Проект : Формирование нравственных качеств ребенка через экологическое воспитание.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Проект направлен на воспитание в детях дошкольного возраста чувства любви к природе, заботу об окружающем мире, чувства доброты, а также сохранение и укрепление здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekol.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта :

Формирование нравственных качеств ребенка через экологическое воспитание.

Г. Московский, 2014г.

Лидер проекта: Музафарова Н.К., воспитатель гр. «Смешарики»

Краткое описание проекта:

 Проект направлен на воспитание в детях дошкольного возраста чувства любви к природе, заботу об окружающем мире, чувства доброты, а также сохранение и укрепление здоровья. Конечным результатом проекта является создание в дошкольном учреждении экологической тропы.

Социальный эффект:  

 Повышение качества дошкольного образования, превращение территории детского сада в «места, где хочется жить и растить детей», укрепление связи родителей с детьми, воспитателями и друг с другом.

Системный эффект:  

 Формирование дружественных детям сред, соприкосновение с природными зонами, здоровый образ жизни.

Бюджет проекта:

 Приобрести семена для создания огорода

Приобрести огородный инвентарь (лопаты, грабли)

Приобрести формы для экологических зон по соответствующим темам.

Место реализации проекта:  ГБОУ  Школа № 2065, дошкольное отделение, корпус № 7.

Общая информация о проекте: Смысл проекта не только в создании экологической тропы, но и воспитание нравственных качеств детей, экологическое воспитание, воспитание любви к природе,  заботы об окружающем мире, любви к птицам, животным. Сохранение и укрепление здоровья детей.

Актуальность проекта:   Повышение качества дошкольного образования, сохранение природы и окружающего мира, здоровый образ жизни.  Вырастить здоровое поколение любящих и ценящих окружающую природу, необходимые для поддержания здоровья человека.

Требуемые для проекта ресурсы

- в наличии:

1. Имеется площадка для осуществления проекта

2. Имеются людские ресурсы (воспитатели, привлечённые родители, дети).

-необходимо привлечь:

1. Содействие в обеспечении проектного финансирования за счёт средств дошкольного учреждения.

2. Привлечение средств спонсоров и участников проекта.

Преимущества предлагаемого проекта:

Актуальность ,  востребованность  ( государственная социальная политика,  родители, специалисты), долгосрочный положительный эффект.

Команда проекта:

Лидер проекта:  Музафарова Н.К. – воспитатель группы «Смешарики».

Участники проекта:

  1. Баушина М.В. – воспитатель
  2. Мл. воспитатель группы
  3. Воспитатели всех групп
  4. Родители
  5. Дети.

План-график реализации проекта

Основные этапы реализации проекта

2014-2015

2015-2016

2016-2017

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1.Запуск проекта

2.Ознакомить детей с растительным и животным миром в соотв. с возрастом

3.Создание огорода на подоконнике

v

v

4.Экспериментирование

v

v

v

v

v

v

5.Создание огорода на участке

v

v

6.Уход за огородом, сбор урожая.

v

v

v

v

v

v

7.Создание экологической торопы

v

v

v

v

v

v

SWOT- анализ проекта

Сильные стороны:

-Актуальность

-Востребованность

-Наличие территории

-Наличие людских ресурсов

Слабые стороны:

-Сомнения в финансовой поддержке

Возможности:

-Заинтересованность и поддержка проекта родителями

-Расширение сферы деятельности и развития детей

Угрозы:

-Погодные условия

Перспективное планирование по экологии в старшей группе

Пояснительная записка.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, творением космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституционных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира - телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Освоение этих представлений помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающими.

Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. В результате освоение детьми дошкольного возраста экологических знаний повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Жизни.

Цели экологического воспитания:

1 .Изучить с детьми основные признаки живого, устанавливать связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям.

2. Моделировать признаки объектов и связи посредством опытно-исследовательской деятельности детей.

3. Формировать у детей познавательное устойчивое отношение к природе, умение эмоционально воспринимать природу, видеть её красоту.

Экология

Сентябрь

Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии

1 неделя Диагностика

2 неделя Диагностика

3 неделя Грибное царство, ягодное государство

Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному

4 неделя «Путешествие в осеннюю сказку

Цель: Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Наблюдение за растениями на огороде.

Экология

сентябрь

Чтение художественной литературы Игры Общение Развлечение

Б. Житков «Что я видел» («Баштан», «Сад»)

Г. Ганейзер из книги «География в картинках».пословицы и поговорки о земле и о труде. Вершки и корешки»

«Придумай загадку»

«Каких листьев больше? »

Беседа «Ранняя осень на земле»

Ю. Тувим «Овощи», Я. Тайц «Послушный дождик», Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», А. Амосов «Андрюха»

Н. Некрасов «Славная осень»

С-р «Семян»-«Летние заготовки»

Д/и «Кузовок», «Вершки и корешки», «Откуда хлеб пришел? », «Когда это бывает? » .

Беседа «Путешествие колоска».

Беседа «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью? ».

А. Марков «Осень», Л. Толстой «Косточка», «Мужик и огурцы», «Колосок» укр. сказка. Д. Тихомирова «Два колоска» Фрукты и овощи».

З. Александрова «В грибном царстве», Я. Тайц «По грибы», В. Сутеев «Под грибом», П. Потемкин «Мухомор»

Загадки о грибах,

Д/и «Съедобное – несъедобное», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото», «Грибная грамота».

Рассказ воспитателя о дрожжевых, кефирных, плесневых грибах. Развлечение «В грибном царстве»

Цель: помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию.

Экология

Октябрь

Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии

1 неделя Заповедники, что это?

Цель: Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; рассказать какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям  нашей местности, пробуждать желание побывать в этих местах Рассматривание на участке кустарников, растений.

2 неделя Царица-водица

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит много неизвестного, дать детям представление о роли воды в жизни человека, животных и растений. Моделирование «Как рождается речка».

Наблюдения за растениями.

Цель: Развивать у детей умение наблюдать за осенними приметами.

3 неделя «В гостях у морского царя»

Цели: продолжать знакомить детей с животными и растениями подводного мира морей и океанов. Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира. Наблюдения за туманом, дождём, облаками.

Экспериментирование «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

4 неделя Здоровая пища

Цель: Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья, научить детей выбирать самые полезные продукты, познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни.

Наблюдения за людьми (детьми, персоналом ДОУ, родителями, за их внешним видом, характером, интересами, поступками.

Экология

Октябрь

Чтение художественной литературы Игры Общение Развлечение

Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое… »,

И. Соколов-Микитов «Листопадничек» Д/и «Кто чем дышит? », ««Ботаническое лото», «Вершки-корешки», «Разрезные картинки».

Т. А. Шорыгина «Родник»

Н. Рыжова «Вы слыхали о воде? »

Е. Серов «Град»

А. Барто «Дождь»

Г. Ладонщиков «Лёд»

» Н. Некрасов «Мороз»

Я. Аким «Облака»

Н. Михайлова «Пар»

Подв. игра «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух», «Ручеёк» Беседы «Путешествие капельки», «Источники загрязнения воды. Меры охраны». Загадки о различных агрегатных состояниях воды.

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

О. Г. Зыкова «Камбала», «Морской петух», «Рыба-прилипала», «Осётр», «Акула», «Скат».

И. В. Переверзева «На море»

Г. Х. Андерсен «Русалочка» С-р игра «Отважные мореплаватели»

Д/и «Сложи картинку», «Узнай по описанию». Беседа «Путешествие по глобусу».

Н. Носов «Мишкина каша»,

«Огурцы», пословицы и поговорки о еде,

К. Ушинский «История одной яблоньки»,

К. Паустовский «Тёплый хлеб» С- р игра «Скорая помощь»

Д/и «Что здесь лишнее? », «Что едят в сыром виде, а что в вареном? ». Опыты «Свойства воды».

Беседа о том, кому нужна вода. Значение воды в жизни всего живого. Использование её человеком.

Экология

Ноябрь

Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии

1 неделя Воздушный океан»

Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; о природном явлении «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию. Наблюдения за окрашиванием листьев в цвета осени, за игрой ветра с листьями, за направлением и силой ветра.

Наблюдение за трудом людей осенью в парке Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме? »

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

2 неделя «Перелетные птицы»

Цели: расширять представления о перелетных птицах. Развивать логическое мышление – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Знакомить с народными приметами. Воспитывать чувство сопричастности с окружающей природой. Наблюдения за птицами, за их поведением; за продолжительностью дня.

3 неделя «Проводы осени»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить замечать красоту осенней природы. Наблюдение за травянистым покровом земли; за местами, которые выбрали насекомые для зимовки. Посещение выставки «Золотая осень».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени

4 неделя Воздух и его свойства

Цель: Дать детям представления о воздухе, его роли в окружающем мире.

Объяснить на основании проведённых наблюдений в ходе опытнической деятельности некоторые свойства воздуха

(невидим, не имеет запаха, может двигаться, лёгкий и т. д.

Развивать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь. Наблюдения и опыты с воздухом; за температурой воздуха в помещении и на улице; за чистотой воздуха.

Экология

Ноябрь

Чтение художественной литературы Игры Общение Развлечение

Т. А. Шорыгина «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок».

Г. Скребицкий из книги «Четыре художника» «Осень». Найди своё дерево»,

«Лист, лети ко мне! »

«Игра с листочками» (игровое упражнение «Листопад – хорошо, листопад – плохо. »

 Беседа «Путешествие семечка»,

Экспериментирование «Почему дует ветер? »

В. Бианки «Синичкин календарь»,

Е. Благинина «Улетают, улетели… », «Стрижи»

Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», считалки, скороговорки о птицах.

И. Крылов «Кукушка и петух», Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Когда это бывает? »,

«Чей силуэт? », «Кто лишний? », «Кто где живёт? », «Разрезные картинки»,

«Перелётные – зимующие», Беседа «Крылатые помощники»,

Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране».

И. Бунин «Листопад», Е. Благинина «Лист качается узорный… »,

А. С. Пушкин «Унылая пора. », «Уж небо осенью дышало»,

Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое… »,

И. Соколов-Микитов «Листопадничек» Кроссворд “Осень», «Осень спросим»,

«Ботаническое лото», «Вершки-корешки», «Разрезные картинки» Беседа «Унылая пора! Очей очарованье. »,

Беседа «Для чего дереву листья? »

Развлечение «Осенины»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить замечать красоту осенней природы.

знакомство с народными приметами по высоте неба, по форме облаков, по поведению птиц.

«Кукушка» ненецкая сказка, Д/и «Кто чем дышит? »,, «Кто счастливый? », «Волшебные экранчики» Беседа «Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов».

Опыты “Свойства воздуха»

Экология

Декабрь

Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии

1 неделя «Зимушка – зима»

Цели: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащать и активизировать словарь; развивать умение подбирать образные выражения к описанию зимней природы. Наблюдения за погодой. Выделение характерных признаков зимы. Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой.

2 неделя «Русский лес. Этажи леса»

Цели: закреплять знания детей о понятии «лес»; знакомить с разновидностями лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, лесных ягодах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Дать понятие «этажи леса». Наблюдение за снегом, измерение глубины снега и занесение результатов в альбом.

Рассматривание льда на лужах.

3 неделя ««Если хочешь быть здоров»

Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании.

Наблюдения за высотой неба, за осадками, за снежным покровом (находить взаимосвязь между температурой воздуха и консистенцией снега.

Измерять t воздуха, глубину снега.

4 неделя Елочная игрушка

Цель: знакомить с историей елочной игрушки ;обеспечить эмоциональное благополучие детей; предупреждать утомляемость; вызвать желание больше узнавать об истории родного края ; воспитывать любовь к своему народу, его обычаям .

Наблюдение за елью, растущей на участке.

Экология

Декабрь

Чтение художественной литературы Игры Общение Развлечения

С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками… »,

Т. А. Шорыгина «Зимний лес», «Зима», «Когда дубраве лучше живётся». Д/и «Найди ошибку», «Чей силуэт? ритмопластика «Снежинки».

Беседа «Зимние приметы».

Беседа «Почему зимой идет снег? »

Экспериментирование «Твёрдая вода.

Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», «Лесные этажи», «В чаще бора», «Берендеево царство», «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Лиственница», «Кедровые орешки»,

О. Дмитриев «Что такое лес Д/и «Что где растёт? », «С чьей ветки детки? »,  «Кто больше назовет».

Рассказ воспитателя о еловом и сосновом лесе; о пихтовом и кедровом; о дубовом, берёзовом, осиновом и смешанном лесе.

Г. Снегирёв «Про птиц», Н. Сладков «Еловая каша» В. Зотов «Клест», «Кедровка», «Глухарь», Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», Д/и «Отгадай мой домик», «Кто как зимует», «Перелет-ные-зимующие»,

Беседа «Как животные приспособились к зиме».

Цель: формировать у детей умение применять на практике полученные знания о лесе и его обитателях.

С. Маршак "Дети спать пораньше лягут. "

Т. А. Шорыгина «Зимний лес», «Зима»,. Л. Воронцова»Зима» Д/и «Лото», «Чудесный мешочек». Новогодний калейдоскоп

Цель: - обеспечить эмоциональное благополучие детей, развивать музыкальный слух.

Экология

Январь

Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии

1неделя каникулы

2 неделя Интегрированное занятие животные зимой

Цель: Рассказать детям о диких животных, живущих в лесах нашей республики; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество.

3 неделя Берегите птиц Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4 неделя «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души»

Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку. На уровне элементарных представлений познакомить детей с органом зрения – глазом. Раскрыть функции и значение органов зрения. Учить беречь своё зрение. Наблюдения за деревьями (рассматривание трещин на коре после сильных морозов; почек) ; рассматривание следов от человеческой обуви на снегу. Обратить внимание детей на реакцию глаз в пасмурную погоду и в солнечный зимний день. Экскурсия в медицинский кабинет»

Цель: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку.

Экология

Январь

Чтение художественной литературы Игры Общение Развлечения каникулы

Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками… »,

Д/и «Ботаническое лото», «Кто больше назовет».Л. Толстой «Птичка»,

Т. А. Шорыгина «Мурзик, иди сюда! », ««Почтовая голубка».

Д/и« «Сложи картинку», «Зоологическое лото», «Летает-не летает», «Что напутал художник».

Беседы о зимующих птицах

Цель: вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. И. Крылов «Мартышка и очки», «Филин и осёл», Л. Толстой «Слепой и молоко», «Отчего в темноте видно? » С-р игра «На приёме у окулиста»

Гимнастика для глаз

«Глаза могут не только смотреть». Экспериментирование «Волшебные стёклышки»

Ц: познакомить детей с приборами для наблюдения – микро-скопом, лупой, биноклем, подзорной трубой.

Беседа «Органы чувств человека»

Экология

Февраль

Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии

1 неделя «Животный мир полярных районов земли»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы. Наблюдения за продолжительностью светового дня, за температурой воздуха. Ц: раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки. Обобщить знания о том, как приспособились к зиме речные обитатели.

2 неделя «Животный мир жарких стран» Африка - страна вечного солнца»

Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей. Наблюдения за осадками, за силой ветра.

3 неделя «Домашние животные»

Цели: расширять знания детей о домашних животных и их детёнышах, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что дом. Животных не может заменить машина. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве. Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега

4 неделя «Самая быстрая улитка в мире»

Цели: познакомить детей с важным органом чувств – ухом. Дать понятия об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Наблюдения за птицами (отметить оживление в их поведении, обратить внимание детей на явление «февральские окна».

Экология

Февраль

Чтение художественной литературы Игры Общение Развлечения

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»,

Н. Сладков «Разноцветная земля»,

Г. Снегирёв «След оленя».

Д/и «Кто лишний? », «Зоологическое лото», «Чей силуэт? »

«Хищники и травоядные».

С-р игра «Полярные исследователи» Рассказ-беседа «Ледяная зона»,

«Север – царство льда и снега»

Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», стихи об африканских животных,

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура. Д\и «Зоологическое лото», «Разрезная картинка», «Пищевые цепочки»,

«Кто где живёт», .

Беседа «Корабль пустыни»

Л. Горькова «Посмотри на рысака… », потешки, поговорки, загадки, р. н. сказка «Зимовье зверей»,

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». Беседа «Домашние животные – друзья человека»,

Беседа «Обитатели скотного двора» Вечер загадок

Цель:закрепить знания детей о домашних животных, активизировать словарь.

Народные приметы, Народный календарь,

Э. Мошковская «Уши», Е. Бахдуренко «Уши и язык» С – р игра «На приёме у ЛОРа», «Определи своего товарища по голосу» Рассказ воспитателя о том, как общаются глухонемые люди.

Экология

Март

Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии

1 неделя «Зима недаром злится…. »

Цель: Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю. Наблюдения за таянием снега: обратить внимание на то, что в разных местах снег тает по-разному. Наблюдение за птицами.

2 неделя Земноводные

1. Цель: Углублять у детей знания и представления о земноводных животных.

2. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, Наблюдение за лягушкой, ее поведением в искусственной среде обитания (террариум)

3 неделя Человек –часть природы

цель Развивать у детей понимание того, что планета Земля наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы.

- Сформировать представление о том, что на жизнь и здоровье человека влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.

4 неделя Экологическая игра как победить грипп

1. Цель: Познакомить детей с вирусными заболеваниями.

2. Дать знания о лечении и профилактике гриппа.

3. Закрепить у детей умение выполнять основные виды движений (равновесие, ползание, прыжки) .

4. Учить детей профилактике гриппа и простудных заболеваний.

Экология

Март

Чтение художественной литературы Игры Общение Развлечения

И. Токмакова «Весна», Ф. Тютчев «Весенние воды», Е. Серова «Подснежник»,

Д/и «Бывает – не бывает», «Что перепутал художник? »,

«Сравни и найди отличия». Рассматривание картин И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Д/и «Узнай по описанию», «Мама и её малыш», «Сложи картинку», Беседа «Где зимуют лягушки».

Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», Дид. игры «Что здесь лишнее? »,

пословицы и поговорки о еде Д/и «Когда это бывает? », «Фрукты и овощи».

Развлечение  Кладовая витаминка

1. Цель: Учить детей профилактике гриппа и простудных заболеваний.

Экология

Апрель

Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии

1 неделя Встреча пернатых друзей

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Наблюдения за птицами (отметить оживление в их поведении,

2 неделя «Космос. Вселенная. Звёзды. »

Цели: уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение. Воспитывать уважение к труду космонавтов. Дать задание на дом: наблюдать за луной (новолуние, полнолуние) .

Рассматривание почек на деревьях и кустарниках Экскурсия в выставочный зал

«этот загадочный космос»

Цель: вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение. Воспитывать уважение к труду космонавтов.

3 неделя Лекарственные растения

Цели: продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений; через постановку проблемных вопросов активизировать умственную деятельность, учить находить выход из сложившейся ситуации; помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле. Рассматривание альбома «Лекарственные растения»,

Рассматривание растения мать-и-мачехи.

4 неделя День земли Закрепить знания детей о природе;

- Уточнить знания детей о жизни на Земле, воспитывать гордость за свою планету, пробуждать желание сделать приятное для неё;

- Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе, заложить основы экологического воспитания;

- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему и прекрасному, что нас окружает

Экология

Апрель

Чтение художественной литературы Игры Общение Развлечения

Л. Толстой «Птичка»

Д\и «Кто это? », Узнай и назови»

А. Шмыгина «Космонавты», Н. Носов «Незнайка на Луне» (главы из книги, А. Митяев «12 апреля. День космонавтики», «Расположи планеты правильно», «Солнце и планеты», «Кто знает, тот отвечает»,

Строительная игра «Космодром». Рассказ воспитателя о вращении Земли.

Рассказ о звёздах и созвездиях.

Опыт «Звёзды светят постоянно» «Спутник Земли – Луна»

На лугу растут: ромашка… » Н. Павлова «Желтый, белый, лиловый»,

С. Худяков «Реснички», Г. Новицкая «Ромашки» «Хорошо – плохо», «Узнай и назови»,

«Живое – неживое», «Ботаническое лото». Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

Ю. Марцикявичус «Солнце отдыхает», Т. А. Шорыгина «Волшебник с планеты Омега» »Д/и «Кто знает, тот отвечает» Рассказ воспитателя о вращении Земли.

Рассказ о звёздах и созвездиях.

Тематический праздник День Земли

Цель: Закрепить знания детей о природе;

- Уточнить знания детей о жизни на Земле, воспитывать гордость за свою планету, пробуждать желание сделать приятное для неё;

Экология

Май

Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии

1неделя «Шестиногие малыши»

Цели: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следст-венные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Наблюдения за насекомыми Экскурсия в парк «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года… »

Ц: систематизировать знания детей о признаках наступившей весны.

2 неделя ««Путешествие в мир цветов»

Цель: закрепить знания детей о весенних цветах

- развитие словаря детей: названия весенних цветов, понятие «первоцветы», «лекарственное растение», «весенние признаки»; развитие связной речи

-закрепить знания детей о том, как развивается растение, что ему для этого необходимо

. Рассматривание молодых листочков на берёзе, липе.

Наблюдение за тенью от дерева и измерение её.

Наблюдение за погодой. Целевая прогулка к посаженному осенью дереву груши.

Ц: понаблюдать за изменениями, произошедшими с ним (принялось или нет) .

З неделя Посвящение в экологи

Цель: сформировать экологически-грамотное отношение детей к природе. Задачи:

формировать устойчивый интерес к природе;

закрепить знания детей о природе;

упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным) ;

развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость,

4 неделя диагностика

Май

Чтение художественной литературы Игры Общение Развлечения

И. Крылов «Стрекоза и муравей», Л. Квитко «Жучок», Н. Романова «Что узнал дождевой червяк», В. Драгунский «Он живой и светится»,

Узнай насекомое»,

«Да – нет», «Разрезные картинки», «Найди лишнее», «Подбери слово», «Игра в слова».

Беседа «Что мы видим вокруг», «Муравьи-санитары леса» С. Есенин «Черёмуха»,

р. н. сказка «Хаврошечка»,

Л. Толстой «Яблони», «Мудрый старик», А. Плещеев «Мой садик»,

В. Жуковский «Черёмуха». Д/и Что где растет? », «Четвёртый лишний», Д/и «Ботаническое лото», «С какого дерева цветок? »

Н. Павлова “Жёлтый, белый, лиловый».А. Блок «На лугу», М. Пришвин «Золотой луг». Д\и ««Разрезные картинки», «Найди лишнее», «Подбери слово», «Игра в слова».

Изготовление открытки «мы-экологи»

Цель: формировать устойчивый интерес к природе;

закрепить знания детей о природе;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных отношений детей через экологическое воспитание.

способствовать формированию у детей социально-нравственных отношений к окружающему миру через привитие экологической культуры...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

Познавательно-творческий проект «Формирование нравственных качеств дошкольников через любовь к животным»

Целью проекта является развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и формирование нравственных качеств через накопление знаний о многообразии животного мира ...

Формирование нравственных качеств детей посредством экологического воспитания во взаимосвязи ДОУ с семьей

Обратить внимание родителей на проблемы, связанные с экологическим воспитанием детей....

Формирование нравственных качеств детей посредством экологического воспитания во взаимосвязи ДОУ с семьёй

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить...

Статья «Воспитание нравственных качеств ребенка через традиции семьи»

Семейно-нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравс...