Конспект ОД "О хлебе из далёкого прошлого"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Курзакова Ольга Николаевна

Ознакомление с процессом выращивания хлеба и орудиями труда, которыми пользовались древние славяне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_o_hlebe.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация с элементами познавательного развития

(старшая группа)

Тема: « О хлебе из далёкого прошлого»

Цель: Ознакомление с процессом выращивания хлеба древних славян.

 

Образовательные задачи:

Познакомить с процессом выращивания хлеба и орудиями труда,  которыми пользовались древние славяне.

Развивающие задачи:

Развивать интерес к процессу выращивания хлеба.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение к нелёгкому труду хлеборобов.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен о хлебе, рассматривание  иллюстраций.

Оборудование и материалы: картинки о хлебе, презентация «Откуда хлеб пришёл».

                          Сценарий образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель:

Загадываю загадку:

«Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый»

Ребята, а вы знаете, как выращивали хлеб  в давние времена?

ДЕТИ: ответы детей.

2.Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель: А хотите спросить у меня?

Воспитатель: В давние времена еда у наших предков была очень простая и полезная .Это были овощи, грибы, ягоды и разные каши. Но был продукт очень важный без которого и за стол нельзя было садиться.

Говорили так: « И пир не в мир, коли хлеба нет!».

К хлебу всегда было отношение особое, нельзя было с ним играть, а тем более бросать его. Это считалось безнравственным поступком, и за это строго наказывали.

Древние предки говорили: « Хлеб – батюшка, вода – матушка,

                                                    - берегите хлеБ!!!»

И они его берегли. Даже крошки со стола не выбрасывали, а собирали в ладошки и в ротик.

3. Затруднение в ситуации.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как наши предки выращивали хлеб ?

Было очень трудно возделывать землю, ведь техники автоматизированной не было. Поэтому лошадь помогала , она тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону. ( показ слайдов)

А когда приходило время сеять зерно, все люди выходили в поле, и вручную

и разбрасывали зерно по полю из сита. Обращались при этом к солнцу.

- Ну ка, солнце милое, пригрей да приласкай,

- чтобы золотистый вырос урожай!

А когда наступала засуха, и долго не было дождя, люди обращались к дождю.

« Дождик, дождик поливай,

   Будет славный урожай,

   Долгий лён, зелёный хмель,

   Будет белая пшеница, и

   В амбар пшено катится»

Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы, они срезали колосья специальным приспособлением (серпом) у многих и в настоящее время сохранилось это орудие труда ( показ слайдов)

А потом обмол от и размол муки.

Физминутка. « Колос растёт».

Был крупинкою простой ( дети присели ладошки вместе)

Стал зелёною стрелой ( дети поднимают руки вместе и ладоши кверху)

Солнце летнее светило.

И стрелу позолотило ( руки вместе, шевелят пальчиками)

Время шло, постепенно на смену ручному труду пришёл механический труд,

Когда сильная машина выполняет тяжёлую работу , а человек только этой техникой управляет. В настоящее время на полях трудятся очень много людей разных профессий, чтобы хлеб появился на прилавках магазинов, и у нас в детском саду и у вас дома. А помогают им в этом современная техника.

Воспитатель: Ребята, чем в настоящее время пашут землю?

Дети:   ответы.

Воспитатель: Чем боронуют?

Дети: ответы.

Воспитатель: Чем засевают огромные поля?

Дети: ответы.

Воспитатель: Как убирают хлеб в на полях в настоящее время?

Дети: ответы.

Воспитатель: Как обмолачивается зерно?

Дети: ответы.

Воспитатель: Где из зерна делают муку? 

Воспитатель: - « Едет хлеб на мельницу,

                               Мельницу- чудесницу.

                               Богатырь муковоз на завод  муку повёз».  

Предлагаю поиграть в игру « Что сначала, что потом»

Разложить картинки последовательно и рассказать процесс выращивания хлеба.

Воспитатель: Теперь вы знаете , как выращивают хлебушек, и каким трудом он достаётся. Какой это тяжёлый труд многих людей.

-До земли поклониться хочется хлебу,

рождённому нашей землёй.

Труд – его имя.

Мир  - его отчество.

И для народа он самый родной!

4. Итог.

   

   Воспитатель:

   Ребята, что нового вы узнали  ?

   Что вы можете интересного рассказать дома своим близким и друзьям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Птешествие на далёкую планету"

Космос. Путешествие на далекую планету....

Проект "Путешествие в далёкое прошлое"

Проек для детей старшей группы...

Краткосрочный творческий проект " В далёком прошлом"

Представлена презентация краткосрочного творческого проекта , объединившего в себе интеграцию нескольких образовательных областей....

Конспект образовательной деятельности "О хлебе из далёкого прошлого"

Закреплять знания детей об обрядах и традициях русского народа"...

Путешествие в далёкое прошлое "Бабушкин сундучок" (Чувашские наряды).

https://ok.ru/video/2738128227060 https://vk.com/video26532285_456239169  Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры через знакомство с бытом чувашского народа, предметами ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы по художественно-продуктивной деятельности «Путешествие в далёкое прошлое. Эра динозавров».

Конспект занятия по рисованию с  игровой презентацией на фоне из тонированных листов, на которых дети будут рисовать....