"Роль окраски в жизни животных". Конспект НОД по познавательному развитию (блок "Животные" эколого-образовательной программы Н.А.Рыжовой "Наш дом - природа") для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 Татьяна Константиновна Трифонова

Очень важно знакомить детей с разнообразием животного мира. Животные имеют разную окраску. Почему? Детям всегда это интересно. Поэтому они с удовольствием знакомятся с основными отличительными признаками животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_rol_okraski_v_zhizni_zhivotnyh.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект

   непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию (по блоку «Животные»  эколого-образовательной программы Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа»)

               для детей подготовительной группы.

Тема: «Роль окраски в жизни животных».

Задачи.

  • Закрепить знания детей о названиях природных «домов» (в воздухе, в воде, на земле, в почве); природных зон и об обитающих там животных.
  • Развивать умение разделять животных на группы (млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, насекомые, ракообразные, паукообразные).
  • Закрепить названия и расположение материков.
  • Познакомить детей с природными зонами Африки.
  • Закрепить знания детей о правилах поведения в природе; об опасных и безопасных животных.
  • Закрепить знания детей, полученные из художественной литературы.
  • Обогащать словарный запас, совершенствовать речь детей; закрепить умение вести диалог.
  • Способствовать развитию слухового восприятия, умению различать разнообразие звуков природы.
  • Способствовать тесному взаимодействию детей друг с другом и со взрослым.
  • Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

Используемый материал. Карта мира, карта Африки с изображением маршрута путешествия; изображения льва, зебры, жирафа, бабочки, божьей коровки, мухи (пчелы); пластилиновые гусеницы разного цвета для игры «Собери гусеничек»; игра «Собери картинку» (лев, жираф, зебра); игра «Загадки о животных» (три природные зоны и животные: саванна, тропический лес, пустыня); игра «Логико-Малыш» («Чья шубка?», «Чей узор?»); материал из музыкальной фонотеки.

Ход .

Воспитатель. Мы уже говорили о животных, много узнали о них интересного. Давайте вспомним, что же мы знаем о животных.

Дети. В природе много разных животных, но все они делятся на группы: насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, ракообразные, паукообразные.

   Животные питаются и передвигаются по-разному, так как они живут  в разных «природных домах» (на земле, в воде, в почве).

   Всё живое постоянно изменяется: животные рождаются, растут, нуждаются в пище, тепле, свете.

   Животные живут в определённых природных зонах: тундре (северный олень, белый медведь), тайге (уссурийский тигр, лось), степи (сурок, луговые собачки), смешанном лесе (благородный олень, заяц, лиса), горах (барс, горный баран), саванне (слон, лев), пустыне (верблюд, ящерица), тропическом лесу (тукан, дикобраз).

Воспитатель. Вот сколько мы с вами уже знаем. Сегодня мы продолжим знакомство с животными. Узнаем, почему природа такая разноцветная, для чего столько красок; почему одни животные яркие, а другие – серенькие, совсем неприметные; для чего жирафу пятна, а зебре полоски; почему окраска у них разная.

   Для этого мы отправимся в путешествие на другой материк. Хотите?

   Но сначала давайте поговорим о животных, которых мы хорошо знаем. Все вы знаете загадку «Летом серый, а зимой белый». Это – заяц. Почему про зайца так говорят? Зачем он меняет шубку? (Заяц меняет шубку, чтобы его не заметили хищные животные).

   Вспомните весёлого медвежонка из сказки, который очень любил мёд. Однажды он даже хотел перехитрить пчёл. Но у него ничего не получилось. Кто это? Правильно, это – Винни-Пух. Почему ему не удалось обмануть

бдительных пчёл? Да, ведь сам Винни-Пух в отличие от голубого шарика был тёмного цвета, поэтому заметить его под шариком было несложно. А вот если бы медвежонок-сладкоежка прятался среди деревьев, заметить его было бы непросто.

   Мы с вами выяснили, что окраска помогает животным прятаться, быть незаметными.

   И вот настала пора отправляться нам в путешествие. Давайте подойдём к карте, сядем поудобнее вокруг.

   Ребята, назовите и покажите материки, которые есть на нашей планете.

(Ответы детей). На какой материк вы бы хотели отправиться? (Дети предлагают отправиться в Африку). Хорошо. Отправляемся в Африку. А поплывём мы с вами на парусном корабле. Кто будет надувать паруса и подгонять наш корабль по волнам?

Дети. Ветер.

Воспитатель. Что такое ветер?

Дети. Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель. А сейчас закроем глаза и представим, что мы плывём на парусном корабле в Африку.

(Дети закрывают глаза, звучит музыка – «звуки моря»).

Воспитатель. Что вы услышали, когда мы плыли?

Дети. Шум ветра, крики чаек, пение дельфина.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, вот мы и приплыли в Африку. Давайте посмотрим по карте, какой путь нам надо пройти, через какие природные зоны он будет пролегать. (Дети смотрят на карту и называют: саванна, пустыня, тропический лес).

Приплыв в Африку, мы с вами оказались в саванне. Давайте закроем глаза, послушаем голоса и звуки саванны (запись).

Ребята, кто нас встретил в саванне?

Дети. Лев, слон трубил, зебры бежали.

Воспитатель. В Африканской саванне живёт самая большая кошка. Очень сильное и красивое животное. Его уважают не только звери, но и люди. Кто это?

Дети. Лев.

Воспитатель. Да, ребята, это – лев (рассматривают иллюстрацию). Расскажите, ребята, что вы знаете про льва.

Дети. Лев – это млекопитающее животное, хищное. Лев охотится не каждый день. Тело покрыто шерстью коричневого цвета. Грива есть только у самцов. Льва называют царём зверей.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А как вы думаете, коричневая окраска шерсти льва помогает ему или мешает?

                            (рассуждения детей)

Такая окраска помогает льву быть незамеченным среди камней и зелени саванны. Но для того, чтобы тебя не заметили, мало быть «правильно» окрашенным. Вспомните: когда вы играете в прятки и хотите, чтобы вас как можно дольше искали, что вы делаете? Машете руками, топаете, бегаете? Или сидите неподвижно? Конечно же, вы стараетесь не шевелиться. Вот и многие животные сидят на деревьях, в траве, под деревом и совершенно не шевелятся. Одни прячутся от врагов, а другие, наоборот, как лев, нападают на животных, караулят свою добычу. Во время своей охоты лев перед тем, как прыгнуть на свою жертву, неподвижно замирает.

   Посмотрите на другое животное, которое живёт в саванне (показ иллюстрации). Это – жираф. Жираф – самое высокое животное на земле. Его высота достигает 6м, это почти двухэтажный дом. Расскажите, что вы знаете о жирафе.

Дети. Жираф – животное млекопитающее, травоядное. У жирафа длинный язык для того, чтобы доставать листочки с деревьев. Жирафу очень трудно наклоняться. Пьёт жираф мало, так как ему хватает воды из листьев деревьев, которые он любит есть. Тело Жирафа покрыто шерстью светло-коричневого цвета с тёмно-коричневыми пятнами.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, для чего жирафу пятна?

                     (рассуждения детей)

   Да, правильно, чтобы быть незаметным. Когда солнечные лучи проникают через крону дерева, то видишь повсюду как бы разбросанные пятна света и тени. Можно даже сказать, что саванна пятнистая. А в пятнистой саванне незаметно и пятнистое животное (жираф) или полосатое животное (зебра) – (показ иллюстрации).

   Ребята, а что вы знаете о зебре?

Дети. Зебра – животное млекопитающее, травоядное. Зебра – родственница лошади. Живут зебры стадами.

Воспитатель. Вот теперь мы с вами знаем, что пятна у жирафа и полосы у зебры помогают им быть незаметными. В природе, среди трав, деревьев, бликов света, зебра малозаметна. Кроме того, у зебры издалека трудно определить, где передняя часть, а где – задняя.

   Пока мы выясняли, для чего жирафу пятна, животные наши разбежались и решили с нами поиграть. Давайте поиграем в игру «Собери картинку». Для

этого разделимся на три команды. Каждая команда по сигналу начинает собирать своё животное. Готовы? Раз, два, три! Начни!

                               Игра «Собери картинку»  

   Все животные на месте: лев, зебра, жираф. А теперь давайте погуляем по саванне и посмотрим, как здесь красиво. Но если вдруг мы увидим какое-нибудь животное, идущее нам навстречу, нужно будет «превратиться» в это животное.

                                Игра «Превращения»

   Ребята, гуляя по саванне, мы не заметили, как пришли к другой природной зоне – пустыне. Давайте сядем и послушаем, кто же здесь нас встретит. (Запись звуков пустыни). Ребята, что вы слышали?

Дети. Ветер.

Воспитатель. Да, в пустыне, когда дует сильный ветер, получается песчаная буря. В пустыне всё время светит яркое солнце, вокруг – песок. Как вы думаете, есть ли в таких условиях живое: растения, животные?

Дети. В пустыне живёт верблюд. Это животное может долгое время обходиться без пищи и воды, потому что он запасает питательные вещества в горбах. На груди и коленях  у него есть мозоли. Они нужны для того, чтобы верблюд мог лежать на горячем песке и не обжигаться. Тело его покрыто шерстью коричневого цвета. У верблюда необычный нос: во время песчаной бури ноздри закрываются, и песок не попадает в нос верблюда. Такой же нос

и у сайгака, он тоже живёт пустыне. В пустыне ещё живут ящерица, паук тарантул.

Воспитатель. Да, ребята, животные, которые живут в пустыне, приспособились к жизни без воды, к жаркому солнцу, песчаным бурям. Все они имеют окраску песчаного цвета. Такой цвет помогает им быть незаметными.

   У животных тело может быть покрыто по-разному. Вспомните, как.     Дети: Кожа, панцирь, шерсть, чешуя, иголки.                                Воспитатель:  Давайте поиграем в игру и вспомним, чем может быть покрыто тело животных, а ещё определим, у какого животного какой есть узор.

              Игра «Логико-Малыш» («Где чей узор»).

Воспитатель: Путешествуя по саванне и пустыне, мы выяснили, что окраска помогает животным спрятаться; что животные в природе могут прятаться по-разному. Они – неподвижны, затаиваются. Они – пятнистые, полосатые.

   Посмотрите на нашу карту. В какой следующей природной зоне пролегает наш маршрут?

Дети: В тропическом лесу.

Воспитатель: Давайте закроем глаза и послушаем голоса тропического леса (звучит запись). Что вы услышали?

Дети: Крик обезьяны, рычание пантеры, крик павлина, шум дикобраза, голоса птиц.

Воспитатель: Да, в тропическом лесу очень шумно. И животные имеют яркую окраску. Гуляя по тропическому лесу, можно даже испугаться, когда внезапно перед нами появляется пёстрая бабочка (показ иллюстрации). Ещё

минуту назад она была незаметна, а теперь мы видим яркие раскрытые крылья. Почему так происходит? У многих бабочек сверху крылья яркие, а снизу – однотонные, часто коричневые. Сядет бабочка на дерево, сложит крылья и сидит на коре неподвижно. И заметить её непросто. Так, сучок какой-то или кусочек коры обломился. Но если какая-то птичка захочет полакомиться этим кусочком, бабочка действует решительно. Она тут же раскрывает крылья; от этого наша птичка пугается и улетает прочь, забыв про обед. Так бабочки обманывают птиц. Про окраску бабочки можно сказать, что она и пугает, и помогает прятаться.

   Посмотрите, ребята, на это насекомое (показ иллюстрации). Это всем нам известная божья коровка. Божья коровка своим красным цветом предупреждает: на трогайте меня, иначе будут неприятности! Известно, что красный цвет – цвет опасности! Вспомните: если взять это насекомое в руки, то на ладошке сразу появится желтоватая жидкость, выделяемая им. Эта жидкость очень горькая. И если птичка съест божью коровку, то аппетит свой сразу испортит (и больше есть это насекомое не будет). А чтобы птичка больше не делала таких ошибок, божья коровка окрашена в красный цвет. Для птиц это будет таким же сигналом, как для нас красный цвет светофора.

   При помощи окраски животные пугают, отпугивают, предупреждают.

   Есть животные, которые обманывают. Обманывать, конечно, нехорошо, но ведь им об этом никто не говорил. Да и обманывают они по-особенному. Такой обман помогает сохранить им жизнь.

   Посмотрите и скажите, кто это (показ иллюстрации). Да, это насекомое очень похоже на пчелу. Оно тоже полосатое и тоже жужжит, но, как бы,

понарошку. Это – совершенно безобидная муха. Такой окраской муха пугает своих врагов.

   Ребята, я предлагаю вам превратиться в птичек и полетать, поискать гусеничек. Но брать будем только съедобных. Скажите, пожалуйста, красных гусеничек можно брать?

Дети: Нет, потому что они ядовитые.

                                       Игра «Птички»

   (дети-птички «летают» и приносят воспитателю гусеничек на листочек)

Воспитатель: Молодцы, ребята, никто не ошибся, все принесли мне съедобных гусеничек.

   Ну, вот, ребята, путешествие наше подходит к концу. Понравилось вам в Африке? Что нового узнали? (ответы детей)

   Прежде чем мы отправимся домой я предлагаю вам ещё поиграть  и закрепить свои знания. В каких природных зонах Африки мы сегодня с вами были?

Дети: В саванне, пустыне, тропическом лесу.

Воспитатель: Для игры разделимся на три команды. У каждой команды своя природная зона, а вот животных нужно расселить по своим природным зонам.

                                     (дети играют)

   Пора нам возвращаться домой. Давайте сядем на наш воображаемый корабль и поплывём домой (дети садятся на пуфики). Закрывайте глаза и слушайте шум моря.

   Вот мы и дома. Посмотрите, а нас здесь встречают. Помашем встречающим рукой. Наше путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»» для детей подготовительной группы.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Вид НОД: познавательный.Форма проведения занятия: игровая.Тема: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»».Цель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»» для детей подготовительной группы.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Вид НОД: познавательный.Форма проведения занятия: игровая.Тема: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»».Цель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группыЦель:...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности. Образовательная область: познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений На тему: «Сказочное путешествие» Для детей подготовительной группы С использованием игровой, ин

КонспектНепрерывной  образовательной  деятельности.Формирование элементарных математических представленийНа тему:  «Сказочное путешествие»Для детей подготовительной...

Конспект развлечения по познавательному развитию на тему «История Зайчишки - Шалунишки и его друзей» для детей средней группы

Цель: формировать знания о правилах безопасности жизнедеятельности через театрализованное представлениеЗадачи:- формировать понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и ...

Методическая разработка Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Путешествие в страну правил дорожного движения" для детей подготовительной группы

Данный материал рассчитан для детей подготовительной группы. Ориентирован на формирование у детей необходимых представлений, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....