Конспект экологического занятия - викторины в старшей группе "Зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Молчанова Анастасия Анатольевна

Конспект занятия может быть использован на занятиях  как в старшей, так и в подготовительной группах, как итоговое. Задания в конспекте предназначены для закрепления знаний о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории, о многоярусности смешанного  леса, об особенностях его обитателей зимой; для закркпления навыков определения деревьев, животных, птиц по их внешнему виду, особенностях, повадках  и т. д . Развивают память, внимание, быстроту реакции, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_les.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия-викторины в старшей группе Тема: «Зимний лес»

Выполнила:

Воспитатель Молчанова А. А.

ГБОУ детский сад № 991

Цель: Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду (изображению). Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.

Материал: наборное полотно «Лес - многоэтажный дом», фланелеграф, картинки с изображением лесных животных и птиц, следов животных; набор веток и кусочков коры деревьев, еловые и сосновые шишки; картинка с изображением зимнего леса к стихотворению 3. Александровой «Зимняя песенка»; эмблемы для участников команд; плакат «Зимнее дерево».

Ход занятия: 

Выход детей (2 команды) под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Воспитатель:

 Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предлагает нам зимний лес. Команда "Зайчики" и команда "Белочки" выяснят, кто из них больше знает о зимнем лесе. Начнем с приветствия команд (звучит музыка Е. Тиличеевой из композиции «Встречи в лесу»).

«Зайчики»

Прыгает заинька,

Прыгает беленький.

Зайка - прыг, зайка - скок,

 Слышен зайкин голосок.

Холодно заиньке,

Холодно белому.

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой.

«Белочки»

 Ах, как нам наскучили Вьюги, холода,

 И морозы жгучие,

Словно навсегда.

Рыженькие белочки

Прячутся в дупло.

 Поскорей бы солнышко

Ясное взошло.

Разминка капитанов

 Вопросы капитанам команд:

 Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (капитану команды «Зайчики»).

Зачем лисе пушистый хвост? (капитану команды «Белочки»).

Разминка команд

 Вопросы участникам команд (поочередно):

 «Зайчики».

 1. Что такое кузница дятла?

2. Почему говорят: волка ноги кормят?

 3. Какая птица зимой в прорубь ныряет?

«Белочки». 1. Что птицам страшнее: холод или голод? Почему?

2. Чем заяц питается зимой?

3. У какой птицы зимой выводятся птенцы?

 Соревнования команд

 Воспитатель:

Без чего не бывает леса? (Без деревьев.)

А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?

Задание № 1. Узнай дерево по его коре.

 Команды получают по кусочку коры: «Зайчики» - березы, «Белочки» - сосны.

Задание № 2. С какой ветки эти детки?

Команды получают подносы с набором веток деревьев и одну из шишек (еловую или сосновую); нужно найти веточку дерева по его шишке и сказать, как дерево называется.

 Воспитатель:

Кого можно встретить в зимнем лесу? (Животных и птиц.)

Я нарисовала картинку, а Саша прочитает стихотворение к ней (стихотворение «Зимняя песенка» 3. Александровой).

Ваша задача угадать, кто находится за кустом, по его следам.

Каждая команда получает карточку с изображением следов одного из животных: «Зайчики» - зайца, «Белочки» - лисицы.

Задание № 3. Как называются жилища лесных животных?

«Зайчики» отвечают: у лисы (нора), у белки (дупло), у волка (логово).

«Белочки» - у медведя (берлога), у мышки (нора), у крота (нора).

Задание № 4. Изобразить животных с помощью пантомимы.

«Зайчики» - волка; «Белочки» - лисицу.

Задание № 5. Назвать и показать на картинках животных.

 «Зайчики» - хищников леса;

«Белочки» - травоядных жителей леса.

Задание № 6.

Воспитатель. Перед вами дерево, на котором собрались разные лесные птицы. Посмотрите внимательно и скажите: какие две птицы сюда попали по ошибке? Каждая команда должна назвать одну из этих птиц и снять ее с дерева (ласточка, скворец).

Задание № 7. Кто прилетит на кормушку?

 Команды получают кормушки-подносы, где лежит: сало для синиц («Зайчики»), рябина для снегирей («Белочки»).

Задание № 8. Разместить жителей по этажам лесного дома.

Воспитатель: Лес - это дом для зверей и птиц. Команды получают по набору карточек с изображением обитателей леса: «Зайчики» - лису, белку, дятла, зайца, «Белочки» - волка, мышку, кабана, снегиря.

Задание № 9. Отгадать загадки.

 «Зайчики».

1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (Волк.)

2. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.)

3. Угадайте, что за птица: света яркого боится, клюв - крючком, глаза - пятачком, ушастая голова. Как зовут ее? (Сова.)

«Белочки».

1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

 2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось.)

3. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой, на увертки мастерица. Как зовут ее? (Лисица.)

Задание № 10. Как помочь обитателям леса зимой.

«Зайчики» - птицам, «Белочки» - животным.

Подведение итогов. Награждение победителей, вручение памятных сувениров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"

Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...

Конспект итогового занятия-викторины в старшей группе "Умные непоседы"

Крнспект итогового занятия-викторины в старшей группе "Умные непоседы"...

Конспект игрового занятия – викторины в старшей группе «Правила безопасности»

Тема:  «Правила безопасности»Целевой ориентир: закрепить с детьми правила личной безопасности, с которыми знакомились в течение учебного года.Задачи:Образовательные задачи:1. Повторить и закрепит...

Конспект интегрированного занятия -викторины в старшей группе " Вопросы мудрого звездочета".

В ходе интересного занятия викторины у детей воспитывается умение работать в команде, уточняются и расширяются знания о космосе....

Конспект экологического занятия-путешествия в старшей группе «Спасение земли!»

Создать условия для закрепления у детей знаний о взаимосвязи всех компонентов природы....

Конспект экологического занятия для детей старшей группы. Тема: « Подорожник, лекарственное растение»

Программное содержание:-расширять представления детей о лекарственных растениях- познакомить детей с растением, его особенностями.- сформировать понятия о существовании у растений научного и народных ...

Экологическая игра-викторина для старших дошкольников «Вода – это жизнь»

Экологическая игра-викторина для старших дошкольников«Вода – это жизнь»Цель: Систематизирование  знаний  детей о воде.Задачи:1.Создать у детей радостное, весёлое настроение...