Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему
Пояснительная записка.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с неживой природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада и на улице, а также с различными животными.
Уже в детстве у детей формируется отношение к природе: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Так дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2015_2016.doc | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»
План работы кружка
«Юный эколог»
(2015 – 2016 уч.г.)
Руководитель кружка: Смолевская Т.С.
Смоленск, 2015.
Пояснительная записка.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с неживой природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада и на улице, а также с различными животными.
Уже в детстве у детей формируется отношение к природе: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Так дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Эмблема кружка:
Девиз кружка:
Цель работы экологического кружка:
Формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи экологического кружка:
- подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- воспитать желание бережно относиться к своему здоровью;
- показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами, к практическому экспериментированию с ними;
- развивать мелкую моторику рук, силу дыхания, наблюдательность, умение размышлять, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, способствовать развитию речи;
- воспитывать правильное поведение в природе.
Занятия в кружке проводятся в форме игровых заданий, опытов, экспериментов, коллективной работы и т.п. 1 раз в 2 (две) недели (по четвергам) по подгруппам в помещении группы и/или комнате экологии детского сада. Один раз в месяц проводится мероприятие экологической направленности (развлечение: викторина, КВН, конкурс поделок; акция и т.п.) для всей группы.
Список детей, посещающих кружок в 2015 - 2016 уч.году:
I подгруппа | II подгруппа | ||
1 | Амельченкова Лиза | 1 | Масалыгин Серафим |
2 | Близнакова Таня | 2 | Нестеров Ваня |
3 | Валинский Матвей | 3 | Потапова Кристина |
4 | Глинченков Рома | 4 | Саадова Гуля |
5 | Григорьев Тима | 5 | Савченков Кирилл |
6 | Даниленков Ваня | 6 | Сёмочкина Настя |
7 | Довлетов Руслан | 7 | Сидоренков Никита |
8 | Жереге Артём | 8 | Солдатов Матвей |
9 | Журавлев Ваня | 9 | Сумин Костя |
10 | Ильенко Даша | 10 | Федоров Артём |
11 | Ковалёва Карина | 11 | Федорова Кира |
12 | Корниенко Анна | 12 | Фирсова Виталина |
13 | Кусакин Артём | 13 | Шаманов Егор |
14 | Локтев Дима |
Тематический план работы кружка на 2015 – 2016 уч.г.
I ПОДГРУППА
Тема | Задачи |
СЕНТЯБРЬ | |
1 четверг месяца «Обитатели уголка природы» | Познакомить с обитателями уголка природы, обсудить правила ухода и кормления, организовать дежурства в уголке природы Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом. Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями. Умение «читать» паспорта растений. |
3 четверг месяца «Такие разнообразные растения» | Обобщить знания детей о разнообразии растений, о строении растений, о частях растений. |
ОКТЯБРЬ | |
1 четверг месяца «Животные» | Обобщить знания детей о разных видах животных (насекомые, паукообразные, млекопитающие, птицы), выявить сходства и различия. |
3 четверг месяца «Планета – Земля» | Дать представление о Земле как планете. Почему происходит смена времен года, времени суток. Как явления природы связаны со сменой сезонов. |
5 четверг месяца «Наша Земля» | Познакомить с картой и глобусом. Изготовить самодельный глобус. |
НОЯБРЬ | |
2 четверг месяца «Наши соседи по планете» | Знакомство с экосистемами (пустыня, тундра, джунгли, степь, поле, лес, луг, море, океан), животными и растениями их населяющими. |
4 четверг месяца «Там где всегда жара…» | Познакомить с особенностями климата теплых стран. Дать представление о приспособленности людей представителей животного и растительного мира к особенностям климата теплых стран. |
ДЕКАБРЬ | |
2 четверг месяца «Как там на севере…» | Познакомить с особенностями климата холодных стран. Дать представление о приспособленности людей, представителей флоры и фауны к особенностям климата холодных стран. |
4 четверг месяца «Жизнь на планете Земля» | Уточнить знания, о том, что необходимо человеку, животным, растениям для жизни (вода, воздух, свет, тепло) |
ЯНВАРЬ | |
3 четверг месяца «Свет и тепло» | Познакомить со значением света в жизни растений и животных. Уточнить значение солнца для человека. |
ФЕВРАЛЬ | |
1 четверг месяца «Вода» | Уточнить знания о состояниях воды «вода, снег, пар». Познакомить детей с круговоротом воды в природе. |
3 четверг месяца «Вода, вода, опять вода…» | Определить опытным путем свойства воды. Формировать представление о нахождении воды в природе, о значении воды для всех живых существ. |
МАРТ | |
1 четверг месяца «Воздух» | Уточнить значение воздуха в жизни Земли. Обобщить представления детей о свойствах воздуха. Дать определение ветру, как движению воздуха воздуху. Формировать познавательный интерес, развивать исследовательские способности детей. |
3 четверг месяца «Растения и воздух» | Познакомить с ролью растений в поддержании чистоты воздуха. Определить роль воздуха в распространении семян в природе. |
5 четверг месяца «Древние люди и природа» | Дать представление о том, кто населял нашу планету в древности. (первобытные люди и животные; отчего и почему вымерли древние животные, где сейчас древние люди) |
АПРЕЛЬ | |
2 четверг месяца «Веселые огородники», занятие № 1 | Семена различных растений, как отобрать хорошие семена, подготовка семян к посеву на рассаду. |
4 четверг месяца «Мы – друзья природы» | Закрепить правила поведения в природе, соблюдение мер безопасности. Дать представление о заповедниках. Красной книге. |
МАЙ | |
3 четверг месяца «Веселые огородники», занятие № 2 | Высадка рассады в открытый грунт. |
II ПОДГРУППА
Тема | Задачи |
СЕНТЯБРЬ | |
2 четверг месяца «Обитатели уголка природы» | Познакомить с обитателями уголка природы, обсудить правила ухода и кормления, организовать дежурства в уголке природы Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом. Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями. Умение «читать» паспорта растений. |
4 четверг месяца «Такие разнообразные растения» | Обобщить знания детей о разнообразии растений, о строении растений, о частях растений. |
ОКТЯБРЬ | |
2 четверг месяца «Животные» | Обобщить знания детей о разных видах животных (насекомые, паукообразные, млекопитающие, птицы), выявить сходства и различия. |
4 четверг месяца «Планета – Земля» | Дать представление о Земле как планете. Почему происходит смена времен года, времени суток. Как явления природы связаны со сменой сезонов. |
НОЯБРЬ | |
1 четверг месяца «Наша Земля» | Познакомить с картой и глобусом. Изготовить самодельный глобус. |
3 четверг месяца «Наши соседи по планете» | Знакомство с экосистемами (пустыня, тундра, джунгли, степь, поле, лес, луг, море, океан), животными и растениями их населяющими. |
ДЕКАБРЬ | |
1 четверг месяца «Там где всегда жара…» | Познакомить с особенностями климата теплых стран. Дать представление о приспособленности людей представителей животного и растительного мира к особенностям климата теплых стран. |
3 четверг месяца «Как там на севере…» | Познакомить с особенностями климата холодных стран. Дать представление о приспособленности людей, представителей флоры и фауны к особенностям климата холодных стран. |
ЯНВАРЬ | |
2 четверг месяца «Жизнь на планете Земля» | Уточнить знания, о том, что необходимо человеку, животным, растениям для жизни (вода, воздух, свет, тепло) |
4 четверг месяца «Свет и тепло» | Познакомить со значением света в жизни растений и животных. Уточнить значение солнца для человека. |
ФЕВРАЛЬ | |
2 четверг месяца «Вода» | Уточнить знания о состояниях воды «вода, снег, пар». Познакомить детей с круговоротом воды в природе. |
4 четверг месяца «Вода, вода, опять вода…» | Определить опытным путем свойства воды. Формировать представление о нахождении воды в природе, о значении воды для всех живых существ. |
МАРТ | |
2 четверг месяца «Воздух» | Познакомить с ролью растений в поддержании чистоты воздуха. Определить роль воздуха в распространении семян в природе. |
4 четверг месяца «Растения и воздух» | Уточнить значение воздуха в жизни Земли. Обобщить представления детей о свойствах воздуха. Дать определение ветру, как движению воздуха воздуху. Формировать познавательный интерес, развивать исследовательские способности детей. |
АПРЕЛЬ | |
1 четверг месяца «Древние люди и природа» | Дать представление о том, кто населял нашу планету в древности. (первобытные люди и животные; отчего и почему вымерли древние животные, где сейчас древние люди) |
3 четверг месяца «Веселые огородники», занятие № 1 | Семена различных растений, как отобрать хорошие семена, подготовка семян к посеву на рассаду. |
МАЙ | |
2 четверг месяца «Мы – друзья природы» | Закрепить правила поведения в природе, соблюдение мер безопасности. Дать представление о заповедниках. Красной книге. |
4 четверг месяца «Веселые огородники», занятие № 2 | Высадка рассады в открытый грунт. |
ОБЩЕГРУППОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Сентябрь | Экологическая беседа-викторина | «От зерна до каравая» |
Октябрь | Экологическая акция | «Зеленые ёжики» |
Ноябрь | Экологическая акция | «Птичьему пению внимаем с волнением» |
Декабрь | Экологическая акция | «Бой королю мусора и принцессе Замарашке» |
Январь | Экологический КВН | «В гостях у мудрой совы» |
Февраль | Развлекательное экологическое мероприятие | «Животные Смоленской земли» |
Март | Экологическое развлечение | «Ручейки – весны примета» (изготовление и запуск корабликов) |
Апрель | Экологическая акция | «Защитим первоцветы» (создание газеты, листовок, разучивание стихов, наблюдение за подснежником, ветреницей) |
Май | Экологический десант | «Чистая улица» |
Литература.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников, Электронная библиотека BooksCafe.net, http://thelib.ru/books/s_n_nikolaeva/sistema_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov-read.html
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4 – 5 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Денисова Д., Дорожин Ю. Экология для малышей, (Школа Семи Гномов), М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006 г.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников, М.: Сфера, 2007 г.
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей, Изд.: Книголюб, 2005 г.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология Редакторы: Виктор Володин, Мария Аксенова, Григорий Вильчек, Елена Ананьева, Дмитрий Володихин, Изд.: Аванта+, Серия: Энциклопедия для детей; 1900 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...
Программа по экологии "Путешествие в природу"
Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...
Программа по экологии
Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней береж...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
Разработана рабочая программа по экологии на год...
Программа по экологии "Юные экологи"
программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...