Конспект открытого занятия по поисково-исследовательской деятельности «Волшебный мир магнитов» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В игровой форме дети знакомятся со свойствами магнита через увлекательные опыты. Они показали, что самые удивительные вещи скрываются в простых явлениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №217»
(МБДОУ «Детский сад №217»)
Конспект открытого занятия
по поисково-исследовательской деятельности
«Волшебный мир магнитов»
(подготовительная группа)
Подготовила воспитатель:
Проскурина Е.Н.
Конспект открытого занятия
по поисково-исследовательской деятельности
«Волшебный мир магнитов»
(подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи:
- сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит
- развивать у детей представление об основных свойствах магнита;
-развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
- обогащать словарь детей словами: магнит, магнитная сила, магнетизм, «полюса магнита», находить причинно - следственные связи.
- воспитывать самостоятельность, желание помогать ближнему, беречь окружающую природу;
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного,
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать учеными. Наша группа на время превратится в лабораторию. А вот, что мы будем исследовать, сейчас узнаем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: наш учёный кот принёс для нас коробку.
(ставлю коробку, в которой находится крупный магнит, как бы случайно на скрепки.).
- Что происходит? Почему все скрепки притянулись к коробке? Что в ней лежит? (Предположения детей).
- Сейчас откроем и посмотрим. (Один из детей открывает посылку, достаёт магнит).
- Действительно, здесь лежит магнит. Цель нашего исследования: (магниты).
-Да, сегодня мы отправимся в мир магнитов.
Воспитатель:На какие вопросы, вам бы хотелось получить ответы? Что мы с вами хотим узнать о магнитах?
(Предполагаемые ответы детей: Что такое магнит? Какими свойствами обладает магнит? Как применяется магнит в жизни человека? Есть ли в магните что-то необычное, особенное?)
Воспитатель: Вы молодцы. Вы правильно поставили перед собой исследовательские задачи. Теперь нам нужно получить на них ответ.
- Но прежде чем мы приступим к исследованию, давайте повторим правила техники безопасности при работе в исследовательской лаборатории.
1. Без разрешения ничего не трогать.
2. Не прятать мелкие предметы ни в ухо, ни в нос, ни в рот.
3. Лаборатория - не место для шалостей.
4. Оставить после себя порядок.
Воспитатель: Спасибо. Мы обязательно будем соблюдать эти важные правила.
Воспитатель: мы превратились с Вами в ученых и начинаем разгадывать секреты магнита! Не забываем при ответе поднимать руку и не перебивать отвечающего товарища.
Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники! Перед вами небольшие магнитики. Возьмите их в руки, прислушайтесь к своим ощущениям.
- Какой магнит на вес? (Тяжёлый).
- Какой магнит на ощупь? (Гладкий, холодный, твёрдый).
- Какого цвета магнит? (Серый).
- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (Выслушать предположения детей). Магнит сделан из сплава нескольких металлов. Сплав, это когда берут разные металлы, расплавляют их в специальной печи и соединяют их вместе.
Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые, результаты своих исследований записывают. Давайте и мы с вами будем это делать с помощью карточек.
Опыт № 1 « Всё ли притягивает магнит»
Воспитатель: У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом.
Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на розовую тарелочку, а те которые не притягивает – на синюю.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
Воспитатель: Назовите, какие предметы притянул магнит. (скрепки, монеты, гвоздики…)
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (из металла, железа)
- А какие предметы не притянул магнит? (счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
Вывод: магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.
- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Зафиксируем наш вывод на карточке. Обведите карандашом те предметы, которые притягивает магнит. Молодцы! Продолжаем.
Опыт № 2. «Магнитные полюса»
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет (магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга)
Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы? (у нашей планеты Земля)
Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы? (круглой)
- А почему люди, предметы, дома не падают с неё? (земля притягивает к себе всё.). Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса.
Воспитатель: У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Соедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются? (когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить). Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами (определяют полюса)
Вывод: У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
Воспитатель: Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Динамическая пауза «Аэродром»
Воспитатель: Я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
Воспитатель: Может ли магнит терять свои свойства, если встречает преграду?
Опыт № 3 «Волшебная дорога»
Воспитатель: Ребята, перед вами лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
- Готовы? На старт, внимание, марш!
- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. Отчего так происходит? (Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)
Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.
Опыт № 4 «Затонувший корабль»
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это «затонувший корабль». Стоит задача: достать «корабль», не намочив руки? (прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, после того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.)
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду – стекло.
Воспитатель: Пора в нашей научной лаборатории подводить итоги.
- Как вы думаете, мы ответили на все вопросы?
Воспитатель: Вы были настоящими исследователями и я предлагаю поиграть еще в одну игру «Да-Нет» (на ковре).
Воспитатель высказывает предположения (в случае согласия дети хлопают в ладоши над головой, в случае отрицания-хлопки по коленям):
1. Магнит притягивает пластмассу.
2. Магнит действует через воду.
3. Магнит притягивает железные гвозди.
4. Магнит действует через картон.
5. Магнит притягивает дерево.
6. Магнит действует через стекло.
7. Магнит действует через воздух
8.Где используют свойства магнитов?
Рефлексия: понравилось быть учеными?
-Где используют свойства магнитов?
Воспитатель: Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти с ними новые опыты, интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"
Это интересное занятие для детей первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Конспект поисково - исследовательской деятельности "Здравствуй, проталинка!" для второй младшей группы
Конспект поисково - исслледовательской деятельности....

Конспект организованной образовательной поисково-исследовательской деятельности в средней логопедической группе Тема занятия: «Подарок от дяди Степы»
Тема занятия: «Подарок от дяди Степы» ...

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
НОД по поисково - исследовательской деятельности в стар-шей группе: «Свойства воды»Цель: Познакомить детей со свойствами воды.Задачи:Образовательные:1. Совершенствовать знания детей о знач...

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег. Свойства снега»
Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег. Свойства снега»...

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе
Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности на тему "Свет и тень" в средней группе...

Конспект ООд по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество" подготовительная к школе группа
расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности....
