгивать через этот «ручеек», отталкиваясь двумя ногами. Главное условие — «не намочить ножки» (не заступить за линию).

    12) Игра «Кто дальше прыгнет». Обозначьте чертой место начала прыжка. Покажите ребенку, как можно прыгать с места или с разбега. Попросите юного спортсмена, употребляя слова «дальше» и «ближе», сравнить результаты разных попыток. Затем предложите потренироваться в тройном прыжке. Такой прыжок выполняется так: разбежался, оттолкнулся одной ногой — прыгнул, приземлился, оттолкнулся другой ногой — прыгнул, приземлился, оттолкнулся двумя — прыгнул. Если детей несколько, то игра станет еще интереснее и превратится в соревнование.

    13) Игра «Не разбуди удава!» Нарисуйте на песке змею или просто начертите линию и объясните ребенку, что это спящая змея. По команде «Раз!» попросите ребенка прыгнуть вперед, по команде «Два!», не поворачиваясь, прыгнуть через линию назад. Предупредите ребенка, что удав не проснется лишь в том случае, если ребенок не наступит на линию.

    14) Игра «По камешкам». Нарисуйте на разном расстоянии друг от друга круги и предложите ребенку перебраться по ним от старта к финишу, словно по камешкам через реку или по кочкам через болото. Прыгая из кружка в кружок, малыш должен не оступиться, чтобы не угодить в «воду». Для детей старшего дошкольного возраста кружки могут быть пронумерованы. Можно написать в них буквы какого-нибудь слова, например имя ребенка. Чтобы прийти к финишу, ребенок должен будет пройти по всем цифрам (буквам) по порядку.

    15) Игра «Цапля». Нарисуйте на песке 8—10 кругов на расстоянии 30 —50 см один от другого. Попросите ребенка прыгать из одного круга в другой на одной ноге (прямо или боком). Если в игре принимают участие двое или несколько детей, то выигрывает тот, кто дольше всех продержится на одной ноге.

    Игры с водой

    Летом, в теплый солнечный день, можно организовать игры с водой на свежем воздухе, налив ее в тазик или надувной бассейн. В ходе опытов и игр у юного экспериментатора наверняка появится масса вопросов, на которые вам непременно придется отвечать.

    Итак, малыш начинает знакомиться со свойствами воды. Для этого снабдите его всем необходимым. Приготовьте лейку, воронку, прозрачные емкости разной формы и величины, мерный стаканчик. В первую очередь обратите внимание ребенка на то, что вода прозрачна. Дайте малышу небольшую игрушку или камешек и попросите спрятать ее в кулачок. Затем спросите: «Где же игрушка? Нет ее, не видно. А теперь давай спрячем игрушку в воду, положи ее в таз». Выполнив задание, ребенок убеждается, что игрушку, лежащую на дне, видно. Объясните малышу, что вода прозрачная, поэтому в ней все видно. Если у вас есть аквариум, рассмотрите вместе с ребенком камешки, рыбок и растения в нем. Спросите у малыша, почему они так хорошо видны.

    16) Игра – эксперимент «Тонет – не тонет». Можно провести вместе с ребенком и еще один интересный эксперимент, погружая в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребенка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.

    17) Игра «Измерь лужу». На прогулке вместе с ребенком понаблюдайте за лужей. В воде отражаются окружающие предметы, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной величины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мелкие — одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Измерить глубину лужи можно палочкой или лопаткой.

    18) Игра «Купание игрушек». Предложите ребенку самому искупать свои игрушки в тазу с теплой водой. Дайте ему для этого все необходимое: таз, мыло, щетку, губку и полотенце. Если в воду добавить пеномоющее средство, то это занятие станет для малыша более привлекательным.

    19) Игра «Стираем — маме помогаем». Пусть ребёнок рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться. Можете попутно загадать маленькому помощнику загадки или прочитать стихотворения.

    Например:

    Ускользает, как живое,

    Но не выпущу его я.

    Белой пеной пенится,

    Мыть, стирать не ленится. (Мыло)

    Постираем мы сейчас,

    Нужно мыло, нужен. (Таз)

    Я один у мамы сын,

    Нет у мамы дочки.

    Как же маме не помочь

    Постирать платочки.

    Мыло пенится в корыте,

    Я стираю — посмотрите.

    Вот старательные дочки

    Постирали все платочки,

    А потом погладят сами —

    Помогать умеют маме.

    20) Игра «Рыбалка» (игра, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой). Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребенок ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните малышу, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной рыбки можно снять скрепку и продемонстрировать ребенку, что рыбка перестала «ловиться».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Игры с песком или песочная терапия»

    В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песк...

    Консультация для родителей на тему: "Игры с песком и водой. Играем крупой"

    Вода притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги….Песо...

    Консультация для родителей "Развивающие игры с космическим песком"

    В консультации представлены развивающие игры и упражнения с песком....

    Консультация для родителей "Световой стол для рисования песком"

                            Консультация для родителей            СВЕТОВОЙ  С...

    НОД во 2 мл группе на тему "Опыты с песком и водой"

    Данный материал поможет педагогам  при подготовке к занятию. Структура и содержание образовательнолй деятельности соответствуют ФГОС. В доступной игровой форме дети знакомятся с основными свойств...

    Консультация для педагогов Тема: "Роль игр с песком и водой для всестороннего развития детей"

    Программой воспитания в детском саду определен круг сведений   и  представление, которые  должны   получить дети.  Так, малыши знают, что песок сыпучий, что он...

    Консультация для родителей на тему: "Игры с песком или "Песочная терапия"

    Песочная терапия позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать пальцевую моторику; развивать навыки общения и речь; разнообразить способы сотрудничества....