Перспективный план "Экология" для подготовительной к школе группы.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чуприна Алена Витальевна

Очередной перспективный план по "Юному экологу" С.Н.Николаевой. Переработанный, проверенный в работе и с добавлением регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyyplanekologiya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный годовой  план работы по направлению «Экологическое воспитание» в подготовительной группе.

Дата

занятия

Тема

Содержание

Самостоятельная и индивидуальная деятельность.

Базовая программа

Региональный компонент

Сентябрь

2 неделя.

1

Планета Земля в опасности

Способствовать:

форм-ю представлений о том, что Земля — это круглый шар;

Обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля;

формировать представление, что планета Земля сейчас в опасности;

Воспитывать любовь к природе, правильное к ней отношение.

Углубить понятия «Моря», «Континенты», «Глобус».

- Занятие «Планета Земля в опасности»

- Играть «Чем мы можем помочь нашей планете».

- Прогулка «Уберем участок — поможем планете»

- Конструирование глобуса

- Чтение:

3 неделя

2

Кто живет в лесу

Способствовать:

углублению и обобщению представлений детей о лесе;

установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания;

развитию умения слушать друг друга, дополнять товарища;

воспитывать интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умние вести себя в лесу.

Познакомить детей жителями подмосковных лесов.

- Занятие «Кто живет в лесу».

- Игра «Что было бы если....»

- Составление рассказа «Лес» по макету — схеме.

- Рисование : «Природоохранительные знаки».

- Беседа «Кто живет в нашем лесу».

- Рассматривание иллюстраций на тему «лес», «Лесные жители».

- Чтение:

4 неделя

3

Комнатные растения.

Способствовать:

формированию обобщенных предствлений о дифференцированных потребностях комнатных растений;

Углубить знания детей о растениях в группе и на участке детского сада.

- Предварительные наблюдения и труд в уголке природы, на участке;

- Беседы о комнатных растениях

- Занятие «Комнатные растения».

- Дидактическая игра «Кому что нужно».

- Чтение:

Октябрь

1 неделя

4

С праздником, любимый город!

Формирование положительного отношения к природе.

Способствовать обобщению и уточнению знаний детей  о природе родного города,

формировать эмоционально-положительное отношение к родному краю, бережное отношение к природе

- Беседы Мой любимый город.

- Экскурсия выходного дня «Природа Подольского края» (Подольский краеведческий музей»)

- Групповая творческая деятельность «Мой любимый Подольск» (на большом листе дети рисуют любимые места города, любимые растения, животных, дорогих людей и т. д., все, чем детям дорог город Подольск);

- Рассматривание и обсуждение плаката «Мой любимый Подольск».

2 неделя

5

В речном царстве.

Способствовать формированию у детей представлений о реке, как сообществе водных и наземных животных и растений;

обобщению представлений о внешнем строении рыб, способах передвижения.

Учить видеть красоту реки.

Познакомить детей с рекой Пахра, её растениями и обитателями.

- Беседа — путешествие «В речном царстве».

- Рассматривание иллюстраций на тему «Река», «Рыбы», «Водные растения»

 - описание картины «Река»

- Составление правил поведения на реке;

- Составление рассказа «Рыбы» по схеме — модели «Рыба»;

- Игра «Чем мы можем помочь реке»;

- Беседа о реке Пахра

- Экскурсия выходного дня «Наша красавица река».

3 неделя

6

Насекомые

Способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых (особенностях внешнего вида,  строения, способах передвижения и т. д.)

Обобщить представления о сезонных изменениях в жизни насекомых

Познакомить детей с насекомыми, которые живут на участке детского сада.

- Наблюдение за насекомыми на участке;

- работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре;

- Рассматривание энциклопедии «Насекомые»

- Беседа «Насекомые»;

- Игра — имитация «Собери нектар»

- Игра-викторина;

- Просмотр видео-материалов;

- Разгадывание и составление загадок;

- Чтение:

4 неделя

7

Как узнать растения

Способствовать обобщению детей о растениях.

Способствовать обобщению знаний детей о растениях в группе и на участке.

- Обобщающая беседа с элементами труда «Как узнать растения».

- Игра «Четвертый лишний»;

- Игра «Разложи правильно»;

- Беседа «Живые растения»;

- Игра — обследование;

- Труд в группе;

- Наблюдение на участке и в группе

- Рассматривание иллюстраций на тему «Растения»;

-Отгадывание и придумывание загадок;

- Работа с самодельным глобусом.

- Поделки из природного материала;

-Чтение:

Ноябрь

1 неделя

8

Я — человек!

Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о человеке;

- Рассматривание иллюстраций стадий роста человека;

- Беседы на тему «Человек»;

- Игры «Как я расту», «Съедобное — несъедобное»;

- Занятие «Я-человек»;

- Игра «Чем различны, чем похожи»;

- Рисование «Я на Земле».

Чтение:

2 неделя

9

Птицы осенью

Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах;

Обобщение знаний о зимующих птицах, о заботе человека о них;

Знакомство детей с зимующими птицами Подмосковья, забота о них.

- Наблюдение за птицами на участке;

- Изготовление и подвешивание кормушек;

- Рассматривание энциклопедии «Птицы»;

- Беседы;

- Занятие «Птицы осенью»;

- Отгадывание и придумывание загадок;

- Составление рассказа — описания любимой птицы;

- Просмотр видео-материалов;

- Игра «Кто такой?» «Где кто живет?» «Кто что делает?»

- Постановка проблемного вопроса «Как человек может помочь птицам?»

-Чтение:

3 неделя

10

Сон для человека

Способствовать форм-ю представлений о правильном поведении перед сном;

Учить заботиться о своем здоровье;

Развивать умения рассуждать, делать выводы, отстаивать свое мнение.

-Занятие «Сон для человека»;

- Игра «Самый внимательный слушатель»;

- Игра «Что можно, что нельзя?»

- Чтение:

4 неделя

11

Осень золотая

Создать условия для обобщения представлений детей об: осени, как времени года;

о связи живой и неживой природы в осенний период;

о приспособлении человека к сезонным изменениям в природе;

о правилах поведения в экстремальных и опасных ситуациях в осенний период;

Развититие умения ориентироваться в фенологического календаря;

Развивать умение воспринимать и эмоционально откликаться на красоту природы.

Обратить внимание детей на  красоту осени на участке детского сада.

-Занятие «Осень золотая»;

- Чтение и заучивание стихов;

- Беседы с детьми;

- Эмоциональный этюд;

- Игра «Улетают — не улетают»;

-Слушание музыкальных произведений;

- Составление рассказа с опорой на план;

- Отгадывание и придумывание загадок;

- Экскурсия по экологической тропе;

- Художественно-творческая деятельность;

- Просмотр видео-материалов;

- Чтение:

Декабрь

1 неделя

12

Чувства животных и человека

Формировать: конкретные представления о проявлениях чувств животных;

Представления о том, что животные могуть испытывать схожие с человеком чувства;

Развивать наблюдательность, внимательность.

Знакомство со способами зимовки лесных животных Московской области.

- Рассматривание иллюстраций (разные эмоциональные состояния животных, человека);

- Беседы «Домашние животные», «Как зимовать будем?» и т.д.;

- Занятие «Чувства животных и человека»:

- Отгадывание и придумывание загадок;

- Игра «Охота»;

- Игра «Поделись радостью с другом»;

- Составление рассказа о своем домашнем животном;

- Изобразительная деятельность «Мое любимое животное».

Чтение:

2 неделя

13

Человек и природа

Создать условия для обобщения представлений детей о:  том, как человек использует факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья;

том, что человек должен бережно и гуманно использовать природные богатства, защищать и охранять природу.

Знакомство детей с природными богатствами подмосковья;

Ознакомление с полезными ископаемыми города Подольск.

- Занятие «Человек и природа»;

- Чтение познавательной литературы о заботе и использовании человеком природной среды;

- Рассматривание иллюстраций;

-Заучивание стихотворения «Земля — наш общий дом».

-Игры типа «Для чего человеку нужна вода?»

- Составление природоохранных знаков.

- Работа с самодельным глобусом;

-Беседы о природных богатствах родного края;

- Работа с фенологическим календарем;

- Наблюдение на прогулке;

- Просмотр видео-материалов;

-Выступление сотрудников подольского краеведческого музея «Природные богатства Подольска».

3 неделя

14

Красавица ёлка

Способствовать развитию умению называть характерные особенности строения ели;

Различать ель и сосну;

Видеть отличие игрушечной ели от настоящей;

Развивать бережное и заботливое отношение к природе.

Изучение хвойных растений на участке детского сада или в близлежащей местности.

Развивать эмоциональное отношение к природе через праздники.

- Занятие «Красавица елка».

- Беседа о ели, о её роли в праздновании Нового года, о защите ели от вырубки;

- Изготовление игрушек для елки на территории детского сада, украшение её игрушками;

-Украшение искуственной ели в группе;

- Составление рассказа-описания с опорой на план;

- Игра- имитация «Собери шишки».

- Рисование природоохранных знаков, связанных с елью;

- Творческая деятельность «Елка новогодняя».

Чтение:

Январь

2неделя

15

Откуда берутся болезни

Развивать представления детей о коже, её основных функциях;

Учить решать проблемно-познавательную задачу, использовать для этого исследовательские действия;

Воспитывать желание узнавать о себе, держать свое тело в чистоте.Способствовать расширению представлений детей о микробах, бактериях, вирусах, о путях попадания их в организм, о пользе и вреде для человека;

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, заботиться о нем.

Самостоятельное обследование детей .Конкретные рекомендации и действия по профилактике простудных заболеваний.

- Занятие «Как кожа помогает человеку»;

- Чтение стихотворений;

- Заучивание и рассказывание по ролям стихотворений;

- Беседа по картинкам;

- Составление правил;

- Рассматривание сюжетных картинок;

- Игра «Чем помогает кожа»;

- Обследовательские действия;

-Чтение:

-Занятие «Откуда берутся болезни»;

- Рассматривание картинок, обсуждение;

- Беседы «Откуда берутся болезни», «Как лечить болезни», «Что делать, чтобы не болеть»

- Изготовление «Защитного кулона» (с пихтовым маслом или чесноком».

- Чтение:

3 неделя

16

Как растет растение

Помочь детям: обобщить представления о росте, развитии растения, его последовательности и закономерной направленности;

в установлении связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды;

В развитии речи-доказательства;

Способствовать накоплению детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растушим растениям.

Закрепление навыков ухода ха домашними растениями (растениями в группе)

- Занятие «Как растет растение»;

- Заучивание и чтение стихотворения;

- Игра «Подбери семена»;

- Игра «Вырасти растение»;

- Творческая деятельность «Мое любимое растение»;

- Работа в уголке природы;

- Посадка лука;

-Чтение:

4 неделя

17

Жизнь на крайнем севере и в тундре

Способствовать расширению представлений детей о жизни на Крайнем Севере и в тундре;

О приспособлении человека к жизни в суровых природных условиях;

Воспитывать интерес к научно-познавательной и художественной литературе.

Сравнение природно-климатических условий, животного и растительного мира Крайнего Севера и средней полосы России;

Развитие любознательности детей, стремления познавать мир.

-Занятие «Жизнь на Крайнем Севере и в Тундре».

-Рассматривание иллюстраций, макетов;

-Чтение познавательной литературы;

- Беседа;

- Игра на воображение «Мы попали на Север».

- Описание картинок;

- Работа с дневником наблюдений за погодой, сравнение его с приблизительным дневником, который ведут дети, живущие на Крайнем Севере;

- Просмотр видео-материалов;

- Работа с самодельным глобусом;

Февраль

1 неделя

18

Экологические цепочки в лесу

Способствовать формированию представлений детей о : взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

том, что что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга;

Воспитывать бережное, сохранное отношение ко всему живому на планете Земля.

Реализация задач занятия на примере лесов средней полосы России.

- Занятие «Экологические цепочки в лесу»;

- Беседа с использованием макета «Лес — многоэтажный дом»;

- Игра «Рассели жильцов на свои этажи»;

- Упражнение «Соотнеси животных с их пищей»;

- Придумывание загадок типа «Питается травой, побегами растений, у него большие уши, он меняет шубку два раза в год»;

- Составление правил как сохранить пищевые цепочки в лесу;

- Игра на воображение «Мы пришли в лес» (на прогулке).

- Просмотр видео-материалов;

- Чтение рассказов о лесе:

2 неделя

19

Как кожа помогает человеку

Развивать представления детей о коже, её основных функциях;

Учить решать проблемно-познавательную задачу, использовать для этого исследовательские действия;

Воспитывать желание узнавать о себе, держать свое тело в чистоте.

Самостоятельное обследование детей

- Занятие «Как кожа помогает человеку»;

- Чтение стихотворений;

- Заучивание и рассказывание по ролям стихотворений;

- Беседа по картинкам;

- Составление правил;

- Рассматривание сюжетных картинок;

- Игра «Чем помогает кожа»;

- Обследовательские действия;

-Чтение:

3 неделя

20

О диких зверях и домашних животных

Способствовать формированию у детей : умений выделять характерные признаки домашних животных;

понимания того, чем они отличаются от диких;

Способствовать установлению детьми причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности существ от условий среды их обитания;

Воспитывать интерес к жизни животных и желание заботится о них

Формировать основы правильного поведения детей при общении с домашними животными.

- Занятие «О диких зверях и домашних животных»;

- Отгадывани и составление загадок;

- Рассматривание и описание иллюстраций;

- Беседа о животных;

- Игра «Определи кто»;

- Игра «Домашнее или дикое животное»;

- Просмотр видео-материалов;

- Беседа «Как вести себя если...» (правила общения с домашними животными, животными, живущими на улице, с сельскохозяйственными животными и т. д.)

- Коллективная творческая работа — аппликация «В гости к бабушке» ( На ватмане домашние и сельскохозяйственные животные во дворе, в лесу — дикие, лесные жители).

- Чтение:

4 неделя

21

Связь живой и неживой природы

Способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы;

Воспитывать стремление оберегать и сохранять природу.

- Занятие «Связь живой и неживой природы»;

- Игра «Ручейки и озеро»;

- Чтение стихотворения;

- Составление правил «Как сохранить связь живой и неживой природы»;

-Беседы;

- Рассматривание атласа живой и неживой природы;

- Чтение познавательной и энциклопедической литературы.

Март

1 неделя

22

Прошла зима холодная

Способствовать: расширению представлений детей о зиме;

формированию и обобщению представлений о зависимости состояния и внешнего вида растений от погодных условий;

формированию эмоционально — эстетического отношения к зимним явлениям природы;

обобщению сведений о зимних забавах, труде, одежде;

Воспитывать заботу о своем здоровье.

Развивать умение замечать погодные изменения, внешние признаки смены сезонов.

- Занятие «Прошла зима холодная»;

- Слушание стихотворений;

- Составление рассказа;

- Игра «Червертый лишний»;

- Прогулка-наблюдение;

- Трудовые действия (уборка снега);

- Творческая деятельность «До свидания, Зима»;

- Рассматривание, составление рассказа по иллюстрациям художников о зиме;

- Работа в дневнике природы, фенологическом календаре;

- Беседа «Как птицам помогли наши кормушки»

2 неделя

23

Кто где живет и почему?

Создать условия для обобщенного представления детей о приспособленности животных к разным средам обитания, зависимости внешнего вида, особенноей жизнедеятельности;

Развивать любознательность, любовь к природе.

Развивать любовь к природе родного края.

- Занятие «Кто где живет и почему?»

- Игра «Путаница»;

- Беседа — рассуждение;

- Игра «Замаскируй животных»

- Рассматривание иллюстраций;

- Беседа «Прогуляемся по родному краю» (обсуждение среды обитания и животных подмосковья»;

- Наблюдение на прогулке «Кто живет у нас на участке?»;

- Чтение:

3 неделя

24

Кому нужна вода?

Способствовать обобщению и уточнению представлению детей о том, что вода — очень ценный ресурс;

Ознакомление детей с круговоротом воды в природе;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитание сохранного отношения к водным ресурсам на примере водных ресурсов подмосковья.

- Работа с глобусом;

- Работа с самодельным глобусом (отметить океаны и моря»);

- Занятие «Кому нужна вода?»;

- Игра «Кому нужна вода?»;

- Игра «Не боимся мы дождя»;

- Беседа «Откуда появляется дождь»;

- Опыты с водой;

- Дидактическая игра «Вода в природных явлениях»;

- Наблюдение на прогулке «Как пьют растения?»;

- Беседа «Как мы помогаем воде» (очистка рек, не бросать мусор, экономия воды, и т. д.).

- Просмотр видеоматериалов (реки, моря, пустыни и т. д.).

Чтение:

4 неделя

25

Птицы прилетели

Способствовать: уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах;

развитию представлений о заботе человека о птицах;

Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

Обобщение представлений о перелетных птицах подмосковья;

Воспитание бережного отношения к птицам родного края.

- Занятие «Птицы прилетели»;

- Чтение стихотворений;

- Беседы «Зачем птицам гнезда?», «К нам вернулись наши друзья» - (о птицах подмосковья)

- Рисование природоохранительных знаков о птицах;

- Развешивание домиков для птиц;

- Игра «Отгадай где чей домик»;

- Рассматривание энциклопедии «Птицы»;

- Игра — имитация «Птицы строят гнезда;

-  Наблюдение на прогулке;

- Работа с самодельным глобусом «Откуда вернулись птицы»;

- Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.

- Чтение:

Апрель

1 неделя

26

Жизнь в степи

Способствовать расширению и обобщению представлений детей о жизни растительного и животного мира в степи.

- Работа с географической картой России.

- Работа с самодельным глобусом.

- Просмотр видеоматериалов о растительности и животных степи.

- Игра «Найди животных степи»;

- Рассматривание атласа животного мира;

- Рисование «Мое любимое степное животное»;

- Чтение:

2 неделя

27

Все нужны на Земле

Способствовать развитию у детей: эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к внешне непривлекательным животным;

понимания ценности жизни, значимости живых существ;

умения устанавливать связи, приспособления животных к среде обитания;

Воспитывать экологическую культуру, экологическое сознание.

Знакомство с внешне непривлекательными животными родного края;

беседа о их пользе для природы.

- Просмотр видео-материалов о животных (змея, черепаха, паук, варан и т. д.), уточнение кто из них обитает в московской области.

- Чтение познавательной литературы;

- Занятие «Все нужны на земле»;

- Беседа о пользе животных для природы, о приспособленности к окружающим условиям;

- Составление цепочек питания в разных средах обитания для доказательства пользы каждого животного;

- Прогулка — наблюдение.

- Рисование понравившихся животных.

3 неделя

28

Комнатные растения весной

Создать условия для обобщения представлений детей: о росте и развитии растений, о взаимосвязи хорошего и болезненного состояния и недостающих условиях;

о способах ухода за домашними растениями, о их потребностях;

о способах размножения комнатных растний.

Развитие навыков ухода за комнатными растениями.

- Занятие «Комнатные растения весной»;

- Беседы;

- Игра «Загадай, мы отгадаем»;

- Игра «Что как размножается»;

- Труд в уголке природы;

- Творческая работа «Мое любимое растение».

4 неделя

29

Лес в жизни человека

Способствовать обобщению и уточнению сведений детей о разнообразии леса, о его значении в жизни человека;

Формировать экологическую культуру и бережное отношений к лесу.

Формировать бережное отношение к природе родного края.

- Рассматривание иллюстраций;

- Беседы о лесе и , конкретно, о лесах подмосковья;

- Организация выставки «Дары природы»;

- Занятие «Лес в жизни человека»

- Рассматривание иллюстраций картин художников о лесе;

- Составление природоохранительных знаков;

- Заучивание стихотворения;

- Рисование «Лес»;

- Чтение:

Май

1 неделя

30

Цветущие деревья

Создать условия для обобщения и уточнения представлений детей о деревьях в весенний период;

Развивать: эмоционально-положительное отношений детей к природе;

желание как можно чаще бывать на лоне природы с целью познания нового, необычного, интересного.

Реализация целей на примере деревьев, которые находятся на территории детского сада.

- Занятие «Цветущие деревья»;

- Составление и отгадывание загадок;

- Беседы о цветущих деревьях;

- Эстафета «Пчелы собирают нектар»;

- Игра «От какого дерева цветы?»

- Нблюдение за деревьями на участке детского сада;

- Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре;

- Творческая работа (Деревья цветут).

- Рассматривание иллюстраций или видео-материалов (Какие и как  цветут деревья в других странах).

2 неделя

31

Жизнь в воде

Создать условия для обобщения представлений детей о: реке, море, океане как о сообществе водных обитателей: растений, рыб и т. д.;

Воспитывать экологическую культуру и сохранное отношение к природе.

Обобщение представлений о водных ресурсов города Подольск.

- Занятие «Жизнь в воде»;

- Беседа «На какой реке стоит наш город?»

- Беседы «Кто живет в море?» «Что такое океан»?

- Составление и загадывание загадок;

- Игра — имитация «Аквалангисты»;

- Создание и работа с макетом морского дна;

- Игра «Какое бывает море?»

- Просмотр видео- матриалов;

- Чтение:

3 неделя

32

Животные степей и пустынь.

Способствовать формированию детей о пустыне и степи, живущих там животных, их образе жизни;

формированию представлений о приспособляемости растений и животных к среде обитания.

Развивать способность работать с глобусом и картой.

Углубить представления детей о свойствах и особенностях песка;

-Рассматривание карты растительного и животного мира.

- Размещение на самодельном глобусе животных в пустынях и степях.

- Занятие «Животные степей и пустынь».

- Рассматривание иллюстраций (животные пустыни, степей)

- Просмотр видео-материалов;

- составление рассказов по картинкам,

- Опыты с песком;

- Чтение:

4 неделя

33

Весна - красна

Способствовать представлений детей о весне как времени года, о труде взрослых, о забавах детей, о красоте весенней природы.

Реализация целей недели на территории детского сада.

- Чтение и заучивание стихотворений о весне;

- Игра «Четвертый лишний»;

- Викторина «Знатоки весенней природы»;

- Рисование «Весна — красна»

-Беседы о весне;

Занятие «Весна — красна»;

- Экскурсия по экологической тропе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование подготовительной к школе группы по театрализованной деятельности

перспетивное планирование на год с детьми пдготовительной группы...

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"

Перспективный план работы в подготовительной к школе группы по программе "От рождения до школы"...

Перспективное планирование Подготовительная к школе группа Лексическая тема «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

 Задачи: знакомить детей с народными традициями и обычаями, расширять представления о зимних народных праздниках, о зимних забавах.  Продолжать знакомить детей с различными зимними ви...

перспективный план подготовительная к школе группа по конструированию

Перспективное планирование по Художественно-эстетическому развитию (конструирование) в подготовительной к школе группе...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...