Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
проект (старшая группа)

Дробышева Екатерина Владимировна
Педагогический проект в детском саду в старшей группе
Педагогический проект «Домашние животные»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект в детском саду в старшей группе

Педагогический проект «Домашние животные»

Назначение: Для проведения в ДОУ с детьми 5-7 лет.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Реализация проекта: Сентябрь 2015 – Май 2016г

Участники проекта: дети старшей группы МКДОУ «Детский сад №12 «Колокольчик» в количестве 23 человек, педагоги, музыкальный руководитель, родители.

Обоснование необходимости проекта.

Проблема:

«У англичан есть такая пословица: «Charity begins at home».

По-русски: «Милосердие начинается дома».

Иногда мы ищем добрых дел на стороне,

проявляем сердечность и участливость к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но лакмусовой бумажкой, по которой можно тотчас определить качественность свершаемого добра, служит наше отношение к домашним.

Как трудно, оказывается, постоянно творить добро тем, кто живет с нами бок о бок!»

Проториерей

Артемий Владимиров.

Детский сад является первой ступенью общего образования и обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей.

Каждое из направлений, имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет воспитание качеств милосердия и сострадания ко всему живому (в частности к домашним животным), экологической грамотности детей, трудолюбия, любознательности, желание постоянно что-то открывать новое для себя, исследовать и экспериментировать. А это возможно лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Самый эффективный способ достижения поставленной цели в дошкольном возрасте – проектная деятельность.

Технология проектирования - уникальное средство, позволяющее реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка, в педагогике понимается конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели.

Метод проектов это развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном процессе, анализировать процесс и результат своей деятельности.

При реализации и подготовки проекта надо всегда стремиться к тому, чтобы ребенок получал необходимые для него знания, проблема бралась из реальной жизни, а ее решение должно быть познавательно активным для проявления творчества и мог использовать полученные знания для усвоения новых.

Актуальность: Попробуйте представить нашу жизнь без домашних животных: кошек и собак, свиней и коз, лошадей и коров.

Это невозможно! Мы привыкли к домашним животным. Многие века они живут рядом, кормят и поят нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Мы, взрослые, хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих как ухаживать за животными, уважающих труд ветеринаров, волонтеров и простых людей, а также вызвать милосердие к домашним животным. Ведь мы видим, как дети сейчас относятся к животным. Они, как городские жители, в недостаточной степени имеют представление о всех домашних животных, о том, где и как они живут, как за ними ухаживают и т. д. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, состоят в основном из простых предложений и бедны эпитетами. Задания, сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами вызывают у детей серьезные затруднения.

Участие детей в проекте «Домашние животные» позволит максимально обогатить знания и представления детей по этой теме, почувствовать красоту и доброту животных, развить связную речь, творческие способности детей, экспериментально-поисковую деятельность.

Цель проекта: Создание системы работы по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через расширения знаний о домашних животных, чувство милосердия и сострадание.

Задачи:

1. Расширить знания детей старшего дошкольного возраста о разнообразии домашних животных,( учить выделять и называть характерные признаки), образе жизни, сказках, рассказах, пословицах, поговорках, загадках. Формировать представление о духовно-нравственных ценностях: семья, природа…

2. Провести первичную диагностику воспитанников, выявить уровень усвоения знаний по данной теме.

3. Расширить представление детей о людях разных профессий, связанных с домашними животными.

4. Формировать ответственное и бережное отношение к домашним животным.

5. Развивать познавательные способности и коммуникативные навыки в процессе ознакомления.

6. Развивать творческое мышление, воображение, наблюдательность.

7. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе детей старшего дошкольного возраста.

8. Воспитывать, чувства эмпатии , милосердия и сострадание у детей старшего дошкольного возраста по отношению к домашним животным, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

9. Активизировать и обогатить словарь детей старшего дошкольного возраста по данной теме.

10. Разработать план взаимодействия с родителями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

11. .Провести повторную диагностику воспитанников по выявлению уровня усвоения знаний по проекту.

12. Подвести итоги проделанной работы и определение перспективы.

Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Домашние животные», воспитание милосердия и сострадание к домашним животным.

Формирование у дошкольников опыта познания процессов и явлений, происходящих в природе;

Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (познавательного, эстетического, гуманного) и труду людей (уважительного).

Развитие творческих способностей детей средствами разных видов деятельности;

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;

Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

Доведение до участников проекта важности данной темы, целей, задач и предполагаемых результатов его итогов:

За неделю до начала проекта на собрании было сообщено специалистам и родителям, что у нас в группе начинается проект «Домашние животные», о его целях, задачах, и планируемых результатах. Со стороны взрослых было получено одобрение и готовность к сотрудничеству. Так же была изготовлена стенгазете, оповещающая о начале проекта.

Подборка методической, художественной литературы, литературы со стихами, пословицами, поговорками, загадками о домашних животных:

Изучение методической литературы позволило определить тот объем материала, который необходим для изучения детьми данной темы, а так же количество методических пособий и игр для усвоения и закрепления у детей полученных знаний в ходе проекта.

(Например, дидактические игры «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Найди маму», «Чудесный слоник» и др.)

Активное участие в подборке литературы со стихами, загадками, пословицами и поговорками о домашних животных для детей приняли родители, кроме печатных изданий литературы была подобрана и оформлена информация из сети ИНТЕРНЕТ.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:

При подборе игрового материала придерживалась следующих принципов:

• возможность игры как одним ребенком, так и подгруппой;

• доступность игры;

• проблемность игры.

Использовались дидактические игры, пособия и игрушки по познавательному развитию: разнообразные «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Веселый пластилин» и др.

В ходе проекта были изготовлены дидактические пособия: ««Картотека дидактических игр», «Животные на войне», «Профессии», «Накорми животное» и др., а так же различные дидактические игры «Узнай на ощупь», «Интересная манка», «Кошки-мышки».

Был приобретен набор «Домашние животные», для сюжетно-ролевых игр детей, создан макет «Ферма». Игровой уголок «Пальчиковый театр» с помощью родителей пополнился вязаными атрибутами по теме проекта, «Театр Домисоль» - костюмами для детей на тему «Профессии и домашние животные».

Разработка основных направлений проекта:

1. Дидактические игры, направленные на повышение духовно-нравственной и экологической культуры детей;

- Дидактические игры, включенные в организованную образовательную детскую деятельность, как часть занятия в различных видах деятельности, с целью повышения духовно-нравственного и экологического воспитания и получения знаний.

- Дидактические игры, проводимые в ходе режимных моментов. Цель таких игр формирование уважительного отношения к труду взрослых, формирование милосердия и сострадания к домашним животным.

2. Проведение индивидуальной работы с детьми, с целью проявления детского творчества, развития связной речи, закрепление пройденного материала.

3. Система мониторинга в данном проекте представлена в виде диагностик. Информация фиксировалась посредством прямого наблюдения за выполнением дидактических заданий в естественной среде, в созданных игровых ситуациях. На основании полученных результатов были сделаны выводы. а так же отслеживалась динамика познавательного развития детей.

4. Сотрудничество с семьей.

Разнообразные формы сотрудничества по информированию, образованию и совместной деятельности детского сада и семьи не только решают задачу повышения педагогической компетенции родителей, но и позволяет обмениваться лучшим опытом общественного и домашнего воспитания.

Наглядные формы работы: папки-передвижки, выставки (продуктивной деятельности), памятки, тематическая мини библиотека – ориентированы на самостоятельное изучение родителями предложенной информации.

Анкетирование, беседы, консультации, опросы - направлены на получение родителями от педагогов важной информации по теме, а также получение педагогами необходимой информации от родителей.

Собрание-встреча, мастер-класс, игровой тренинг – направлены на практическую деятельность родителей, детей, воспитателя.

Формы работы с родителями, отражены в перспективном плане.

Описание проекта.

Мы взрослые знаем, что о домашних животных надо заботиться, их надо любить, что забота о них-это труд . Но откуда мы это знаем? Конечно, мы эти знания получили из детство, из семьи. А если в семье никто подробно не останавливался на этой теме, как быть? Во многих семьях есть дома животные, а как за ними ухаживать, а почему есть бездомные животные, откуда они берутся-это детям никто не объясняет.

Однажды в детский сад подбросили котят. Реакция детей была неоднозначна: кто-то сказал, что с животными так делать нельзя, кто-то засмеялся, кто-то никак не отреагировал на это. Когда, я спросила у детей, почему нельзя бросать домашних животных, мало кто ответил. Тогда я задумалась над проектом, и мы вместе с детьми решили выяснить: как животные оказались на улице? как ухаживать за домашними животными? Легко ли это? Кто такие волонтеры? Кто лечит домашних животных? и мн.др.

Знания детей по данной теме оказались невелики, это подтверждается данным констатирующей диагностики. Было проведено анкетирование родителей на тему «Животные в семье». Анализ результатов показал, что 50% родителей ответили, что их дети проявляют сочувствие и сострадание к домашним животным, 82 % учат бережному отношению, 92%-родителя отметили, что смотрят телепередачи и мультфильмы о домашних животных.. 46% родителей уверены, что дети добровольно принимают участие в уходе за животными, 4%-проигнорировали анкетирование. Из вышеперечисленного сделала вывод, что необходима работа с детьми и родителями, ведь 84% родителей готовы к сотрудничеству детского сада и семьи.

Проектная деятельность – это механизм активного взаимодействия не только с детьми, но и родителями, которые становятся участниками воспитательно-образовательного процесса, поэтому оптимальной формой работы является групповой, познавательно-исследовательский педагогический проект, «Домашние животные», одним из основных принципов которого является принцип возможности освоения ребенком программы проекта на разных этапах его реализации.

Рабочий план реализации проекта.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

1. Родители мало времени уделяют детскому творчеству.

2. Отсутствие заинтересованности и формальное отношение со стороны родителей к реализации проекта.

3. Дефицит методической литературы.

4. Недостаточная оснащенность предметно - пространственной среды.

Меры по их минимизации:

1. Домашние задания для совместного творчества детей и родителей.

Беседы, консультации.

2. Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта, показ презентаций.

Индивидуальные беседы с родителями, показ способов рисования.

3. Использование интернет – ресурсов.

4. Привлечение родителей, администрации ДОУ

2. Заключительный этап

Анализ результатов проектной деятельности.

В мае была проведена итоговая диагностика детей, результаты которой показали положительную динамику познавательного и духовно-нравственного развития по теме проекта.

Сравнительный анализ показал, что процент детей, которые приобрели знания в ходе проекта по теме «Домашние животные» повысился. Высокий уровень знаний дошкольников вырос на 67% и составил 84%, средний снизился на 62% и составил 12%, ниже среднего уровня нет.

Опрос родителей о пользе проекта для детей выявил, что родители больше стали разговаривать со своими детьми на различные темы, больше времени стали уделять продуктивной деятельности.

В результате проекта дети получили необходимые знания, научились уважать труд людей и милосердно относиться к животным, узнали, как называются врачи, которые лечат животных, так же узнали, что есть такие люди-волонтеры, что такое питомники.

Много теплых слов было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться рассказами и сказками о домашних животных, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение с взрослыми и сверстниками. Так же укрепилась заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Анализ полученных результатов практической работы свидетельствует о том, что систематическое приобщение детей к духовно-нравственным ценностям делает процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста эффективным и целесообразным, что соответствует поставленной цели проекта.

ВЫВОДЫ:

Таким образом, проведенная работа по проекту «Домашние животные» позволила прийти к следующим результатам:

Дети стали милосерднее, внимательнее, ответственнее, у них сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Мой проект помог мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

Реализация деятельности по проекту повлияла на воспитание гуманистически духовно развитой личности ребенка, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к духовно-нравственному самосовершенствованию.

Продукты проектной деятельности:

• Создание нового объекта развивающей среды в группе – «Ферма», «Русская изба»

• Книжка-копилка «Стихи, пословицы, поговорки, загадки о домашних животных»;

• Картотека дидактических и подвижных игр;

• Альбом «Наши домашние животные»;

• Детские проекты: «Мой четвероногий друг», «Осенняя красота»;

• Выставка рисунков «Животные в семье», «Красота божьего мира»;

• Выставка творчества родителей «Куклы для кукольного театра», «Костюмы для театрализации»;

• Выставка мини-музей «Домашние животные»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание гражданина, сострадающего и любящего, не может быть успешно решено без духовно-нравственного воспитания. Приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям, воспитывает уважение к людям разных профессий, любовь ко всему живому, гордость за землю, на которой живешь.

В старшем дошкольном возрасте развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы, во многом зависит последующее развитие ребёнка.

Каждый ребенок, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно быть милосердным, добрым и сострадательным ко всем.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в перспективе намечаем следующие задачи:

• поиск новых форм, путей и подходов к содержанию и организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей.

• использовать продукты проектной деятельности в перспективном планировании образовательной деятельности с детьми и пополнять их;

• внести коррективы в индивидуальную работу с детьми;

• обогащать развивающую предметно-пространственную среду по данному направлению;

• подобрать эффективные, вызывающие заинтересованность у родителей, формы сотрудничества с семьей по вопросам воспитания и развития детей.

Литература:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

2. Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду» Учитель, 2015

3. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.

4. Николаева С. Н. «Юный эколог, Мозаика-Синтез, 2004

5. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. – 2000.– № 2.– С. 8-17.

6. Сборник педагогических сказок. Москва 2011г. Благотворительный фонд «Кто, если не я»

7. Академия родителей 2011г. Московский гуманитарный институт,2011.

8. Познавательные сказки Т.А.Шорыгина. Издательство «ТЦ сфера»2014г.

9. Научно-методический журнал «Дошкольная педагогика» Издательский дом «Воспитание дошкольника». Май 2015г.

10. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» Издательский дом «Воспитание дошкольника». 12.2002г.

11. Интернет ресурсы.

Приложение к Педагогическому проекту «Домашние животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Домашние животные у нас во дворе»

Проект реализуется в рамках курса «Природный мир».В ходе исследований дети узнают, что человек и домашние животные взаимосвязаны между собой....

Педагогический проект "Домашние животные - кошки"

Краткосрочный проект по ознакомлению с окружающим для младших дошкольников....

Педагогический проект "Домашние животные" для детей второй младшей группы д.с.

Педагогический проект "Домашние животные" для детей второй младшей группы. Задача проекта: сформировать знания детей о домашних животных с учётом интеграции образовательных областей....

Педагогический проект "Домашние животные" в младшей группе

Вид проекта: комплексныйТип проекта: познавательно-исследовательский.Возраст детей: младшая группа.Участники проекта: Дети младшей группы и воспитатели детского садаДлительность проекта: кра...

Педагогический проект «Домашние животные» во второй младшей группе

Задачи к содержанию: Учить детей наблюдать за собакой, кошкой  на участке детского сада и выявлять их особенности и повадки.Развивать элементарные представления о домашних животных.Воспитыва...

Педагогический проект «Домашние животные» В младшей группе

Цели проекта:Воспитывать гуманное отношение к живым объектам природы через обогащение и углубление у детей представлений о домашних животных проживающих в квартире. Задачи проекта: Сформиров...

Экологический краткосрочный проект в детском саду в старшей группе "Лук на подоконнике"

Экологическое воспитание дошкольников – одно из направлений, по которым работает наш детский сад.Успешной реализации задач экологического воспитания способствует развивающая среда детского сада ...