Конспект НОД "Что я вижу из окна" в старшей группе МАДОУ №53 для детей с нарушением зрения.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к окружающему миру. 

Образовательные задачи.
- Формировать у детей систему знаний о домашних и диких животных (внешнем виде, среде обитания, детёнышах); времени года – осень, различать и называть деревья (дуб, клён, берёзу) и их листья (дубовые, кленовые, берёзовые).
- Дать элементарные знания  об  объекте  ближайшего окружения (окне) через художественное слово (загадку, стихотворение); вопросы, наблюдения.
- Дать новые знания детям о жилище диких животных в лесу.
- Формировать у детей отношение сотрудничества при решении учебных, игровых, трудовых задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭНГЕЛЬССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413116 Саратовская  область,  г. Энгельс, улица Ломоносова, д.33 «б» тел. (8453) 76-92-92, факс  76-90-89, e-mail: engmou3@mail.ru

Конспект

 Непосредственно образовательной
деятельности

по теме:

«Что я вижу из окна».

В старшей группе для
детей с нарушением зрения


Воспитатель: Суляева
Тамара Васильевна

Г.Энгельс 2015 год

Примерная основная общеобразовательная программа: «Программа IV вида для детей с нарушением зрения» под редакцией Л. Плаксиной

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Что я вижу из окна».

Ведущая образовательная область:
Познавательное развитие.

Сопутствующие образовательные области
:
- Речевое развитие,
- Художественно - эстетическое развитие,
- Социально – коммуникативное развитие,
- Физическое развитие.
Цель. Способствовать формированию у детей осознанному отношению к окружающему миру.
Программное содержание.

Образовательные задачи.
-
Формировать у детей систему знаний о домашних и диких животных (внешнем виде, среде обитания, детёнышах); времени года – осень, различать и называть деревья (дуб, клён, берёзу) и их листья (дубовые, кленовые, берёзовые).
-
Дать элементарные знания  об  объекте  ближайшего окружения (окне) через художественное слово (загадку, стихотворение); вопросы, наблюдения.
- Дать новые знания детям о жилище диких животных в лесу.
- Формировать у детей отношение сотрудничества при решении учебных, игровых, трудовых задач.

Развивающие задачи.
- Развивать умения сопереживать успехам и поддерживать в неудачах, считаться с мнением других детей группы.
- Развивать стремление к достижению результата в разных видах деятельности.
- Развивать речь детей: обогащать и активировать словарь детей словосочетаниями (нора лисы, логово волка, берлога медведя, гнездо ежа, дупло (или гнездо) белки); умение анализировать, делать элементарные выводы.

Коррекционные задачи.
- Активизация и стимуляция зрительных функций;
- Развитие функции прослеживания глаз;
- Развитие зрительно – моторной координации;
- Развитие зрительного внимания и слухового восприятия;
-  Ориентировка по цвету, форме;
-  Ориентировка в пространстве.

Здоровьесберегающие задачи.
-  Следить за осанкой детей во время ходьбы, сидя за столом.

Воспитательные задачи.
-
 Воспитывать волевые качества: выдержку, организованность.
- Воспитывать нравственные качества: дисциплинированность, общительность, вежливость, взаимопомощь.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Виды деятельности.
- Игровая,
-  Коммуникативная,
- Познавательно – исследовательская,
- Изобразительная,
- Музыкальная,
- Двигательная.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: 

Демонстрационный материал.
- ТСО: Телевизор для просмотра видео: 
1).  Познавательный мультфильм «Кто, где живёт?»
2). Персонаж – бабушка Дарья с речью.
3). Персонаж – СОВА с речью.
-
Магнитофон для прослушивания аудио музыки:
Песенка паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»,
голоса птиц, ветра, дождя и т.д.
- Плоскостные макеты деревьев: дуб, берёза, клён.
- Плакат – макет леса с жилищами диких животных: лисья нора, логово волка, берлога медведя, дупло белки, гнездо ежа, кусты для зайца.
- Арома лампа с запахом можжевельника и сосны.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- цветные карандаши;
- карточки с изображением зонта и сапог;
- листья дуба, берёзы, клёна.
- карточки диких зверей;
- карточки домашних животных и их детёнышей.

Предшествующая работа.

- дидактическая игра «С какого дерева листок»;
- дидактическая игра «Чей детёныш?»;
- рисование предметов по опорным точкам;
- заучивание потешки «Кошка» для пальчиковой гимнастики по схеме;
- Рассматривание деревьев и их листьев на картинках и на прогулке в природе;
- наблюдение из окна группы за сезонными изменениями и объектами ближайшего окружения;
- беседа на тему: «Чем отличается и что общего осенью в городе и лесу?»;
- рассматривание диких и домашних животных и их детёнышей;
- чтение произведений В.Бианки, Пришвина и других о животных и растениях.
Здоровьесберегающие технологии.
- Ароматерапия (сосна и можжевельник);
- Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Ход НОД

Деятельность  воспитателя

Деятельность воспитанников

Организационный момент.
Педагог проводит игру в кругу:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Люди здесь: и там, и сям, -
Улыбнёмся мы гостям.
Улыбались широко,
И обнимемся легко.


Воспитатель предлагает послушать внимательно загадку, которая определит тему занятия.

Загадка (сопровождается видео с временами года).
День за днём идёт кино,
На экране этом.
Солнца, зелени полно,
На экране летом!
Осенью – дождём умыт,
золото бросая,
А зимой сверкает лёд
Снег летит, играя,
А потом весна придёт
Пеньем птиц встречая,
Фильм идёт, идёт, идёт,
Без конца и края.
Вопрос. Что же это за экран такой?
- Правильно, окно.
Вопрос:
- Ребята, а где бывают ещё окна?


Формирование мотивационной основы.

Вопрос:
-
 Кто из вас любит смотреть в окно? А в какое время года и почему?

(Если дети не назовут осень и дождливую погоду, то восп-ль называет сам)

Воспитатель читает своё стихотворение:
Дождь идёт со всех сторон,
А у нас прекрасный дом:
Чистота и уют,
Здесь ребят с улыбкой ждут!
Предлагают вам игрушки,
Книжки, краски, погремушки…
Наигрались вы сполна, -
В окна улица видна.
Что вас тянет так к окну?
Ничего я не пойму!
Мама там идёт с работы?
Или папа - весь в заботах?
Но пока ещё не вечер,
Веточки качает ветер.
Листья в воздухе кружатся,
И на землю все ложатся.

Вопрос. Ребята, а где больше всего листьев можно увидеть: в городе, в лесу или деревне? Почему?

 

Звонок телефона.
Звонит бабушка Дарья из деревни Ромашково:
1.«Дорогие, ребята! Мне срочно нужна ваша помощь. Все мои домашние животные растеряли своих деток. Я никак их не найду. Помогите их найти и отдать их мамам. Ждём вас».
Восп-ль.
Ребята, поможем бабушке Дарье?

- А отправимся мы к бабушке в деревню на поезде, чтобы можно было по дороге всё видеть из окна?

Чтобы дойти до поезда и не намокнуть под дождём нам надо взять зонтики и обуть сапоги.

Задание. «Найди свой зонт и сапоги» ТСО -сопровождение.
Подойдите к столам, возьмите цветной карандаш, какой вам больше нравится,  по точкам

найдите глазами зонт, а затем сапоги,
И нарисуйте их по точкам.

ЗАЖЕЧЬ АРОМА ЛАМПУ.
с запахом сосны и можжевельника
(фитотерапия)

Восп-ль. Ну, вот и зонтики готовы.
Теперь мы можем дойти до паровозика, который повезёт нас в деревню Ромашково к бабушке Дарье.

Воспитатель: Этот паровозик повезёт нас сам – ТСО + видео

- Кругом такая красота! Посмотрите в окошки. Что вы видите в окно?

- О каком времени года нам говорят разноцветные листья?

Звучит аудио запись песни паровозика(отрывок)(ТСО)

Остановка .
Вопрос воспитателя:
- Почему мы остановились? Мы же опоздаем к бабушке Дарье!
(ТСО) Голос паровозика: 
- Если мы не рассмотрим осенние листья, то
опоздаем на всю осень. 
Воспитатель. 
- Ну, хорошо, выходите ребята, Рассмотрим листья и покажем паровозику.

ЗВУЧАТ ГОЛОСА ПТИЦ, ШОРОХ ЛИСТЬЕВ и т.д. (ТСО)
Восп-ль. Чувствуете, ребята, как необыкновенно пахнет лесом? Слышите голоса птиц, шорох листьев?

Вопрос. Ребята, как вы думаете, а из закрытого  стеклянного окна поезда, автобуса, квартиры, дома и т.д.  мы смогли бы почувствовать запах листьев, леса, морозного  воздуха?
Услышать гомон птиц, шорох листьев и вообще звуки природы?

- Почему?

Конечно, не смогли бы, потому что в закрытых пространствах свой запах, а запах природы можно почувствовать, только выйдя на улицу, во двор, в лес, на речку.

Восп-ль. Давайте, рассмотрим, с каких деревьев нападали листочки.


Вопрос.
 Как вы думаете, приносят ли пользу деревьям опавшие листья?
Вывод.
Конечно, приносят, они прикрывают корни деревьев от мороза, пока нет снега, а потом через несколько лет земля от них станет плодородней, и деревья будут лучше расти.

Дидактическая игра: «Назови и разложи».

Восп-ль. – объясняет детям правила игры: выбрать 3 команды по 2 человека. Каждая команда собирает листья одного дерева, например, дубовые; несёт листья к дереву с такими же листьями и складывает в кармашек.
Победил тот, чья команда сложила листочки правильно, к нужному дереву (дубу, берёзе или клёну).
Воспитатель хвалит детей за правильные действия.

- Ну что, мы готовы ехать дальше. Нас же бабушка ждёт.
Аудио запись голоса паровозика.
Нет, ещё рано! Если мы не узнаем, где будут зимовать звери леса, то
опоздаем на всю зиму.
Восп-ль. Ну, хорошо, мы успеем помочь бабушке.

Воспитатель оглядывается вокруг.
НОВАЯ ТЕМА.
-
Ребята, что-то не видно и не слышно лесных зверей. Ведь уже поздняя осень, наверное, они готовят свои жилища к зиме.

 Вопрос. А знаете ли вы, как называются жилища лесных зверей и где они обитают?
СОВА. У-ух! (аудио запись – ТСО)
- Я вас познакомлю с жилищами диких животных. Сейчас вы узнаете о том, кто, где живёт? Я вас приглашаю в лесную школу посмотреть видео фильм о том «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ». Смотрите и слушайте внимательно, потому что нам надо будет расселить зверей по домам.
Воспитатель даёт указания: сесть правильно (спина прямая, ноги – около стульчика, руки свободно лежат на коленях).

Видео ролик «Кто, где живёт?»
Воспитатель предлагает детям встать и подойти к картине – макету «ЛЕС».
Вопрос воспитателя.
 Ребята, вы запомнили, как называются жилища диких животных? Давайте будем их называть и рассаживать зверей по своим жилищам. Благодарят за интересный рассказ СОВУ.

Воспитатель.

- А теперь надо отправляться в путь, нас ждёт бабушка Дарья. Занимайте места в своих вагонах. (Сели в вагоны).
Воспитатель обращает внимание детей:
- Посмотрите в окно, как славно вы потрудились. Лес будет потихоньку продолжать готовиться к зиме, а звери благодарны вам за заботу.

Музыка паровозика. (ТСО - аудио)

Воспитатель (все сидят в вагонах)
-
А вот и деревня РОМАШКОВО.
Вы помните, ребята, для чего нас позвала бабушка – Дарья? А хорошо ли нам всё видно из окна? Можем ли мы помочь, сидя в вагоне?

Все выходят из вагонов, подходят к домику бабушки Дарьи, здороваются.
Б.Дарья (аудио запись ТСО)
Здравствуйте, мои внучата!
У животных, вот беда,
Разбежалась детвора!
А я медленно хожу -
Никого не нахожу.
А из моего окна,
Только улица видна!
Вы, ребятки, помогите!
К мамам деток приведите!

Воспитатель. Ну что, ребята, поможем найти домашним животным их детёнышей.

Дидактическая игра «Найди и назови детёнышей домашних животных».
Правила игры. Подобрать к каждому взрослому домашнему животному детёныша и назвать их.

 А вот любимая бабушкина кошка Мурка. Мы с вами, ребята про неё знаем потешку. Давайте бабушке её подарим.
Пальчиковая гимнастика:
«Кошка»
Во
спитатель напоминает детям, что надо проговаривать слова выразительно, чётко, чтобы бабушка расслышала все слова и увидела движения.

Б.Дарья (аудио запись ТСО).

Вот спасибо вам, друзья,
Выручили вы меня.
Вот вам на дорожку
Бубликов  лукошко.
Воспитатель и дети благодарят, прощаются с бабушкой и идут к паровозику, садятся в вагоны.
Музыка паровозика. (ТСО)

Воспитатель. Вот мы снова в детском саду. А скажите мне ребята:
- Как лучше наблюдать и общаться с миром природы глядя из окна или в самой природе, на улице, в лесу, в деревне, на море, на реке?…

Занятие - путешествие закончено.


-дети поворачиваются вправо и влево и улыбаются друг другу.

- дети поворачиваются к гостям и улыбаются

- Дети окружают воспитателя и обнимают.

- дети слушают загадку.

Ответы детей (индивидуальные):
- это окно

Ответы детей (индивидуальные):

-В детсаду, дома, у бабушки, в автобусе, в машине, на поезде, на пароходе, на самолёте и т.д.

Ответы детей:
- Осенью, когда идёт дождь, потому что холодно и мокро кругом, дождь льёт, как из ведра, одежда может намокнуть, гулять сыро, неприятно.

Дети слушают стихотворение и смотрят, что показывает воспитатель.


- ответ детей: НЕТ!
- - - - - --------  НЕТ!

- ответ детей: Больше всего листьев можно увидеть в лесу, потому что там много деревьев, больше, чем в городе и в деревне.

-дети слушают.

Ответ детей:
- поможем.

Дети садятся за столы и рисуют зонтики и сапоги по точкам, намеченным на индивидуальных листах.

http://ped-kopilka.ru/images/photos/27ac0ca86e06d1822d546ed038ea33ae.jpg

Дети рассаживаются в вагончики.

Ответы  детей: деревья, разноцветные листья на деревьях и земле.

- об осени.


Дети выходят из паровозика, подходят к воспитателю.

-Дети поднимают листья -  Чувствуют запах леса (запах распространяется от арома лампы).

Слушают голоса птиц и т.д..

Ответ детей: нет, не смогли бы (дети высказывают своё мнение).

Вывод:  запахи и звуки природы можно почувствовать и услышать, только общаясь с природой.


Дети рассматривают и  называют, с каких деревьев падали листья (с клёна – кленовые; с дуба – дубовые; с берёзы – берёзовые).

-Дети рассуждают и делают вывод.


Дети слушают правила игры, затем делятся на команды по 2 человека, затем выполняют определённые действия по команде воспитателя.

Дети высказывают своё мнение (если знают).

Дети слушают СОВУ, садятся на стулья,

смотрят видео фильм.

Дети по очереди называют и прикрепляют каждое животное к своему жилищу: лиса живёт в норе; волк – в логове; медведь – в берлоге; ёж – в гнезде; белка – в дупле (или гнезде); заяц – под кустом.

Ответ детей:
- найти деток домашних животных и привести к мамам.

-нет,  не можем, т.к. из окна не всё видно и помочь нельзя.

Дети слушают.

Дети соглашаются

Дети подбирают к взрослым животным – детёнышей и называют их по очереди.

Дети вместе с воспитателем изображают кошку (пальчиками) и проговаривают потешку:
Как у нашей кошки
Спаленка в лукошке.
Как у кошки шёрстка:
Мягонька, не жёстка.
А на каждой лапке
Коготки – царапки.
Кошка по полу гуляет,
Дом от мышек охраняет.

Дети делают вывод, чтобы всё узнать об окружающем мире, надо смотреть не только из окна, но и на прогулках, наблюдать, рассматривать и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения)

Тема:  Числа и цифры 1 - 7Цель – Закрепление навыков счета от 1 до 7.   Задачи:1.  Развивать  логическое мышление,  внимание, память,      речь,...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....

Планирование коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Образовательная деятельность проектируется и реализуется на основе комплексно-тематического планирования АООП ДО. В планировании определены как общеобразовательные так и коррекционно-развивающие задач...

Конспект КРД на тему "мебель" в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения

Представленный конспект коррекционно-развивающей деятельности разработан и опробирован лично мной. Предназначен для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрительных функций. Так же можно ис...

Индивидуальный план профессионального развития Забавчук Любовь Николаевны, воспитателя старшей группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения «Фиалки»

Индивидуальный планпрофессионального развития Забавчук Любовь Николаевны, воспитателя старшей группыкомбинированной направленностидля детей с нарушениями зрения «Фиалки» ...

Положение о работе семейного клуба "Хрусталик" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Данное положение разработано с целью сплочения родителей, детей и педагогов, установления сотрудничества семьи и детского сада в вопросах воспитания, развития и обучения детей с нарушением зрения....