Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему

Смолевская Татьяна Сергеевна

Пояснительная записка.             

 

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с неживой природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада и на улице, а также с различными животными.

Уже в детстве у детей формируется отношение к природе: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Так дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому  целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_2015_2016.doc318.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»

План работы кружка

«Юный эколог»

(2015 – 2016 уч.г.)

                                        Руководитель кружка: Смолевская Т.С.

Смоленск, 2015.

        Пояснительная записка.        

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с неживой природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада и на улице, а также с различными животными.

Уже в детстве у детей формируется отношение к природе: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Так дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому  целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Эмблема кружка:

Девиз кружка:

Цель работы экологического кружка:

Формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи экологического кружка:

  •  подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  •  воспитать желание бережно относиться к своему здоровью;
  •  показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  • воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  • подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  • развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами, к практическому экспериментированию с ними;
  • развивать мелкую моторику рук, силу дыхания, наблюдательность, умение размышлять, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, способствовать развитию речи;
  • воспитывать правильное поведение в природе.

Занятия в кружке проводятся в форме игровых заданий, опытов, экспериментов, коллективной работы и т.п. 1 раз в 2 (две) недели (по четвергам) по подгруппам в помещении группы и/или комнате экологии детского сада. Один раз в месяц проводится мероприятие экологической направленности (развлечение: викторина, КВН, конкурс поделок; акция и т.п.) для всей группы.

Список детей, посещающих кружок в 2015 - 2016 уч.году:

I

подгруппа

II

подгруппа

1

Амельченкова Лиза

1

Масалыгин Серафим

2

Близнакова Таня

2

Нестеров Ваня

3

Валинский Матвей

3

Потапова Кристина

4

Глинченков Рома

4

Саадова Гуля

5

Григорьев Тима

5

Савченков Кирилл

6

Даниленков Ваня

6

Сёмочкина Настя

7

Довлетов Руслан

7

Сидоренков Никита

8

Жереге Артём

8

Солдатов Матвей

9

Журавлев Ваня

9

Сумин Костя

10

Ильенко Даша

10

Федоров Артём

11

Ковалёва Карина

11

Федорова Кира

12

Корниенко Анна

12

Фирсова Виталина

13

Кусакин Артём

13

Шаманов Егор

14

Локтев Дима

Тематический план работы кружка на 2015 – 2016 уч.г.

I ПОДГРУППА

Тема

Задачи

СЕНТЯБРЬ

1 четверг месяца

«Обитатели уголка природы»

Познакомить с обитателями уголка природы, обсудить правила ухода и кормления, организовать дежурства в уголке природы

Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом. Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями. Умение «читать» паспорта растений.

3 четверг месяца

«Такие разнообразные растения»

Обобщить знания детей о разнообразии растений, о строении растений, о частях растений.

ОКТЯБРЬ

1 четверг месяца

«Животные»

Обобщить знания детей о разных видах животных (насекомые, паукообразные, млекопитающие, птицы), выявить сходства и различия.

3 четверг месяца

«Планета – Земля»

Дать представление о Земле как планете. Почему происходит смена времен года, времени суток. Как явления природы связаны со сменой сезонов.

5 четверг месяца

«Наша Земля»

Познакомить с картой и глобусом. Изготовить самодельный глобус.

НОЯБРЬ

2 четверг месяца

«Наши соседи по планете»

Знакомство с экосистемами (пустыня, тундра, джунгли, степь, поле, лес, луг, море, океан), животными и растениями их населяющими.

4 четверг месяца

«Там где всегда жара…»

Познакомить с особенностями климата теплых стран. Дать представление о приспособленности людей представителей животного и растительного мира к особенностям климата теплых стран.

ДЕКАБРЬ

2 четверг месяца

«Как там на севере…»

Познакомить с особенностями климата холодных стран. Дать представление о приспособленности людей, представителей флоры и фауны к особенностям климата холодных стран.

4 четверг месяца

«Жизнь на планете Земля»

Уточнить знания, о том, что необходимо человеку, животным, растениям для жизни (вода, воздух, свет, тепло)

ЯНВАРЬ

3 четверг месяца

«Свет и тепло»

Познакомить со значением света в жизни растений и животных. Уточнить значение солнца для человека.

ФЕВРАЛЬ

1 четверг месяца

 «Вода»

Уточнить знания о состояниях воды «вода, снег, пар». Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

3 четверг месяца

«Вода, вода, опять вода…»

Определить опытным путем свойства воды. Формировать представление о нахождении воды в природе, о значении воды для всех живых существ.

МАРТ

1 четверг месяца

«Воздух»

Уточнить значение воздуха в жизни Земли. Обобщить представления детей о свойствах воздуха. Дать определение ветру, как движению воздуха воздуху. Формировать познавательный интерес, развивать исследовательские способности детей.

3 четверг месяца

 «Растения и воздух»

Познакомить с ролью растений в поддержании чистоты воздуха. Определить роль воздуха в распространении семян в природе.

5 четверг месяца

«Древние люди и природа»

Дать представление о том, кто населял нашу планету в древности.

(первобытные люди и животные; отчего и почему вымерли древние животные, где сейчас древние люди)

АПРЕЛЬ

2 четверг месяца

«Веселые огородники», занятие № 1

Семена различных растений, как отобрать хорошие семена, подготовка семян к посеву на рассаду.

4 четверг месяца

«Мы – друзья природы»

Закрепить правила поведения в природе, соблюдение мер безопасности. Дать представление о заповедниках. Красной книге.

МАЙ

3 четверг месяца

«Веселые огородники», занятие № 2

Высадка рассады в открытый грунт.

II ПОДГРУППА

Тема

Задачи

СЕНТЯБРЬ

2 четверг месяца

«Обитатели уголка природы»

Познакомить с обитателями уголка природы, обсудить правила ухода и кормления, организовать дежурства в уголке природы

Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом. Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями. Умение «читать» паспорта растений.

4 четверг месяца

«Такие разнообразные растения»

Обобщить знания детей о разнообразии растений, о строении растений, о частях растений.

ОКТЯБРЬ

2 четверг месяца

«Животные»

Обобщить знания детей о разных видах животных (насекомые, паукообразные, млекопитающие, птицы), выявить сходства и различия.

4 четверг месяца

«Планета – Земля»

Дать представление о Земле как планете. Почему происходит смена времен года, времени суток. Как явления природы связаны со сменой сезонов.

НОЯБРЬ

1 четверг месяца

«Наша Земля»

Познакомить с картой и глобусом. Изготовить самодельный глобус.

3 четверг месяца

«Наши соседи по планете»

Знакомство с экосистемами (пустыня, тундра, джунгли, степь, поле, лес, луг, море, океан), животными и растениями их населяющими.

ДЕКАБРЬ

1 четверг месяца

«Там где всегда жара…»

Познакомить с особенностями климата теплых стран. Дать представление о приспособленности людей представителей животного и растительного мира к особенностям климата теплых стран.

3 четверг месяца

«Как там на севере…»

Познакомить с особенностями климата холодных стран. Дать представление о приспособленности людей, представителей флоры и фауны к особенностям климата холодных стран.

ЯНВАРЬ

2 четверг месяца

«Жизнь на планете Земля»

Уточнить знания, о том, что необходимо человеку, животным, растениям для жизни (вода, воздух, свет, тепло)

4 четверг месяца

«Свет и тепло»

Познакомить со значением света в жизни растений и животных. Уточнить значение солнца для человека.

ФЕВРАЛЬ

2 четверг месяца

«Вода»

Уточнить знания о состояниях воды «вода, снег, пар». Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

4 четверг месяца

«Вода, вода, опять вода…»

Определить опытным путем свойства воды. Формировать представление о нахождении воды в природе, о значении воды для всех живых существ.

МАРТ

2 четверг месяца

 «Воздух»

Познакомить с ролью растений в поддержании чистоты воздуха. Определить роль воздуха в распространении семян в природе.

4 четверг месяца

«Растения и воздух»

Уточнить значение воздуха в жизни Земли. Обобщить представления детей о свойствах воздуха. Дать определение ветру, как движению воздуха воздуху. Формировать познавательный интерес, развивать исследовательские способности детей.

АПРЕЛЬ

1 четверг месяца

 «Древние люди и природа»

Дать представление о том, кто населял нашу планету в древности.

(первобытные люди и животные; отчего и почему вымерли древние животные, где сейчас древние люди)

3 четверг месяца

«Веселые огородники», занятие № 1

Семена различных растений, как отобрать хорошие семена, подготовка семян к посеву на рассаду.

МАЙ

2 четверг месяца

«Мы – друзья природы»

Закрепить правила поведения в природе, соблюдение мер безопасности. Дать представление о заповедниках. Красной книге.

4 четверг месяца

«Веселые огородники», занятие № 2

Высадка рассады в открытый грунт.

ОБЩЕГРУППОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Сентябрь

Экологическая беседа-викторина

«От зерна до каравая»

Октябрь

Экологическая акция

«Зеленые ёжики»

Ноябрь

Экологическая акция

«Птичьему пению внимаем с волнением»

Декабрь

Экологическая акция

«Бой королю мусора и принцессе Замарашке»

Январь

Экологический КВН

«В гостях у мудрой совы»

Февраль

Развлекательное экологическое мероприятие

«Животные Смоленской земли»

Март

Экологическое развлечение

«Ручейки – весны примета» (изготовление и запуск корабликов)

Апрель

Экологическая акция

«Защитим первоцветы» (создание газеты, листовок, разучивание стихов, наблюдение за подснежником, ветреницей)

Май

Экологический десант

«Чистая улица»

Литература.

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  1. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников, Электронная библиотека BooksCafe.net, http://thelib.ru/books/s_n_nikolaeva/sistema_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov-read.html 

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4 – 5 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

  1. Денисова Д., Дорожин Ю. Экология для малышей, (Школа Семи Гномов), М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006 г.

  1. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников, М.: Сфера, 2007 г.

  1. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей, Изд.: Книголюб, 2005 г.

  1. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология Редакторы: Виктор Володин, Мария Аксенова, Григорий Вильчек, Елена Ананьева, Дмитрий Володихин, Изд.: Аванта+, Серия: Энциклопедия для детей; 1900 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Программа по экологии "Путешествие в природу"

Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...

Программа по экологии

   Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней береж...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Программа по экологии "Юные экологи"

программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...