"Жизнь животных зимой" план-дело-анализ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ронжина Светлана Анатольевна

 "Жизнь животных зимой" -   технология индивидуализации обучения и развития "план-дело-анализ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-delo_analiz_zhivotnye_zimoy.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технология индивидуализации

обучения и развития

«План-дело-анализ»

Проект «Жизнь животных зимой» 

в подготовительной группе «Цветик-Семицветик»

Тема дня «Жизнь животных зимой» 

Содержание и формы работы в структуре группового сбора:

  1. Начало группового сбора (1 мин.)
  • Привлечение внимания детей колокольчиком.
  • Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;
  • Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).
  1. Приветствие.(1-2 мин.)

Вопросы к детям:

  • Все ли нашли для себя местечко?
  • Все ли удобно устроились?
  • Какое у вас сегодня настроение?
  • Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
  • Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.
  1. Игра. (1-2 мин.)

Речь воспитателя:

Доброе утро, мои дорогие. Я очень рада видеть вас всех. Все удобно устроились?

Давайте подарим друг другу  хорошее настроение. Как это можно сделать? А мы с вами дружно поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: "Доброе утро! "

Доброе утро! - Солнцу и птицам.

Доброе утро! - Улыбчивым лицам.

Давайте за руки возьмемся

и вспомним наш девиз:

Как мы весело живем,

Дружно песенки поем,

Можем весело смеяться.

Пошутить, побаловаться,

И поспорить иногда.

Ну, а драться – никогда!

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Кого встретили в лесу?

Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса.
Рукой показать хвост за спиной.
Там живет олень.
Пальцы рук разведены в стороны.
Там живет барсук.
Кулачки прижать к подбородку.
Там живет медведь.
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право на участие (неучастие) в общем деле;
  • Право предложить и организовать свою игру.
  1. Обмен новостями.(3мин.)

Вопросы к детям:

  • Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?  
  • Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». В случае затруднения, воспитатель обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано.)

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право быть услышанным;
  • Право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.
  1. Планирование. Выбор темы.(2-3 мин.)

Речь воспитателя:

  • Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. Утром  я шла на работу и увидела женщину, которая кормила птиц пшеном  и вдруг подумала, а кто накормит животных, которые живут в лесу или в тундре?».

Выявление знаний и опыта детей по теме дня.

Все высказывания детей были записаны печатными буквами в первую графу таблицы «Что мы знаем?»)

Что мы знаем?

Время года сейчас зима.

У каких животных бывает белая шубка зимой (заяц-беляк, белая куропатка) 

Бурый медведь спит в берлоге.

Пингвин живет на севере.

Белый медведь не спит.

Шуба  у зайца белая зимой.

Птицы прилетают поближе к людям и едят корм в кормушках

Ласточка зимой  живет в теплых краях.

Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме?

(Вопросы детей также записываются.)

Что мы хотим узнать?

Что делает лягушка зимой?

Какие звери живут на Севере?

Какие из животных умеют плавать?

Изучить следы животных.

Как сделать кормушки для птиц?

Какие жилища у зверей?

Почему белый медведь не спит?

Какого цвета перья у полярной совы?

Какие птицы прилетают к рябине?

Для чего меняют животные свою шубку на белую.

Почему не мерзнет белый медведь?

У тюленей малыши рождаются белыми почему?

Кто больше белый или бурый медведь?

Почему медведь косолапый?

Для чего нужна белая окраска у медведя?

Чем питается белый медведь?

У кого больше рождается медвежат у белого или бурого?

Чем питается белка? 

Что происходит с животными во время спячки?

Кто еще из животных впадает в спячку?

Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.

  • Как ты думаешь, можно ли узнать ответ на твой вопрос уже сегодня или надо кого-то спросить из взрослых?
  • Как вы думаете, где  ещё вы можете найти ответы на свои вопросы?

То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос.

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Посмотреть с папой в компьютере (Слава)

Спросить у бабушки (Саша)

В выходной спрошу у тети (Даша)

Посмотреть в книжке (Самир)

Спрошу  у мамы (Матвей)

Смотреть передачу про животных  (Самир)

Спросить у брата, он знает (Максим)

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право и возможность участвовать в выборе темы дня;
  • Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, определяющем деятельность для всей группы;
  • Право и возможность проявлять избирательность в интересах.
  1. Планирование действий на текущий день.(4-5 мин.)
  • Презентация центров активности.

Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества я приготовила для вас раскраски, шаблоны для обведения и последующей штриховки, вырезанные картинки для создания коллажа. В центре книги вас ждут энциклопедии про животных,  книги с рассказами, вырезки картинок с изображением разных животных для создания альбома. Также вас ждут центры игры, конструирования. Я предлагаю  Даше   поработать сегодня со мной  в центре творчества. Мы будем делать кормушки для птиц. 

- Какие идеи у вас есть по поводу того, что можно сделать в Центрах?

Реализуемые детьми компетенции:

  • Право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.
  1. Проговаривание плана.(1-2 мин.)
  • Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);
  • Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
  • Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).

Реализуемые детьми компетенции:

  • Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
  • Право принять (или не принять) помощь взрослого
  • Право обращения к различным источникам знаний или опыта.
  1. Реализация плана.

Речь воспитателя:

  • Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства. В Центре конструирования вас ждут разные виды конструкторов. Я  буду работать сегодня в центре творчества - делать кормушки для птиц. 

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
  • Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;
  • Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);
  • Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;
  • Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;
  • Право переключиться на другой вид деятельности;
  • Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.

  1. Анализ деятельности.

В конце дня с детьми был проведён итоговый сбор, на который детей собрал колокольчик. Место проведения – ковёр в центре группы. На итоговый сбор дошкольники принесли из Центров всё то, что они успели сделать- рисунки, поделки и пр.  На местах остались лишь те виды работ, которые нельзя перенести (зоопарк из строительного материала, пазлы и др.)

Вопросы детям:

  • Кто хочет рассказать о своей работе?
  • Какие трудности ты встретил?
  • Что тебе удалось сделать сегодня?
  • Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
  • Как ты предполагаешь завершить работу?
  • Какие материалы можно ещё использовать?
  • Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
  • Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
  • Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
  • Право оценить успешность сотрудничества;
  • Право определения применения полученного результата.

Центр науки 

  1. "Угадай по контуру" (картинки с контурным изображением животных)
  2. «Чей домик?»
  3. «Чьи следы?»
  4. Собрать пазлы (животных)

Центр творчества

  1.  Раскрасить и вырезать зверей из леса
  2. Лепка зайца, медведя и т.д  Пластилинография 
  3. Создание коллажа леса.
  4. Конструирование кормушек для птиц из бросового материала.

Центр математики

  1.  Сосчитать, сколько зверей живет в лесу, а сколько в тундре?
  2.  Придумать задачки про животных
  3. А перед нами белочка и зайчик. Спорят они: каких цифр не хватает у них на карточках, определить не могут. Помогите им, ребята.
  4. Подсчитать шишки для белки и записать

Центр грамоты

  1.  Написать слова о животных.
  2. Разгадать слова в ребусе.

Центр Библиотеки

     1.Почитать книги о животных

     2.Сделать  книжку про животных

Центр движения

  1.  Сделать самомассаж для пальцев рук

Центр строительства

  1. Построить зоопарк для животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология. Интересные факты из жизни животных и растений.

Можно использовать во всех видах деятельности....

Конспект занятия по ознакомлению с экологией "Тайна жизни животных" подготовительная группа

Занятие проводила после предварительной работы - семейные проекты "Животный мир"....

Проект "Весна в жизни животных и птиц"

Цель: расширение знаний о домашних животных и птицах. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной....

"Роль окраски в жизни животных". Конспект НОД по познавательному развитию (блок "Животные" эколого-образовательной программы Н.А.Рыжовой "Наш дом - природа") для детей подготовительной группы

Очень важно знакомить детей с разнообразием животного мира. Животные имеют разную окраску. Почему? Детям всегда это интересно. Поэтому они с удовольствием знакомятся с основными отличительными признак...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дикие животные, сезонные изменения в жизни животных» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему "Дикие животные. Сезонные изменения в жизни животных" для детей средней группы...

Тема: «Осень в жизни животных (подготовка животных к зимовке)» (2-я неделя ноября)

Цель: Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных; узнавать и называть детенышей.  Расширять и углублять представления детей о диких животных,...

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...