Конспект занятия по поисково - исследовательской деятельности
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Таскаева Елена Анатольевна

«Удивительные свойства воды»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по поисково - исследовательской деятельности:

«Удивительные свойства воды»

Цель:  Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

2.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1.Развивать у детей фонематический слух.

2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3.Учить отгадывать загадки.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Проведение экспериментов с водой.

3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?»,  Игра«Хорошо-плохо», игра «вода и лед».

5.Чтение художественной литературы  по теме «Вода».

6.Наблюдение за водой на прогулке.

Материал для занятия:  прозрачные стаканчики, пипетка, ложечка, картинки, молоко,  ватные палочки, моющее средство, цветные полоски, гуашь.

Ход занятия.

Часть 1

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать загадки и отгадать волшебное слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.

Вода несется со скалы,

Струи с грохотом летят.

Догадаешься ли ты,

Что это-….. ( водопад) картинка, аудиозапись шум водопада.

2.Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли.,

        (облака)

3.Меня ждали,

Меня звали,

Показался - убежали.

        (дождь)  картинка, песня « Дождик»

4.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем.

        (роса) картинка

-Молодцы! Роса, дождь, облака, водопад, роса,  что общего, из чего они состоят? ( из воды)

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

-Какая бывает вода?  (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? ( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

 _  Ребята ,посмотрим вокруг , где живет вода в нашей группе, что она делает и какую пользу приносит.

Путешествие- поиск воды по группе.

Дети идут по группе, делают остановки.

- Возле растений ( объясняют, для чего нужна вода и приклеивают капельку)

- около мойки

- в игровом уголке.

(садятся на стульчики)

Игра с водой и льдом.

 -Дети, есть ли среди вас тот, кто может удержать воду? (ответы детей).

( стол, таз, вода)

-Сложите руки лодочкой. (В. наливает воду в ладошки), вода просачивается.

 Воду трудно удержать,

 Она стремиться убежать

 В: Ребята, как нам справиться с водой? (ответы детей, одним из ответов является предположение, что воду можно заморозить)

 В: Бросает каждому в ладошки кубик льда.

 Превратилась в лёд вода,

 Не стремится никуда.

-Теперь мы знаем волшебное слово (вода), и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты, и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?

(Правила поведения в лаборатории),одеваем фартуки

Опыт №1

В.- Посмотрите на воду. Какая она ? (бесцветная)

На столе у вас лежат полоски цветной бумаги, приложите и сравните цвет воды и каждой полоски Можно ли сказать , что вода совпадает с одним из цветов? (нет) Какого цвета тогда вода? ( бесцветная, прозрачная) Подумайте, а как можно еще проверить прозрачность воды? ( опустить что –нибудь в стаканчик). Опускаем ложечку в стакан  с водой, другую – в стакан с молоком.

 - Что заметили? – (в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает).

 - Почему?- (вода прозрачная)

Опыт №2

- Ребята, как узнать имеет ли вода запах? (нужно понюхать воду)

Вывод: У воды нет запаха.

Опыт №3

 В: Дети, как узнать какого вкуса вода? (нужно попробовать)

Вывод: вода не имеет вкуса.

В: Дети, что можно сделать, чтобы вода стала сладкой? (положить сахар) , а соленой, кислой. Дома вместе с родителями проверите, так ли это.

.В Скажите какая вода? ( ответы детей).

 

Часть 3

Игра-эксперемент « Цветное молоко»

  1. Налейте молоко в тарелку.
  2. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
  3. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке.

Физминутка 

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки.
Пожимают плечами.
Улыбаются. Показывают, как намыливают руки.

Садятся на стульчики

Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ-технология)

 - Вода хорошо: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.

 - Вода плохо: наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.

-Ребята, а если вода исчезнет, на земле ее не станет. Что будет?( ответы детей)Да, без воды все живое на земле погибнет.  И что для этого нужно?

Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю.

А как надо беречь воду? (ответы детей)

Дети читают стихи,звучит музыка.

О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?

- Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,

- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!

- Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Не играй с огнем!» Структурное подразделение детский сад «Ромашка» МКОУ СОШ № 16 Воспитатель: Таскаева Елена Анатольевна

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по поисково-исследовательской деятельности "Мы исследователи"

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе....

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"

Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности  с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе « Что такое звук?»

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в   подготовительной группе « Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его р...

Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности « Что такое звук?»

Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности «  Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его распространения в разных средах: твердой...

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Магнит и его свойства»

Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Познавательная область развития:- развивать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выв...