Конспект развлечения в подготовительной к школе группе на тему «Круглый год»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гордина Евгения Александровна

Развлечение проводится как итоговое занятие после знакомства детей с временами года  и месяцами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе на тему «Круглый год»

Цели: систематизировать знания детей о временах года и месяцах; развивать творческое воображение детей в процессе восприятия музыкальных произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень; различать и называть существенные признаки времён года;  продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями разных конструкций; активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической, диалогической,  внутренней речи; побуждать детей выражать свои чувства, эмоции, впечатления через речь.

Развивающие:

развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года;

развивать внимание, восприятие, познавательные, художественные и творческие способности через ознакомление с музыкальными произведениями.

Воспитательные:

воспитывать наблюдательность, любознательность, терпение, потребность в познавательной активности, через восприятие произведений исскуства.

Словарная работа: ветрозим, хмурень,  лютень,  снеговей, грачевником,  весновеем, снегогон, цветень,  песенник,  земляничник. румянец года,  макушкой лета, грозник,  месяц жатвы,  златоцвет,  листопадник,  предзимье, серебряная осень.

Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, музыкальная, двигательная.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: чтение стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, игра с речевым сопровождением, эстафета, ситуативный разговор с детьми, элемент позновательно-исследовательской деятельности (эксперимент с мыльными пузырями), слушание музыки, хоровод.

Оборудование:
- мультимедийный проектор;

 - аудиозапись «Времена года» Чайковского;

- символы двенадцати месяцев (елка, мешок, мишура,  верба, подснежники, ландыши, клубника, вишня, колосья, виноград, желтые листья, рябина);

- для игр: мячи, кегли, мыльные пузыри.

Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «12 месяцев»; разучивание стихов и загадок; знакомство с приметами и поведением животных в разные времена года.

Действующие лица: зима, весна, лето, осень, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь — дети подготовительной группы. 

 

Воспитатель – Здравствуйте ребята и гости.

 Друг за другом каждый год, водят дружно хоровод , четыре сестрицы, а за ними братцы, братцев тех двенадцать. Кто эти сестрицы и кто же эти братцы, нам сегодня предстоит в этом разобраться.

Звучит музыка. Под музыку входит девочка «зима».

Восп: В мягких беленьких сапожках подошла зима к окошку постучала:

«Зима»: «Вот и я! Вы скучали без меня?

Я, пока сюда спешила, землю пухом всю укрыла,

Уложили спать зверюшек, и медведя, и лягушек.

Застеклила пруд и речку, затопила всюду печки.

Вот как много было дел, ваш черед теперь поспел.

Завтра утром спозаранку  доставайте лыжи, санки

И блестящие коньки, чтоб бежать в перегонки.

Приготовьте щечки ваши – завтра их я вам раскрашу.

Припасите визг и смех – буду ждать на горке всех!»

Восп: Здравствуй Зимушка  Зима!

Зима: здравствуйте ребята!

Восп: Много у тебя дел! Как же ты с ними управляешься?

Зима: А у меня есть помощники – братцы месяцы, каждый из них приходит ко мне на помощь в свою очередь, да вот и они.

Входит мальчик «Декабрь»: В декабре студеном звонком речка спит под  тонким льдом

И кудрявая поземка заметает все кругом.

День короткий даже слишком, полумрак окутал лес.

За капустной кочерыжкой заяц в огород залез.

Где-то волк голодный бродит и сосновый стынет бор,

А мороз уже выводит кружевной в окне узор.

Входит мальчик «Январь»: Взбил пуховые перины на лугах январь седой,

И сугробы, выгнув спины, пышной тянуться грядой.

В бархатных накидках ели собрались на снежный бал,

Дед Мороз давно с метелью приглашенья им прислал.

И блестят на солнце шишки, вспыхивают огоньки.

И бегут, бегут в припрыжку новогодние деньки!

Входит мальчик «Февраль»: Налетели друг за другом, завели свой хоровод

В феврале за вьюгой вьюга, в тучах скрылся небосвод.

Ежатся на ветках птички, песенку забыв свою.

И озябшая синичка к теплому летит жилью.

Но уж солнышко сияет танцу снежному вослед

И на землю посылает будущей весны привет!

Мальчики представляются: Декабрь, Январь, Февраль.

-Восп: Здравствуйте зимние месяцы

-мальчикиЗдравствуйте ребята

-Восп: вот они братцы веселые, любят поиграть, они приготовили для вас загадки.

Декабрь: Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зимой и летом. (кормушка)

Восп: Как только земля покрывается снегом птичкам становится сложно находить корм поэтому мы с вами их подкармливаем в своих кормушках.

Январь: Сперва с горы летишь на них, а после в гору тянешь их. (санки)

Восп: В январе начинаются зимние каникулы и мы любим кататься на горке. А еще что вы любите делать снежной зимой?

Февраль: висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной?  (сосулька)

Восп: В феврале появляются первые сосульки как признак приближающейся весны.

Спасибо вам Зима и братцы зимние месяцы Декабрь, Январь и Февраль, занимайте свои места в нашем хороводе.

В старину декабрь называли – ветрозим или  хмурень, как вы думаете почему?

Ответы  детей.

Декабрь начало зимы, небо чаше пасмурное – поэтому и хмурень, ветры холодные – ветрозим. Есть такая примета,  что- если лес шумит в декабре – это к оттепели. А если в декабре много снега – это к урожаю. Что происходит в декабре с водой в реках, прудах, озерах? Чем питаются зимой белка и заяц? На кого охотится лиса?

Ответы  детей.

В старину январь называли – лютень  почему?

Ответы  детей.

 Январь самый морозный месяц, морозы лютые т. е. Сильные поэтому и лютень, говорят январь – зимы государь. Как ведут себя лесные обитатель в январскую стужу? Зачем заяц запутывает свои следы? Есть такая примета если в январе на дворе – март, в марте жди январь. Какой праздник отмечают в конце декабря, в начале января?

Ответы  детей.

Февраль в старину звали – снеговей, почему?

Ответы  детей.

Хорошо. Февраль последний месяц зимы, но самый ветряный, в нем много метелей они то снег и  веют. Есть такая примета: если февраль холодный и сухой – будет август жарким. Бывает ли в этом месяце оттепели? Какой праздник мы отмечаем в этом месяце?

Ответы  детей.

Я хотела спросить вас ребята какие еще признаки зимы вы знаете?  

Ответы  детей

Что-то мы с вами совсем засиделись а ведь зимой без движения замерзнуть можно. Давайте поиграем.

Эстафета: «Скатай снежный ком»

Под музыку входит девочка «Весна»

-Восп: Весна потихоньку на цыпочках входит

-Весна: и вот уже речка в темных разводьях.

И солнышко выше, лучи горячей,

И крик не смолкает грачей трубачей.

И, позабыв про зимнюю стужу,

Весело птички купаются в лужах.

И дымкой зеленой оделись леса,

И манят своей синевой небеса!

Восп: Здравствуй Весна – красна!

Весна: Здравствуйте ребята!

Восп: После зимней стужи все тебе радуются. Скажи как же ты сумела зиму победить, с  ее морозами и ветрами, все сугробы растопить? Посмотри какие у нее братья, настоящие богатыри. А ты такая маленькая и хрупкая.

Весна: так и я не одна пришла, и у меня есть братцы месяцы. Вот они, каждый своим чередом идет.

Входит мальчик Март: Воробьи по крышам скачут, и сугроб вдруг похудел –

Это значит, это значит – месяц март к вам подоспел.

Как мальчишка, хулиганит: то закружится метель,

То опять забарабанит звонкой музыкой капель.

И хрустальной бахромою разукрасятся дома.

Затаив дыханье злое, покидает трон зима!

Входит мальчик Апрель: В рощице, еще раздетой, певчий дрозд выводит трель.

Вешним солнышком согретый, ласковый пришел апрель.

Мать - и – мачеха за кочкой золотым блестит цветком,

И вот-вот взорвутся почки изумрудным огоньком.

В хлопотах весенних птицы – гнездышки по всюду вьют,

А по речке вереницей льдинки весело плывут.

Входит мальчик Май: Будто в белоснежной пене в мае вишенки стоят.

За кудряшками сирени прячется цветущий сад.

Соловей листает ноты – вечером концерт опять.

Молодые пчелки соты начинают заполнять.

Одуванчиков веснушки  все обсыпали кругом,

И березки, как подружки, зашептались с ветерком!

Мальчики представляются: Март, Апрель, Май.

Восп: Что же вы нам принесли месяцы весны?

Все: загадки:

Март: Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей

Взад – вперед по пашне вскачь, а зовется птица …(Грач)

Восп: грач прилетает первый, когда на полях еще лежит снег.

Апрель: глядит из под снега зеленый росток

Он – первый, весенний студеный цветок.(Подснежник)

Восп: конечно это подснежник, первый весенний цветок, который появляется, когда в лесу еще не везде сошел снег.

Май: Разноцветное коромысло над лугом повисло. (Радуга)

Восп: В мае начинаются первые весенние дожди и первая радуга.

Спасибо вам Весна и братцы весенние месяцы: Март, Апрель, Май, занимайте свои места в нашем хороводе.

Восп:  Март в старину называли – грачевником,  весновеем, а еще утром года почему?

Ответы детей.

Верно ли говорят, что март переменчив: то солнцем греет , то снегом веет? Есть такая примета: сухой март  - к плодородию, дождливый – к неурожаю. Что делают в этом месяце синицы, вороны, воробьи? Какой праздник отмечают в этом месяце?

Ответы детей.

Апрель в старину называли снегогон, а еще месяцем живой воды. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

 Что такое половодье, ледоход? Есть такая примета: Мокрый апрель – будет добрая пашня. Какие цветы появляются первыми? Что делают в апреле птицы и лесные животные?

Ответы детей.

Май в старину называли цветень почему?

Ответы детей.

Что происходит с травами, цветами и деревьями в мае? В мае очень нужны дожди, говорят: Коли в мае дождь – будет и рожь. Почему этот месяц еще называют песенником? Какие птицы самые лучшие певцы? Как ведут себя лесные обитатели в мае? Какой праздник мы отмечаем? Ребята какие еще признаки весны вы знаете?

Ответы детей.

Какие вы молодцы на все вопросы ответили. Можно и поиграть Весна зови всех играть .

Игра: Гори-гори ясно.

Под музыку входит Лето.

Воспит: По тропиночке идет золотое лето

Лето: Перехожу я речку в брод птица свищет где-то.

Хожу – брожу я по росе, по цветному лугу

Ношу я радугу в косе заплетенной туго.

Встану, радостно вздохну, ветер встрепенется.

Облакам рукой махну теплый дождь прольется.

Даже город навещу погощу – и ладно.

Принесу туда в горсти воздух гор прохладный.

Шепот речки, птичий свист, легкий пух без веса.

На асфальте - мокрый лист, как письмо из леса.

Восп: Здравствуй лето красное, мы тебе все рады и дети и взрослые.

Лето: Здравствуйте ребята!

Весна: я своей сестренке Лету с удовольствием уступлю свое место. Но где же твои братцы летние месяцы?

Лето: Да вот же они следом идут.

Входит мальчик Июнь: Прилетел июнь на крыльях мохноногого шмеля.

Колокольчики раскрылись, пух роняют тополя.

На лугу из трав душистых пышный стелется ковер,

И все громче голосистый распевает птичий хор.

В заводи речной, где тихо, задремал усатый сом.

И алеет земляника под ореховым кустом.

Входит мальчик Июль: Вам июль подарит солнце и малиновый пирог.

Ливнем грозовым прольется на ромашки у дорог.

И колышется пшеница в поле золотой волной.

Опоясала душица рощу розовой каймой.

И кукушка зазывает за грибами в свой лесок,

А в дали небесной тает жаворонка голосок!

Входит мальчик Август: Вот и август примеряет золотые кружева.

Незаметно увядает, клонится к земле трава.

Вся закутавшись туманом, зябнет речка по утрам,

Тихо на лесных полянах , умолкает птичий гам.

И шуршит по листьям сада дождик, как нежданный гость.

Созревает винограда сладкая тугая гроздь.

Воспит: вот они братцы летние месяцы.

Мальчики представляются: июнь, июль и август,

Восп: и похожие и разные в то же время. У каждого из них свои загадки и свои подарки.

Июнь: В начале лета созревает и цветом красным удивляет

По вкусу нежна и приятна и очень она ароматна. (Клубника)

Восп: Клубника и лесная земляника самые первые ягоды которые мы едим.

Июль: Увидев на клумбе прекрасный цветок сорвать я его захотел.

Но стояло тронуть рукой стебелек – и сразу цветок улетел. (Бабочка)

Восп: В июле очень много бабочек появляется, ведь это самый теплый месяц года.

Август: Золотое решето черных домиков полно.

Сколько черных домиков столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Восп: В августе поспевают первые подсолнухи и можно уже кушать семечки.

Спасибо вам Лето и братцы летние месяцы: Июнь, Июль, Август, занимайте свои места в нашем хороводе.

Вы знаете что в старые времена Июнь называли земляничник или румянец года, как вы думаете почему?

Ответы детей.

Какие плоды созревают в лесу, в саду, в огороде? Есть такая примета в июне: сильные росы – к плодородию, а туманы – к обилию грибов. Как ведут себя птицы и звери лесные? Какой праздник отмечают 1 июня?

Ответы детей.

Июль в народе называют макушкой лета, а еще грозник Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Какая погода стоит в июле? Есть такая примета: Июль грозовой к обилию грибов.  Какие ягоды созревают? За чем мы ходим в лес в июле? Чем питаются в июле медведь еж и барсук?

Ответы детей.

Август раньше называли месяц жатвы как вы думаете почему?

Ответы детей.

Как меняется погода в августе по сравнению с июлем? Что созревает в это время в садах, огородах и на полях?  Как ведут себя птицы и животные? Есть такая примета: если в августе дуб желудями богат – к щедрому урожаю.

Ребята какие еще признаки лета вы знаете?

Ребята какие летние игры вы знаете?

Игра: с мыльными пузырями

Под музыку выходит Осень.

Воспит: К нам совсем не понарошку Осень вдруг пришла в галошках.

Осень: постелила в старом парке коврик из листочков ярких.

Помахала птичьим стаям, в теплый край их провожая.

Стадо тучек пригнала, всюду  лужи налила

И расквасила дорожку. В погреб ссыпала картошку.

Принесла опят в корзинке, кисти алые рябинки.

Да еще к столу арбуз, просто сахарный на вкус!

Восп: Здравствуй Осень Золотая, разноряженая!

Осень: Здравствуйте ребята!

Воспит: Всем ты осень хороша и красива, и урожай у тебя вкусный, но уж больно ты дождливая.

Осень: Ну… не так уж и дождлива, у меня только один братец дождей много  приносит а два других… , а вот и они идут сейчас сами все расскажут.

Входит мальчик Сентябрь: паутинка, как кораблик, тихо в воздухе плывет –

Это батюшка сентябрь снова в гости к нам идет.

Он березки разрисует, птичек в стаи соберет

И в линеечку косую дождь нечаянно пришлет.

А потом проглянет солнце, заиграет все кругом.

Лишь сердитый раздается вдалеке последний гром.

Входит мальчик Октябрь: осень в октябре раскрыла с украшеньями ларец,

Лес знакомый превратила в позолоченный дворец.

Озабочены зверюшки: прячется поглубже крот,

Шубку с рыжею опушкой к холодам лисичка шьет.

На полях ковер озимый поднялся и снова сник.

В низком небе журавлиный  слышится прощальный крик.

Входит мальчик Ноябрь: подошел ноябрь хмурый, дождь и слякоть без конца.

И нахохлились как куры по овражкам деревца.

Над раскисшею дорогой кружит поздних листьев медь.

Вновь в уютную берлогу до весны залег медведь.

Стайка снегирей румяных села на ольху в кружок.

И бесшумно на поляну первый падает снежок.

Осень: вот мои братцы месяцы – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Восп: Здравствуйте осенние месяцы.

Здравствуйте ребята.

Сентябрь: мы тоже к вам не с пустыми руками пришли, отгадайте наши загадки.

Круглый – круглый, сладкий – сладкий, с полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри красный – красный он внутри. (Арбуз)

Восп: В сентябре арбузы самые сладкие.

Октябрь: Ветер листьями играет их с деревьев обрывает,

Всюду листики кружат – это значит… (Листопад)

Восп: конечно листопад, в октябре облетает листва с деревьев.

Ноябрь: Он такой ловкач, проныра, так и хочется ему,

Чтобы всюду было сыро, не понятно – почему?! (Дождь)

Восп: Правильно это дождь, осень оказалась права , самый дождливый месяц только один  - ноябрь.

Спасибо вам Осень и осенние месяцы: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь, занимайте свои места в нашем хороводе.

А вы знаете ребята, что в старые времена сентябрь называли златоцветом как вы думаете почему? Какая погода в сентябре? Есть такая примета: гром в сентябре – будет теплая осень. Какие плоды созревают в этом месяце? Какие птицы готовятся к отлету? Как готовятся к зиме животные?

Ответы детей.

В народе октябрь называли листопадник как вы думаете почему? Подходит ли к октябрю пословица: «Солнышко светит, но не греет»? Есть такая примета: в октябре с теплом распрощайся – и к печке подбирайся. Кто готовиться к зимней спячке? Кто начинает менять свою шубу?

Ответы детей.

Раньше ноябрь называли предзимье или серебряная осень, как вы думаете почему? Есть такая примета: если в ноябре снег ляжет на сырую землю и не растает – то весной рано и дружно зацветут подснежники.  Расскажите, чем заняты в этом месяце – медведь, лиса, заяц, белка, барсук, полевая мышь?  Какие птицы прилетают к нам в ноябре? Чем они питаются?

Ответы детей.

Ребята назовите какие еще признаки осени вы знаете?

Ответы детей.

Молодцы ребята.  Посмотрите какой большой хоровод у нас получился.

И вот так за годом год водят дружно хоровод:

Зима сугробами, катком нас весело встречает.

Весной подснежники кругом полянки украшают.

А лето дарит нам с тобой лукошки с земляникой.

И осень краской золотой рисует, посмотри-ка.

Так для тебя и для меня старается природа.

Все: Нам очень нравиться, друзья, любое время года!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе на тему "День земли"

В конспекте представлен познавательный материал по экологическому воспитанию дошкольников, подобраны стихи , музыкальный репертуар....

Вечер развлечения в подготовительной к школе группе на тему "Кто танцует круглый год, того скука не берет"

Увлекательное путешествие детей  с песнями. танцами, стихами по временам года....

Развлечение в подготовительной к школе группе на тему: «Я пожарным стать хочу»

Развлечение в подготовительной к школе группе на тему:  «Я пожарным стать хочу»                            ...

Развлечение в подготовительной к школе группе на тему: « Я космонавтом стать хочу»

               Развлечение в подготовительной к школе группе на тему:...

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе по образовательной области «Физическое развитие» на тему «Осенние старты»

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе по образовательной области «Физическое развитие» на тему «Осенние старты»...

Конспект художественно-эстетического развлечения в подготовительной к школе группе по теме «Художественный салон»

Конспект художественно-эстетического развлечения в подготовительной к школе группе по теме «Художественный салон» ...