конспект педагогического мероприятия в старшей группе "Без воды нам не прожить"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петухова Марина Геннадьевна

Экологические эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_voda.doc63 КБ
Microsoft Office document icon publikatsiya_4.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №106»

муниципального образования города Братска

Конспект педагогического мероприятия

в старшей группе

«Без воды нам не прожить».

Составила:  Петухова Марина

Геннадьевна,

воспитатель

г. Братск, 2015 г.

Цель:  Формирование знаний детей об основных свойствах воды, о значении воды в жизни человека, о том, что вода важна для всех живых существ.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода – это жидкость, без вкуса, без запаха, без цвета.
  • Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  • Формировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Развивающие:
  • Развивать логическое мышление,  умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта, учить строить гипотезы о признаках и свойствах воды.
  • Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать связную речь, умение рассуждать.
  • Активизировать и обогащать словарь детей новыми словами: питьевая, пресная, водопроводная, минеральная, колодезная, фильтр, уровень, круговорот.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее.
  • Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Оборудование и материалы: Видеоролик «Капитошка», презентации «Загадки», «Круговорот воды в природе», «Капельки в группе», эмблемы «капельки», разрезные картинки воды в природе, мяч, микрофон, подносы со стаканами, трубочки, чайные ложки, воронка, фильтр, мелкая легкая игрушка, камни, вода, молоко, сахар, краски, салфетки, схемы, значки свойств воды,  шаблоны «тучек», «капельки»

Предварительная работа:

Беседы о воде и  ее назначении,  рассматривание иллюстраций воды в природе, проведение несложных опытов с водой, чтение и разучивание стихов о воде.

Ход мероприятия:

Приветствие:

Дети садятся в круг на ковер. Воспитатель кладет правую руку на плечо ребенка и говорит: - Здравствуй, Вика! Ребенок тоже кладет руку на плечо рядом сидящего ребенка и здоровается с ним и так далее, пока не замкнется круг. Затее все вместе произносят:

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано

И приветствуем тебя!

Вместе с солнышком встаем!

Небу мы улыбки шлем!

Всей Земле большой привет!

Ведь тебя прекрасней нет!

Воспитатель: - Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

 Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю - (Дождь)

 

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. 
(Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. 
(Речка)

 Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеек)

 Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем! (Роса)

На экране появляются отгадки.

Воспитатель: -  Ребята, скажите, что объединяет наши отгадки? (вода)

Хотите узнать что-то интересное о воде? Скажите, ребята, из чего состоит вода?  (из капелек). Давайте поиграем в игру. (Раздаются эмблемы-капельки белого, голубого, синего и фиолетового цвета)

Игра «Капельки и тучка»:

Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу (звучит аудиозапись со звуками дождя).

-Капельки, вам пора отправиться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми разноцветными ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки по цвету капелек)

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и превратились снова в деток.

Раздается раскат грома

Воспитатель обращает внимание на экран. На экране появляется изображение капельки: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут капелька Капитошка. Я пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые живут в вашей группе. Я хотела бы посмотреть, где они живут, что делают и какую приносят пользу.

Воспитатель: - Ребята, подумайте, где могут у нас в группе жить капельки?

(Дети перечисляют места, где встречается вода). По ходу ответов на экране появляются фотографии уголков группы (уголок природы, мойка, умывальная комната, туалет, полки с игрушками, поднос с графином). Дети рассказывают и на фотографиях появляются «капельки-сестрички»

    Воспитатель: - Ну вот, Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

Капитошка: - Спасибо, ребята, за то, что показали мне моих сестер. Теперь я знаю, что они делают доброе дело! До свидания, ребята! (Капитошка исчезает).

Воспитатель: - Ребята, скажите, а где в природе встречается вода? (Ответы детей). Давайте представим, что воды на нашей Земле больше нет. Что произойдет? (Ответы детей). Чтобы этого не случилось, что нужно делать?

Правильно, нужно беречь воду (не включать воду с большой струей, хорошо закрывать кран, при чистке зубов полоскать рот водой из стакана, а не из крана, не загрязнять водоемы.)

Воспитатель: - Ребята, наша гостья капелька – Капитошка отправила нам красивые картинки, но их кто-то разрезал  и они перепутались. Давайте их соберем и посмотрим, что на них изображено.

Каждому ребенку раздаются по одному фрагменту разрезной картинки.  Дети их собирают, и каждая кампания рассказывает, что на ней нарисовано и какую пользу приносит вода. (Дети поливают цветы, рыбки плавают в воде, водопад, родник)

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам  поиграем в игру «Назови, какая». (Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре круга.) -  Если вода из речки, она какая? (речная)

 - из моря?

 - из родника?

 - из болота?

 - из колодца?

 - из океана?

 - из озера?

 - из водопровода?

 - если идет дождь, то вода какая?

 - если растаял снег, какая получилась вода?

 - вода в морях и океанах, какая на вкус? (соленая)

 - а в речках и родниках, какая на вкус? (пресная)

Воспитатель: - Что такое вода мы выяснили, а вспомнить ее свойства мы сможем благодаря исследованиям. Где проводятся исследования? Правильно, в лабораториях

Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, какая вода пригодна для питья и почему?

Ответы детей

Воспитатель: -  А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Дети: -  Вода становится чистой.

Воспитатель: -  А что стало с нашей бумагой?

Дети: -  Грязная стала

Воспитатель: -  Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Дети: -  В чистой.

Воспитатель: - Да, только в чистой воде могут жить рыбки. (На магнитную доску прикрепляется значок чистой воды.)

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты. У нас четыре лаборатории, на столе каждой стоит «капелька» разного цвета, и мы с вами разделимся на четыре кампании по цвету ваших капелек – эмблем.

Дети делятся на кампании.

Воспитатель: - На каждом столе лежат схемы- подсказки. Они помогут вам, что нужно делать, чтобы узнать о свойствах воды и рассказать о своем исследовании.

1 лаборатория: «Вода – это жидкость, без вкуса, без запаха»

На столах стоят стакан с водой, пустой стакан, соломинка.

2 лаборатория: «Вода бесцветная» (стакан с водой, стакан с молоком, чайная ложка, мелкая игрушка)

3 лаборатория: «Вода теплая и холодная» (стаканы с теплой и холодной водой, сахар-рафинад, чайная ложка)

4 лаборатория: «Играем с красками» (стаканы с водой, гуашь в баночках, палочки для размешивания, салфетки)

Дети по подсказкам – схемам проводят опыты и делают выводы о свойствах воды.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы вместе проведем трудное исследование.

Проводится опыт  «Как достать шарик из стакана с водой, не касаясь шарика и стакана руками»

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были настоящими исследователями. Молодцы! Вы хорошо потрудились. Скажите, что интересного вы узнали о воде? (Опрос детей)

Воспитатель: - Правильно, у воды много свойств и она содержится везде: в реке, в облаках, в тучах, в дожде, затем снова в ручейках. Значит, в природе она совершает круг. И про это мы сейчас посмотрим маленький фильм.

Показ презентации «Круговорот воды в природе» (Презентация сопровождается рассказом воспитателя.)

Дети читают стихи о воде:

 -  Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

 

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Вы ее в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

Воспитатель: Ребята, возьмите каждый по «капельке» и если вам все на занятии понравилось, и было интересно, кто решил, что он со всем справился и получил новые знания, то поставьте свою «капельку» - на веселую тучку, а кому было трудно выполнить задание и не все получилось – на грозовую.

Оценка детей, почему они поставили «капельку» на веселую или грозовую тучку

Звучит музыка дождя.

Воспитатель: - Капельки! Прощаемся с гостями и летим в группу.

В группе оформляется выставка из капелек  «Веселый океан» выполненная детьми разными способами.



Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества на развитие речи детей

Петухова М.Г., воспитатель МБДОУ «ДСОВ» №106, г. Братск

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой,  регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребенка к предметам и действиям. Речь взрослого играет важную роль, так как ребенок пытается ему подражать. Если общение со взрослым носит эмоциональный, положительный, предметный характер, то это является основой и предпосылкой для активного общения со сверстниками, которое возникает позднее. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.

Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки - все это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности. В течении многих веков они любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослым и ребенком. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие.  Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества  вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. По средствам устного народного творчества, дети познают окружающий мир, при этом усваивая словесные и образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражать свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания.

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять уже на втором году жизни, когда у ребенка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький». Задорные и зазывные заклички также как и потешки привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребенка, окрашиваясь яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко – ведрышко», «Дождик-дождик, пуще». С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту русского языка Роль потешек еще и  в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки  развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах, где дана картина какого-либо яркого событияи стремительного действия.

Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Дразнилки – это форма проявления детской сатиры и юмора. Это вид творчества почти всецело принадлежащий и развитый самими детьми. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако в самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях дразнить говорили: «Дразнило – собачье рыло!»

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: Сшит колпак не по- колпаковски, надо его переколпаковать и  перевыколпаковать; на дворе- трава, на траве-дрова.

Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности  в загадке некоторых понятий, происходит обогащение детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том что такое переносное значение слова. Кроме того, русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки – полезное упражнение для ума.  Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

Особое место следует уделить народной лирике. Состав песенного фольклора гораздо богаче и разнообразнее многих других жанров. С самого раннего детства малыш слышит свои первые колыбельные песни, которые ласково и спокойно напевает ему любящая мать. Традиция напевать перед сном возникла из глубины веков. В те времена мать при помощи колыбельной песенки передавала малышу свой опыт, учила обычаям народа, давала знания о мире. Еще не умея говорить, ребенок отлично понимает, о чем поет его мать. Учеными  доказано что малыши, засыпающие под мелодичные колыбельные песенки, быстрее развиваются и адаптируются к жизни. Дети впитывают с младенчества мудрость поколений, которая заложена в колыбельных песнях. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Используя эти песни, дети учатся образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. И это не просто «кот», а «котя», «коток», «котенька». Положительные эмоции, связанные с тем или иным образом, делают это освоение более прочным и успешным. За счет особой интонации колыбельная песня формирует фонематическое восприятие (медленный темп, напевное выделение голосом гласных звуков и т.п.) Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

В более старшем дошкольном возрасте речь ребенка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественно литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая  сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторения выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка-«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат правильную, грамотную , интонационно окрашенную речь взрослого: произношение взрослого должно быть четким, ясным правильным, рассказчик не должен забывать о необходимых паузах и ударениях как внутри предложения , так и между отдельными частями сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, которые доступны детям в любом возрасте. По прочтении сказки необходимо провести беседу с детьми, обсуждая сюжет, образы сказочных персонажей, их действия, взаимоотношения и поступки. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.

 Как отмечал В.А.Сухомлинский, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование». Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и обязательная победа добра над злом.

Таким образом, помогая ребенку овладевать языком устного народного творчества, взрослый выполняет задачи воспитания, развития и образования каждого ребенка.

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400c.

2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.

5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

6. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Обруч. Москва, 2010год- С.119-127.

7. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-28.

8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5. – С.28-35.

9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.26-31.

10. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.

11. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.

12. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – С.42-46.

13. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С.11 - 18.

14. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.124-127.

15. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.24-28.

16. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.

17. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238

18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.

19. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка». – М.: Академия, 2007. – 368 с.

20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. – М., 1948., стр.298

21. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.

22. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5, С. 13-17

23. Чуковский К.И. От двух до пяти. http://www.gumer.info.

Литература:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
  3. Барская Н., Крюкова С. Элементы фольклора на занятиях в детском саду. Дошкольное воспитание. – 1994. – № 12.
  4. Барташева Н. О роли сказки в жизни дошкольника. Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9.
  5. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  7. Василенко В.А. Детский фольклор / Русское народное поэтическое творчество. М., 1978.
  8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999.
  9. Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Г.М. Маминой. М.: Просвещение, 1976.
  10. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. 4-е изд. Под ред. Щелованова Н.М. – М., 1960.
  11. Закона РФ “Об образовании”.
  12. Даль В.И. Толковый словарь slovardalja.net/.
  13. Энциклопедии и словари. http://enc-dic.com/word/s/Skazka-14596.html
  14. Толковый словарь Ефремовой. http://efremovadictionary. info/Словарь_Ефремовой /99614/
  15. Википедия.
  16. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3bd68b5c53b88521316d37_0.html
  17. http://festival.1september.ru/articles/597241/
  18. http://ref.rushkolnik.ru/v45694/
  19. http://coolreferat.com/Дидактические игры_в_развитии_речи_детей-сирот_2года_ жизни_ часть =4.

Список литературы: 

1. Андреева А.Н.  Фольклор детям, Учебное пособие. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004

2. Михайлова Л.И. Основы русской культуры: М, Полит – Издат.2005.

3. Козюренко Ю.И., Томилин Ю.Л. Музыка и досуг.-М.: Сов.Россия, 2007.-88с.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. –400с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. –159с.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание.-1992.- №5-6.- С.5-8.
Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.- № 5. – С.32-37.
Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. – С.185-193.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,1976. –127с.
Козак О. Н. Чем бы дитя не тешилось: Считалки, дразнилки, мирилки: Сборник. - Ростов н/Д-СПб.: Феникс; Союз, 2004. - 176 с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 238 с.
Народная педагогика и воспитание /Авт.-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. - Барнаул: БГПУ, 1996.–49с.
Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1984.-№4.- С.8-11.
Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. –223с.
Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78с.
Устное народное поэтическое творчество: Учебник. – М.: Высшая школа, 1987. – С. 422.
Федорова Г.Н. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. –128 с.
Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия в старшей группе Тема: «Кошка на окошке».

- формировать умения рисовать манной крупой; наносить рисунок по всей поверхности, наносить клей;-  развивать творческие способности детей, воображение и восприятие окружающего мира, развивать ме...

Конспект педагогического мероприятия в старшей группе Тема: «Осенний пейзаж».

закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев...

Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Деревья смотрят в воду»

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки)....

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!"

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!" Разработала: воспитатель МДОУ "ЦРР - д/с № 134 "Нотка" г. Магнитогорска М...

Конспект педагогического мероприятия для детей старшей группы по теме "Без друзей не прожить"

Конспект интегрированного занятия (познание, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие)...

Конспект педагогического мероприятия в подготовительной к школе группе "Вода- это жизнь"

Основной целью проведения данного открытого мероприятия было  привлечение внимания дошкольников и взрослых к проблемам охраны источников воды в природе....

Конспект педагогического мероприятия в старшей группе «Народные игры народов Южного Урала»

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные  игры Урала.Задачи:• Обучить народным подвижным играм и совместным действиям.• Развить физические качества: ловкость, ...