Педагогический проект по теме "Капелька"
проект по окружающему миру по теме

Школьная Лариса Петровна

Данный проект будет очень полезен для воспитателей разновозрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_kapelka.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 для детей разновозрастной группы

 «КАПЕЛЬКА»

Автор-разработчик: Школьная Лариса Петровна

Срок реализации: 1 неделя

Участники проекта: воспитатели, дети 3 – 7 лет, родители

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Вид проекта : исследовательско- творческий

Актуальность темы:

        На современном этапе развития общества проблема экологического воспитания подрастающего поколения особенно актуальна.        Наша планета находиться в опасности. С каждым годом ухудшается экологическая ситуация в мире. Загрязнение  окружающей среды ведет к ухудшению здоровья населения во всем мире. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

        ФГОС  ДО предполагает построение образовательного процесса на деятельностный основе. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.

        Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования осознанных, гуманных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Дошкольникам необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

        Реализация проекта «Капелька» осуществляется  во второй половине дня в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей в соответствии с перспективным планированием.         

Проблема: У дошкольников недостаточно знаний о свойствах воды и её значении в жизни человека.

Цель: Формирование у детей разновозрастной группы бережного отношения к воде, как жизненно важному природному ресурсу, развитие экологической культуры.

Задачи:

  1. Обобщить, систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
  2. Учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы, анализировать ситуации, планировать эксперимент, делать выводы.
  3. Развивать речевую и познавательную активность.
  4. Воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.

Младшая подгруппа:

  1. Познакомить со свойствами воды( прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, может быть окрашена другими веществами, вода бывает холодной, теплой, горячей)
  2. Продемонстрировать процесс превращения воды в лед, льда и снега – в воду.

Средняя подгруппа:

  1. Организовать условия для выявления свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнения.
  2. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды  (насыщенность окраски, вкуса, запаха).
  3. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека.
  4. Дать представление о том, что температура воды влияет на ее свойства.
  5. Познакомить с разнообразием  агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, дождь, туман и т.д.).

Старшая подгруппа:

  1. Формировать представления о воде, как среде обитания растений, животных, человека.
  2. Продолжать учить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
  3. Познакомить с процессом перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации

Подготовительная к школе подгруппа:

  1. Познакомить детей с природным явлением: «Круговорот воды в природе», дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
  2. Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости.
  3. Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
  4. Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).
  5. Научить разным способам очистки воды.
  6. Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассмотреть воду как источник энергии, показать ее народно – хозяйственное значение.

Предполагаемый результат (младший и средний возраст)

- Самоутверждение личности ребёнка: снятие зажима, скованности.

- Расширение знаний детей о свойствах воды и её роли для окружающего мира.

- Освоение умения изображать один предмет разными способами.

- Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.

- Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.

        

Предполагаемый результат (старший возраст)

  • Освоение умения работать в коллективе.
  • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Воспитание бережного отношения к объектам окружающего мира, желания беречь, сохранять и улучшать природу.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
  • Формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Взаимодействие с родителями:

  1. Создание альбома «Свойства воды»
  2. Изготовление макета : «Круговорот воды в природе»
  3. Консультация по теме: «Элементарные опыты с водой для дошкольников».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 Подготовительный этап проекта:

  1. Подобрать и изучить методическую и художественную литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.

3.        Разработать перспективного плана .

4. Подготовить информацию для родителей по темам:

  • Элементарные опыты с водой для дошкольников;
  • Изготовление макета «Круговорот воды в природе».

Исследовательский этап проекта

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Совместная деятельность взрослого и детей

 (младший и средний возраст)

Совместная деятельность взрослого и детей 

(старший возраст)

понедельник

1. Открытие центра «Воды и песка» и мини-лаборатории «Капелька»

2.Игра-эксперимент «О свойствах воды» Цель: выявить свойства воды: прозрачная, нет запаха, бывает холодной, теплой. горячей

3.Физминутка «Льется чистая водичка»

4. Сюжетно-ролевая игра «Стираем кукольное белье»

 Цель: расширить знания детей о значении воды в жизни человека

2. Опыты: «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода»

Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде

3.Подвижная игра «Ручеек»

4. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Да – нет», на закрепления знаний о свойствах воды

вторник

1. Беседа «О значении воды в природе» Цель: развивать познавательный интерес.

2. Чтение Л.Дерягина «Пускаем кораблики»

3.Игра-эксперимент «Плавает -  тонет» Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы

4.Рисование «Шторм»,

5. Загадки и потешки о воде

6. Наблюдение за льдом

1. Беседа «О значении воды в природе. Кому нужна вода?»

Цель: развивать познавательный интерес.

2. Чтение: Н. А. Рыжова «История одного пруда»,

3. Опыт: «Пар – это вода» Цель: на примере опыта познакомить детей с круговоротом воды в природе.

4.Рисование «Круговорот воды в природе»,

5. Загадки о воде.

6. Наблюдение за снегом

среда

1. Игра-эксперимент «Замерзание и таяние воды» 

Цель: познакомиться с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле

2. Беседа «Путешествие капельки»

Цель: дать представления о том, что воду можно собрать разными способами - губкой, пипеткой, салфеткой, активизация словаря

3. Чтение: А. Л. Барто «Девочка-чумазая»

4. Просмотр мультфильма «Капитошка», «Капитошка возвращается»

1. Игра-эксперимент «Лед – это вода»

Цель: показать детям, что скорость таяния воды зависит от изменения температуры

2. Беседа «Сходство и различия морской и речной воды»

Цель: дать представления о том, что в морях и океанах вода соленая, а в речках и озерах - пресная.

3. Чтение: Н. А. Рыжова «Жила – была Река»

4. Просмотр мультфильма «Капитошка», «Капитошка возвращается»

четверг

1. Игра «Водопад» 

Цель: формировать представление о том, что вода может менять направление движения

2.Игра-эксперимент «Поймай рыбку»

Цель: закрепить знания о том, что свойствах воды: льется, можно процедить через сачок

3. Создание построек из снега и льда на участке, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

1.Беседа  «Для чего человеку вода?»

 Цель: дать детям представление о значимости воды в жизни человечества

2. Эксперимент «Иней»

Цель: показать, как появляется иней на одежде во время прогулки

3. Создание построек из снега и льда на участке, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

пятница

1.Просмотр презентации «Нужная вода»

2. Игры в центре «Воды и песка»

3.Коллективная аппликация  «Аквариум»

4. Развлечение «Шоу мыльных пузырей»

1.Беседа «Как помочь воде стать чистой?»

2. Опыт по очистке воды

Цель: показать детям способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.

3. Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка»

4. Развлечение «Шоу мыльных пузырей»

Список используемой литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
  6. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  8. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
  9.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
  10. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
  11. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
  12. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...